Татьяна Сапронова
Программа Студии тестопластики «Мукасолька»
▼ Скачать + Заказать документы
«Истоки творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности в детской руке, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребёнка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
В. А. Сухомлинский
Пояснительная записка
Публикация «Программа Студии тестопластики „Мукасолька“» размещена в разделах
- Поделки. Мастерим с детьми
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2015
Существует множество способов развития и совершенствования моторики кистей и пальцев рук: лепка, рисование, конструирование, игры с бирюльками, мозаикой и пр. Один из способов развития тонких движений пальцев рук: занятия лепкой. Овладевая приемами лепки детские руки, пальцы становятся более ловкими, подвижными.
Одним из наиболее любимых детьми пластичных материалов является соленое тесто. Поэтому проблему развития мелкой моторики руки ребенка и речевого развития перед переходом во взрослую, школьную жизнь поможет решить тестопластика – искусство, близкое ему и доступное.
Систематические занятия с ребенком – гарантия его всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению.
Развитие мелкой моторики руки имеет непреходящее значение и для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Психологи, педагоги, физиологи, медики, в частности, постоянно подчеркивают: уровень сформированности мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребенком изобразительных, музыкально-исполнительских, конструктивных, трудовых умений, развития головного мозга и речевого центра, овладения родным языком, развития первоначальных навыков письма и др.
Цель программы : развитии творческих способностей, фантазии, воображении детей, через создание изделий из соленого теста.
Задачи программы :
• Совершенствовать мелкую моторику рук, точные движения пальцев, развивать у детей способность работать руками под контролем сознания, создавая изделия из соленого теста, развивать глазомер.
• Развивать концентрацию внимания, учить сосредотачиваться на процессе изготовления изделия.
• Совершенствовать трудовые умения ребенка, формировать культуру труда.
• Формировать всесторонне развитую личность:
Развивать коммуникативные качества.
Развивать воображение, как основу творческой деятельности.
Развивать образную, ассоциативную память.
Формировать нестандартное мышление.
Работа с тестом – это своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений, необходимых в работе с маленькими детьми.
Преимущества этой программы в том, что она рассчитана на детей с различным уровнем подготовки и развития.
Программа построена на основе принципа непрерывности и постепенного усложнения содержания учебного материала. Она предназначена для работы с детьми 4 -7 лет с различным уровнем подготовки и может быть использована для индивидуальной и групповой работы, работы малыми группами, а так же для коррекционной и развивающей работы с детьми. Программа рассчитана на 2 года обучения.
Исполнители и участники проекта
Участвуют дети в возрасте 4 – 7 лет. Формы и методы работы с каждой конкретной группой детей педагоги выбирают в зависимости от их возрастных особенностей.
Педагог дополнительного образования - главное действующее лицо в осуществлении деятельности с детьми по проекту. Он является носителем культуры и является образцом поведения в повседневном педагогическом процессе. Родители воспитанников ДОУ – неотъемлемые участники и помощники в полноценном проведении мероприятий образовательного процесса и самостоятельной культурно-досуговой деятельности, направленной на формирование основ безопасной жизнедеятельности детей дошкольного возраста.
Работа с детьми
На первых занятиях знакомим детей с тестопластикой как видом народно-прикладного искусства, ее особенностями, инструментами, которые необходимы для работы с тестом, простейшими технологическими приемами работы с тестом. Например, на первых занятиях рассказывала детям об истории тестопластики. Замешивала тесто в присутствии детей. Экспериментальным путем дать возможность детям действовать с тестом : потрогать, понюхать, помять, высказать свое впечатление о тесте : твердое, белое, холодное, можно сделать ямки, скатать колбаски, оторвать кусочек и т. д. Далее предлагается детям отпечатать на поверхности теста предметы с интересной фактурой – пуговицы, колпачки от фломастеров, пробки, болтики, стеки и другие предметы. Для раскатывания используются скалочки, а для вырезания – формочки для печенья. Затем обучение лепки объемные формы. Основа формы – неваляшка, т. е. на больший шарик прикрепляется шарик меньшего размера при помощи деревянной заготовки – спички или зубочистки. А потом к основе добавлялись характерные признаки – ушки, носик, глазки, хвост. Сначала темы для лепки предлагала детям сама: “Котик”, “Собачка Жучка”, “Именинный колобок”, “Снеговик”. После того, как дети освоят лепку из двух или нескольких шаров, меняется тематика лепки, например по “По замыслу”. На этих занятиях анализировала степень усвоения материала, как дети самостоятельно применяют те навыки и приемы, которые усвоили на занятиях.
В дальнейшем усложнила задачу – это облепливание тестом разнообразных объемных форм.
Детям необходимо сначала облепить форму, а затем придумать интересную игрушку, добавляя характерные детали и мелкие декоративные элементы – цветы, грибы, шляпки и др.
Чтобы разнообразить работу с тестом предлагала такой прием – украшали сырое изделие мелким бисером, красивыми бусинками, стразами, пуговицами. Дети с удовольствием лепят, любовно украшали сувениры для своих родных и близких.
