Светлана Климова
Программа «В гармонии с собой»
▼ Скачать + Заказать документы
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Проблемы детей дошкольного возраста — частый камень преткновения на пути воспитания самостоятельной и гармоничной личности. Впоследствии они становятся причиной сложной психологической адаптации малыша в социуме.
Многие проблемы дошкольников в дальнейшем могут привести к трудностям в обучении и способностях приобретения новых знаний и навыков. Кроме того, трудности в поведении дошкольников являются основными причинами отказа детей от общения со своими сверстниками и негативно сказываются на их самооценке и чувстве собственного достоинства.
Темочки:
Одной из трудностей поведения детей является чрезмерная застенчивость. Дети в возрасте двух лет зависимы от своих родителей и по отношению к другим могут проявлять застенчивость, но большинство из них легко общаются со сверстниками и заводят друзей. Проблемы дошкольников появляются в том случае, если ребенок имеет слишком сильный страх расставания с мамой и цепляется за нее даже во время пребывания в детском саду и не проявляет активности в общении с другими. Есть еще одна причина этой проблемы, которая заключается в характере темперамента, из-за которого ребенок довольно медленно устанавливает контакт и вступает в общение с другими. Такие проблемы дошкольников могут перерасти в одну из серьезных форм социальной фобии.
В настоящее время довольной частыми явлениями стали такие проблемы дошкольников, как агрессивно поведение и гиперактивность. Некоторые дети от природы более энергичны и агрессивны, чем другие. Если ребенок психически здоров и имеет любящее окружение, то такая агрессия со временем пройдет. Проблемы дошкольников имеются в том случае, если дети длительное время кусаются, пинаются, дерутся, ссорятся, ломают игрушки, жестоко обращаются с животными и ругаются. Некоторые дети могут сдерживаться, но через промежуток времени агрессивное поведение усиливается.
Нередко встречаются такие проблемы дошкольников, как гиперактивность и расстройства внимания. Эти нарушения психики серьезно мешают процессам обучения и получению знаний при начале школьного периода. Кроме того, эти проблемы дошкольников влияют на дисциплину детей. Они не могут долго сидеть на одном месте и сосредотачивать свое внимание на чем-то одном длительное время. Это вызывает трудности с выполнением домашних заданий.
Цель: уменьшение негативных проявлений в поведении детей
Задачи:
1. Диагностическая работа по выявлению отклонений в поведении детей
2. Освоение детьми конструктивных форм поведения
3. Снижение психоэмоционального напряжения
4. Формирование интереса детей к окружающим людям
5. Закрепление знаний о правилах поведения
6. Развитие умения общаться с людьми.
Причины нарушения правил и норм поведения детьми дошкольного возраста
Основными причинами нарушения правил и норм поведения детьми дошкольного возраста являются:
1. Нарушение правил и норм поведения с целью привлечения к себе внимания взрослого.
Подобного рода поведение ребенка может быть способом привлекать к себе внимание окружающих, в частности родителей, когда его не хватает или ребенок не обладает иными навыками привлечения внимания к себе. Выходом здесь может быть то, чтобы не обращать внимания на нарушения правил и норм поведения, но поощрять их соблюдение, в частности, создавать прецеденты, когда ребенок их выполнит, затем хвалить. Можно также переключить внимание ребенка с поиска внимания взрослых на иные подкрепляющие стимулы, например удовольствие от выполнения какой-либо деятельности.
2. Нарушение правил и норм поведения по причине нерефлексивного отношения к ним ребенка.
Примечание: рефлексия - внутренняя психическая деятельность человека, направленная на осмысление своих собственных действий и состояний; самопознание человеком своего духовного мира.
Эффективным является объяснение ребенку причин, по которым следует делать одно и не следует делать другого. Необходимо обосновывать требования, стараться рассуждать вместе с ребенком, чтобы сделать его более понимающим, почему желательно одно и нежелательно другое поведение. Важно помогать ребенку, выстраивать четкую и непротиворечивую систему понятий о мире и о месте человека в этом мире.
