Приложение МААМ

Программа «Путешествие в страну этики и этикета»

Марина Богуцкая
Программа «Путешествие в страну этики и этикета»
▼ Скачать + Заказать документы

(для воспитанников Отделения социальной реабилитации СрцдН г. Можги)

1. Пояснительная записка.

Целенаправленная, систематическая работа по воспитанию навыков и привычек культурного поведения начинается с раннего детства. Именно тогда закладываются основы аккуратности и опрятности, вежливости, точности, прививаются хорошие манеры, умение культурно вести себя в школе, дома, на улице, в общественных местах. Если элементарные нормы культурного поведения не привиты детям с ранних лет, то позднее приходится восполнять этот пробел и нередко проводить более трудную работу: перевоспитывать детей, у которых укоренились отрицательные привычки.

Публикация «Программа „Путешествие в страну этики и этикета“» размещена в разделах

Жизнь показывает, что многие дети, помещенные в Отделение социальной реабилитации не умеют прилично вести себя: они грубы и развязны со взрослыми, невежливы друг с другом и нередко нарушают общественный порядок. В настоящее время дети книги практически не читают, а ведь именно на примерах литературных героев воспитываются положительные качества.

Необходимость преодолеть все эти недостатки ставит перед нами задачу: дать детям знания и навыки культурного поведения. Такая работа должна быть систематической, ее надо проводить ежедневно, как на занятиях, так и во время игр, конкурсов.

Жизнь современных детей протекает в быстро меняющемся мире, который предъявляет серьезные требования к ним. Важно добиться того, чтобы знания, полученные в ОСР, помогали детям в жизни и одним из вариантов помощи являются занятия, где дети комплексно используют свои знания.

Материал программы «Путешествие в страну этики и этикета» строится таким образом, чтобы вызвать интерес у детей к самому себе, как к личности.

Программа курса построена таким образом, что ежегодно дети возвращаются к пройденным ранее темам, но уже на другом, более сложном воспитательном уровне. В программу включены практические занятия и игры. Особое место уделяется игре, когда дети практикуются применять основные правила поведения и отношения к другим людям и к себе.

Актуальность курса.

Включение в коррекционно-педагогическую систему воспитания программы «Путешествие в страну этики и этикета» как мощного педагогического инструмента нравственного влияния на развивающуюся личность ребенка продиктовано сегодня самой жизнью.

Жизненный опыт показывает, что отказ от морали в конечном счете пагубно сказывается на самой жизни. Следствием бездействия моральных факторов в обществе сегодня становится его криминализация, разгул террористических акций, бесправие, коррупция, человеческое бессилие, страх.

Занятия по этике в ОСР создают благоприятную обстановку для формирования личности как субъекта деятельности и отношений.

Целью программы «Путешествие в страну этики и этикета» является привитие культуры поведения; внедрение в поведение ребенка норм и правил деятельности по основным законам этики; обеспечение индивидуально-дифференцированного подхода в воспитании; выявление индивидуальных способностей, возможностей и интересов ребенка; умение ценить добрые поступки, проявлять заботу и внимание по отношению к взрослым и к своим сверстникам.

Задачи:

1. Познакомить детей с правилами вежливости и хороших манер.

2. Привить им умение вести себя в соответствии с общепринятыми нормами, как в обществе, так и дома.

3. Сформировать потребность понимать себя и других, уважая их позицию.

4. Воспитать стремление быть порядочными людьми, что предполагает следование общечеловеческим ценностям и благородным идеалам.

5. Воспитание ребенка в традициях русской многонациональной культуры.

Основными методами реализации программы являются приучение детей к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций.

2. Механизм реализации программы.

Курс «Путешествие в страну этики и этикета» ориентирован на специфику возрастных категорий детей и призван донести не только содержательную сторону этических понятий, а также правил этикета.

Он рассчитан на регулярную (2часа в неделю) работу с детьми в процессе занятий и бесед по предлагаемой программе.

