Горшкова Наталья Николаевна
Программа саморазвития по теме «Театрализованная деятельность как средство развития связной речи у старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа саморазвития по теме : «Театрализованная деятельность
как средство развития связной речи
у старших дошкольников»
Содержание
1. Актуальность темы….3-5стр.
2. Цель и задачи…. 6-7 стр.
3. Перспективный план работы над темой саморазвития….…. 8-11 стр.
4. Список литературы….12 стр.
Актуальность темы
Темочки:
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Программы
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Самообразование, саморазвитие
- Старшая группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Речь — основа психического развития дошкольников. Развитие связной речи — одна из главных педагогических задач. Уровень сформированности связной речи выступает основным показателем уровня обще речевого развития. Это достаточно трудная задача, требующая целенаправленного, системного педагогического воздействия на развитие речевых умений и коммуникативных навыков детей различными педагогическими средствами.
Эффективным средством развития связной речи у дошкольников является театральная деятельность Театрализованная деятельность очень важна в развитии речи детей. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального, художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. Воспитательные возможности театральной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром, учатся думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
В процессе театрализованной игры активизируется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи, совершенствуется артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства.
Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью.
Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, способствует нравственно-этическому воспитанию каждого ребенка.
Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир. Театрально- игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, разговорную речь, способствует нравственно- эстетическому воспитанию каждого ребёнка.
Для развития связной речи, развития коммуникативных навыков, а также для сплочения коллектива, я использую театрализованную деятельность, которая позволяет решать многие проблемные ситуации от лица какого-либо персонажа. Помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе. Частью театрализованной деятельности в целом являются театрализованные игры. Дети охотно поддерживают игры, в которых присутствует пение, хороводы, элементы актёрской игры. Театрализованные игры и упражнения обогащают ребёнка знаниями, правилами поведения, стимулируют формирование потребностей во взаимодействии с окружающими людьми, развивают эмоциональную сферу ребёнка, заставляют сочувствовать и сопереживать персонажам. Воспитательное значение театрализованных игр состоит в формировании уважительного отношения детей друг к другу.
Также я использую игры-хороводы: «Березка», «Кружок», «Ровным кругом», «Гуси и волк» и другие, аудиозаписи с детскими песнями и сказками. Детские песенки всегда иллюстрирую движениями, мини - драматизациями («Два весёлых гуся»», «Львёнок и черепаха», «Улыбка», и т. д.). Вместе с детьми выполняем игровые упражнения, этюды, направленные на выработку мимики и пантомимики, что служит своеобразным прологом к будущим драматизациям. Благодаря таким упражнениям движения приобретают большую уверенность и управляемость. Детям легче переключиться с одного движения на другое, они учатся самостоятельно решать двигательную задачу, понимать нюансы выражения лица, жестов и движений другого человека.
Одним из важных направлений в развитии ребёнка в театрализованной деятельности является создание условий. Для этого в группе имеются различные виды театров, ширмы для показа кукольного театра, дидактические игры, иллюстрации к сказкам, картотека подвижных игр со словами, игр – драматизаций и т. д.
Театрализованная деятельность имеет огромную педагогическую ценность, состоящую в его познавательном, эстетическом и воспитательном значении. Увлекательность, образность, эмоциональность героев близки детям и является источником развития чувств, переживаний и открытий ребенка, заставляют сочувствовать героям, сопереживать и тем самым формировать выразительную речь.
В процессе работы дети учатся выражать свои мысли точно и правильно, увеличивается их словарный запас слов, улучшаются моторные умения и навыки.
Развивая речь ребенка средствами театральной деятельности, воспитатель должен:
-создавать условия для развития творческой активности детей;
-поощрять творчество;
- развивать способность свободно держаться при выступлении;
-побуждать к импровизации;
-создавать условия к совместной театральной деятельности взрослых и детей;
- обеспечивать взаимосвязь театрализованных игр с другими видами деятельности.
Театрализованная деятельность позволяет детям решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица кого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость, а самое главное формировать выразительную речь.
Цель:
Создание условий для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.
Задачи:
1. Продолжать изучать учебную, справочную, методическую литературу по вопросу развития речи и созданию условий для театрализованной деятельности.
