Елена Христюк
Программа «Развитие пальчиковой моторики» для разновозрастной группы 4–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Информационная карта программы.
Тип программы : образовательная.
Образовательная область: познавательная, коммуникативная.
Форма реализации программы : подгрупповая
Возрастная направленность: средняя,старшая,подготовительная группа
Продолжительность реализации программ : 2 года. Программа “ Развитие пальчиковой моторики” предназначена для правильного развития мелкой моторики детей дошкольного возраста и своевременная помощь в формировании последовательной координации движений пальцев рук.
Публикация «Программа „Развитие пальчиковой моторики“ для разновозрастной группы 4–7 лет» размещена в разделах
Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Многочисленные исследователи, занимающиеся изучением детей с проблемами в развитии, отмечают сложность и разнообразие картины дефекта, затронутость различных сторон психической деятельности. У детей этой категории, наряду с нарушениями различных психических функций, оказывается несформированной речевая система, а также ряд функций и процессов, имеющих непосредственное отношение к речи - слухоречевое восприятие и память, речевое внимание, языковой анализ и синтез, тонкая моторика, эмоционально – волевая сфера.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьёзные трудности в овладении навыком письма. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки. Актуальность:
Неподготовленность к письму, недостаточное развитие речи, мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Новизна программы :
•обучение детей проводится с четырехлетнего возраста;
•подобран и систематизирован материал дидактических игр и упражнений по развитию мелкой моторики, в соответствии с лексической темой;
•разработан мониторинг определения уровня развития, предусматривающий следующие разделы:
•мелкая моторика;
•речевое развитие.
•занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что на занятиях дети работают с пластилином, бумагой, шаблонами, трафаретами и другими материалами. Интересны для детей и занятия с применением Информационно-компьютерных технологий, где они работают - рисуют, раскрашивают, штрихуют с помощью компьютерных технологий.
Цель программы : создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
Задачи программы :
Обучающие:
1. Научить детей владеть графическими навыками письма
2. Формировать навыки исполнительского мастерства.
3. Формировать умение воплощать свои идеи в художественный образ.
Развивающие :
1. Развивать умения производить точные движения карандашом
2. Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
3. Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.
Воспитывающие:
1. Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость.
2. Воспитывать внимательность к выполнению заданий.
3. Воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду.
Отличительные особенности данной программы :
Данная программа направлена на всестороннее развитие ребёнка. Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Программа отличается комплексным подходом к подготовке детей к школьному обучению. Занятия направлены на развитие всех необходимых психологических компонентов готовности ребё нка к школе: познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики.
Формы и режим занятий:
Программа рассчитана на 2 занятия в неделю. Занятия проводятся в группах по 25 минут и предполагают использование следующих форм:
•беседа
•дидактическая игра
•индивидуальная корректировка действий.
Направленность программы :
Программа включает в себя следующие разделы:
•пальчиковая гимнастика
•лепка
•аппликация
•графические упражнения
•игры и действия с предметами.
Результатом работы по данной программе должно стать :
•Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук детей до уровня соответствующего данному возрасту.
•Овладение разными видами трудовой деятельности.
•Умение создавать художественный образ своего изделия.
•Овладение приемами работы с разными инструментами.
•Умение соотносить форму, пропорцию и фактуру изделия.
•Овладение нормами этики поведения.
Срок реализации программы :
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Ожидаемые результаты и способы определения из результативности:
Обучаясь по данной программе, к концу первого года обучения дети
должны знать:
•виды бумаги (цветная, неокрашенная, гофрированная, бархатная);
•свойства бумаги (тонкая, толстая, мягкая, жесткая);
•понятие “оригами”, “шаблон”;
•виды штриховки (вертикальная, горизонтальная, по диагонали);
•основные правила склеивания;
•понятие «конструктор»; «мозаика»
должны уметь:
•пользоваться клеем, кисточкой, ножницами, стеком;
•работать с трафаретами;
•застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки, крючки;
•завязывать и развязывать ленты, шнурки, узелки.