Программа включает 3 раздела:

1. Раздел «Формирование личностной культуры», который включает занятия, которые формируют личностные качества человека: доброту, честность, бережливость, аккуратность, трудолюбие, ответственность.

2. Раздел «Формирование культуры взаимоотношений», в котором на конкретных примерах, доступных детскому восприятию, раскрывает сущность нравственных отношений между людьми.

3. Раздел «Правила хорошего тона» помогает детям освоить правила поведения в школе, на улице, в общественных местах. Усвоение каждой нормы требует определённого уровня обобщения жизненной ситуации.

Дети постоянно накапливают представления о хороших и плохих поступках, учатся устанавливать их взаимосвязь с окружающими ситуациями и нравственными качествами.

Формы организации и методы работы с детьми:

Этические беседы.

Цель: обогатить детей моральными представлениями и понятиями, связанными с положительными поступками и действиями, ознакомить с правилами поведения. Выработать оценочное отношение к своему поведению и поведению других людей.

Пример других людей.

Цель: воспитание через примеры, учитывая склонность и способность к подражанию, стимулируя их стремление к самосовершенствованию, формирование умения анализировать последствия неправильных поступков, делать правильные выводы.

Игра, игровые ситуации.

Цель: формирование умения легко, увлекательно усваивать на практике правила поведения через воспроизведение общественной жизни, способствование приучению детей к выполнению норм и правил, выработке и закреплению устойчивых привычек поведения.

Чтение и обсуждение литературных произведений и героев.

Цель: расширить кругозор детей, усвоить нормы и принципы нравственности и развить умение анализировать поступки литературных героев разбираться в поступках, давать правильную нравственную оценку.

Игровые ситуации.

Цель: формирование умения на рассмотрении одних ситуаций с разных сторон, проигрывать правильные и неправильные линии поведения, находить ошибки и исправлять их, могут самостоятельно моделировать своё поведение.

Формы проведения занятий:

1. беседа;

2. сюжетно-ролевая игра;

3. игра-спор;

4. подвижная игра;

5. конкурс;

6. праздник.

Формы контроля:

наблюдения за поведением детей, беседы с воспитателями, тестовые задания.

3. Планируемые результаты.

Личностными результатами работы по программе «Путешествие в страну этики и этикета» является формирование следующих умений:

- стать культурными, вежливыми людьми

- знать и соблюдать правила этикета

- выработать собственную модель поведения

- принимать правильные решения в различных ситуациях, основанные на нравственных началах.

- понять, что с культурным, воспитанным человеком приятно общаться

- Проявлять уважение к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей.

- внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.

- выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения

в школе, дома, на улице, в общественных местах.

- адекватно воспринимать оценку взрослых.

Сентябрь

Коррекционно – развивающие занятия:

Тема «Кто я такой?»

- формирование у детей осознание себя как личности, умения видеть в себе и других положительные и отрицательные.

Тема «Твои поступки и твои родители»

- объяснить понятия «родители», «уважение к родителям». Показать, почему людям важно ценить добрые поступки, проявлять заботу и внимание к своим родителям.

Тема «Учитесь властвовать собой»

- познакомить с понятиями «этикетка»; «этикет» поведения каждого человека. Этика как правила поведения для всех людей.

Целевые прогулки, наблюдения:

Тема «Осень в гости к нам пришла»

- формирование умения одеваться в соответствии с погодой, временами года, развитие чувства. ответственности за других.

Тема «Конкурс рисунков на асфальте «Чистота – залог здоровья»

- формирование здорового образа жизни, привитие санитарно - гигиенических навыков.

Тема «Что такое хорошо и что такое плохо»

- формирование наблюдательности, умения вежливо разговаривать друг с другом (наблюдение за поведением окружающих людей и обсуждение ситуаций)

Беседы, рассматривание иллюстраций:

Тема «Имидж и этикет»

- формирование представления о внешнем виде человека, психологическом влиянии внешнего вида на окружающих.

