Надежда Ионова
Программа раннего обучения дошкольников английскому языку для детей 2–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Раннее обучение английскому языку очень важно и целесообразно в современном мире. Знание международного языка, которым является английский, расширяет познавательные возможности современного человека, способствует овладению всемирно признанными научными знаниями, повышает профессиональный уровень каждого гражданина страны, любящего свою Родину и призванного служить ее благосостоянию, развитию и процветанию.
Публикация «Программа раннего обучения дошкольников английскому языку для детей 2–6 лет» размещена в разделах
Психологические исследования как классических, так и современных ученых убедительно доказывают, что овладение речевой деятельностью, а главное иностранным языком требует своевременности, то есть легко и успешно встраивается в тот благоприятный возраст, который можно обозначить 2-мя – 3-мя годами, когда у ребенка достаточно развитая смысловая речь.
Данный курс рассчитан на 4 года по возрастам:
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
С 2-3 лет дети знакомятся и овладевают фразовой лексикой по основным темам:
-Я хороший мальчик;
-Я умная девочка;
-Я красивый;
-Я сильный (смелый, добрый и пр.);
-Меня зовут…
-Части тела (голова, руки, ноги, лицо, глаза);
-Приветствия;
-Просьбы (возьми, дай, положи, принеси, собери, помоги … и пр. ,пожалуйста)
-Выражение вежливости, благодарности (спасибо, пожалуйста, извините, простите, очень рад)
-Вопросы-ответы (что это? - это машина; - это кукла …; кто это? – это моя мама! – это мой папа)
-Фразовое комментирование повседневных действий ребенка (я просыпаюсь по-английски, я умываюсь по-английски, я потягиваюсь по-английски, я играю по-английски, я кушаю по-английски, я мою ручки ушки, ножки по-английски, я принимаю душ по-английски, я делаю мыльные пузыри по-английски, я собираю игрушки по-английски, я иду по-английски, я бегу по-английски, я прыгаю по-английски, я ползаю по-английски, я танцую по-английски, я пою по-английски, я рисую по-английски, я играю на пианино (барабане, дудочке, ксилофоне и пр.) по-английски, я одеваюсь и раздеваюсь по-английски, я ложусь спать по-английски, я обнимаю мою маму и целую по-английски.
- Понимание и воспроизведение фраз на английском : Давай играть (петь, рисовать, лепить, строить, танцевать, делать зарядку и пр. вместе);
- Выражение пожеланий (я хочу, я нуждаюсь, мне нравится, мне не нравится);
-Я умею говорить (петь, рисовать, делать зарядку, лепить, строить и пр.) по-английски.
Каждая из выше перечисленных тем распределяется по занятиям, рассчитанным на 2 недели и остается в активной речевой деятельности во всех последующих занятиях и в игровой деятельности с педагогами и родителями после занятий.
Для закрепления знаний и умений необходимо внедрение данного нового учебного материала в повседневное взаимодействие с детьми. Здесь особенно важно включение изучаемой лексики, фразового взаимодействия в общение с родителями, членами семьи, другими педагогами. Новая английская лексика также включается в другие занятия, специально организованные с детьми, а главное во все виды жизнедеятельности и общения с ребенком. Для этого мы предлагаем родителям тематические индивидуальные задания (распечатки, специально подобранные и систематизированные интернет ссылки, авторские видео ролики с фрагментами наших занятий по данной теме). Этот материал можно просматривать вместе с ребенком, повторять, использовать метод игровой вариативности, интонаций, темпа произношения.
В итоге первого года обучения у детей возникает интерес к иностранной речи, смысловое понимание речи, частичное или фрагментарное воспроизведение слов, фраз, вопросов, ответов.
Дети усваивают первые английские песенки по темам занятий. Этот материал становится отчетным, показательным, итоговым в овладении английским языком. Таким же отчетным материалом становится накопленный видео материал занятий с данными детьми.
Таким образом, все занятия английского языка являются открытыми для родителей и администрации учебного заведения.
