Чернышова Елена
Программа школьного лагеря «ШИК — Школа Инженерных Кадров»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа
оздоровительного лагеря
с дневным пребыванием детей
«ШИК- Школа Инженерных Кадров»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы
Данная программа разработана специально для первой смены летнего лагеря при МБОУ СОШ№1 МО «Барышский район» в 2020 году и ориентирована на личность и ее техническое развитие.
Публикация «Программа школьного лагеря „ШИК — Школа Инженерных Кадров“» размещена в разделах
В настоящее время экономической и политической нестабильности в обществе мир профессий чрезвычайно динамичен, изменчив, и требования, предъявляемые им к человеку, неуклонно меняются. В связи с этим проблема выбора профессии становится все более актуальной. Необходимо развитие таких качеств как мобильность, гибкость, способность быстро и правильно ориентироваться в общем характере любой специальности и определять свою пригодность к ней.
В основу создания программы положена выдержка из ежегодного послания народному собранию президента Российской Федерации В. В. Путина, в которой он отметил значимость развития технического творчества обучающихся.
«…Мы прекрасно понимаем, основы инженерного и технического образования – а именно такие специалисты сегодня, да и в ближайшем будущем будут остро нужны стране – закладываются именно в школе», - объявил В. В. Путин.
Приоритетными направлениями деятельности в рамках реализации программы являются профориентационная деятельность, проектно – конструкторская деятельность, проектно– исследовательская деятельность, развитие знаний о робототехнике.
Новизна программызаключается во включении воспитанников в игровую модель – «Школа инженерных кадров : конструкторские бюро», а также делении основных направлений деятельности на модули, которые воспитанникам предстоит пройти для успешного достижения цели.
Практическая значимостьпрограммы состоит в том, что у её участника будет возможность попробовать себя в разных видах деятельности, реализовать себя в различных формах общения.
Направленность
Данная программа по своей направленности является технической, но для полноценного развития, отдыха и укрепления здоровья включает в себя и другие виды деятельности:
• Образовательная деятельностьв рамках смены предусматривает воспитательные мероприятияинтеллектуальной направленности, проектную деятельность. На основе развития навыков моделирования, изготовления поделок из различных материалов, в процессе продуктивной творческой деятельности воспитанники знакомятся с единой картиной мира.
• Спортивно-оздоровительная деятельность способствует формированию культуры физического здоровья, интереса к спорту, мотивирует детей на заботу о своем здоровье и активный отдых. Физические нагрузки, свежий воздух, знакомство с красивыми уголками природы, проведение оздоровительных и различных спортивно-развлекательных мероприятий способствует созданию положительного физиологического и психологического фона.
• Творческая деятельность состоит из общелагерных и отрядных мероприятий (творческие конкурсы рисунков, стихов, изготовление плакатов; театрализованные игровые программы и т. д.).Получение новых знаний при подготовке к мероприятиям различной направленности (викторинам, конкурсам и т. п.) приводит к обогащению мировоззрения ребенка, что, в свою очередь, сказывается на изменении личностного поведения каждого члена коллектива.
Основными методами организациидеятельности являются:
• метод игры (игры отбираются воспитателями в соответствии с поставленной целью);
• методы состязательности (распространяется на все сферы спортивной, творческой деятельности);
• метод коллективной творческой деятельности (КТД).
ЦЕЛЕВОЙ БЛОК
Цель
Создание в период летних каникул оптимальных условий, обеспечивающих социальное становление и развитие личности, ориентированной на получение технического образования через организацию проектно - конструкторской, познавательной, творческой и спортивно-оздоровительной деятельности с применением образовательной робототехники и информационно - компьютерных технологий.
Задачи
1. Внедрить инновационные формы профориентационной работы в условиях лагеря. Вовлечь детей в проектно – конструкторскую деятельность. Формировать важные навыки творческой, проектной и исследовательской работы. Повысить интерес воспитанников к профессиям технической направленности.