Тема «В мире чувств»

- формирование умения выражать свои мысли, чувства, анализировать и контролировать поведение.

Тема «Учись общаться»

Дать понятие «диалог», «общение», «уважение». Правила этикета в общении со сверстниками. Правила этикета в общении с взрослыми.

Дидактические игры, упражнения:

Тема «Как я выгляжу?»

-дать понятие «внешний вид» (одежда, прическа, позы, жесты, мимика, речь) Показать необходимость бережного отношения к своим вещам и уметь поддерживать порядок в личных вещах.

Тема «Обязанности детей в школе и дома»

- формирование отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, воспитание ответственного отношения к учебе, развитие навыков самостоятельной учебы.

Сюжетно-ролевые игры:

Тема «Я умею одеваться»

- формирование умения последовательно одевать и снимать вещи.

Тема «Я и другие люди»

- формирование понятия о происхождении этикета, его роли в нашей жизни, развитие умения детей вести себя в соответствии с правилами этикета.

Игровые ситуации :

Тема «Кем и каким я буду?»

- воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены, охране их здоровья, способствование правильному поведению в быту, в общественных местах.

Тема «Собираемся в школу»

- формирование собранности, чувства ответственности за свои поступки.

Тема «Что значит - быть полезным людям?»

- воспитание уважения к другим людям, умения отвечать за свои поступки, находить решения в трудных ситуациях.

Чтение художественной литературы:

Тема «Б. Заходер «Про Стоножку»

Тема И. Токмакова «Стыдно»

Тема Т. А. Шорыгина «Вредная ворона»

Тема Т. А. Шорыгина «Невежливый бобренок»

Тема К. Драгунская. «Лекарство от послушности»

Другие формы работы с детьми:

Просмотр мультфильма «Мойдодыр»

Просмотр мультфильма «Трус не играет в хоккей»

Просмотр мультфильма «Это не про меня»

Просмотр мультфильма «И мама меня простит»

Октябрь

Коррекционно – развивающие занятия:

Тема «О чистоте, опрятности и аккуратности»

- формирование привычки соблюдать правила личной гигиены, понимать ее значение.

Тема «Учителя тоже плачут»

- формирование внимательного и заботливого отношения к учителям, воспитателям и товарищам, желания учиться в школе.

Тема «Искусство быть собой»

- формирование самооценки своих поступков, умения доброжелательно оценивать поступки других людей.

Целевые прогулки, наблюдения:

Тема «Когда по улице идешь…»

- формирование умения самостоятельно наводить порядок на участке: подметать и очищать дорожки от мусора и т. д.

Тема «Приглашает Королева Спорта»

- формирование здорового образа жизни, умения играть в коллективные игры, приходить на помощь товарищам.

Тема «Солнышко смеется»

- воспитание уважения друг к другу, умения играть в командные игры, помогая малышам.

Беседы, рассматривание иллюстраций:

Тема «Опрятность и аккуратность в одежде»

- формирование умения правильно выбирать одежду и самостоятельно за ней ухаживать.

Тема «Чувство благодарности и эгоизма»

формирование понятий «благодарность», «эгоизм», «жадность», воспитание доброты, отзывчивости.

Тема «Мы едем, едем, едем в далекие края»

- формирование у детей навыков культурного обращения друг другу, культуры поведения в транспорте.

Дидактические игры, упражнения:

Тема «Кто аккуратен, тот людям приятен»

- формирование стремления к осознанному соблюдению правил личной гигиены и внешнего вида, аккуратности и организованности.

Тема «Смелые глаза – молодцу краса»

- формирование нравственных привычек (смелость, доброта).

Тема «Как мы разрешаем конфликты»

_ формирование на основе примеров умения разрешать конфликтные ситуации.

