Анна Рябова
Программа работы кружка по психологии для студентов техникума (возраст 16–18 лет)
▼ Скачать +Заказ
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Тяжинский агропромышленный техникум»
(ГПОУ ТАПТ)
COГЛACOBAHO : УТВЕРЖДАЮ:
Зам. Директора по BP Директор
___Н. М. Разжеваева ___О. А. Белинский
2022г. 2022г.
Дополнительная общеразвивающая программа
Кружка по психологии «Обратная связь»
(для студентов, проживающих в общежитии)
Публикация «Программа работы кружка по психологии для студентов техникума (возраст 16–18 лет)» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Профессиональное педагогическое образование, студенты
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Программы
- Темочки
Разработчик : Рябова Анна Владимировна,
педагог-психолог
Тяжинский 2022г.
Пояснительная записка
Подростковый возраст полон противоречий. Подросток – это уже не ребенок, но еще и не взрослый. В жизни подростка важнейшую роль играет общение. Именно в общении дети усваивают систему нравственных принципов, типичных для общества и конкретной социальной среды, учатся высказывать и аргументировать собственное мнение, а также, учатся слышать других. Общение со сверстниками является ведущей деятельностью в подростковом возрасте. Именно для этой возрастной категории на первый план выходит возможность иметь надежного друга, быть принятым и понятым, опираться на свою референтную группу. Поэтому в работе с подростками чаще отдается предпочтение групповой форме проведения занятий.
Общение со сверстниками воспринимается подростками как нечто очень важное и личностное, однако известно, что у ребят существует и потребность дружелюбного, доверительного общения с взрослыми. Эта потребность зачастую не получает своего удовлетворения из-за отсутствия благоприятного климата в семье. Ситуация может усугубиться, если педагоги в образовательном учреждении, где обучается подросток, недооценивают возрастные особенности психического развития детей, а зачастую, в связи с рабочими нагрузками, физически не могут уделить каждому ребенку время и внимание.
Особые трудности в общении испытывают дети, которым не хватает родительского внимания и тепла. Чаще всего социально-эмоциональные нарушения возникают вследствие длительного воздействия на ребенка травмирующих ситуаций, нарушения межличностных отношений с взрослыми и сверстниками, что формирует у него чувство тревоги, ощущение неполноценности, ненужности, отверженности – то, что для подростка является самым большим страхом.
Для большинства детей, испытывающих трудности в обучении и поведении, характерны частые конфликты, агрессивность, стремление обвинить окружающих, нежелание и неумение признать свою вину, доминирование защитных форм поведения и неспособность конструктивно разрешить конфликт, либо наоборот – пассивность, неумение отстоять свою точку зрения, страх публичных выступлений и заниженная самооценка.
В психологической терминологии есть понятие «обратная связь» - это возможность поделиться своим состоянием и впечатлением от процесса общения, получить информацию о состояниях партнера по общению с целью улучшения дальнейшего взаимодействия и достижения желаемого результата от общения. Именно это определение послужило основой для названия психологического кружка : «Обратная связь».
Цель занятий в кружке : развитие эмоционально-личностной сферы детей старшего подросткового возраста и формирование навыков конструктивного общения со сверстниками и взрослыми в окружающем социуме, повышение уровня общего развития студентов.
Задачи курса:
• формировать адекватную самооценку обучающегося
• развивать личностные ресурсы обучающихся в области коммуникативных умений и навыков
• расширить знания о культуре человеческого общения
• освоить способы конструктивного поведения в конфликте
• способствовать развитию эмпатии и толерантности
• интересно и доступно расширить знания подростков о психологии
Формы и методы работы :
- групповая работа
- индивидуальная и консультативная работа
- мини – лекции с просмотром видеороликов, фильмов, презентаций
Занятия психологического кружка «Обратная связь» планируется проводить 2 раза в неделю (вторник и четверг, на базе общежития, либо в главном корпусе Техникума, в кабинете № 7. Каждое занятие состоит из нескольких частей и занимает не более 90 минут. Такая продолжительность внеурочного занятия вполне комфортна для студента. Время начала занятия 16:10.