2. Создать интересные роботы из деталей робототехнического конструктора LEGO EducationWeDo, научиться программировать собранные конструкции под задачи начального уровня сложности.
3. Овладеть навыками работы на компьютере с использованием ПервоЛого — универсальной учебной компьютерной среды.
4. Разработать систему мероприятий по формированию навыков здорового образа жизни, безопасного поведения как необходимого условия успешной социализации.
5. Организовать взаимодействие с социальными институтами, организациями города, родительской общественностью по профориентационному воспитанию.
6. Создать условия для развития навыков самоуправления в детском коллективе.
Ожидаемые результаты
1. Вовлеченность в проектно – конструкторскую деятельность составляет 100% воспитанников. Создание не менее 20 (по 5 от отряда) коллективных проектов технической направленности. Приобретение важных навыков творческой, проектной и исследовательской работы. Повышение интереса воспитанников к профессиям технической направленности, понимание значимости определенных знаний для овладения конкретной профессией.
2. Создание не менее 12 (по 3 от отряда) интересных роботов из деталей робототехнического конструктора LEGO EducationWeDo, по готовым инструкциям.
3. Создание не менее 20 (по 5 от отряда) проектов на компьютере с использованием ПервоЛого — универсальной учебной компьютерной среды.
4. Приобретение знаний о ценностях здорового образа жизни, навыков безопасного поведения как необходимых условий успешной социализации. Овладение знаниями и навыками ЗОЖ на высоком уровне – 90% воспитанников.
5. Повышение уровня взаимодействия с родительской общественностью и социальными институтами в направлении профориентации воспитанников: привлечение к мероприятиям не менее 10% родителей воспитанников лагеря, увеличение количества социальных партнеров (не менее 3 на летний период) .
6. Повышение степени социальной активности воспитанников, социального взаимодействия внутри отрядов и между отрядами. Активное участие в мероприятиях (оптимальный уровень) не менее 100% воспитанников.
СОДЕРЖАНИЕ ЛАГЕРНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Для реализации модулей программы «Я и технические профессии вокруг меня», «Я и мой проект», «Я и мои изобретения», «Я в среде ПервоЛого», «Я и техника», «Я и моё здоровье», «Я и творчество» в Школе Инженерных Кадров будет работать пять научных лабораторий: лаборатория инженера – конструктора, инженера – технолога, инженера – программиста, художника – дизайнера.
Программа работы лаборатории инженера – конструктора
В лаборатории для конструирования моделей дети будут использовать обычный набор Лего, состоящий из кирпичиков различных размеров и образовательные робототехнические конструкторы ПервоРобот LEGOEducationWeDo.
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному. Сначала дети учатся моделировать из деталей обычного Лего, потом переходят к работе с робототехническими конструкторами ПервоРобот LEGO EducationWeDo.
Работая с робототехническими конструкторами ПервоРобот LEGO EducationWeDo, ученики учатся составлять простейшие программы. Важно отметить, что компьютер используется как средство управления моделью; его использование направлено на составление управляющих алгоритмов для собранных моделей. Учащиеся получают представление об особенностях составления программ управления, автоматизации механизмов, моделировании работы систем.
Ожидаемые результаты
Учащиеся получат возможность:
- работать в группе;
- решать задачи практического содержания;
- моделировать и исследовать процессы
Формы занятий
·выставки;
·соревнования;
·презентация проектов
№ Содержание занятий Кол-во часов
1-2 Проект «LEGO и город». Защита проектов.
Конструирование и моделирование строений. (Жилища разных народов). Для представления своего проекта обыгрываются сценка, танец, песня, стихи по теме проекта. 2
3-4 Проект «LEGO и стройка». Защита проектов.
Конструирование и моделирование строительных машин. (Грузовик, бульдозер, кран и т. д.). Для представления своего проекта надо рассказать о технических профессиях людей, задействованных на стройке. (Стихи, песни, викторины, презентации). 2
5-6 Проект «LEGO и роботы». Защита проектов.
