Наталья Хлебникова
Программа театрального кружка «Теремок» для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Программа театрального кружка для детей подготовительной группы
Театр – искусство прекрасное.
Оно облагораживает, воспитывает человека.
Тот, кто любит театр по -настоящему,
всегда уносит из него запас мудрости и доброты
К. С. Станиславский
Пояснительная записка
В нашем детском саду художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест и является одним из приоритетных направлений.
Публикация «Программа театрального кружка „Теремок“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Театр. Кружковая работа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театральные студии и кружки для детей. Планы, программы
- «Теремок». Все материалы на сказочную тему
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
На практике мы наблюдаем, что развивающий потенциал театрализованной деятельности используется недостаточно. Чем можно это объяснить?
1. Недопонимание значения театрализованной деятельности для развития детей
2. Педагоги используют ее в работе в основном для развития творческого потенциала детей и чаще всего как инсценировку к празднику, а в повседневной жизни – достаточно бессистемно, эпизодически, по своему усмотрению, зачастую для того, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее.
3. В возрасте 6—7 лет педагоги отмечают резкое снижение интереса детей к этой сфере деятельности. Это происходит потому, что в связи с общим развитием и накоплением опыта, с ростом зрительной культуры и наблюдательности дети становятся способными к адекватной самооценке. В результате у ребенка появляется неуверенность в себе и своих возможностях, что отрицательно сказывается на общем психическом развитии и эмоциональном благополучии ребенка.
4. Некоторые родители-прагматики считают, что накануне поступления ребенка в школу нецелесообразно заниматься эстетическим развитием ребенка. По их мнению, гораздо важнее сосредоточиться на обучении его чтению, математике.
5 У большинства дошкольников отсутствует опыт восприятия театрального искусства.
. В связи с этим, в ДОУ введены дополнительные занятия по театрализованной деятельности в форме кружка «Теремок» .
Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей.
Цель программы — развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности
Задачи
1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности.
2. Знакомить детей с различными видами театров
3. Развивать навыки действий с воображаемыми предметами
4. Побуждать к импровизации с использованием доступных каждому ребенку средств выразительности (мимика, жесты, движения)
5 Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
6. Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми
7. Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.
8. Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
9. Вызывать желание произносить небольшие монологи и развернутые диалоги в соответствии с сюжетом инсценировки.
10 Формирование правильной артикуляции, интонационной выразительности речи
10. Воспитывать культуру поведения в театре
Программа предполагает проведение 1 занятия в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия: 30 мин — подготовительная группа. Общее количество учебных занятий в год — 36
Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раза и год (4 часа):вводный — в сентябре(2ч., итоговый — в мае. (2ч.)
Темы занятий
Театральная игра
Театральные игры (т. и.)«Веселые обезьянки», «Поварята»
Т. и. «Одно и тоже, но по- разному», «Кругосветное путешествие»
«День рождения», «Король»
Разыгрывание этюдов
«Карусель» «Цирковое представление»
«Сам себе режиссер»
Культура и техника речи
Творческие игры со словом «Сочини сказку», «Ручной мяч»
Упражнения на дыхание «Эхо», «Гудок», «Птичий двор», «Мыльные пузыри»
Работа по пословицам и поговоркам
Работа над произношением поэтических текстов, стихов «Веселые чижи», «Любитель- рыболов», др.
Скороговорки
Основы театральной культуры
Беседа о театре, театральных профессиях
Разные виды театра
Культура поведения в театре
Экскурсия в Савинский дом культуры
Ритмопластика
Действия с воображаемыми предметами
Музыкально- ритмические движения
Упражнения на развитие двигательной координации
Игры-пантомимы «Утка», «Кто живет в Африке?», «Сугроб», «Скульптор и глина»
Музыкально- пластические импровизации
Работа над спектаклем
Чтение пьесы С. Маршака «Теремок»
Обсуждение пьесы «Теремок»,распределение ролей
Работа над эпизодами пьесы
Репетиция эпизодов пьесы
Работа над финалом пьесы
Репетиция спектакля «Теремок»
Премьера спектакля «Теремок»
Чтение сказки А. Щетинина «Лесная школа»
Работа над эпизодами сказки
Репетиция эпизодов сказки
Репетиция сказки «Лесная школа»
Премьера спектакля «Лесная школа»
Содержание программы
Основные разделы программы:
1.
