Коновалова Елизавета Георгиевна
Программа «Ритмика для детей 3–4 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 50 ОСП №4
Дополнительная образовательная программа
«Ритмика»
возраст детей: с 3 до 4 лет
срок реализации программы: 1 год
Составила программу:
Воспитатель
Коновалова Елизавета Георгиевна
г. Ревда 2022 год
Пояснительная записка
Дошкольный возраст - один из наиболее важных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. В период от трех до семи лет ребенок интенсивно растет и развивается. Двигательная активность и игра как ведущий вид деятельности особенно важны в этом возрастном периоде, поэтому физическому воспитанию должно уделяться как можно больше времени и внимания.
Публикация «Программа „Ритмика для детей 3–4 лет“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Программы: ритмика, хорегография, танцы
- Работа музыкального руководителя
- Ритмика и ритмопластика
- Темочки
Ритмика - один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Основой является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания.
Актуальность
Программы обусловлена тем, что в современном мире ритмика - считается одним из главных способов гармоничного развития ребёнка, обладает огромными возможностями в самореализации и проявления индивидуальности в творчестве. Обучать ритмике необходимо всех детей, развивая в них глубокое "чувствование", проникновение в музыку, творческое воображение, формируя умение выражать себя в движениях. В этом отражается художественное-эстетическое направление программы.
Эффективность ритмики как образовательной программы в ее разностороннем воздействии на ОДА, сердечно сосудистую, дыхательную и нервную системы человека. Эмоциональность достигается не только музыкальным сопровождением и элементами танца, входящими в упражнения танцевально-ритмической гимнастики, но и образными упражнениями, сюжетными композициями, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников, склонных к подражанию, копированию действий человека и животных. В связи с этим проблема разработки программы по ритмике с учетом ФГОС становится наиболее актуальной.
Цели и задачи реализации программы
Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Ориентирована на работу с детьми дошкольного возраста 3-4 лет, независимо от наличия у них специальных физических данных.
Программа предполагает освоение азов ритмики, изучение танцевальных элементов, воспитание способности к танцевально-музыкальной импровизации.
Цель программы:
Развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности.
Задачи программы
Оздоровительные задачи:
-повышать приспособляемость и работоспособность органов и систем растущего организма;
-обеспечивать пропорциональное развитие всех мышечных групп;
-формировать здоровье сберегающее и здоровье укрепляющее двигательное поведение, предупреждающее возникновение плоскостопия и искривления осанки.
Образовательные задачи:
-формировать правильные навыки выполнения основных движений, важных элементов сложных движений;
-расширять способности к пониманию словесной инструкции при выполнении знакомых упражнений и восприятию незначительных изменений.
Развивающие задачи:
-развитие творческих и созидательных способностей
- развивать мышление, воображение, находчивость и познавательную активность, расширять кругозор;
- формировать навыки самостоятельного выражения движений под музыку.
Воспитательные задачи:
- воспитывать умение эмоционального выражения движений под музыку, воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи
При распределении разделов программы учитывались основные принципы дидактики, возрастные особенности детей младшей группы, физические возможности и психологические особенности детей дошкольного возраста 3-4 года.
Программа предусматривает совместную работу педагога, родителей и детей: родительские собрания, групповые и индивидуальные беседы, привлечение родителей к работе творческого объединения.
Программа по ритмике ведется в рамках дошкольного учреждения и не предусматривает оценивание учащихся.
Характеристика особенностей развития детей 3-4 лет:
Дети 3-4 лет чрезвычайно непосредственны и эмоциональны. Движение, особенно под музыку, доставляет им большую радость. Движение малышей еще недостаточно точные и координированные, плохо развито чувство равновесия, поэтому объём и разнообразие двигательных упражнений невелики, и все они носят, как правило, игровой характер.
Задачей педагога является воспитание интереса, потребности в движениях под музыку, формирование умений использовать знакомые движения в игровых ситуациях. Развитие воображения, фантазии, умения находить свои, движения для выражения характера музыки, игрового образа выразительными жестами, элементарными плясовыми движениями вместе с педагогом и сверстниками.
Детям предлагаются более простые композиции, яркие, контрастные музыкальные произведения для восприятия и передачи музыкального образа, предлагаются более простые схемы перестроений и элементарные танцевальные движения.
Планируемые результаты освоения Программы
Формирование:
эмоциональной отзывчивости на музыку
лёгкости, пластичности, выразительности движений
умения выражать в танце, музыкальном движении динамику развития музыкального образа
Совершенствование
техники исполнения разученных танцевальных движений по –одному и в парах
нравственно – коммуникативных качеств, индивидуальности.
Развитие:
чувства ритма
умения ориентироваться в пространстве
координации движений
творческого воображения.
