Елена Вязовцева
Психолого-педагогическая программа развивающих занятий в ДОУ с использованием элементов KidSmart
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка – детский сад № 386
городского округа Самара
Психолого – педагогическая программа
развивающих занятий
с детьми старшего дошкольного возраста
«Играть – развивая, развивать - играя»,
с использованием элементов
компьютерной программы KidSmart.
Составитель:
Педагог-психолог
Вязовцева Е. И.
Самара
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ….3
Аннотация… ….….5
Публикация «Психолого-педагогическая программа развивающих занятий в ДОУ с использованием элементов KidSmart» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Работа психолога. Программы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
1. Обоснование программы…. 6
2. Цели и задачи программы….….8
3. Структура программы…. 9
4. Содержание программы…. …14
5. Планразвивающих занятий….…15
5.1. Комплексно–тематический план …. ….…. 16
Заключение…. 50
Список литературы …. 52
Приложение…. ….52
Программа реализуется педагогом-психологом и педагогами ДОУ.
Вид программы :развивающий.
Цель: Развитие интеллектуальных способностей и познавательных процессов у старших дошкольников с помощью современных информационных технологий.
Задачи программы :
1. Формирование психологического и физического здоровья воспитанников.
2. Развитие интереса к своей личности: раскрывать свое «Я», повышать самооценку.
3. Формирование умения строить адекватные системе обучения отношения со взрослыми и со сверстниками.
4. Формирование познавательной активности и учебной мотивации детей.
5. Развитие зрительного и слухового восприятия.
6. Сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой.
7. Овладение рефлексивными умениями.
8. Разработка методических рекомендаций для заинтересованных лиц.
Сроки реализации программы : один год.
Возраст детей: 5 - 7 лет.
Периодичность встреч: один раз в неделю, во второй половине дня.
Структура программы : программа состоит из 2 разделов, посвященных работе с детьми и включающихпо 34 занятия в год и раздела, описывающего работу с родителями.
3. Структура программы
Программа «Играть - развивая, развивать - играя» предусматривает проведение подгруппового (не более шести человек) занятия 1 раз в неделю.
Перед началом занятий изучаются особенности каждого ребенка на основе психологического тестирования, анкетирования и результатов наблюдения.
Предполагаемый результат
У воспитанников сформированы интегративные качества:
овладевший средствами общения и конструктивными способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, адекватно использует вербальные и невербальные средства общения;
способный осознанно управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений;
эмоционально-отзывчивый, откликается на эмоции близких людей и друзей, сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов;
способный решать личностные проблемы, адекватные возрасту, ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых проблем, поставленных как взрослым, так и им самим;
способствующей социальному и когнитивному развитию ребенка;
имеющий первичные представления о себе, семье, обществе.
Диагностика:
На диагностическом и контрольном этапе используются следующие методики :
Наблюдение за ребенком в регламентированной и нерегламентированной деятельности.
Психолого-педагогическая диагностика по методике Е. А. Стребелевой.
Методика диагностики форм общения (М. И. Лисина).
Анкетирование родителей и педагогов.
Методика «Лесенка» (Исследование самооценкиС. Г. Якобсон, В. Т., В. Т. Щур).
Методика «Тест тревожности»Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. (исследование тревожности детей по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми).
Структура занятий состоит из следующих этапов:
1. Приветствие
2. Сюрпризный момент
3. Игровые приемы
4. Работа на компьютере (информационный урок)
5. Беседа, обсуждения
6. Рисование
7. Прощание.
Показатели эффективности:
В результате применения элементов компьютерной программы KidSmartу детей снимается физическое и психическое напряжение, увеличивается работоспособность, способность детей к концентрации внимания, к умению максимально сосредоточиваться и совершенствовать волевые качества.
На данных занятиях дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям.
Постоянно используемые в сказках этюды на выражение и проявление различных эмоций дают детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения; пластику, мимику и речь.
Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» глубоко спрятанные в подсознании страх, беспокойство, агрессию или чувство вины, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру. У них формируется положительный образ своего тела и принятие себя таким, какой он есть.
Тематический планразвивающих занятий психолого-педагогической программы с использованием программы KidSmart
«Играть - развивая, развивать - играя».
Программа «Играть - развивая, развивать - играя» разработана с учетом возрастных особенностей дошкольников. Занятия проводятся психологом или воспитателем, в течение всего года. Продолжительность занятия для старших дошкольников – 20-25 минут, включая динамические игры (обеспечивают снятие статического напряжения и профилактику нарушения осанки) и гимнастику для глаз (обеспечивает снятие напряжения с глаз и профилактику нарушения зрения).Игры с использованием компьютера проводятся при обязательном соблюдении условий для сбережения здоровья ребенка, т. е. соблюдение требований СанПиНа: использование современной версии модели ПК, достаточное освещение, работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени 10-15 мин., (индивидуально или в микрогруппах, в зависимости от возраста ребенка, особенностей его нервной системы, проведение до начала занятия и после гимнастики для глаз и кистей рук, физминуток.