3. Нарушение правил и норм поведения по причине противоречивости и непоследовательности родительских требований и/или требований иных воспитателей.
В этом случае родителям помогают выработать единую и непротиворечивую систему требований по отношению к ребенку и систему штрафных санкций.
4. Нарушение правил и норм поведения с целью оптимизации конфликтов между родителями.
С одной стороны, скрытое противостояние супругов; с другой стороны, когда это противостояние угрожало перерасти в конфликт, возможность подобного рода конфликта прерывалось поведением детей, связанных с нарушением норм и правил поведения. Своим поведением дети по-своему стараются внести участие в разрешение внутрисемейного конфликта, хотя, возможно, и неосознанно.
Ситуация, если супруги перестанут общаться друг с другом, при этом каждый из них станет углублять альянс с одним из детей, должна вызвать сильную реакцию отторжения на эмоциональном уровне как у родителей, так и у детей. Это происходит потому, что, согласно базовым представлениям той модели, в русле которой осуществляется работа, у человека на генетическом уровне закреплено, что супруги должны оставаться в семье супругами и родителями, а дети - детьми.
Причины детского непослушания
Первая причина. Раздражение: непослушание, скорее всего, вызвано борьбой за внимание. Если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и благополучия, то он находит свой способ его получить - непослушание. Родители то и дело отрываются от своих дел, делают замечания. Нельзя сказать, что это так уж приятно ребенку, но внимание все-таки получено. Лучше такое, чем вовсе никакого.
Вторая причина. Гнев: тогда, скорее всего, причиной непослушания является борьба за самоутверждение против чрезмерной родительской опеки. Детям особенно трудно, когда родители общаются с ними в основном в форме замечаний, опасений, указаний. Ребенок начинает восставать. Он отвечает упрямством, действиями наперекор. Смысл такого поведения - отстоять право самому решать свои дела, показать, что он личность. Неважно, что его решение подчас не очень удачное, даже ошибочное. Зато оно свое, а это главное!
Третья причина. Обида: то причина непослушания - желание отомстить. Дети часто обижаются на родителей. К примеру: родители более внимательны к младшему; родители разошлись; в доме появился отчим; родители часто ссорятся и т. д. Много единичных поводов: резкое замечание, несправедливое наказание. В глубине души ребенок переживает, а на поверхности - протесты, непослушание, неуспеваемость в школе. Смысл плохого поведения: «Вы сделали мне плохо, пусть и вам тоже будет плохо!»
Четвертая причина. Чувства безнадежности и отчаяния - в этом случае причиной непослушания является потеря веры в собственный успех.
Структура программы :
1. Игры на снятие психоэмоционального напряжения
2. Игры на сплочение коллектива
3. Коммуникативные игры
4. Чтение сказок
5. Беседы
6. Психогимнастические упражнения
7. Психологические этюды
8. Релаксационные упражнения
9. Арт-терапия
Форма реализации программы :
Занятия по программе проводятся 1 раз в неделю в подгруппах сформированных по результатам диагностики в течение 20-30 минут в зависимости от возраста детей.
Планируемые результаты:
1. Более развит навык социально-приемлемого поведения
2. Развито позитивное отношение к окружающим людям
3. Более сформирован навык следовать правилам коммуникативной культуры общения
4. Снижены негативные проявления в поведении
5. Сформирована способность сдерживать нежелательные эмоции
Планирование к программе «В гармонии с собой» для коррекции проблем поведения (средняя группа)
Занятие 1.
1. ритуал приветствия
2. правила поведения
3. охота на тигров
4. смелый заяц
5. ритуал прощания
Ноябрь 1-я неделя
Занятие 2.
1. ритуал приветствия
2. правила поведения
3. сказка про обман, Асю и рисование
4. воздушный шарик
5. ритуал прощания
2-я неделя
Занятие 3.
1. ритуал приветствия
2. правила поведения
3. зеркала
4. вежливый ребёнок
5. ритуал прощания
3-я неделя
Занятие 4.
1. ритуал приветствия
2. правила поведения
3. сказка про стеснительного мальчика
4. полёт высоко в небе
5. ритуал прощания
4-я неделя
Занятие 5.