При разработке плана работы учитывались возрастные особенности детей от 3 до 4 лет (указаны выше)
Дети младшего дошкольного возраста чрезвычайно непосредственны и эмоциональны. Движение, особенно под музыку, доставляет им большую радость. Однако возрастные особенности строения тела (короткие ноги и руки, большая голова, короткое туловище, протекания нервных процессов и их зрелости сказываются на двигательных возможностях. Движения малышей еще недостаточно точные и координированные, плохо развито чувство равновесия, поэтому объем и разнообразие двигательных упражнений невелики и все они носят, как правило, игровой характер.
Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.);
узнает знакомые мелодии;
двигается в соответствии с характером музыки, начинает движение с первыми звуками музыки;
умеет выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук;
проявляет активность при подпевании и пении, выполнении простейших танцевальных движений.
Этапы и методы для реализации рабочей программы.
Целостный процесс обучения ритмике можно условно разделить на три этапа:
Начальный этап - обучению упражнению (отдельному движению);
Этап углубленного разучивания упражнения;
Этап закрепления и совершенствования упражнения.
Успешное решение поставленных задач в НОД по ритмике в дошкольном учреждении возможно только при использовании открытых педагогикой методов обучения. Наиболее близкими к нашему предмету я считаю следующие:
Метод показа. Разучивание нового движения, позы я предваряю точным показом. Это необходимо и потому, что в исполнении педагога движение предстает в законченном варианте. Ребята сразу видят художественное воплощение образа, что будит воображение. В некоторых случаях, особенно в начале работы, я выполняю движение вместе с детьми, чтобы увлечь их и усилить эмоционально-двигательный ответ на музыку.
Словесный метод. Методический показ не может обойтись бес словесных пояснений. Разговорная речь, будучи тесно связанной с движением, жестом и музыкальной интонацией, оказывается тем самым мостиком, который служит соединительным звеном между движениями и музыкой.
Импровизационный метод. В НОД по хореографии имеет смысл постепенно подводить детей к возможности импровизации, то есть свободного, непринужденного движения, такого, как подсказывает музыка. Педагогу следует лишь тактично направлять внимание ребенка на подлинный характер музыки, на поиск собственных красок и оттенков в исполнении.
Метод наглядности. НОД с дошкольниками вовсе не исчерпывается только задачами физической и музыкальной тренировки. Полноценная творческая деятельность не может протекать без знакомства с репродукциями, книжными иллюстрациями, фотографиями и видеофильмами.
Игровой метод. Суть игрового метода в том, что педагог подбирает для детей такую игру, которая отвечает задачам и содержанию НОД, возрасту и подготовленности занимающихся. Игра всегда вызывает у ребят веселое настроение. Именно в игре легче всего корректировать поведение воспитанников.
Концентрированный метод. Заключается в том, что педагог по мере усвоения детьми определенных движений, танцевальных композиций вновь возвращается к пройденному, но уже предлагает все более сложные упражнения и задания.
Этапы работы
I этап – подготовительный (сентябрь – октябрь - ноябрь)
II этап – основной (декабрь – январь - февраль)
III этап – этап совершенствования (март – апрель – май)
Программа обучения содержит следующие разделы:
Подготовительно-развивающие упражнения; (Ритмика)
Упражнения на полу (партерная гимнастика);
Движения с предметами и игрушками; (музыкально ритмическая композиция)
Танцевальные игры; (музыкально-подвижные игры)
Примерный план организации занятия.
Вводная часть:
• построение и приветствие детей
• проверка правильности осанки, живот подтянут, плечи развернуты, голова прямо
Подготовительная часть занятия:
• разминка в движении: ходьба, бег, прыжки
• танцевальная разминка с предметами или без (ритмическая гимнастика).
Основная часть занятия:
• партерная гимнастика
• разучивание новых танцевальных движений и композиций, повторение пройденных.
• разучивание новых сюжетно-образных танцев и повторение пройденных.
Заключительная часть:
• музыкальная игра
• построение, поклон
Все части занятий выполняются с использованием музыки и песен.
Младшая группа – дети 3-4 лет, занятия 2 раза в неделю по 15 мин.
Форма занятий: групповая.
Тематическое планирование на год (2022-2023 уч. г.)
Месяц Задачи Содержание занятия
Октябрь
Ноябрь
Тема «Осень в гости к нам пришла» Пробудить интерес к занятиям, дать детям элементарное представление о танце.
Формирование правильного исполнения танцевального движения, шага.
Ознакомление детей с разными темпами музыки.
Формирование пластики, культуры движения, выразительность.
Развивать способность воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение, характер и понимать ее содержание; развивать музыкальную память, внимания; развивать координацию движений, пластичность, мягкость.
Построение детей, Проверка правильности осанки.
Разминка в движении,ходьба,бег, прыжки.
Ритмическая гимнастика «Вперед 4 шага»
Партерная гимнастика
1 упражнение «Лягушка»
И. п. -лечь на живот, согнуть колени и развести в стороны, стопы соединить.
