Манастырская
Программа туристско-краеведческой направленности для детей старшего дошкольного возраста
Программа туристско-краеведческой направленности : дошкольное объединение «Веселые рюкзачки» для детей старшего дошк. возраста
Пояснительная записка
Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. ООН называет эту проблему одной из приоритетных в научных исследованиях. В Российской Федерации от различных катастроф ежегодно погибает более 300 тысяч человек, 100 тысяч человек становятся инвалидами, еще больше людей теряют здоровье. Защита человека от негативных воздействий - первостепенная задача нашей страны.
Публикация «Программа туристско-краеведческой направленности для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Анализируя понятие «экстремальный», «безопасность», понятно, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой. Общеизвестно, что детство это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека.
Особую тревогу мы испытываем за беззащитных маленьких граждан-дошколят. Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ). Ведь в условиях социального, природного неблагополучия естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать не безопасной для него. Поэтому необходимо сформировать у ребенка сознательное и ответственное отношение к личной безопасности окружающих, воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в неадекватных ситуациях. Находясь на природе, на прогулке ребенок при неумелом поведении может нанести вред своему здоровью. Избежать опасностей, которые могут подстерегать наших детей, можно лишь путем целенаправленного обучения воспитанников основам безопасного поведения в природе.
Научить ребенка безопасному поведению: это значит - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность – это не только усвоенные знания, но и умение правильно вести себя в различных ситуациях. Эта проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора данной темы. В силу различных обстоятельств, ввиду загруженности родителей, семьи мало бывают на природе, выезжают в лес, на реку. А ведь туризм развивает такие прекрасные черты человеческого характера, как коллективизм, дисциплинированность, упорство, настойчивость, укрепляет волю, развивает смелость, самостоятельность, взаимопонимание. Так же у ребенка, который с малых лет ходят с родителями в лес, в походы, уже с дошкольного возраста закладываются навыки экологической культуры, соблюдение правил здорового образа жизни, это помогает расширить знания о природных и погодных явлениях.
В настоящее время основным приоритетом образования выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребё нком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии. Мир, окружающий ребёнка, становится год от года всё разнообразнее и сложнее и требует от него не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстроты ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач.
Опыт походной жизни развивает у дошкольников первоначальные навыки выживания в природной среде. Туризм является прекрасным средством активного отдыха. Интересно продуманная двигательная деятельность детей в природных условиях развивает у них интерес к занятиям туризмом и физической культурой, повышает мотивацию на здоровье и здоровый образ жизни.
Туризм — это не просто рекреативная физическая культура, это нечто большее, чем отдых. Туризм в детском саду — это школа жизни для маленьких воспитанников, школа мужества, ведь каждый поход требует новых знаний и умений как от педагогов, так и от дошкольников.
Содержание программы рассчитано на два года занятий с детьми старшего дошкольного возраста, проявляющими интерес к естествознанию, физической культуре, туризму и краеведению. Рекомендуемый минимальный состав группы не менее 12 человек.
Примерная учебная программа одного года занятий рассчитана на 52 часа (1 час в неделю, с сентября по август включительно. Общий объём программы – 104 часа. Педагог имеет возможность исходя из времени года и погодно- климатических условий, самостоятельно распределять последовательность изучения тем программы, устанавливать продолжительность занятий, которая не должна превышать двух часов в помещении и четырех часов на местности.
В программе предполагается активное участие детей и их родителей в туристско-краеведческой и оздоровительно-познавательной деятельности.
В работе будут использоваться разные виды деятельности, при которых воспитанники будут получать знания, умения и навыки по безопасному поведению в природе:
• краеведение – изучение природы Ямала (региональный компонент);
• образовательный терренкур;
• экскурсии;
• походы;
• изучение основ туризма;
• туристические соревнования.
Каждая тема занятий предполагает как организацию активной оздоровительно-спортивной деятельности (физические упражнения; подвижные игры; мини-соревнования; состязания в помещении и на природе; туристские и оздоровительные прогулки, так и познавательно-творческой деятельности обучающихся (экскурсии, беседы; коллективное чтение и обсуждение художественных произведений о природе и путешественниках; просмотр мультфильмов, сказок и видеосюжетов; изготовление детьми поделок из природных материалов, рисование природных объектов).
При составлении программы учтены следующие разделы:
основы туристской подготовки, основы краеведения, основы безопасности жизнедеятельности.
Отличительной особенностью данной программы является тот факт, что в рамках одного детского объединения, дошкольники получают возможность приобрести базовые туристские навыки (туристская составляющая, пройти специализацию в пеших туристских походах и спортивном ориентировании (спортивная составляющая, получить знания в области краеведения (краеведческая составляющая) и сформировать навыки безопасного поведения на природе.