Театральная игра
направлена на развитие игрового поведения детей, формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.
Содержит: игры и упражнения, развивающие способность к перевоплощению; театрализованные игры на развитие воображения фантазии; инсценировки стихов, рассказов, сказок.
2.
Ритмопластика
включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.
Содержит: упражнения на развитие двигательных способностей, ловкости и подвижности; игры на развитие чувства ритма и координации движений, пластической выразительности и музыкальности; музыкально-пластические импровизации.
3.
Культура и техника речи
объединяет игры и упражнения, направленные на совершенствование речевого дыхания, свободы речевого аппарата,формирование правильной артикуляции, интонационной выразительности и логики речи, сохранение русского языка.
Содержание: упражнения на развитие речевого дыхания, дикции, артикуляционная гимнастика; игры, позволяющие сформировать интонационную выразительность речи (научиться пользоваться разными интонациями, расширить образный строй речи; игры и упражнения, направленные на совершенствование логики речи.
4.
Основы театральной культуры.
Призвано обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями о театральном искусстве. Ваш ребенок получит ответы на вопросы:
Что такое театр, театральное искусство;
Какие представления бывают в театре;
Кто такие актеры;
Какие превращения происходят на сцене;
Как вести себя в театре.
5.
Работа над спектаклем
. Она основывается на произведениях разных авторов и включает в себя знакомство с пьесой,сказкой, а также работу над спектаклем- от этюдов к рождению спектакля.
Содержит: этюды по сказкам, басням, упражнения на нахождение ключевых слов в отдельных фразах и предложениях, упражнения на развитие навыка действия с воображаемыми предметами.
Результатом работы кружка являются спектакли.
Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 6—7 лет (подготовительная группы). Она разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ с учетом обновления содержания по различным программам, описанным в литературе. В создании программы кружка использовались методики предложенные Н. Ф. Сорокиной, А. В. Щеткиным.
Занятия строятся по единой схеме :
- введение в тему, создание эмоционального настроя.
- театрализованная деятельность (в разных видах: театрализованная игра, ритмопластика, культура и техника речи, основы театрального искусства, работа над спектаклем)
- эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности
Критерии оценки
Цель: выявить уровень развития творческих способностей детей в театрализованной деятельности
Методические рекомендации
Программа составлена с учетом интеграции образовательных областей
1. Образовательная область «Музыка», где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой;
2. Образовательная область «Художественное творчество», где дети знакомятся с репродукциями картин, иллюстрациями, близкими по содержанию сюжету спектакля, учатся рисовать разными материалами по сюжету спектакля или отдельных его персонажей, участвуют в подготовке декораций к спектаклям
3. Образовательная область «Коммуникация», на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек
4. Образовательная область «Чтение художественной литературой», где дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля и других форм организации театрализованной деятельности (занятий по театрализованной деятель-ности, театрализованных игр на других занятиях, праздниках и развлечениях, в повседневной жизни, самостоятельной театральной деятельности детей).
5. Образовательная область «Социализация», где дети приобщаться к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, через знакомство с русскими народными сказками сформируются патриотические чувства, обогатится игровой опыт детей.
6. Образовательная область «Безопасность», где дети овладеют правилами безопасного поведения в театре, на спектакле.
7 .Образовательные области «Здоровье», «Физическая культура», где дети в процессе выполнения упражнений по ритмопластике, упражнений на координацию движений, минуток здоровья разовьют физические качества (гибкость, выносливость,координацию и др.) , накопят двигательный опыт, сформируют начальные представления о здоровом образе жизни.
8. Образовательная область «Познание», где дети в процессе посещения занятий кружка расширят кругозор в части представлений о театре и театральном искусстве
9. Образовательная область «Труд»,где дети в процессе бесед о труде работников театра, изготовления пособий к театральным играм, декораций к спектаклям, подготовкой и участием в спектаклях сформируют ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам.