Светлана Дубова
Программа по основам пешеходного туризма «Туристы-непоседы»
▼ Скачать +Заказ
«Туристы – непоседы»
Пояснительная записка
«Туристы-непоседы» (Основы пешеходного туризма) – программа для детей старшего дошкольного возраста туристическо-краеведческой направленности, учебно-познавательная.
Учебно-воспитательный процесс требует от дошкольников в основном умственного напряжения, в то время как биологическая сущность ребёнка направлена на активную физическую деятельность и непосредственное познание окружающего его мира. В данной программе представлено содержание оздоровительно-познавательной деятельности с дошкольниками посредством привития туристических навыков – в этом актуальность данной программы.
Публикация «Программа по основам пешеходного туризма „Туристы-непоседы“» размещена в разделах
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Туризм. Туристическая деятельность и походы в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2013
Цель:
Развитие двигательной и познавательной активности дошкольников, укрепление их здоровья в процессе туристическо-познавательной деятельности.
Задачи:
• дать знания, умения, навыки по основам туристическо-краеведческой деятельности;
• сформировать представления о правилах поведения на природе во время походов, прогулок, экскурсий;
• развивать поисково-исследовательскую деятельность;
• дать понятия об элементах проектирования.
Отличительные особенности программы :
Программа курса состоит из разделов, включающих первоначальные сведения по туризму, экологии, топографии, ориентированию на местности, азам оказания первой медицинской помощи, судейству, краеведческой деятельности, изучая которые дети должны больше находиться в движении, на воздухе, занятия должны включать разные формы работы. Поэтому увеличено время на проведение практических занятий как в помещении, так и на воздухе, много экскурсий, прогулок, походов.
Программа рассчитана на детей 6-7 лет, на один год обучения. Предусмотрено участие в походах, турслётах.
Режим занятий – 1 занятие в неделю.
Предполагается проводить как практические, так и теоретические занятия: беседы, диалоги, викторины, конкурсы, трудовые десанты, праздники, игры, инсценировки.
Ожидаемые результаты – развитие самостоятельности у дошкольников, приобретения ими знаний, умений и навыков в области туризма, туристического быта, медицины, экологии, здорового образа жизни, общественно-полезной деятельности.
Формы подведения итогов: анкетирования, викторины, эстафеты, конкурсы, соревнования, слёты.
За основу взята программа «Юные туристы-краеведы» (Туризм и краеведение : образцовая программа для системы ДОД /. Под редакцией Ю. С. Константинова, А. Г. Маслова; Федеральный центр детского и юношеского туризма и краеведения; М. : Советский спорт, 2005).
Учебно - тематический план
Тема
Введение. Техника безопасности.
Туристско-бытовые навыки юного туриста
Азбука топографии
Туристское и экскурсионное ориентирование
Личная гигиена и первая доврачебная помощь
Основы краеведения
Спортивно-оздоровительный туризм
Общая физическая подготовка
Участие в массовых мероприятиях ДОУ
Итоговое занятие
Учебно-тематический план «Туристы-непоседы»
ТЕМА ЗАНЯТИЯ
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ
1. Знакомство с предметом обучения. П. Т. Б. Ролевые игры по правилам поведения.
ТУРИСТСКО-БЫТОВЫЕ НАВЫКИ ЮНОГО ТУРИСТА
Основы безопасности в природной среде, дома, в детском саду
Пожарная безопасность, правила поведения в чрезвычайных ситуациях
Личное снаряжение и уход за ним
Эстафеты с элементами укладки рюкзака «Пара в дорогу»
Питьевой режим на туристской прогулке.
Групповое снаряжение и уход за ним
Упаковка группового снаряжения. Его распределение между туристами
Развлечение «Мы идём в поход»
Индивидуальный и групповой ремонтный набор. Игра состязание «Ремонт личного снаряжения»
Экология и здоровье. Охрана природы в походах
Организация биваков: требования, обустройство, оборудование
Установка и снятие, упаковка палатки.
Закрепление знаний, умений по организации биваков
Туристская группа на прогулке, экскурсии: строй, ритм, темп движения, привалы
Виды костров, их значение. Правила безопасности при заготовке дров
Игры на прогулке : футбол, пионербол
АЗБУКА ТОПОГРАФИИ
План местности. Рисовка плана группы. Знакомство с планом ДОУ. План улицы Измерение расстояний. Освоение навыков движения по плану, схеме. Дидактическая игра: «Где план, а где рисунок?»
Топографическая и спортивная карты. Топознаки. Рисовка условных знаков
Топознаки. Рисовка. Разгадывание кроссвордов. Игры
Легенда туристического маршрута
Овладение навыками чтения легенды во время туристской прогулки
Составление легенды движения группы условными знаками
Овладение навыком составления легенды
ТУРИСТИЧЕСКОЕ И ЭКСКУРСИОННОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ
Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование по сторонам горизонта
Ориентирование на местности по объектам растительного и животного мира, по местным признакам
Ориентирование по звёздному небу, солнцу
Выработка навыков ориентирования сторон горизонта по солнцу, объектам растительности и животного мира, по местным признакам (в лесу)
Выработка навыков ориентирования. Ориентирование по следам животных
Подвижные игры: «По следам и приметам», «Будь внимателен», «Двенадцать записок»
Линейные и точечные ориентиры. Рельеф. Измерение расстояния на местности
Компас. Его устройство. Ориентирование по компасу
Закрепление умений ориентирования по компасу
Ориентирование по легенде. Движение по плану
Виды туристского ориентирования. Правила соревнований. Права и обязанности участников
Оборудование КП. Обучение навыкам отметки на КП.