Сюжетно-ролевые игры:

Тема «Я умею сам…»

- формирование стремления к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

Тема «Путешествие в мир мудрых мыслей»

- развитие эстетических потребностей и чувств,

Тема «Удовольствие – в игре»

Понятие «игра», «играющие», «интерес», «азарт». Основные этические правила поведения в игре.

Игровые ситуации:

Тема «Хочу быть …»

- осмысление присущих человеку качеств, свойств, черт характера, их необходимость, содержание, направленность.

Тема «Поездка в страну Здоровья»

- формирование санитарно-гигиенических привычек, выполнение спортивных упражнений.

Чтение художественной литературы:

Тема С. Маршак «Большой карман»

Тема В. Голявкин «Настоящая дружба»

Тема Т. А. Шорыгина «Чучело»

Тема Т. А. Шорыгина «Добрые слова»

Тема А. Барто «В пустой квартире»

Другие формы работы с детьми:

Просмотр мультфильма «Грязнуля»

Просмотр мультфильма «Остров ошибок»

Просмотр мультфильма «Опять двойка»

Просмотр мультфильма «Смешарики. Азбуки безопасности в автобусе»

Ноябрь

Коррекционно – развивающие занятия:

Тема «Культура внешности»

- формировать стремление к осознанному соблюдению правил личной гигиены и внешнего вида к аккуратности и организованности.

Тема «Мы хотим жить в мире»

- формирование представлений о том, что в нашей стране мирно живут люди разных национальностей.

Тема «Как правильно приветствовать друг друга»

- формирование привычки культурного общения со взрослыми, сверстниками,

Целевые прогулки, наблюдения:

Тема «Чисто там, где не сорят»

- воспитание культуры труда, радости от выполненной работы, вырабатывание потребности и необходимости не мусорить и не разрешать другим.

Тема «Спортивный час «Веселый экспресс»

- формирование умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей.

Тема «Игры разных народов»

- воспитание гуманного отношения к окружающему миру, любви к краю, уважение к людям разных национальностей.

Беседы, рассматривание иллюстраций:

Тема «Надо ли человеку быть красивым?»

-формирование чувства красоты, умения быть аккуратным, привлекательным.

Тема «Чувства гордости и чести»

- формирование понятий «гордость», «верность слову», «честь». Верность слову - как черта характера. Можно ли (и нужно ли) всегда быть верным данному тобой слову.

Тема «Мы на день рождении»

- формирование понятий «день рождения», «гость», «именинник», правила этикета на дне рождения для гостя, поздравление именинника. Правила этикета на дне рождения для именинника.

Дидактические игры, упражнения:

Тема «Инсценировка «Сказка о королеве Аккуратности»

- формирование аккуратности у детей.

Тема «Письмо учителю»

- формирование представления о профессии учителя, важности и значимости его труда.

Тема «Один дома»

- формирования чувства ответственности за свое поведение, привитие навыков самостоятельности.

Сюжетно-ролевые игры:

Тема «В гостях у Чистюли»

- закрепление умение самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности, правильно и аккуратно складывать в шкаф одежду, ставить на место обувь.

Тема «Улыбка. В чем ее секрет?»

- дать представление о том, что такое улыбка, в чём её секреты (значение улыбки для здоровья человека.

Тема «Вежливо или невежливо»

- формирование понятия, что вежливость – самая необходимая привычка человека; вежливые люди всем приятны в общении.

Игровые ситуации:

Тема «Нужные вещи»

- воспитание аккуратности, наблюдательности, желания принимать посильное участие в трудовой деятельности.

Тема «В стране Легких, или Путешествие воздушных человечков»

- закрепление у детей культурно-гигиенических навыков.

Тема «Воспитай себя»

- формирование образа «Я», доброжелательного отношения друг к другу, опыты правильной оценки хороших и плохих поступков.