2. Подобрать и разработать картотеки речевых игр и упражнений, игр на развитие слуха, звукоподражания, предметно – игровых действий, формирование речи, пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастики; сценарии сказок, картотеки театрализованных игр, этюдов; картотеки литературных викторин.
3. Создание в группе театрального уголка с различными видами театра.
4. Организовать работу по развитию словесного творчества дошкольников, начиная с обучения составлению репродуктивно-творческих импровизаций по содержанию знакомых сказок и последующего придумывания собственных сказок, их драматизаций.
5. Заботиться об оснащении театрализованных игр : приобретение театральных игрушек, изготовление игрушек-самоделок, костюмов, декораций, атрибутов, отражающими театрализованные игры воспитанников;
6. Уделять серьезное внимание подбору литературных произведений для театрализованных игр : с понятной для детей моральной идеей, с динамичными событиями, с персонажами, наделенными выразительными характеристиками.
7. Оптимизировать работу с родителями по вопросу организации театрализованной деятельности с детьми с помощью разнообразных методов и приёмов.
Планируемый результат:
Повышение культуры речевого общения, развитие связной речи, её выразительности; обогащение словарного запаса детей.
В процессе знакомства с художественной литературой, дети учатся применять грамматические навыки и умения в диалогической (ответы на вопросы, беседы) и монологической (словесное творчество) речи, использовать средства художественной выразительности языка и его грамматических средств.
Поддержание интереса ребенка к театрализованной деятельности.
Отмечать достижения и определять пути дальнейшего совершенствования.
Самостоятельная организация детьми театрализованных игр, выбор сказки, стихотворения, песни для постановки, подготовка необходимых атрибутов и декораций для драматизации, распределение между собой обязанностей и ролей.
Совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.
Перспективный план работы над темой саморазвития
На 2021-2022уч. г
Сроки
Содержание работы Практические выходы
Сентябрь - май 1. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М. : ТЦ Сфера, 2004 г
2. Петрова Т. И. Театрализованные игры в детском саду «школьная пресса»- М. : 2000г
3. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: пособие для работников дошкольного учреждения - М. : ТЦ Сфера, 2001 г.
4. Маханева М. Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. Творческий Центр, Москва, 2009.
5. Интернет-ресурсы.
6. Мигунова Е. В. Организация театрализованной деятельности в детском саду. НовГУ имени Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2006. Анализ изученной литературы.
Работа с детьми
Сентябрь Познакомить детей с видами театра, театральными профессиями. Игра «А ну-ка познакомимся»
Работа с родителями
Консультация для родителей: «Развитие связной речи детей в театрализованной деятельности».
Работа с родителями и детьми
Октябрь Работа в творческой мастерской родителей и детей «Праздник старой перчатки». Выставка работ «Праздник старой перчатки»
Работа с детьми
Ноябрь Упражнения на активизацию словарного запаса. Разговор по телефону «Как Машеньке выбраться из леса?», «Лес-тёмный», «Небо голубое», «Солнце жаркое».
Работа с педагогами
Семинар-практикум «Развитие связной речи дошкольников по средствам сказки».
Декабрь Работа с родителями
Привлечение родителей к созданию театрального уголка, оборудовать ширмой, собрать бросовый материал для изготовления разных видов театров. Создание и оборудование уголка «Театр».
Январь Работа с детьми
Формировать навык мягкого голосоведения, воспитывать правильный умеренный темп речи
Игра на интонирование вежливых и ласковых слов «Зайчик», «Лисичка», «Птичка».
Работа с педагогами
Мастер-класс для воспитателей ДОУ: Театрализованная игра по русской народной сказке «Теремок»
Февраль Работа с детьми
Развивать двигательную активность, совершенствовать координацию движений; мимики, пантомимики, жестов. Этюды на пластику: «Медведь
рассердился», «Рыба плавает по дну», «Кошка просит молока», «Мышонок радуется».
Март Работа с детьми
Формировать умение перевоплощаться в персонаж сказки. Игра-драматизация сказки
Ш. Перро «Красная шапочка»
Апрель Работа с родителями
Анкетирование родителей на тему: «Театр и дети»
Работа с педагогами
Консультация для педагогов ДОУ «Формы и методы по развитию речи в работе с детьми старшего дошкольного возраста».