Конструирование и моделирование роботов. Для представления своего проекта каждый участник называет своего работа и придумывает историю про него. 2
7-8 Проект «LEGO и цирк». Защита проектов.
Конструирование моделей, связанных с цирком. (Животные, цирковые предметы). Для представления своего проекта надо рассказать о технических профессиях людей, задействованных в цирке, продемонстрировать выступления своих «цирковых артистов». 2
9-10 Проект «LEGO и парк - аттракционов». Защита проектов.
Конструирование и моделирование аттракционов. (Карусели, горка, качели и т. д.). Для представления своего проекта надо придумать стихи и рассказать технологию работы смоделированного аттракциона. 2
11-12 Проект «LEGO и разные виды транспорта». Защита проектов.
Конструирование и моделирование разных видов транспорта. (Наземного, водного, воздушного). Для представления своего проекта рассказать в творческой форме о разных видах транспорта (стихи, сценки, исторические факты и т. д.) 2
13-14 Знакомство с конструктором ПервоРобот LEGO EducationWeDo, его составляющими частями.
Изготовление модели «Рычащий лев». 2
15-16 Изготовление модели «Порхающая птица» с использованием конструктора ПервоРобот LEGO EducationWeDo.
2
17-18 Изготовление модели «Ликующие болельщики» с использованием конструктора ПервоРобот LEGO EducationWeDo.
2
Программа работы лаборатории инженера – программиста
Программа лаборатории инженера – программиста ориентирована на использование универсальной учебнои компьютернои программы ПервоЛого. Программа интегрирует графику, программирование, мультипликацию, звуки и позволяет осуществлять проектныи подход к занятиям. Минимум надписей на экране, наличие меню, окон, красочных пиктограмм, подсказок, акцент на управление мышью - все эти элементы простого и дружественного интерфейса программы способствует быстрому освоению детьми навыков общения с современным компьютером. Включая в себя возможности текстового, графического и музыкального редакторов, ПервоЛого может успешно использоваться для изучения различных «профессий» современного компьютера и овладения его инструментарием, позволяет осуществлять проектный подход к знаниям.
Формы работы
• Создание простейших мультимедийных проектов.
• Индивидуальная работа по разработке творческого мультимедийного проекта.
• Конкурс творческих проектов в среде ПервоЛого.
№ занятия
Тема занятия
Кол.
часов
1-2 Знакомство с техникой безопасности при
работе на компьютере. Знакомство с
устройствами компьютера. Интегрированная среда ПервоЛого. Рабочее поле, инструменты, формы.
Изучение графического редактора.
Проект «Морской пейзаж» (Времена гола, Домик в деревне).
Представление творческого проекта. 2
3-4 Создание рисунка с текстом.
Проект «Загадка и её иллюстрация».
Представление творческого проекта. 2
5-6 Создание новых форм.
Проект «Звёздное небо» (Яблоневый сад).
Представление творческого проекта.
2
7-8 Оживляем черепашек.
Проект «Часы с кукушкой».
Представление творческого проекта. 2
9-10 Оживляем черепашек.
Проект «Дорожное движение».
Представление творческого проекта. 2
11-12 Оживляем черепашек.
Проект «Зимний спорт».
Представление творческого проекта. 2
13-14 Оживляем черепашек.
Проект «Пустыня».
Представление творческого проекта. 2
15-16 Черепашка рисует
Представление творческого проекта. 2
17-18 Творческий проект.
«Школьный лагерь».
Представление творческого проекта.
2
Правила поведения учащихся в учебном кабинете информатики
1. Находясь в кабинете информатики, учащиеся обязаны:
• соблюдать дисциплину и порядок, правила техники безопасности и чистоту;
• занимать рабочие места согласно указаниям преподавателя и не менять их самовольно;
• заниматься только тем видом деятельности, которую определил преподаватель;
• немедленно сообщать преподавателю о любых замеченных неисправностях оборудования или неверной работе программного обеспечения;
• немедленно сообщать преподавателю о любом случае травматизма в кабинете, особенно от электрического тока.