Все содержание образования разделено по тематическим блокам.
На каждом из этапов реализуется единая технология обучения: это эффективный метод планирования процесса, обеспечения единства педагогических требований, постепенное, заранее продуманное усложнение программного материала, практическая направленность содержания образования, обеспечение безопасности жизни и здоровья детей, одновременная целостность и индивидуализация образовательного процесса.
Освоение содержания образования идет на двух уровнях: базовом, когда формируются основные компетенции (техническая, социальная, коммуникативная) туриста-пешеходника и углубленном.
Цели и задачи
Цель программы : Развитие у детей старшего дошкольного возраста безопасного поведения на природе. Расширение и закрепление знаний детей о природе как целостной взаимосвязанной системе, формирование эколого-туристских знаний и умений природопользования, развития поисково-исследовательской деятельности.
Для реализации поставленной цели определены следующие задачи программы :
• укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию воспитанников;
• создание условий для формирования устойчивого интереса к систематическим занятиям туризмом;
• обучение жизненно важным умениям и навыкам, необходимым для выживания в экстремальных условиях;
• воспитание волевых качеств: целеустремленности, настойчивости инициативы, ответственности, товарищества и взаимовыручки;
• развитие разнообразных практических навыков: самоорганизации и самоуправления;
• обеспечение безопасности спортивных туристских походов и соревнований.
• формирование бережного отношения к природе.
Особое внимание необходимо уделять вопросам обеспечения безопасности и предупреждения травматизма при изучении каждой темы, каждого годового цикла, при проведении каждого занятия, тренировки, старта, мероприятия.
Тематическое планирование
1 блок. Основы туристской подготовки
Кто такие туристы? Туристские путешествия, история развития туризма. Туризм и его разновидности. Знакомство с туристским снаряжением. Личное снаряжение туриста. Групповое снаряжение туриста. Специальное снаряжение туриста. Туристические узлы. Туристский быт. Организация лагеря. Разведение костра. Выбор и заготовка дров. Разведение костра под дождем. Питание в туристском походе. Подготовка к походу, путешествию. Туристские должности в группе. Правила движения в походе. Преодоление естественных препятствий. Подведение итогов туристского путешествия. Походная аптечка туриста. Использование лекарственных растений. Доврачебная помощи. Поиск пропитания в условиях дикой природы: Растительная пища. Животная пища. Нетрадиционные продукты питания.
2 блок. Ориентирование и топография
Ориентирование и топография. Первоначальное понятие о топографической карте и условных знаках. Что такое горизонт? Компас. Работа с компасом. Ориентирование по небесным светилам. Ориентирование по местным признакам.
3 блок. Краеведение.
Родной край. Карта Ямала. Природа Ямала. Животный мир. Природа Ямала. Растительный мир. Природа Ямала. Водоемы. Мой город – Губкинский. Символика Ямала. Туристские возможности родного края. Известные земляки. Общественно-полезная, краеведческая деятельность. Наблюдения в походе. Полезные богатства края.
4 блок. Безопасность в природе.
Зимний лес. Осенний лес. Поведение на водоемах весной. Съедобное – несъедобное. Съедобные ягоды и ядовитые растения. Лекарственные растения. Небезопасные зимние забавы. «Дым увидел – не зевай, а пожарных вызывай». Пожар в лесу. Если ты потерялся в лесу. Меры безопасности при обращении с огнем и при заготовке дров. Страна насекомия. Как избежать неприятностей на воде. «Осторожно Солнце!». Сигналы опасности природы. Действия в случае потери ориентировки.