1. ритуал приветствия
2. правила поведения
3. передай мяч
4. жадный пёс
5. ритуал прощания
Ноябрь 1- я неделя
Занятие 6.
1. ритуал приветствия
2. правила поведения
3. сказка про потерянный голос
4. необычная радуга
5. ритуал прощания
2-я неделя
Занятие 7.
1. ритуал приветствия
2. правила поведения
3. зевака
4. хочу и всё
5. ритуал прощания
3-я неделя
Занятие 8.
1. ритуал приветствия
2. правила поведения
3. сказка про плаксу
4. лифт
5. ритуал прощания
4-я неделя
Занятие 9.
1. ритуал приветствия
2. правила поведения
3. дотронься
4. упрямый мальчик
5. ритуал прощания
Январь 2-я неделя
Занятие 10.
1. ритуал приветствия
2. правила поведения
3. сказка покричим? потопаем?
4. глубокое дыхание
5. ритуал прощания
3-я неделя
Занятие 11.
1. ритуал приветствия
2. правила поведения
3. сапожок
4. злюка
5. ритуал прощания
4-я неделя
Занятие 12.
1. ритуал приветствия
2. правила поведения
3. сказка про Славу Обижайкина
4. игра с песком
5. ритуал прощания
Февраль 1-я неделя
Занятие 13.
1. ритуал приветствия
2. правила поведения
3. проверка знаний
4. молчок
5. ритуал прощания
2-я неделя
Занятие 14.
1. ритуал приветствия
2. правила поведения
3. сказка госпожа Нехочуха
4. муравей
5. ритуал прощания
3-я неделя
Занятие 15.
1. ритуал приветствия
2. правила поведения
3. добрые эльфы
4. жадный поросёнок
5. ритуал прощания
4-я неделя
Занятие 16.
1. ритуал приветствия
2. правила поведения
3. сказка семейные радости
4. улыбка
5. ритуал прощания
Март 1-я неделя
Занятие 17.
1. ритуал приветствия
2. правила поведения
3. чей предмет
4. два сердитых мальчика
5. ритуал прощания
2-я неделя
Занятие 18.
1. ритуал приветствия
2. правила поведения
3. сказка счастье для детей
4. пчёлка
5. ритуал прощания
3-я неделя
Занятие 19.
1. ритуал приветствия
2. правила поведения
3. позови ласково
4. злюка
5. ритуал прощания
4-я неделя
Занятие 20.
1. ритуал приветствия
2. правила поведения
3. сказка новый дом
4. бабочка
5. ритуал прощания
Апрель 1-я неделя
Занятие 21.
1. ритуал приветствия
2. правила поведения
3. сосны, ёлочка, пенёчки
4. лисёнок боится
5. ритуал прощания
2-я неделя
Занятие 22
1. ритуал приветствия
2. правила поведения
3. сказка новый друг
4. качели
5. ритуал прощания
3-я неделя
Занятие 23.
1. ритуал приветствия
2. правила поведения
3. доброе животное
4. спаси птенца
5. ритуал прощания
4-я неделя
Занятие 24.
1. ритуал приветствия
2. правила поведения
3. сказка про то как невоспитанный мальчик стал воспитанным
4. воздушный шарик
5. ритуал прощания
Май 1- неделя
Занятие 25.
1. ритуал приветствия
2. правила поведения
3. возьмёмся за руки друзья
4. шалтай-болтай
5. ритуал прощания
2-я неделя
Планирование к программе «В гармонии с собой» для коррекции проблем поведения (старшая, подготовительная группы)
Занятие 1.
1. ритуал приветствия
2. сиамские близнец
3. часовой
4. арт-терапия. Работа с пенопластом
5. ритуал прощания
Ноябрь 1-я неделя
Занятие 2.
1. ритуал приветствия
2. сказка теперь я не жадный
3. ладонь в ладонь
4. капитан
5. ритуал прощания
2-я неделя
Занятие 3.