2. Находясь в кабинете информатики, учащийся имеет право:
• на помощь и консультацию преподавателя;
• отказаться от продолжения работы с компьютером, если длительность именно его индивидуальной работы превышает допустимые санитарные нормы;
• самостоятельно экстренно отключить электрооборудование, если от этого зависит безопасность его или окружающих.
Программа работы лаборатории инженера – технолога
Цель работы данной лаборатории
Развитие познавательных способностей обучающихся на основе системы развивающих занятий.
Модель занятий в лаборатории:
• «Мозговая гимнастика» (1-2 минуты).
Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью
занятия.
• «Разминка» (3 минуты).
Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного положительного эмоционального фона.
• «Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательныхспособностей, памяти, внимания, воображения, мышления» (10 минут).
• «Веселая переменка» (10 минут).
Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет не только развивать
двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различныхзаданий одновременно.
• Логически – поисковые задания (10 минут)
• «Графические диктанты» (10 минут).
Графические диктанты различны по сложности, развивают мелкую моторику, слуховой и зрительные анализаторы, пространственную и количественную ориентацию. Они собраны в единую систему и представляют определенные тематические группы: животные, сказочные герои, роботы.
Задания. Робот, Штангист, Шпион и рыцарь, Мальчик и Девочка. Буратино, Винни – Пух и Кролик, Чебурашка, Заяц и Лиса.
Формы работы
• Работа в парах.
• Групповые формы работы.
• Индивидуальная работа.
Формы организации деятельности
• Конкурс.
• Игра.
• Путешествие.
Программа работы лаборатории художника– дизайнера
Цель: создание условий для обучения художественному конструированию, приобретение навыков работы с инструментами и материалами, применяемыми в конструировании.
№
занятия Тема занятия Колич.
часов
1-2 Конструирование моделей.
«Домики» 2
3-4 Конструирование моделей.
«Автомобиль» 2
5-6 Конструирование моделей.
«Корабль» 2
7-8 Конструирование моделей.
«Паровоз» 2
9-10 Конструирование моделей.
«Животные» 2
11-12 Конструирование моделей.
«Деревья» 2
13-14 Конструирование моделей.
«Роботы» 2
15-16 Паперкрафт - бумажное моделирование.
«Попугай» 2
17-18 Паперкрафт - бумажное моделирование.
«Декор из пирамидок» 2
Содержание КТД – Коллективно Творческих Дел
КТД
ШИК –1 У День открытых дверей (представление модулей программы)
Конкурс плакатов «Безопасность в лагере»
ШИК– 2 У Открытие лагеря «Добро пожаловать в «Школу Инженерных Кадров»
Конкурс-смотр отрядных уголков
ШИК –3 У Игровая программа «Парад технических профессий»
ШИК –4 У Спортивно- игровая программа : «Супердвигатель»
ШИК –5 У Маршрутно-ролевая игра «Молодые изобретатели»
Дискотека «В гостях у старого шарманщика»
ШИК– 6 У Конкурс рисунков на асфальте «В мире сказок А. С. Пушкина»
ШИК– 7 У Конкурс инсценировок «Сказка рассказанная роботом»
Викторина «Чудеса технограда»
ШИК– 8 У Квест «Тайна планеты Техномир»
ШИК– 9 У Интеллектуальная игра «Технический калейдоскоп»
Шашечный турнир
ШИК–10У Спортивно- игровая программа : «Робостарты»
ШИК–11У Квест «День рождения России»
ШИК–12У Квест «Школа юного шифровальщика»
ШИК–13У Спортивно- игровая программа : «По рекордам Гиннеса»
ШИК–14У Конкурс инсценировок «Магия перевоплощения»
ШИК–15У Флэшмоб «Роботанцы»
Фотоконкурс «Селфи с роботом»
ШИК–16У Спортивно- игровая программа : «Загадка старого корабля»
ШИК–17У Мультимедийная копилка «Мы и наши проекты»
Викторина «Мой звездный час»
ШИК–18У Закрытие смены «Вперёд к новому!»
УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
1. Афанасьев С. П., Коморин С. В. «Триста творческих конкурсов», М. ,2010
2. Кругликова Г. Г., Линкер Г. Р. Теория и методика организации летнего отдыха детей и подростков: Учебное пособие. — Нижневартовск: Изд-во Ниж-неварт. гуманит. ун-та, 2011.
3. Детские праздники в школе, летнем лагере и дома : Мы бросаем скуке вызов Серия: Школа радости, 2012 Твердый переплет, 416 стр.
4. Школьный летний лагерь : 1-5 классы: Нормативные материалы; Образцы документов; Планы работы; Сценарии мероприятий 2012 г.
5. Таран Ю. Н. Каникулы: социально-педагогические ориентиры. – Нижний Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии», 2012г.
6. Лобачева С. И. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. Москва: ВАКО, 2007 г.
7. Радюк Е. А. Игровые модели досуга и оздоровления детей. - Волгоград: Учитель, 2008г.
8. Серия” Орленок: библиотека вожатого” – Как доверяют тайны: организация и проведение огоньков. ВДЦ Орленок 2014; Научимся быть здоровыми: физкультурно-оздоровительная работа. ВДЦ Орленок 2014; Двадцать вопросов о самоуправлении: самостоятельность и самодеятельность подростков в “Орленке”. ВДЦ Орленок 2014; Палитра полезных знаний: организация внеотрядной работы. ВДЦ Орленок 2014; Рабочая книга педагога-психолога детского лагеря : из опыта работы социально-психологической службы ВДЦ Орленок. ВДЦ Орленок 2013; Смена вожатого – день за днем. ВДЦ Орленок 2014; Любимые игры детей и вожатых. ВДЦ Орленок 2014; Смена – это люди и настоящее дело. ВДЦ Орленок 2014; (Формат DOC, Архив WinRAR 533,3 MB)
9. "Как помочь ребенку добиться успеха", Дэвид Химери 2008г. (Формат DJVU, 27 МБ)
10. «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми», Лютова Е. К., Монина Г. Б., 2010
11. Игра в тренинге, Е. А. Леванова. (Формат DOC, Архив WinRAR 41 КБ)
12. "Основы, Практикум, Тренинг по сказкотерапии, Путь к волшебству, Тайны женских сказок», Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. (Формат DOC, DjVu, Архив WinRAR 5,77 МБ)
13. Подвижные игры, Жуков М. Н. (ФорматDjVu, Архив WinRAR 1,52 МБ)
14. Д. Г. Копосов Первый шаг в робототехнику. Практикум 5-6 класс. М. Бином. Лаборатория знаний,2012. -286 с.
15. Д. Г. Копосов. Уроки робототехники в школе [Электронный ресурс] ito.edu.ru/2010/Arkhangelsk/II/II-0-1.html
16. Планы уроков по робототехнике [Электронный ресурс] : www.nasa.gov/audience/foreducators/robotics/lessonplans/index.htm l
17. Руководство пользователя LEGOMINDSTORMSNXT 2.0, - 64 стр., илл.
18. С. А. Филиппов. Робототехника для детей и их родителей. Книга для учителя. 263 с., илл.
19. Федеральный образовательный стандарт основного общего образования от 17 декабря 2010 г.
20. Халамов, В. Н. Информационно-методическое письмо о встраивании робототехники в образовательный процесс [Электронный ресурс] : сайт отдела информационно-методического объединения Златоустовского городского округа – oimozlat.edusite.ru/p38aa1.html
ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ
1. Портал «Планерочка»
2. Сайт «Вожатый. ру»
3. Сайт «Summercamp».
4. https://www.psyoffice.ru/1-105-428.htm
5. https://leto73.ru