Планируемые результаты освоения Программы
Результатом успешной работы по данной программе можно считать следующее:
ребенок знает
- характерные признаки различных видов туризма
- о гигиене туриста
- правила питания
- особенности физической подготовки юного туриста
- ядовитые и несъедобные растения и грибы
- лекарственные и плодово-ягодные съедобные растения
- что такое поход, малый и большой привал
- что взять с собой в поход
- что такое “нормы и правила поведения в природе”
- правила поведения при передвижении в городе, в лесу, у реки
- характерные признаки плана (комнаты, двора д/сада, города)
- характерные признаки топографической карты и туристической карты
- устройство компаса
- стороны горизонта
- около 10 условных топографических знаков
Ребё нок понимает:
- какую пользу приносят походы и экскурсии
- как пешеходный туризм влияет на природу
- роли зелёных растений в укреплении здоровья - необходимости соблюдения личной гигиены в сохранении своего здоровья
-что неправильно выполненные правила передвижения - это причина разрушения природы
- что правильное выбранное личное снаряжение – залог успешного похода, отдыха и отличного здоровья
- плоскостное изображение предметов и объектов на листе бумаги: вид сверху
-уменьшенное изображение предметов и объектов на листе бумаги: масштаб
- что, охраняя природу, мы охраняем свое здоровье
- длительность периода “заживления ран” на земной поверхности
Ребё нок умеет:
- применять свои знания о явлениях природы
- определять по описанию, внешнему виду, иллюстрированному материалу широко распространённые лекарственные растения
- определять по внешнему виду (гербарий, на природе) ядовитые и несъедобные грибы и растения - выполнять комплекс физических упражнений утренней гимнастики
- оказывать первую медицинскую помощь при ранах, кровотечениях
- укладывать рюкзак
- завязывать простейшие узлы
- выполнять правила поведения при передвижении в природном и социальном окружении - определять свою точку стояния на плане
- рисовать путь движения в виде сложной ломаной линии с нанесением топографических знаков или своих значков
- определять север, юг с помощью компаса
- изображать основные условные знаки
- определять место нахождения предметов на плане микрорайона
- выполнять правила отдыха на природе: обращение с дикими животными, огнем, сбора дикорастущих растений и грибов
- выполнять правила сбора гербарного материала: листьев, плодов и семян
- заготавливать корм для птиц
- оформлять результаты наблюдений, впечатлений в виде творческой работы (рисунок, аппликация, лепка и т. д.)
- помогать в природоохранных делах: очистке территории от мусора, “заживлении ран от костров” - выполнять правила поведения отдыхающий, туристов : утилизации бытовых отходов, бесшумного поведения на природе.
Способы проверки результатов освоения программы :
Основной формой проверки результативности освоения содержания программы являются слёт маленьких туристов, которые проводятся 1 раз в год и подразумевают оценку качества выполнения всех заданий, обозначенных в программе и демонстрацию результатов работы для родителей в форме полосы препятствий для юных туристов.
Для проверки результативности проводится диагностика, результаты которой позволяют определить степень усвоения ребенком программных требований.
Организация образовательного процесса
Программа рассчитана на 104 учебных часа( 2 года обучения)
Занятия объединения проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня.
По форме и содержанию туристическая деятельность в условиях городского детского сада очень разнообразна (игры-занятия, прогулки, походы, экскурсии, слеты и др.)
Группа должна составляться из детей одного возраста.
С целью сохранения здоровья и исходя из программных требований продолжительность игр-занятий по туризму соответствует возрасту детей.
Продолжительность занятия для детей дошкольного возраста : - 6-го года жизни – не более 25 минут
Каждое занятие – игры-путешествия. Занятие состоит из трё х частей: подготовительной, основной и заключительной.
I. Подготовительная часть занятия занимает 5-15% от общего времени. Задачи этой части сводятся к тому, чтобы подготовить ребёнка к работе, создать психологический и эмоциональный настрой.
II. Основная часть занимает 70-85% от общего времени. В этой части решаются основные задачи, идёт основная работа. В этой части даётся большой объём знаний, развивающие способности детей.
III. Заключительная часть занятия длится от 3 до 7 % общего времени.
Программой предусмотрено построение образовательного процесса на основе интеграции образовательных областей как одного из важнейших принципов организации работы с дошкольниками в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
1. Туристическая прогулка представляет собой передвижение на местности с познавательной, оздоровительной целью, с целью закаливания организма. В зависимости от времени года и подготовленности дошкольника прогулки могут быть пешие, лыжные. Это самая простая, распространенная и доступная кратковременная форма туризма для детей дошкольного возраста.
2. Туристический поход – это путешествие с активным способом передвижения в отдаленных от ДОУ местах, осуществляемое с образовательной, оздоровительной, спортивной целью.
3. Местный туризм – это путешествия, проводимые в пределах своего района.
4. Образовательный терренкур – это специально организованные маршруты для детей по территории ДОУ с посещением зоны игр на асфальте, центров познавательно-исследовательской деятельности, прохождением экологических и оздоровительных троп.
В зависимости от цели и задач туристические прогулки могут быть разного вида:
• Спортивно – тренировочные. Эта разновидность предполагает прохождение пешком или на лыжах более длительного маршрута.
• Краеведческие прогулки направлены на изучение особенности природного окружения родного края, они проводятся с целью экологического образования детей.
• Развлекательные. Проводятся в конце месяца, сезона, когда подводится некий итог проделанной работы.
• Эстетико-романтические прогулки направлены на решение преимущественно задач художественно – эстетического воспитания. Например, прогулка - пленэр может быть проведена в весенне- летний и осенний период.
• Образовательный терренкур – это специально организованные маршруты для детей по территории ДОУ с посещением зоны игр на асфальте, центров познавательно-исследовательской деятельности, прохождением экологических и оздоровительных троп. Маршруты организованы таким образом, чтобы на пути у детей встречались различные препятствия, и детям необходимо было решить данную проблему, найти пути выхода из ситуации.