1. ритуал приветствия
2. тропинка
3. добрый мальчик
4. арт-терапия. Работа с пенопластом
5. ритуал прощания
3-я неделя
Занятие 4.
1. ритуал приветствия
2. сказка за правду не ругают
3. небоскрёб
4. внимательный мальчик
5. ритуал прощания
4-я неделя
Занятие 5.
1. ритуал приветствия
2. дракон
3. посещение больного
4. арт-терапия. Работа с пенопластом
5. ритуал прощания
Декабрь 1-я неделя
Занятие 6.
1. ритуал приветствия
2. сказка настоящий друг
3. сложи картинку
4. любящий сын
5. ритуал прощания
2-я неделя
Занятие 7.
1. ритуал приветствия
2. менялки
3. честный шофёр
4. арт-терапия. Работа с бумагой
5. ритуал прощания
3-я неделя
Занятие 8.
1. ритуал приветствия
2. сказка о дружбе
3. запрещённое движение
4. мороженое
5. ритуал прощания
4-я неделя
Занятие 9.
1. ритуал приветствия
2. пожелание
3. так будет справедливо
4. арт-терапия. Работа с бумагой
5. ритуал прощания
Январь 2-я неделя
Занятие 10.
1. ритуал приветствия
2. сказка гномик
3. улитка
4. справедливый папа
5. ритуал прощания
3-я неделя
Занятие 11.
1. ритуал приветствия
2. дрозды
3. робкий ребёнок
4. арт-терапия. Работа с бумагой
5. ритуал прощания
4-я неделя
Занятие 12.
1. ритуал приветствия
2. сказка братья капризы
3. весёлый счёт
4. эгоист
5. ритуал прощания
Февраль 1-я неделя
Занятие 13.
1. ритуал приветствия
2. кто быстрее
3. наглец
4. арт-терапия. Работа с бумагой
5. ритуал прощания
2-я неделя
Занятие 14.
1. ритуал приветствия
2. сказка про ёжика Витю
3. пирамида любви
4. притвора
5. ритуал прощания
3-я неделя
15. 1. ритуал приветствия
2. коробка добрых поступков
3. чуня-задавака
4. арт-терапия. Работа с бумагой
5. ритуал прощания
4-я неделя
Занятие16.
1. ритуал приветствия
2. сказка маленький медвежонок
3. секрет
4. мышка-хвастунья
5. ритуал прощания
Март 1-я неделя
Занятие17.
1. ритуал приветствия
2. рукавички
3. кривляка
4. арт-терапия. Работа с сухими листьями
5. ритуал прощания
2-я неделя
Занятие 18.
1. ритуал приветствия
2. сказка про енота
3. тень
4. карабас-барабас
5. ритуал прощания
3-я неделя
Занятие 19.
1. ритуал приветствия
2. царевна-несмеяна
3. страшный зверь
4. арт-терапия. Работа с сухими листьями
5. ритуал прощания
4-я неделя
Занятие 20.
1. ритуал приветствия
2. сказка о зайчике, который обиделся на свою маму
3. конспиратор
4. три характера
5. ритуал прощания
Апрель 1-я неделя
Занятие 21.
1. ритуал приветствия
2. клеевой ручеёк
3. повар-лгун
4. арт-терапия. Работа с гуашью
5. ритуал прощания
2-я неделя
Занятие 22.
1. ритуал приветствия
2. сказка маленький котёнок
3. руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся
4. просто старушка
5. ритуал прощания
3-я неделя
Занятие 23.
1. ритуал приветствия
2. слепец и повадырь
3. чертёнок, или мальчик наоборот
4. арт-терапия. Работа с пластилином
5. ритуал прощания
4-я неделя
Занятие 24.
1. ритуал приветствия
2. сказка о ёжике, который хотел, чтобы на него обращали внимание
3. подарок на всех
4. розовое слово «привет»
5. ритуал прощания
Май 1-я неделя
Занятие 25.
1. ритуал приветствия
2. волшебный букет цветов
3. дети спасены
4. арт-терапия. Работа с пластилином
5. ритуал прощания
2-я неделя