Комплексно-тематический план для детей 5-7 лет (старший возраст)
Задачи:
1. Формирование умения строить адекватные системе обучения отношения со взрослыми и со сверстниками.
2. Формирование познавательной активности и учебной мотивации детей.
3. Развитие зрительного и слухового восприятия.
4. Развивать творческие и игровые способности у детей
5. Сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой.
6. Овладение рефлексивными умениями.
7. Формировать социальную компетентность (проявления доброты, внимания, сопереживания и содействия).
Дидактический материал: игровое оборудование, спокойная музыка, волшебный мешочек с мелкими предметами, компьютер с играми программы Kidsmart, наборы для детского творчества: гуашь, фломастеры, кисточки, клей, цветная бумага.
Месяц
проведения Тема Информа
ционный урок Коррекционные задачи
Сентябрь
Диагностический
Работа на компьютере по программе KidSmart
Сентябрь «Мир в котором я живу»
1. Будем знакомы.
Цель: умение детей образовать слова с уменьшительно-ласкательным значением.
2. Сюрпризный момент (внести сказочную необычную игрушку)
Цель: налаживание положительного психоэмоционального контакта с детьми.
3. Информационный урок.
4. Рисование по замыслу (фломастеры, цвет. карандаши, восковые мелки)
Цель: развивать творческие способности, умение в рисунке передавать образ сказочных героев.
5. Рефлексия
Кого ты нарисовал?
Какие герои тебе больше всего нравятся?
Ты хотел бы быть на кого то из них похожим?
6. Ритуал прощания «Всем, всем до свидания»
Дети обнимают каждого по очереди, говоря что-то приятное, прощаются. «Домик времени и пространства Труни» - игра «Часы с календарем» (пр. Kidsmart). Цель: продолжать развитие у детей психических процессов (памяти, внимание, воображения).
Образование относительных прилагательных, работа над словарем, подготовка к обучению грамоте.
Сентябрь «Мир в котором я живу»
1. «Назови себя».
Цель: сохранение психологического здоровья; продолжать учить детей использовать в речи слова с суффиксами уменьшительности, ласкательности, увеличительности.
2. Сюрпризный момент (рисунки с автопортретом всех детей)
Цель: налаживание положительного психоэмоционального контакта с детьми.
3. Информационный урок
4. Рисование «Рисуем себя в виде птицы»(фломастеры, цвет. карандаши, восковые мелки)
Цель: развитие воображения; гармонизация эмоционального состояния.
5. Рефлексия
Вспомни, что почувствовал вороненок, когда мама сказала, что ему пора летать?
Как ты думаешь, вороненок хотел летать?
Чего он боялся? Почему Вороненок все таки полетел?
Хочется ли тебе измениться? В чем?
6. Ритуал прощания «Всем, всем до свидания»
Дети обнимают каждого по очереди, говоря что-то приятное, прощаются. «Домик времени и пространства Труни» - игра «Собери мармеладки» (пр. Kidsmart). Гармонизация эмоционального состояния.
Ориентировка в пространстве, закрепление понятий «справа», «слева».
Подготовка к обучению грамоте.
Сентябрь «Я и мои родители»
1. «Домашний фотоальбом».
Цель: осознание чувства привязанности и взаимосвязи с семьей; гармонизация эмоционального состояния.
2. Сюрпризный момент (внести детские рисунки – портреты с изображением папы и мамы всех детей)
Цель: налаживание положительного психоэмоционального контакта с детьми.
3. Информационный урок
4. Рисование «Мои родители» (фломастеры, цвет. карандаши, восковые мелки)
Цель: развитие творческих способностей; выявить благополучие ребенка в семье.
5. Рефлексия
Почему мама отругала гномика?
Была ли она права?
За что гномик обиделся на маму?
Обиделся бы ты на его месте?
Зачем гномик простил маму?
Мог бы он этого не делать?
Что бы тогда было?
6. Ритуал прощания «Всем, всем до свидания»
Дети обнимают каждого по очереди, говоря что то приятное, прощаются. «Размышлялки. Сборник 1» - игра «Пернатые друзья». Гармонизация эмоционального состояния.
Формирование аналитического мышления, зрительного восприятия.
Подготовка к обучению грамоте, формирование длительного речевого выдоха.
Сентябрь Взаимодействие с родителями (сентябрь)
Рекомендации для родителей «Особенности детского восприятия при чтении сказок» (В. В. Алексеенко)