Занятия туризмом имеют много преимуществ:
Во-первых, туризм, как средство физического воспитания, позволяет круглогодично разнообразить двигательную деятельность детей и в полной мере использовать циклические движения на свежем воздухе, которые стимулируют развитие общей выносливости и способствуют повышению уровня развития основных физических качеств ребенка.
Во-вторых, именно туризму присущи коммуникативные функции и при целенаправленном педагогическом воздействии они могут играть значительную роль в решении задач нравственного воспитания.
В-третьих, средства туризма обладают большим познавательным потенциалом и могут способствовать более эффективному и качественному усвоению знаний в соответствии с программными требованиями, а также развивать познавательные способности детей.
Методика обучения
Используются следующие методы:
• Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, работа с книгой;
• Наглядные методы: использование оборудования спортивного зала, просмотр фотографий, видеофильмов, картин, схем, плакатов, рисунков, макетов, карт, графического изображения;
• Практические методы: спортивные тренировки, соревнования, походы, зачетные занятия. Для эффективного усвоения учебного материала практическую деятельность следует проводить на местности в форме соревнований, походов, сборов;
• Методы контроля: теоретические и практические зачеты, тестирование.
В программе соблюдается преемственность не только с последующим обучением, но и с предыдущим.
Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребё нка-дошкольника.
На занятии должен главенствовать дух открытия. Обучать детей так, чтобы они об этом даже не догадывались, то есть использовать в обучении игровые технологии. Обучение дошкольников должно происходить в контексте практической и игровой деятельности в процессе решения детьми проблемных задач.
Образовательная ситуация должна конструироваться так, чтобы ребёнок был в активной позиции, в деятельности (ребёнок должен быть то слушающим, то наблюдающим, то действующим).
Взаимодействие с родителями
1. День сотрудничества (собрания, беседы, консультации для родителей, показ элементов туризма, совместные подвижные игры, игры-соревнования (преодоление преград, экскурсии, прогулки, походы)
2. Информационный стенд "Игры в походе", "Чем заняты туристы”и т. д.
3. Подготовка и проведение встречи "За круглым столом" - опыт семейного воспитания по теме "Путешествуем семьей"
4. Выпуск газеты “Совместный поход”.
5. Организация походов по окрестностям Губкинского.
Дидактическое обеспечение программы
Для занятий необходимы спортивное оборудование и инвентарь, соответствующие возрасту детей, доска магнитная, стеллажи для пособий, шкаф для пособий, магнитофон, компьютер, снаряжение для туриста (палатки, рюкзаки, компас, фонарь, географические карты, схемы и т. д., демонстрационные и индивидуальные для каждого ребенка пособия, рабочие тетради.
Список художественных произведений для использования на занятиях.
Безопасное поведение в природе:
• «Хитрые ласки» (Г. Шалаева).
• «Что нельзя купить?» (В. Орлова).
• «Наша планета» (Я. Аким).
• «Сережа» (Р. Сеф)
• Сказка «На лесной тропинке» (Т. Шорыгина).
• «Советы лесной мышки»(Т. Шорыгина).
• «Не ешь незнакомые ягоды в лесу» (Г. Шалаева)
• «Наказание за незнание» (М. Фисенко).
• «Ландыш» (Е. Серова)
• «Осколок стекла» (Т. Шорыгина).
• «Пожар в лесу» (М. Фисенко)
• Волшебные вороны» (Т. Шорыгина).
• «Не ходи по льду водоема» (Г. Шалаева, Н. Иванова).
• «Зима» (М. Фисенко)
• «Гроза» (А. Барто).
• «Гроза» (В. Лифшиц).
• Сказка «Добрая Ивушка»(Т. Шорыгина).
• «Как Стобед бросил бутылку и что из этого вышло»(Д. Орлова).
• «Не купайся в запрещенных местах» (Г. Шалаева,Н. Иванова).
• «Не прыгай в воду в незнакомых местах» (Г. Шалаева,Н. Иванова).
• «Как Владик с Катей ходили купаться» (М. Фисенко)
• «Как неразлучные друзья в воде не тонули» (А. Иванов)
Дидактические и подвижные игры:
«Одень туриста по сезону»
«Собери рюкзак в поход» «Выбери снаряжение для похода» «Разложи костер»
«Ориентировка по компасу» «К названному дереву - беги» «Хорошо – плохо»
«Перевал»
Поисковые игры:
«Кто быстрее найдет клад»
«Проложи самый короткий маршрут»
Игры туристской тематики :
«Ловкий турист», «Болото», «Кто самый меткий»