Чтение художественной литературы:

Тема С. Маршак «Вот такой рассеянный»

Тема М. Малышев «Умная муха»

Тема В. Осеева. «Волшебная иголочка»

Тема Т. А. Шорыгина «Проделки обезьянки Манки»

Тема Т. А. Шорыгина «День рождения куклы Наташи»

Другие формы работы с детьми:

Просмотр мультфильма «Королева Зубная щетка»

Просмотр мультфильма «Замок лгунов»

Просмотр мультфильма «Ежик плюс черепаха»

Просмотр мультфильма «Про Сидорова Вову»

Декабрь

Коррекционно – развивающие занятия

Тема «В гостях у Мойдодыра»

- формирование умения замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде.

Тема «Добро не умрет, а зло пропадет»

- формирование самооценки своих поступков, умения доброжелательно оценивать поступки других людей.

Тема «Как правильно вести себя за столом»

- формирование у детей навыков и умений пользования столовыми приборами.

Целевые прогулки, наблюдения:

Тема «В гости к Зиме»

-формирование умения одеваться в соответствии с погодой, временами года, развитие чувства ответственности за других.

Тема «Мои любимые зимние игры»

- Формировать умение занимать себя игрой, способствование возникновению самостоятельной деятельности, направленной на восстановление физических сил и активности.

Беседы, рассматривание иллюстраций:

Тема «Моя обувь»

- формирование навыков правильного ухода за обувью.

Тема «Чувства совести и милосердия»

- ознакомление с понятиями «совесть» и «милосердия», формирование чувства собственного достоинства, уверенности в себе.

Тема «Золотые правила общения. Речь, жесты, мимика»

- воспитание правил хорошего тона, таких качеств как вежливость, доброта, воспитанность, умения видеть в человеке прекрасное.

Дидактические игры, упражнения:

Тема «Зевака»

- формирование собранности, аккуратности.

Тема «Спешите делать добрые дела»

- воспитание доброты, отзывчивости, умения помочь другому, быть терпимыми, доброжелательными, внимательными друг к другу.

Тема «Если хочешь быть здоров»

- приучение следить за осанкой во всех видах деятельности, развитие самостоятельности и творчества в двигательной активности, воспитание культурно-гигиенические навыков.

Сюжетно-ролевые игры:

Тема «В гостях у Чистюли»

- закрепление умение самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности, правильно и аккуратно складывать в шкаф одежду, ставить на место обувь.

Тема «В театре»

-развитие наблюдательности и любознательности детей, продолжая знакомить их с предметами и явлениями общественной жизни, воспитание устойчивого интереса к различным видам художественное деятельности.

Тема «Путешествие с Айболитом по теме: «Человек»

- продолжение работы по укреплению здоровья детей, закаливанию организма, развитие наблюдательность и любознательность детей.

Игровые ситуации:

Тема «Все делаем сами, своими руками»

- формирование умения ухаживать за обувью (мыть, протирать, чистить).

Тема «Глухой телефон»

- формирование умения договариваться, помогать друг другу.

Тема «Правила речевого этикета. О дурных словах и словах-сорняках»

- воспитание культуры этикета в общении с людьми.

Чтение художественной литературы:

Тема С. Михалков «Постирушки»

Тема Г. Остер «Одни неприятности»

Тема Т. А. Шорыгина Желтая птичка»

Тема В. Голявкин «Тетрадки под дождем»

Тема М. Шехтера «Немало встречается злого»

Другие формы работы с детьми:

Просмотр мультфильма «Лень»

Просмотр мультфильма «Нехочуха»

Просмотр мультфильма «Мисс Новый год»

Просмотр мультфильма «Капитошка»

Просмотр мультфильма «Праздник новогодней елки»

Литература.

1. Мир общения. Этикет для детей. «Каро». Санкт Петербург 2003

2. Смирнова Е. А. Воспитательная работа во 2 классе. «Экстремум». Волгоград 2005.