Использование наглядности помогает формировать образные представления о предметах и явлениях окружающего мира, видение их общих и типичных признаков и свойств, характерных для отдельных предметов.
Принципы реализации программы
1. Доступность – тематика занятий подобрана таким образом, что с заданием справляются дети с любым уровнем подготовки. Обучение строится в форме игры.
2. Индивидуализация – учитывается особенность ребенка.
3. Системность и последовательность – заключается в непрерывности и планомерности педагогического процесса, что ведет к выполнению поставленной задачи перед детьми.
4. Наглядность – создается положительный эмоциональный настрой, способствует общению, развитию речи.
Методы и приемы обучения
1. Наглядные – показ тематического материала, экскурсии, наблюдения.
2. Практические – изготовление изделий из соленого теста, участие в выставках, использование изделий в сюжетных играх.
Форма обучения:
1. Занятия проводятся 2 раза в неделю, во второй половине дня. Длительность занятия зависит от возрастной группы:
4-5 лет – 25-30 минут
6-7 лет – 30-35 минут
2. Программа рассчитана на детей с разным уровнем подготовки и может быть использована для развивающей индивидуальной и групповой работы.
Условия реализации программы
1. Методическое обеспечение – программа, литература.
2. Обеспечение практическим материалом – мука, соль, инструментарий, различные украшения.
3. Создание развивающей среды.
4. Информационное обеспечение о результатах работы по программе – статьи для родителей и педагогов, практические лектории для родителей.
Структура занятий
1. Сюрпризный момент.
2. Постановка задачи.
3. Нахождение путей решения поставленной задачи.
4. Показ техники выполнения работы.
5. Физкультразминка.
6. Выполнение работы.
7. Итог занятия.
Ожидаемые результаты работы кружа
1. Повышение уровня развития мелкой моторики кистей рук, глазомера.
2. Развитие творческих способностей детей.
3. Овладение приемами работы с соленым тестом и инструментами необходимыми для работы.
Способы проверки результатов
1. Диагностика развития мелкой моторики кистей рук.
2. Диагностика развития творческого воображения детей (при участии педагога – психолога)
3. Анкетирование родителей.
Формы подведения итогов реализации программы
1. Выставки внутри детского сада.
2. Участие в городских выставках и конкурсах.
Материалы и инструменты для работы с тестом
Скалки, формочки для печенья, стеки, ситечко, чесноковыжималка, рельефные пуговицы, расческа, зубочистки, монеты, медальоны, пробки и прочие различные вещицы с интересным рельефом, нитки, бисер, пайетки, глазки, мука, соль, краски, кисти и т. д.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение № 1
Учебно-тематический план для старшей группы
№ Раздел Темы Количество занятий
теоретических Практических
1 Искусство тестопластики Знакомство со свойствами соленого теста
Способы окрашивания теста
Приемы и способы лепки из соленого теста 1
Работа с формочками для лепки Приемы и способы лепки из соленого теста
«Осенний сад»
Декоративные пластины «Ладошки»
«Цветок»
«Снеговик - человек»
«Подводный мир»
«Рыбка»
«Веселые малыши»
«Котенок с бабочкой»
«Ландыши»
«Улицы нашего города»
«Автомобиль»
Игрушки «Домино»
«Снегирь»
«Овощи»
«Хлебные изделия»
«Медвежата»
«Гусеница»
Сувениры «Фоторамки»
«Бусы для мамы»
«Мышь»
«Валентинки»
«Подарок для папы»
«Бусы для ёлки»
«Пуговка»
Подведение итогов выставка
Библиография
1. Лепим из соленого теста. Украшения. Сувениры. Поделки. Декор. — М: Эксмо, 2004. — 160 с.
2. Кискальт И. Соленое тесто/ Пер. с нем. — М. : АСТ-пресс книга, 2003 — 144 с.
3. Кискальт И. Соленое тесто. Увлекательное модедирование. — М. :
Профиздат 2002. — 80 с.
4. Колотова О. Тестопластика // Позашкiлля. – 2007. – №7. – с. 40 – 42.
5. Хананова И. Соленое тесто. — М. : АСТ-пресс книга, 2004 — 104 с.
6. Берсенева Г. К. Ткань. Тесто. Бумага. Домашнее рукоделие. М. : ООО «Издательство Астрель» : ООО «Издательство АСТ», 2001.
7. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л. и др. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: «Академия развития», 1998.
8. Данкевич Е. В. Лепим из соленого теста. СПб: Издательский Дом «Кристалл», 2001.
9. Козлина А. В. Уроки ручного труда. М. : Мозаика-Синтез.
10. Комарова Т. С., Савенков А. И. Коллективное творчество детей. М. : Педагогическое общество России, 2000.
11. Конышева Н. М. Лепка в начальных классах. М. : Просвещение, 1980.
12. Конышева Н. М. Трудовое обучение в начальных классах. СПб. : СпецЛит, 2000.
13. Халезова Н. Б. и др. Лепка в детском саду: книга для воспитателя детского сада. М. : Просвещение, 1986.
14. Халезова Н. Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду: Пособие для воспитателя. М. : Просвещение, 1984