2 упражнение «Складочка»
И. п. -садимся ноги вместе, спина прямая, руки смотрят вверх, наклоняемся вперед головку кладем на колени.
3 упражнение «Бабочка»
И. п. - садимся ноги согнуты в коленях, стопы соединены, руки на стопах.
Игра «Ладонь, кулак»
Разучивание танцевальных движений для общего танца «Осень в золотой косынке»
«Грибочки»
Коммуникативная игра «У тебя у меня…»
Построение и поклон
Занятие закончено
Декабрь
Январь
Февраль
«Зимнее приключение» Формировать у детей плавные, легкие движения рук.
Учить взаимодействовать в паре, правильно и точно исполнять парные движения.
Работать над пластикой, осанкой, красивой походкой.
Продолжать учить взаимодействовать в паре, правильно и точно исполнять парные движения.
Развитие чувства ритма, обучение детей танцевальным движениям.
Совершенствование координацию движений, навык ориентирование в пространстве.
Построение детей, Проверка правильности осанки.
Разминка в движении,ходьба,бег, прыжки.
Разминка «Лошадка», «По кругу»
Ритмическая гимнастика «Танцующий пингвин»
Партерная гимнастика
1 упражнение «Книжечка»
И. п. - сидя на полу, ноги врозь, руки прямые смотрят вверх, выполняется наклон в перед.
2 упражнение «Колечко
И. п- лёжа на животе поднимаем корпус с опорой на руки, сгибаем ноги носочками касаемся головы
3 упражнение «Неваляшка»
И. п. -лежа на полу ноги прямо, руки вдоль туловища. Перекаты на правый и левый бок.
Разучивание танцевальных движений для танца девочек «Бусинки-красавицы»
Общий танец «Огоньки»
Танец для мальчиков «Зайки»
Хоровод в парах «У елочки»
Выполнение некоторых движений в парах.
Подвижная музыкальная игра «Мышки и кошка»
Игра на чувство ритма музыки
Построение
Поклон
Занятие закончилось
Март
Апрель
Май
Весеннее пробуждение Формировать навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки.
Работать над пластикой, осанкой, красивой походкой.
Развивать творческий потенциал ребенка и самовыражения через танец.
Закреплять развитие двигательных качеств и умений координировать движения.
Продолжать развивать гибкость, ловкость, точность и пластичность.
Воспитывать выносливость, силу.
Формировать осанку, красивую походку.
Развивать умение ориентироваться в пространстве.
Обогащать двигательный опыт разнообразными видами движений.
Построение детей, Проверка правильности осанки.
Разминка в движении,ходьба,бег, прыжки.
Разминка «Лошадка», «По кругу», «В рассыпную»
Ритмическая гимнастика В парах «С ним попрыгай попляши»
Партерная гимнастика
1 упражнение «Фасоленки»
И. п. - Дети лёжа на спине, вытянув руки и ноги, перекатываются на один бок, на живот, на другой бок, передвигаясь по полу, как фасолинки.
2 упражнение «Лодочка»
И. п. -Дети сидят на полу, согнув ноги и разведя их в разные стороны, перекатываясь то на правое, то на левое бедро, имитируя движения лодки.
3 упражнение «Дождик»
И. п. - дети сидят на полу потихоньку начиная стучать кулачками и пяточками об пол, постепенно увеличивая темп, имитируя нарастающий шум дождя.
4 упражнение «Мостик»
И. п. -Из положения лежа дети учатся подниматься в мостик и раскачиваются в нем, развивая гибкость в спине и плечевом суставе.
Парный танец «Солнечная полька»
«Оркестр для мамы»
Подвижная музыкальная игра «Мышки и кошка»
Игра на чувство ритма музыки
Построение
Поклон
Занятие закончилось
1 показатель
«1» - Низкий уровень – не чувствует характер музыки, движения не соответствуют музыке
«2» - Средний уровень – чувствует общий ритм музыки, повторяет движения за другими,
движения соответствуют характеру музыки;
«3» - Высокий уровень – ребёнок чувствует характер музыки, ритм, передаёт это в
движении; самостоятельно использует знакомые движения или
придумывает свои; движения выразительны;
2 показатель
«1» - Низкий уровень – не справляется с заданием.
«2» - Средний уровень – использует стандартные ритмические рисунки;
«3» - Высокий уровень – ребёнок сам сочиняет и оригинальные ритмически рисунки;
3 показатель
«1» - Низкий уровень – движения не соответствуют музыке, отсутствие эмоций при
движении.
«2» - Средний уровень - движения соответствуют характеру музыки, но недостаточная
эмоциональность при выполнении движений;
«3» - Высокий уровень – движения соответствуют характеру музыки, эмоциональное
выполнение движений;