Формы подведения итогов реализации программы :
В течении всего периода обучения поэтапно проводится мониторинг уровня усвоения знаний и формирования навыков у детей на начальном, промежуточном, итоговом этапах. Для проведения мониторинга образовательного процесса используются разные формы :
тестирование по индивидуальным карточкам,самостоятельные работы,беседа, выступления выставки графических работ
участие в конкурсах
Цель кружка:
1. Помощь специалистам ДОУ в развитие мелкой моторике рук.
2. Подготовка руки к письму.
Задачи кружка:
1. Создать на занятиях кружка атмосферу праздника, радости;
2. Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук детей до уровня соответствующего данному возрасту.
3. Овладение разными видами трудовой деятельности.
4. Умение создавать художественный образ своего изделия.
5. Овладение приемами работы с разными инструментами.
6. Умение соотносить форму, пропорцию и фактуру изделия.
7. Овладение нормами этики поведения.
Программа составлена с учетом меж предметных связей по областям:
1. Познание: занятия, наблюдения, беседы, игры.
2. Социализация: используются дидактические,сюжетно-ролевые игры;разучиваются различные танцы.
3. Художественная литература, используются произведения познавательной направленности (стихи, потешки, прибаутки, частушки, тексты песен).
4. Коммуникация, овладение способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.
Содержание дополнительной образовательной программы и отличительные особенности: содержание данной программы охватывает весьма широкий круг деятельности детей дошкольного возраста, с учетом учебного плана ДОУ и раскрывается через определенные темы (приложение «Учебно - тематический план»). Он позволяет уже на самом раннем этапе дошкольного детства,развитии коммуникативных. Способы проверки знаний, умений и навыков воспитанников
1. Вводная диагностика – сентябрь.
2. Итоговая диагностика – май
список литературы:
1. Александрова Э. И. Развивающие прописи. – Харьков – Москва: “Инфолайн”, 2003.
2. Афонькин С. Ю. Уроки оригами в школе и дома. – М. : “Фким”, 2000
3. Безруких М. М. Тренируем пальчики. – М. : ООО “Дрофа”, 2000.
4. Белая А. Е. Пальчиковые игры. - М. : “Астрель”, 2001.
5. Выгодский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М. : “Просвещение”, 2001.
6. Гаврина С. Е. Развиваем руки – чтоб - учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: “Академия Холдинг”, 2002.
7. Климанова Л. Ф. Уроки веселого карандаша. – Тула: “Родничок”, 2001.
8. Крупенская Н. Б. Линии. Фигуры. Точки. //прописи. “РОСМЭН - ПРЕСС”, 2004.
9. Лукашина М. М. Готовим руку к письму. - М. : “Карапуз”, 2008.
10. Нагибина Н. И. Природные дары для поделок и игры. – Ярославль: “Академия развития”, 2008.
11. Узорова О. В. Пальчиковая гимнастика. – М. : “Астрель”, 2006.
12. Шульгина В. П. Методическая копилка для учителей начальных классов. // Школа радости. – Ростов – на – Дону: “Феникс”, 2002.
13. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. –Санкт – Петербург: 2005.
14. Подумай, нарисуй и раскрась. // Альбом. “Радуга”, 2007.
План работы октябрь.
занятие Мероприятия. цель материал
1занятия 1. П\г «Дружба»
2. Игра «Положи На место»
3. Соедени точки (яблоко)
4. Разорви лист по линии.
5. Игра «Копилка» Развитие мелкой моторике рук. Учить детей владеть карандашом. Формировать усидчивость. Тетрадь,карандаши,лист бумаги.
2 занятие П/г «»
Аппликация «грибы» Развитие мелкой моторике рук. Учить детей создавать образ гриба. мл. -наклеивание.
Ср. - вырезание и наклеивание. Цв. бумага, альбом, карандаш.
3 занятие 1. П\г «Счет»
2. Раскрась кубики.
3. Заштрихуй лошадку.
4. игра «шаловливый котенок» Развитие мелкой моторики рук. Развитие коммуникативных качеств. Тетрадь,карандаши,клубок
4 занятие Лепка «Дорожка для ежика». Учить детей отщипывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, аккуратно прилеплять равно по линии. Пластилин, картон.
5 занятие 1. игра «Барабанщики»
2. Обведи предмет (Яблоко,самолет)
3. Проведи линии
4. Шнуровка. Развитие мелкой моторики рук. Развитие коммуникативных качеств. Тетрадь,карандаши, шнуровка.
6 занятие Аппликация Неваляшка» Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы кружка, аккуратно приклеивать на картон, составляя форму Ср. - вырезание и наклеивание Цв. бумага, альбом,клей
7 занятие 1. П\г «Дружба»
2. Заштрихуй зайца.
3. Сделай из счетных палочек: квадрат, трех угольник.
4. Игра «Разорви лист по линиям» Развитие мелкой моторики рук. Развитие коммуникативных качеств. Тетрадь,карандаши,лист бумаги.
8 занятие П/г «Дом»
Лепка»Грибок» Учить детей отщипывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, аккуратно прилеплять равно по линии Пластилин, картон
План работы на ноябрь.
Занятие Мероприятие Цель Материал
1 занятие 1. Упражнение с мячом.
2. Заштрихуй (лист)
3. Проведи линию (по заданию)
4. Учить находить на ощупь (квадрат,круг,трехугольник,овал) Развитие мелкой моторики рук. Развитие коммуникативных качеств. Мяч, тетрадь,карандаши.
2 занятие П/г «Кошка и собака»
Аппликация «Платок»
Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя форму Ср. - вырезание и наклеивание Цв. бумага, альбом
3 занятие 1. П/г «Счет»
2. Найди, раскрась лишнее.
3. Раскрась пирамиду. (большую черный. меньше-красный,самую маленькую желтый)
4. Нарисуй ниточкой. (круг,овал)
Развитие мелкой моторики рук. Развитие коммуникативных качеств. Тетрадь,карандаши
4 занятие Лепка «Далматинец» Учить детей отщипывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, аккуратно прилеплять равно по форме. Пластилин, силуэт.
5 занятие 1. Разорви лист линии.
2. Раскрась (автомобиль)
3. Проведи линию (по заданию)
4. Шнуровка через край. Развитие мелкой моторики рук. Развитие коммуникативных качеств. Тетрадь,карандаши, лист бумаги.
6 занятие Аппликация «Снеговик» Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя форму Ср. - вырезание и наклеивание Цв. бумага, альбом
7 занятие 1. Назови предметычто находятся слева, справа, раскрась предметы.
2. Проведи линию (по заданию)
3. Игра «Шаловливый котенок» Развитие мелкой моторики рук. Развитие коммуникативных качеств. Тетрадь,карандаши,
8 занятие Лепка «Снеговик» Учить лепить снеговика из трех шаров. Пластилин.
План работы на декабрь.
Занятие Мероприятие Цель Материал.
1 занятие 1. П\г «В домике»
2. Соедени точки. (рыбка)
3. Проведи линию по заданию.
4. Игра «Пройди по кочкам» Развитие мелкой моторики рук. Развитие коммуникативных качеств. Тетрадь,карандаши,
2 занятие 1. П\г «дом и ворота»
2. Апликация «Машина» Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя форму Ср. - вырезание и наклеивание Цв. бумага, альбом,клей.
3 занятие 1. Положи веревку (по заданию)
2. Раскрась фрукты.
3. Соедини точки и назови (посуда)
4. Игра «Шофер»
5. Заштрихуй (зонт)Развитие мелкой моторики рук. Развитие коммуникативных качеств. Тетрадь,карандаши,пуговица.
4 занятие 1. П\г «В домике»
2. Лепка «Бусы»
Учить детей отщипывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, аккуратно прилеплять равно по форме Пластилин,лист картона.
5 занятие 1. П\г «Кошка и собака»
2. Раскрась геометрические фигуры.
3. Обведи картинку.
4. Помоги мальчику достать яблоко.
5. Заштрихуй яблоко. Развитие мелкой моторики рук. Развитие коммуникативных качеств. Тетрадь,карандаши,
6 занятие1. П\г «Замок»
2. Апликация «Бусы».Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя форму. Ср. - вырезание и наклеивание Цв. бумага, альбом,клей
7 занятие 1. П\г «Улитки»
2. Игра «Пройди по кочкам»
3. Штрихова (солнце)
4. Обведи картинку.
5. Сделай из счетных палочек (звезда) Развитие мелкой моторики рук. Развитие коммуникативных качеств. Тетрадь,карандаши,счетные палочки.
8 занятие Игра «копилка» Учить детей работать цв. б,клеем Цв. бумага, клей
План работы на январь.
Занятие Мероприятие Цель Материал.
1 занятие 1. Игра»Разорви лист по линиям»
2. Помоги самолету долететь.
3. Заштрихуй (елочная игрушка»
4. Обведи по точкам (цветок)
5. Сделай из счетных палочек (снежинка) Развитие мелкой моторики рук. Развитие коммуникативных качеств. Тетрадь,карандаши,
2 занятие 1. Игра «По сугробам»
2. Аппликация «Лоскутное
Одеяло»
Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон,создавать образ лоскутного одеяла. Фантики от конфет,альбом,клей.
3 занятие 1. Игра «Здравствуй»
2. Обведи.
3. Штриховка (Машина)
4. Помоги добраться домой. Развитие мелкой моторики рук. Развитие коммуникативных качеств. Тетрадь,карандаши,пуговица.
4 занятие Лепка «Мышка» Учить детей лепить мышку на конусной форме. Пластилин,лист картона.
5 занятие 1. П\г «В домике»
2. Игры со спичками. (морковка. корабль.)
3. Штриховка (гриб)
4. Помоги машине доехать.
Развитие мелкой моторики рук. Развитие коммуникативных качеств. Тетрадь,карандаши,
6 занятие 1. П\г «Дружба»
2. Аппликация «Снежинки-сестрички» Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя форму Цв. бумага, альбом,клей
План работы на февраль.
Занятие Мероприятие Цель Материал.
1 занятие 1. Игра «Играем на пианино»
2. Обведи «Снеговика»
3. Заштрихуй танк.
4. Игра с ниткой (волна) Развитие мелкой моторики рук. Развитие коммуникативных качеств. Тетрадь,карандаши,
2 занятие 1. П\г «Домик»
2. А ппликация «Пирамиды» Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя форму. Ср. - вырезание и наклеивание Цв. бумага, альбом,клей.
3 занятие1. П\г «Домик»
2. Сделай солнышко из прищепок.
3. Помоги ракете долететь до земли.
4. Штриховка мышь
5. Игра «По кочкам через болото.
Развитие мелкой моторики рук. Развитие коммуникативных качеств. Тетрадь,карандаши,пуговица.
4 занятие Лепка «Ушастые пирамиды» Учить детей лепить пирамиду из дисков разной величины. Пластилин,лист картона.
5 занятие 1. Шнуровка : провестинитку во все отверстия.
2. Сделать из пришепок зайчика.
3. Сделай из нитки (круг)
Штриховка (трехугольник) Развитие мелкой моторики рук. Развитие коммуникативных качеств. Тетрадь,карандаши,
6 занятие 1. Игра»Пальчики здароваются»
2. Аппликация «Цветной домик» Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя форму. Ср. - вырезание и наклеивание Цв. бумага, альбом,клей
7 занятие 1. Выложи из гороха (солнышко,облако)
2. Обведи (вертолет)
3. Игра «Помоги зайчику дойти до дому» Развитие мелкой моторики рук. Развитие коммуникативных качеств. Тетрадь,карандаши,счетные палочки.
8 занятие Лепка «Валентинки» Учить детей отщипывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, аккуратно прилеплять равно по форме Пластилин,лист картона.
План работы на март.
Занятие Мероприятие Цель Материал.
1 занятие 1. Игра «Шаловливый котенок»
2. Обведи (уточку)
3. Помоги уточки.
4. Сделай из прищепок (самолет) Развитие мелкой моторики рук. Развитие коммуникативных качеств. Тетрадь,карандаши,
2 занятие 1. Лепка «Цветок»
Учить детей отщипывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, аккуратно прилеплять равно по форме. Цв. бумага, альбом,клей.
3 занятие 1. П\г «Кошка и собака»
2. Выложи из семечек (мяч,дерево)
3. Обведи (геометрические фигуры)
4. Штриховка (трехугольник)
Развитие мелкой моторики рук. Развитие коммуникативных качеств. Тетрадь,карандаши,пуговица.
4 занятие Аппликация «Открытка
для мамы» Учить детей детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя форму. Ср. - вырезание и наклеивание Пластилин,лист картона.
5 занятие 1. Выложи из- палочек (лестница,трехугольник)
2. Игра «Разорви по линиям.
3. Штртховка (ракета)
4. Выложи (облако)
Развитие мелкой моторики рук. Развитие коммуникативных качеств. Тетрадь,карандаши,
6 занятие 1. Лепка «Цветок»
Учить детей отщипывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, аккуратно прилеплять равно по форме. Цв. бумага, альбом,клей
7 занятие 1. Выложи из веревки (капель)
2. Обведи (лягушка)
3. Шнуровка: протянуть через одно отверствие.
Развитие мелкой моторики рук. Развитие коммуникативных качеств. Тетрадь,карандаши,счетные палочки.
8 занятие Аппликация «Мимоза» Учить детей детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя форму Цв. бумага, альбом,клей
План работы на апрель
Занятие Мероприятие Цель Материал.
1 занятие 1. Игры с счетными палочками. (гриб,флаг)
2. Обведи (цветок)
3. Штриховка (лист)
4. Сделай из нити. (петля, круг) Развитие мелкой моторики рук. Развитие коммуникативных качеств. Тетрадь,карандаши,
2 занятие Лепка «матрешка» Учить детей отщипывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, аккуратно прилеплять равно по форме. Цв. бумага, альбом,клей.
3 занятие 1. П/г «Замок»
2. Игры с палочками (конверт)
3. Обведи (сосулька)
4. Выложи (бабочка) Развитие мелкой моторики рук. Развитие коммуникативных качеств. Тетрадь,карандаши,пуговица.
4 занятие Аппликация «Распустились листья» Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя форму Пластилин,лист картона.
5 занятие 1,.Игра «Забей мяч»
2. Игра «Играем на пианино»
3. Раскрась и продолжи рисунок.
4. Выложи из ниток (круг. квадрат)
5. Штриховка (солнце) Развитие мелкой моторики рук. Развитие коммуникативных качеств. Тетрадь,карандаши,
6 занятие Лепка «Ваза» Учить детей отщипывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, аккуратно прилеплять равно по форме. Пластилин,лист картона.
7 занятие 1. П/г «В домике»
2. Сделай из палочек (флаг)
3. Штриховка (еж)
4. Выложи из фасоли (цвет) Развитие мелкой моторики рук. Развитие коммуникативных качеств. Тетрадь,карандаши,счетные палочки.
8 занятие Аппликация (Узор на полосе) Учить детей детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя форму Цв. бумага, альбом,клей
План работы на май
Занятие Мероприятие Цель Материал.
1 занятие 1. Игра «Шофер»
2. Раскрась (вертолет)
3. Штриховка (облако)
4 .Игра «Барабанщик» Развитие мелкой моторики рук. Развитие коммуникативных качеств. Тетрадь,карандаши,
2 занятие «Ромашка» Учить детей отщипывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, аккуратно прилеплять равно по форме. Цв. бумага, альбом,клей.
3 занятие 1. Выложи из семечек (луна,солнце0
2. Помоги улитки.
3. Штриховка»бабочка»
4. Игра «Разорви лист по линиям. Развитие мелкой моторики рук. Развитие коммуникативных качеств. Тетрадь,карандаши,пуговица.
4 занятие «Рыбка» Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя форму Пластилин,лист картона.
5 занятие 1. Выложи из ниток (волна,лодка)
2. Шнуровка «Обметка через край»
3. Сделать из прищепок «флаг России»
4. Игра»Играем на пианино»
Развитие мелкой моторики рук. Развитие коммуникативных качеств. Тетрадь,карандаши,
6 занятие Подснежник Учить детей отщипывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, аккуратно прилеплять равно по форме. Пластилин,лист картона.
7 занятие 1. Ракрашивание картинки на тему «лето»
2. Игра «По кочкам через болото»
3. Игра «копилка»
4. Штриховка (божья коровка)
Развитие мелкой моторики рук. Развитие коммуникативных качеств. Тетрадь,карандаши,счетные палочки.
8 занятие «Полосатый коврик» Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя форму Цв. бумага, альбом,клей