3. Шемшурина А. И. Основы этической культуры: книга для учителя. М: Владос, 2008

4. Шемшурина А. И. Этические диалоги с детьми 1 – 4 - х классов: в помощь учителю. Москва 2006

5. Каландарова Н. Н. Уроки речевого творчества. Москва «Вако» 2009-175с.

6. Большая книга по этикету. - М: АСТ, 2000. -711с. ,ил.

7. Бушелева Б. В. Поговорим о воспитанности: книга для уч-ся. -изд. 2-дораб. -М:Просвещение, 1988.-144с. ,ил.

8. Зеньковский В. Психология детства. - М: 1996.

9. Как красиво накрыть стол. - М: АСТ-ПРЕСС, 2001. -156с. ,ил.

10. Кобзева В. В. Этикет в вопросах и ответах. -М: Фаир-пресс, 2002. -208с.

11. Кругляницо Т. Ф. и др. Этика Т. Ф. Кругляницо. Л. Е. Гаркушина,

12. Н. А. Селиверстова. М: Спектр,1994 Правила этикета. - М: Русское слово, 1996. -126с.

13. Чиненный А. И., Стоян Т. А. Этикет на все случаи жизни. - М: Акалис, 1996. -152с., ил.

14. Энциклопедия этикета: правила поведения в обществе и дома. М: Россия молодая. 1996.-192с. ,ил.

15. Бочкарева М. А. Культура общения (риторика и этика в начальной школе, Ижевск, 1996

Публикации по теме:

«Путешествие в Лоскутную страну». Занятие «Путешествие с куклой Пуговкой по Лоскутной стране» 1 БЛОК «ПУТЕШЕСТВИЕ В ЛАСКУТНУЮ СТРАНУ» ЗАНЯТИЕ 2 Путешествие с куклой Пуговкой по «Лоскутной стране» Цель Предоставить детям возможность.

План урока по модулю «Основы светской этики» в 4 классе «Стыд, вина и извинение» Цель: Создать условия для формирования этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развить нравственные ценности учащихся.

Игровая программа для учащихся 1–2-ых классов «Путешествие в страну здоровья» Игровая программа для учащихся 1-2-ых классов «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЗДОРОВЬЯ»Цель: пропаганда здорового образа жизни Ход мероприятия Ведущий:.

Интегрированное занятие в старшей группе «Путешествие в страну этикета» Интегрированное занятие в старшей группе на тему «Путешествие в страну этикета». Цель: Формировать элементарные правила вежливости, представление.

Кодекс деловой этики МБДОУ г. Белгорода Этикет в жизни педагога — занимает значимую роль. К этикету относят правила поведения, вежливости. Цель воспитателя –.

Конспект НОД с детьми средней группы «Путешествие в страну Этикета» .

Конспект занятия «Путешествие в страну этикета» Конспект занятия «Путешествие в страну этикета» Цели: 1. Познакомить с правилами этикета; 2. Воспитывать чувства уважения к сверстникам.

Модуль «Основы мировых религиозных культур и светской этики». Конспет урока Орксэ «Праздники и календари» «Праздники и календари (православие, иудаизм)» Дата 16 марта 2018 года Класс 4 Тема «Праздники и календари (православие, иудаизм)» Оборудование.

Программа «Путешествие в волшебную страну» для работы с детьми 3–11 лет Программа «Путешествие в волшебную страну». Разработана педагогом-психологом для работы с детьми 3–11 лет Программа «Путешествие в волшебную.

Эссе на тему «Курс «Основы религиозных культур и светской этики» — требование времени» Эссе на тему: «Курс «Основы религиозных культур и светской этики» - требование времени.» «Нравственность – это разум воли» (Г. Гегель).

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Программа «Путешествие в страну этики и этикета»
Опубликовано: 12 сентября 2018 в 10:05
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа «Путешествие в страну этики и этикета»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Богуцкая (УИ 152253) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД