Ирина Горбунова
План самообразования «Развитие изодеятельности у дошкольников через знакомство с ремеслами Нижегородской области»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Развитие изобразительной деятельности у дошкольников через знакомство с отдельными видами ремесел Нижегородской области»
Публикация «План самообразования „Развитие изодеятельности у дошкольников через знакомство с ремеслами Нижегородской области“» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- ИЗО. Планирование
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нижегородская область, Нижний Новгород
- Планирование. Планы работ
- Республика, область, край. Список городов
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Актуальность: Дошкольный возраст – важнейший период становления личности человека, формируются первые представления детей об окружающем мире, идет установление первых отношений с людьми, формируется представления о государстве, гражданами которого являются их родители и в будущем они станут сами.
Чтобы логичнее выстроилась картина мира у дошкольников стоит пояснить, что одной из важных отраслейпромышленности Нижегородской области стали художественные промыслы, в результате чего область считается центром народного декоративного искусства. Роль искусства и народных промыслов в воспитании детей огромна. Именно традиционные ремесла, к которым приобщается подрастающее поколение, рассказывают о жизни наших предков, об их нравах и обычаях, не дают народу забыть свою историю.
Учитывая исторически-сложившееся многообразие народных промыслов области, знакомство с ними превращается в интересный творческий процесс, которому следует уделить особое внимание.
Цель: создание условий для активной и самостоятельной творческой деятельности, формирование у ребенка позитивных межличностных отношений в процессе игры.
Задачи:
Ознакомление дошкольников с народным художественнымдекоративным искусством Нижегородской области, историей развития, связью с местом расположения (природа, полезные ископаемые, особенностями, народностью, продукцией и ее применении в масштабах страны. Дать представления о музее художественных промыслов Нижегородской области.
Расширение представлений о профессиях и их значении, о заведениях, где получают эти профессии, значении труда родных людей в масштабе страны.
Развитие связной речи и поисково-исследовательского поведения у дошкольников, творческих способностей.
Воспитание коммуникабельных способностей, умения самостоятельно объединяться для какой-либо цели.
Повышение педагогической культуры родителей, установление сотрудничества и партнерских отношений с целью вовлечения в единое образовательное пространство.
План работы
Сроки Содержание работы Формы работы
Сентябрь -декабрь Изучение методической литературы
1. Программа дополнительного образования «Городецкая сказка»Л. А. Мартемьянычева
2. «Народное искусство и воспитание детей» Т. С. Комарова
3. «Народное декоративное прикладное искусство»
4. Аерьянова А. П. «Изобразительная деятельность в детском саду».Москва, «Мозаика – Синтез», 2003
5. Интернет – ресурсы.
6. Комарова Т. С. «Развитие художественных способностей дошкольников» Мозайка – синтез, 2015
7. Маршева И. Н. «Ткачество и вышивка нижегородского края»Н. Новгород, 2015
Сентябрь 1. Семинар –практикум «Аппликация из природного материала, как средство развития речи детей дошкольного возраста, Бурлакова Е. В.
2. Мастер – класс для педагогов «Современные нетрадиционные техники рисования» Фомина М. В.
3. Мастер класс для педагогов: Пластинография «Кленовый осенний лист», Шигина Г. П.
4. Семинар практикум «Приобщение детей дошкольного возраста к миру искусства» Немцева Е. В.
5. Консультация для педагогов «Современные подходы к художественному эстетическому развитию дошкольников», Сержантова О. Н.
6. Консультация «Цветотерапия – эффективное средство сохранения здоровья и работоспособности» Гуц Е. Н.
7. Семинар-практикум для педагогов «Ознакомление дошкольников с шедеврами мировой живописи в соответствии с ФГОС ДО, Лобанова Т. И. 1. Оформление предметно-развивающей среды
Пополнение уголка для творчества красками, кистями, карандашами.
2. Работа с детьми
• Беседа: Кто это – ремесленники?
• Подбор дидактических игр
• Знакомство с народным творчеством в патриотическом уголке
• С/р игра «Художники».
3. Работа с родителями
Консультация для родителей на тему «Воспитательное значение народной игрушки».
4. С педагогами ДОУ
Мастер – класс для воспитателей «Осенняя открытка»
Октябрь 1. Мастер –класс для педагогов ДОУ «Рисуем под музыку», Морокина Е. Н.
2. Мастер класс для воспитателй «Художественно – эстетическое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»,Сержантова О. Н.
3. Семинар-практикум «Художественно-эстетическое развитие дошкольников через интеграцию различных видов деятельности» Казаова Е. Ф.
4. Мастер-класс для воспитателей «Нетрадиционная техника рисования. Рисование морской солью» Фомина М. В. Семинар «Как распознать одаренность ребенка в изобразительной деятельности» Немцева Е. В.
5. Консультация для воспитателей «Создание условий для художественно эстетического развития детей в группе» Сержантова О. Н.
6. Консультация «Индивидуальная работа с детьми по ИЗО деятельности» Гуц Е. Н.
1. Оформление предметно-развивающей среды
• Книжный уголок: книги и журналы с ремеслами
2. Работа с детьми
• Экскурсия в избу.
• Рассматривание альбомов с иллюстрациями хохломы, гжели.
• С/р игра «В музее»
• Беседа: «Профессия-гид»
• Игра – ситуация “Выбери цвет”
• С/р игра «Маляр».
3. Работа с родителями
Папка раскладушка «Значение декоративного рисования для ребенка».
4. С педагогами ДОУ
Консультация «Художественное творчество и инновации в нем»
Ноябрь 1. Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Приемы знакомства с зимней природой средствами живописи, музыки, художественного слова» м/р Морокина Е. Н. Мастер-класс для педагогов ДОУ по применению нетрадиционных техник рисования «Рисование пеной для бритья» Фомина М. В.
2. Мастер-класс для воспитателей «Художественно-эстетическое развитие дошкольников «Веселые краски» Сержантова О. Н.
3. Мастер – класс для педагогов «Бумагопластика как средство развития мелкой моторики и творчества дошкольников» Шигина Г. П.
4. Семинар-практикум «Раскраска в развитии речи ребенка дошкольного возраста» у/л Бурлакова Е. В.
Консультация «Как понимать и ценить детские рисунки» Немцева Е. В.
5. Консультация «Как понимать и ценить детские рисунки» Немцева Е. В.
1. Оформление предметно-развивающей среды
Пополнение атрибутами уголка театрализованной деятельности.
2. Работа с детьми
• Рисование «Узоры»
• Рассматривание иллюстраций на тему «Народные промыслы»
• Чтение худ. произведения Н. Забилы «Ясочкин садик».
• С/р игра «Музей»
3. Работа с родителями
Методический материал «Значение народного творчества в развитие детей дошкольного возраста».
Семинар – практикум «Народные промыслы нашего края».
3. С педагогами ДОУ
Деловая игра «Искусство в жизни человека»
Декабрь 1. Семинар-практикум «Танцующие краски - эбру» п/п Тарасова А. Н.
2. Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Бумагопластика как средство художественно-эстетического развития дошкольников» Сержантова О. Н.
3. Мастер-класс «Елочные украшения» Казакова Е. Ф. Деловая игра по художественно-эстетическому развитию для педагогов «Знатоки искусства» Гуц Е. Н.
4. Семинар-практикум «Инновационные техники и технологии в изо-деятельности детей дошкольного возраста» Фомина М. В.
5. Мастер – класс «Дидактические игры по изо-деятельности для дошкольников» Шигина Г. П.
Мастер-класс «Рисование пальчиками с использованием зубной пасты» Немцева Е. В
1. Оформление предметно-развивающей среды
Д/и «Узнай какая роспись»
2. Работа с детьми
• Рисование расписных платочков
• Знакомство с городами Нижегородской области, в которых развиваются ремесла.
• Беседа о русской народной культуре
3. Работа с родителями
Консультация на тему : «Значение декоративного рисования для развития мелкой моторкииу детей»
4. С педагогами ДОУ
Деловая игра «Художественно-эстетическое развитие в ДОУ»
Тема: «Формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры природолюбия через природоохранный социально – образовательный проект «Эколята –Дошколята»
Актуальность выбранной темы
Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени : оно значимо из позиции личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством воспитателей, оно оказывает интенсивное влияние на его чувства, волю.
Экологическое воспитание дошкольников - это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры, которая выражается в наличии:
- устойчивых знаний о природе и взаимосвязей в ней;
- бережного отношения к природе;
- моральных и экологически ценных установок, поведенческих умений;
- эмоциональной отзывчивости к живой природе;
- положительных эстетических ощущений от любования природой;
- умений познавать особенности окружающего мира.
В настоящее время формирование экологической культуры дошкольников становится приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Разностороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными способами. Одно из них – ознакомление с природой. Природа неисчерпаемый источник духовного общения. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой.
Цель: Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Изучение и анализ научно – методической литературы;
2. Создание оптимальных условий;
3. Взаимодействие ДОУ с родителями;
4. Анализ, результативность, перспективность
Сроки Содержание работы Формы работы
Январь – май Изучение литературы, интернет-ресурсов.
1. Гризик Т. И. «Познаатльное развитие детей 2-7 лет. методическое пособие для воспитателей» – М-Просвещение 2010г
2. Дрязгунова В. А. «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями» - М-Просвещение 2010г.
3. Алябьева Е. А. «Тематические дни и недели в детском саду» М – ТЦ Сфера 2005
4. Агаева Е. Л., Брофмн В. В., Булычева А. И. «Чего на свете не бывает? Занимательные игры для детей 3-6 лет» М – Просвещение 1991.
5. Дыбина О. В. «Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром» М – Педагогическое общество России 2007г.
Январь -Консультация для воспитателей «Характеристика основных методов, приёмов и средств по формированию экологической воспитанности» Сержантова О. Н.
-Семинар-практикум «Экологический мост» Фомина М. В. и Казакова Е. Ф.
-Семинар-практикум «Взаимосвязь работы по развитию речи с экологическим воспитанием» у/л Бурлакова Е. В.
-Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Проектная деятельность в экологическом воспитании. Виды проектов».Лобанова Т. И.
-Консультация «Механизмы психологической защиты у детей»Тарасова А. Н.
1. Оформление предметно-развивающей среды
Пополнение уголка природы картотеками, иллюстрациями.
Изготовление поделок из природного материала.
2. Работа с детьми
Опыты с водой, льдом.
Наблюдения за природой, экологией.
Беседа о чистоте в природе.
3. Работа с родителями
Памятка «Знакомим детей с природой»
4. С педагогами ДОУ
Интеллектуальная игра «Экология рядом с нами» Горбунова И. Е.
Февраль -Консультация для воспитателей «Возрастные особенности экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста» Сержантова О. Н.
-Педагогический час «Организация экологического воспитания дошкольников в детском саду» Ризакова А. С.
-Экологический тренинг для педагогов «Знатоки природы» Шигина Г. П.
-Семинар-практикум «Современные подходы к экологическому образованию дошкольников с учетом реализации ФГОС ДО» Фомина М. В.
-Семинар-практикум «Развитие интереса к природе и любознательности у дошкольников с помощью дидактических игр экологической направленности» Казакова Е. Ф.
-Мастер-класс «Экологические игры в работе учителя-логопеда» у/л Бурлакова Е. В.
-Семинар-практикум «Экологическое воспитание дошкольников в рамках реализации ФГОС дошкольного образования» Лобанова Т. И.
1. Оформление предметно-развивающей среды
Подбор игр и пособий.
2. Работа с детьми
Опыты со снегом.
Прогулки на природе.
3. Работа с родителями
Размещение методического материала «Воспитание бережного отношения детей дошкольного возраста к природе».
4. С педагогами ДОУ
Деловая игра «Знатоки природы».
Март -Консультация «Создание условий для экологического воспитания в детском саду» Гуц Е. Н.
-Консультация «Роль музыки в экологическом воспитании дошкольников» м/р Морокина Е. Н.
-Консультация для воспитателей «Значение наблюдений в экологическом воспитании дошкольников» Сержантова О. Н.
-Семинар-практикум «Игра как средство экологического воспитания детей» Немцева Е. В.
-Семинар-практикум для воспитателей «Роль игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста» Фомина М. В.
-Мастер-класс для педагогов «Природа-главное средство экологического воспитания дошкольников» Шигина Г. П.
-Семинар-практикум «Роль сказки в экологическом образовании дошкольников» у/л Бурлакова Е. В.
-Психолого-педагогический мини-тренинг «Экологические интересности» п/п Тарасова А. Н.
1. Оформление предметно-развивающей среды
Подбор игр и пособий.
2. Работа с детьми.
Рассматривание картинок с животными и растениями.
Наблюдения за ветками деревьев.
Игры – движения.
3. Работа с родителями
Изготовление цветов из бумаги, салфеток.
4. С педагогами ДОУ
Деловая игра «Экологичексое воспитание».
Апрель -Деловая игра «Экологическая грамотность» Ризакова А. С.
-Мастер-класс для педагогов ДОО «Геокешинг в экологическом воспитании дошкольников» Шигина Г. П.
-Мастер-класс для воспитателей «Путешествие в страну экологии» Фомина М. В.
-Мастер-класс «Путешествие в страну экологии» Гуц Е. Н.
-Семинар-практикум «Знакомим дошкольников с миром пернатых. Взаимосвязь работы по развитию речи с экологическим воспитанием» у/л Бурлакова Е. В.
-Круглый стол для воспитателей на тему «Природа и её поэтический образ в воспитании нравственно – эстетических чувств» Сержантова О. Н.
-Мастер-класс для педагогов ДОУ «Экология в музыке» Морокина Е. Н.
1. Оформление предметно-развивающей среды
Подбор игр и пособий.
2. Работа с детьми
Д/и «Кто где живет?»
Рассмотрение растений и животных, занесенных в красную книгу.
3. Работа с родителями.
Памятка «Повторяем названия растений, которые нас окружают».
4. С педагогами ДОУ
Игра-викторина «Мир цветов».
Май - Консультация «Наблюдение -ведущий метод экологического воспитания» Немцева Е. В.
-Консультация для воспитателей: «Роль воспитателя в экологическом воспитании ребенка -дошкольника» Сержантова О. Н.
-Мастер класс для воспитателей «Кейс-технология в экологическом воспитании дошкольников» Шигина Г. П.
-Мастер-класс для воспитателей «Опыты и эксперименты с природным материалом» Фомина М. В.
-Деловая игра по экологии «Экология рядом с нами» Гуц. Е. Н.
Экологическая викторина для педагогов «Цветик-семицветик» Горбунова И. Е. 1. Оформление предметно-развивающей среды
Подбор игр и пособий.
2. Работа с детьми
Порядок в группе и на площадке.
4. С педагогами ДОУ
Экологическая викторина для педагогов «Цветик-семицветик» Горбунова И. Е.