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
В 3-4 года усиливается аспект самостоятельности ребенка. Психологи называют этот возраст кризисным под названием «я сам!». И именно эту особенность развития личности малыша мы выделяем как ведущую. Поэтому в лексике к вышеперечисленным фразовым умениям добавляется лексическая конструкция:
- Я умею;
Таким образом, все виды любимых ребенком занятий преобразуются в эту фразу.
Мировосприятие 3-летнего ребенка значительно расширяется и выходит за рамки самопознания. Он видит и различает предметы, игрушки по форме, размеру, цвету, температуре и другим свойствам и внешним признакам.
Эти различия мы и называем по-английски в игровых, музыкальных, диалоговых взаимодействиях.
Кроме местоимения «Я», появляются новые – «ты, мы». Особенно интересно ребенку в этом возрасте выражать слова-действия в игровой деятельности с любимыми игрушками (машинками, куклами и прю).
Опыт работы с малышами показывает, что в этом возрасте дети легко усваивают фразы, определяющие направление движения (вперед, назад, вправо, влево, вверх, вниз и др.). Превращаясь в игровой деятельности в самолеты, корабли, машинки – они изображают и показывают в движении эти направления, сопровождая их пением или говорением на английском
Второй год обучения предполагает дополнительный учебный материал в виде сказок на английском (кукольные спектакли, говорящие персонажи мультиков (куклы Бибабо, куклы-животные, птицы, рыбы, с помощью речевой артикуляции которых можно закреплять новые жизненно важные английские фразы. Например, «Я еду быстро; я умею летать высоко; я плаваю глубоко; я умею нырять хорошо; мы летим на самолете по голубому, чистому небу и др.»
Основные темы отражают познание близкого и понятного ребенку окружающего мира:
• - Мои любимые игрушки;
• - Домашние животные;
• - Дикие животные;
• - Птицы;
• - Рыбы;
• - Лес;
• -Река, озеро, море, океан;
• - Небо, Земля, дождь, тучи, солнце, радуга, капелька, лужа;
• - Насекомые;
• - Растения (деревья, кусты, цветы, трава);
• - Пресмыкающиеся (лягушки, черепахи, червяки, ящерицы, змеи);
• - Природный материал (песок, глина, дерево)
• - Бумага, карандаши, краски;
• - Кубики, конструктор ЛЕГО;
• - Моя любимая еда;
• - Мои любимые праздники;
• - Мои любимые песенки;
• - Мои любимые мультики и др.
Итогом второго года обучения становится успешное воспроизведение по заданному образцу простых английских фраз, включенных в ту или иную игровую ситуацию или музыкальную деятельность с ребенком. Для ежедневных вариативных повторений в естественном взаимодействии с ребенком родителям также предлагается на дом дидактический материал в виде распечаток, систематизированных, адресных интернет ресурсов и запись фрагментов учебных занятий, выступлений их собственных детей с индивидуальным или групповым исполнением английских музыкальных композиций.
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Дети 4-5 лет получают новые знания об окружающем мире, о мире литературы, искусства, спорта, трудовой деятельности, взаимоотношениях людей.
В этот период детства особенно успешно формируются основы творчества. Ребенок пробует свои способности в декламации стихов, театральной деятельности, конструировании, рисовании, игре на музыкальных инструментах, гимнастике, плавании, спорте, танцах и др.
• Все виды любимой деятельности становятся объектом говорения на английском языке :
• - Я люблю кататься на велосипеде (самокате, коньках, роликах, лыжах, снегокате и др.)
• -Я люблю петь и играть на пианино;
• - Я люблю плавать и нырять;
• - Я люблю сказки;
• - Я люблю читать стихи;
• -Я люблю водить машину;
• - Я люблю строить;
• -Я люблю готовить полезную еду;
• - Я люблю лечить животных;
• - Я люблю танцевать;
• - Я люблю прыгать, бегать, карабкаться по «скалам»;
• - Я люблю делать картины из цветной глины (пластилина, природного материала);
• - Я люблю рисовать красками, карандашами, мелками…;
• - Я люблю петь и показывать спектакли для мамы и папы;
• - Я люблю приглашать друзей на праздник;
• - Мой день рожденья (праздники, подарки, угощения, развлечения);
• - Я люблю помогать маме;
• - Я люблю накрывать на стол;
• - Я помогаю маме прибирать со стола, наводить порядок
• в комнате, мыть и складывать игрушки и пр.).