Игра-состязание «Отметься на КП»
Правила, технические приёмы туристического ориентирования на маркированной трассе
Прохождение дистанции «маркированный маршрут» (с педагогом)
Правила, технические приёмы туристического ориентирования на обозначенном маршруте
Прохождение дистанции «обозначенный маршрут» (с педагогом)
Правила, технические приёмы туристического ориентирования по выбору
Прохождение дистанции «Ориентирование по выбору» (с педагогом)
Участие в соревнованиях по ориентированию
ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА И ПЕРВАЯ ДОВРАЧЕБНАЯ ПОМОЩЬ
Личная гигиена на прогулках, при организации перекусов на занятиях. Утренний и вечерний туалет. Закаливание. Игра «Айболит»
Походный травматизм и возможные заболевания. Причины травм. Индивидуальная и групповая аптечка
Оказание первой доврачебной помощи при порезах, ссадинах, ушибах, мозолях
Причины ожогов, обморожений. Признаки и виды ожогов, обморожений. Оказание первой помощи
Защита глаз от попадания посторонних предметов, жидкостей, газов. Необходимая помощь
Профилактика пищевых отравлений. Признаки отравления. Оказание первой помощи
Причины теплового и солнечного удара. Признаки заболевания. Необходимая помощь
Остановка кровотечений. Наложение шин и повязок при переломах
Способы транспортировки пострадавшего. Изготовление транспортировочных средств из подручного материала. Транспортировка условного пострадавшего
ОСНОВЫ КРАЕВЕДЕНИЯ
Родословие. Диалог о родителях, родственниках, друзьях. Рисование на тему «Моя семья»
История детского сада. Воспитатели. Встреча с ветеранами
Встреча с выпускниками. Беседы с ними
Экскурсия-исследование: «Наш микрорайон»
Природа родного края: погода, климат, местные признаки погоды. Наблюдение за погодой
Природа родного края: времена года, сезонные изменения в природе. Рисунок на тему: «Моё любимое время года»
Природа родного края: растения своей местности в разное время года. Наблюдения по картинам художников
Природа родного края: животные нашего края в разное время года
Экскурсия в лес. Правила поведения в природе. Следы животных и птиц на снегу. (зимой)
Экскурсия в лес. Выполнение краеведческих заданий: сбор растений для гербария (осень, весна)
Изготовление и установка кормушек для зимующих птиц
Викторина на тему: «Природа родного края»
СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ
Способы преодоления простейших естественных препятствий (без страховочного снаряжения) : движение по дорогам, по лесу, по слабопересечённой местности. Отработка умений и навыков
Способы преодоления простых водных преград (по жердям, кочкам, бревну) Отработка умений и навыков
Техника преодоления крутых склонов (спуски, подъёмы). Отработка умений и навыков по песчаным склонам
Способы преодоления полосы препятствий пешеходного туризма. Естественные и искусственные препятствия
Способы преодоления дистанции соревнований, этапы дистанции. Размётка и маркировка дистанции. Старт и финиш
Отработка умений и навыков по преодолению полосы препятствий
Анализ практических занятий по преодолению полосы препятствий. Подвижные игры
Знакомство со страховочным снаряжением. Туристические узлы
Соревнования по преодолению полосы препятствий
Лыжный туризм. Подбор лыж и снаряжений
ПТБ при ходьбе на лыжах. Стойка лыжника на различном рельефе. Передвижение ступающим и скользящим шагом
Ходьба на лыжах с палками и без палок
Эстафеты до 50 м
Лыжная прогулка. Наблюдение за природой
Лыжная прогулка. Катание с горки, подъём на горку
Участие в соревнованиях по лыжам
ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Влияние физических упражнений на укрепление здоровья, повышения работоспособности. Разучивание комплексов утренней гимнастики
Гигиена при занятиях физическими упражнениями. Освоение основ техники бега
Прыжки в длину с разбега, с места, в высоту
Упражнения на развитие быстроты, скоростно-силовых качеств
Спортивные игры: футбол
Спортивные игры: пионербол
Народные игры: лапта, городки
Режим дня. Его значение. Составление
Выявление физической подготовленности детей. Тестирование. Выполнение нормативов (осенью)
Физическое совершенствование детей за год. Контрольные тесты (весной)
Поход выходного дня. Закрепление полученных знаний, умений и навыков
Участие в мероприятиях ДОУ
Список литературы.
Для педагога
1. Аппенянский А. И. Физическая тренировка в туризме. – М. :ЦРИБ «Турист», 1988
2. Багаутдинова Ф. Г. Туристско-краеведческая деятельность. – М. : Ц Д Ю Т и К, 2002
3. Воронов Ю. С. Методика обучения юных ориентировщиков тактическим действиям и навыкам. – Смоленск, 1998.
4. Рыжавский Г. Я. Биваки. М. : Ц Д Ю Т, 1995
5. Крайнёва И. Н. Узлы. – Спб, 1997
Для детей
1. Бардин К. В. Азбука туризма. – М. : Просвещение, 1981
2. Иванов Е. И. Начальная подготовка ориентировщика. – М. : Физкультура и спорт, 1985
3. Энциклопедия туриста. – М. : Большая российская энциклопедия, 1993