Май Работа с родителями и детьми
Подготовка фотографий детей вовремя театрализованной деятельности. Фотовыставка «Юные актёры».
Работа с педагогами
Консультация для педагогов ДОУ. «Влияние театрализованной деятельности на развитие творческих способностей детей»
Перспективный план работы над темой саморазвития
На 2022-2023 год.
Сроки
Содержание работы Практические выходы
Сентябрь - ноябрь 1. Щетинин М. Н. «Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой». – М. Метафора. – 2003
2. Антипина А. Е. «Театрализованная деятельность в детском саду». М. : ТЦ - Сфера, 2003г.
3. Синицын Е. Б. «Умные сказки». М. : Аист, 1998г.
4. Сорокина Н. Ф. «Играем в кукольный театр». М. : Аркти,2002г.
5. Ерофеева, Т. И. «Игра-драматизация «Воспитание детей в игре".
6. Гербова В. В. «Развитие речи в детском саду» Старшая группа. -
М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014
7. Интернет-ресурсы. Подбор, изучение и анализ методической литературы по данной теме.
Работа с детьми
Сентябрь Формировать умение детей придумать слово, аналогичное придуманному по какому-то признаку Игры на развитие творческих способностей детей:
«Ассоциации»
«Запутанная история»
«Игра по готовому сюжету».
Работа с педагогами
Октябрь Выступление на педсовете «Театрализованные игры- путь к детскому творчеству».
Ноябрь Работа с детьми
Развивать навыки импровизации, фантазию, творческое воображение.
совершенствовать образные исполнительские умения. Развивать творческую самостоятельность в передаче образа. Игра «Моя Вообразилия»
Игра: «У зеркала».
Декабрь Работа с родителями и детьми
«Новогодние чудеса»
Привлечение родителей к активному участию в новогодних постановках Сплочение родительского коллектива
Январь Работа с детьми
Научить детей владеть своим телом, свободно и непринуждённо пользоваться движениями своих рук и ног. Формировать простейшие образно-выразительные умения.
Игры на развитие пластичности :
«Лисичка подслушивает»
«Танец розы»
«Веревочки»
Работа с родителями
Открытое занятие по театрализованной деятельности : Драматизация русской народной сказки «Три медведя». День открытых дверей.
Сентябрь Работа с родителями и детьми
Поручения родителям по созданию пальчикового театра
Выставка пальчиковых кукол.
Консультация для родителей «Как поддержать интерес к театру»
Октябрь Работа с детьми
Развивать умение передавать образы живых существ с помощью пластических выразительных движений. Игры на развитие пластической выразительности
«Пальма»
«Самолеты и бабочки»
Работа с родителями и детьми
Показ и театрализация русской народной сказки «Лиса, заяц, петух» День открытых дверей.
Ноябрь Работа с детьми
Развивать умение оправдывать свое поведение, развивать веру и фантазию, расширять знания детей. Театрализованная игра «Больной зуб»
Работа с родителями
Родительское собрание в старшей группе «Волшебный мир театра»
Литература
1. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М. : ТЦ Сфера, 2004 г.
2. Петрова Т. И. Театрализованные игры в детском саду «школьная пресса»- М. : 2000г
3. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: пособие для работников дошкольного учреждения - М. : ТЦ Сфера, 2001 г.
4. Маханева М. Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. Творческий Центр, Москва, 2009.
5. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. М. : Просвещение, 1985
6. Мигунова Е. В. Организация театрализованной деятельности в детском саду. НовГУ имени Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2006.
7. Щетинин М. Н. «Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой». – М. Метафора. – 2003
8. Антипина А. Е. «Театрализованная деятельность в детском саду». М. : ТЦ - Сфера, 2003г.
9. Сорокина Н. Ф. «Играем в кукольный театр». М. : Аркти,2002г.
10. Ерофеева, Т. И. «Игра-драматизация //Воспитание детей в игре"
11. Гербова В. В. «Развитие речи в детском саду» Старшая группа. -
М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014
12. Интернет-ресурсы.