В этом возрасте дети включаются в театральную деятельность (как в кукольные спектакли, так и в театральную постановку известных сказок, любимых мультфильмов).
Итогом занятий становится расширение лексического запаса детей, формирование устойчивого интереса к организуемой творческой деятельности на английском языке.
ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
В 5-6 лет образность мысли детей расцветает в полном объеме. Ребенок фантазирует, сочиняет, придумывает. Формируются основы логического мышления. Он учится сравнивать, делать выводы, умозаключения. Ищет и находит доступные ему причинно-следственные связи явлений, процессов, жизненных ситуаций. Он хочет учиться, быть учеником. Ему интересна новая социальная роль ученика, а главное уже большого человека, хоть еще и ребенка.
И эту возрастную особенность, как очень благоприятную, мы используем в обучении будущего школьника английскому языку. Обогащая память детей яркими чувственными образами восприятия реального мира, а также его отражения в учебных моделях, мы формируем и систематизируем эти впечатления в картину мира добра, гармонии, красоты, единства.
Данные обобщения в процессе ассоциативного мышления можно активизировать и направить на усвоения доступных понятий, простых символов (букв, цифр, элементарных абстракций.
Эта возможность и особенность познавательного развития 5-6-летних детей позволяет на четвертом году обучения дополнить содержание новых знаний изучением алфавита, счета, простых математических действий сложения и вычитания на английском. Особенно важным и интересным становится включение английского языка в усвоение других учебных дисциплин: ознакомления с окружающим миром, ритмику, хореографию, элементарную математику, знакомство с русской, английской, мировой классической литературой и искусством для детей.
Содержание обучения направлено на получение основ английской грамматики (структура утвердительного и вопросительного предложений в настоящем времени). Расширяется багаж знаний и умений в употреблении предлогов, местоимений и других простых лингвистических единиц.
Новыми темами становятся:
• - Я хочу учиться;
• - Веселый алфавит;
• - Я умею читать (писать, считать);
• - Мои любимые сказки (книги, авторы-писатели, композиторы, мультипликаторы, художники);
• - Я старательно учусь!
• - Я хорошо говорю по-английски;
• - Время (который час – это время чаепития; это время работы, это время отдыха, это время сна
• и пр.)
• - Делу время –потехе час!;
• - Время года;
• - Погода;
• - Я надеваю, я снимаю (зимняя, летняя, осенняя одежда и обувь, спортивная одежда и обувь);
• - Я умею считать по-английски;
• - Я умею петь по-английски;
• - Я умею рассказывать сказки по-английски;
• -У меня есть семья (мама, папа, бабушка, дедушка,
• сестра, брат, дядя, тетя) - Мы – дружная семья!
• - Я – хороший, старательный, талантливый ученик!
• - У меня есть друзья!
• - Мой самый лучший друг!
• - Мы вместе играем, ходим в школу, занимаемся спортом… и пр. ;
• - Я живу в Москве;
• - Меня завут…;
• - Мне 5-6 лет;
• - Мне нравится (гулять, читать, помогать маме, помогать папе, играть на гитаре, заниматься спортом);
• - Я буду хорошо учиться в школе!
• - У меня есть школьный рюкзак (учебники, тетради, пенал, ручки, карандаши).
• -Профессии;
• - Я хочу быть (доктором, водителем, учителем, музыкантом, писателем, поэтом, инжинером, пекарем, трактористом, президентом);
• Я – вежливый (умный, трудолюбивый, старательный, дружелюбный) ученик (ученица);
Итогом четвертого года обучения является более устойчивый интерес ребенка к изучению английского языка, овладение элементарным лексическим запасом, позволяющим не только понимать и использовать иностранные английские слова и фразы в повседневной жизни, но и рассказать о себе, о своей семье. А также знание алфавита, умение читать простые английские слова, читать по-английски цифры и чиста до 100, устно производить доступные (плюс и минус) математические действия.