Тематический план:
Период работы кружка : октябрь 2022 года – май 2023года
№п/п Темы Цель/задачи Сопутствующие формы работы
1 «Привет, это Я!»
Знакомство участников и ознакомление с правилами работы в тренинговой группе. Беседа, психологические упражнения.
2 «Осторожно, подросток»
Ориентирование в теме возрастной психологии, развитие навыков самопознания. Мини – лекции, практические задания, просмотры видеороликов и фильмов.
3 «Эффективное общение»
Ознакомление с принципами построения конструктивного диалога, разрешения конфликта, эмпатии. Мини – лекции, практические задания, просмотры видеороликов и фильмов.
4 «Психология в жизни человека»
Ознакомление участников с понятиями и знаниями о психологической науке, которые важно знать и применять в повседневной жизни. Мини – лекции, практические задания, просмотры видеороликов и фильмов.
5 «Профориентация» Профессиональное самоопределение, расширение кругозора о мире профессий, повышение качества профессиональной подготовки. Мини – лекции, практические задания, просмотры видеороликов и фильмов, деловая игра.
6 «Основы психосоматики» Изучение роли психических факторов в возникновении соматических состояний и заболеваний. Мини – лекции, практические задания, арт – терапевтические упражнения.
7 «Познай себя» Проведение анкетирований, личностных опросников, проективных методик и тестов с целью самопознания. Беседы, практические задания, опросы.
8 «Управление стрессом» Развитие и закрепление навыков осознанного и гуманного отношения к собственному здоровью, повышение ценности своей жизни и стрессоустойчивости. Мини – лекции, практические задания, просмотры видеороликов и фильмов, арт-терапевтические упражнения.
9 «Информационная гигиена» Повышение навыков фильтрации информации, снятие эмоционального напряжения. Мини – лекции, практические задания, просмотры видеороликов и фильмов.
10 «Обратная связь в общении Формирование рефлексии, увеличение степени самосознания, подведение итогов работы, дальнейшие пожелания. Беседы, практические задания, арт-терапевтические упражнения.
Формы подведения итогов:
по окончании занятий проводится анализ результатов работы с помощью диагностики личностной сферы, отзывов самих студентов, а также, их кураторов и преподавателей.
Предполагаемый результат:
В результате занятий ожидается
• сформированность адекватной самооценки
• овладение навыками конструктивного общения и работы в команде
• повышение учебной мотивации
• расширение кругозора подростков в области психологии
• повышение уровня общего и культурного развития участников
Список используемой литературы:
1. Алексеева, Л. С. Психологическая служба семьи в системе социальной работы / Л. С. Алексеева // Семья в России. - 2011. - № 3. - С. 45-50.
2. Алексеева, И. А. Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь[Текст] / И. А. Алексеева, И. Г. Новосельский. - М. : Генезис, 2008. - 256 с.
3. Бабушкин, А. В. Как подростку защитить свои права?[Текст] / А. В. Бабушкин. - М. : Сфера, 2009. - 120 с.
4. Ветошкин, С. А. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Рабочая программа для студентов всех форм обучения. [Текст]/ С. А. Ветошкин. Рос. гос. проф. -пед. ун-т. Екатеринбург, 2007.
5. Зинчук, Е. Г. Подростковая девиантность как одно из условий формирования резерва преступного мира [Текст]/ Е. Г. Зинчук, В. В. Кривошеев // Преступность и дети: Сб. тезисов конференции. - М. : Просвещение, 2009. - 276 с.
6. Змановская, Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения) : Учеб. пособие [Текст]/ Е. В. Змановская. - М. : Издательский центр «Академия», 2012. - 288 с.
7. Мировский, Э. Л. Преступное и виктимное поведение несовершеннолетних. Проблемы их вовлечения в криминальную деятельность. Э. Л. Мировский // Закон и право. - 2010. - № 7. - С. 17-19.
8. Петрова, А. В. Психологическая коррекция и профилактика агрессивных форм поведения несовершеннолетних с девиантным поведением / А. В. Петрова. - М. : Флинта, 2008. - 152 с.