Таким образом, создается лексический фундамент активной устной и письменной речи для дальнейшего обучения детей английскому языку в школе. Ребенок получает возможность своевременно, легко, в игровой форме, эффективно подготовиться к дальнейшему систематическому обучению, которое может быть успешным при необходимом уровне речевого развития.
Исходя из того, что речь и мышление тесно взаимосвязаны, мы доказываем результатами обучения детей, что раннее изучение иностранного языка интенсивно формирует главную функцию познавательной деятельности – память. Именно уровень сформированности ассоциативной, зрительной, слуховой, моторной памяти являются признаками познавательных возможностей будущего ученика. Хорошо развития память, мышление, речевые навыки детей становятся основой позитивной мотивации дальнейшего успешного обучения в школе.
Так же важно то, что в ходе наших занятий воспитывается ученик, который принимает главное условие любого обучения : умение слушать и слышать, смотреть и видеть не только себя, но и других ребят, уважать их, уступать, договариваться, дружить. Ребенок учится работать как индивидуально, так и в группе, по правилам той или иной дидактической игры, то есть формируется учебная деятельность ребенка, что является основой успешного обучения в современной школе.
Успех учебных достижений демонстрируется на открытых учебных занятиях, концертах и праздниках для детей и родителей.
Для закрепления знаний и умений да данном этапе, родителям также предлагается авторский дидактический материал в виде рабочих тетрадей, учебников, игрового раздаточного и видео материала.
Режим работы – организации учебных занятий - предполагается по выбору родителей 2 или 3 раза в неделю: понедельник, среда, пятница (или суббота).
Продолжительность учебного занятия – 20-35 мин:
Дети от 2 до 3 лет – 20 мин;
От 3 до 4 лет – 25 мин;
От 4 до 5 лет – 30 мин;
От 5 до 6 лет – 35 мин.
Возможны спаренные занятия (40 – 70 мин) на основе чередования двигательно активных и пассивных видов познавательной деятельности, переключения внимания, смены местоположения в классной комнате и пр.
Наполняемость учебных групп 5-7 человек.
Количество учебных занятий за учебный год (сентябрь–май включительно) - 72 занятия (если проводить учебные знания 2 раза в неделю) и 108 занятий (при трехразовом обучении в неделю).
Структура проведения учебного занятия основана на возрастных особенностях детей, на их познавательной активности и способах преодоления утомляемости и включает:
• - чередование видов учебной деятельности:
• - фонетическую зарядку;
• -дидактические игры на увлекательное восприятие, воспроизведение и вариативное повторение изучаемого материала;
• - музыкальное интонирование английских фраз по теме учебного занятия;
• - двигательные разминки в музыкально-ритмических упражнениях;
• - индивидуальное и групповое диалоговое взаимодействие посредством говорящих кукол, персонажей мультиков и пр. игровых субъектов с каждым ребенком;
• -использование сюжетов известных и новых сказок народов мира на английском языке;
• - театральное перевоплощение в того или иного персонажа сказки;
• - последовательное перемещение в пространстве классной комнаты к заранее заготовленному игровому заданию.
Например, при изучении темы «Направления движения: вперед, назад, вправо, влево) можно, с одной стороны имитировать наш дом, с другой – магазин, с третьей – парк, в четвертой – игровую площадку, а в центре – дорогу с указательными знаками и игровыми транспортными средства (машинками, автобусами, скорой помощью, троллейбусом, трамваем, такси др.). Дети не устают, не утомляются от однообразия. Позитивный эмоциональный настрой и дружелюбное взаимодействие с детьми – все это способствует не только бучению, воспитанию и развитию малышей, но и их физическому и психическому здоровью.
Методики организации учебной деятельности: интерактивные, личностно ориентированные, основанные на принципах деятельностного подхода с использованием лучшего опыта отечественных (в том числе Ломоносовской школы для раннего изучения английского языка) и зарубежных педагогов. Особенностью данной программы, обеспечивающей высокую эффективность обучения, является включение музыкально-игровой и музыкально-драматургической деятельности дошкольников на каждом учебном занятии. Данный методический подход, как показывает многолетний опыт работы с дошкольниками, активизирует познавательный интерес и познавательную активность малышей, делает усвоение иностранного языка доступным и увлекательным занятием.