Надежда Горшкова
Программа психопрофилактической направленности «Мой выбор» для подростков
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Как известно, подростковый возраст характеризуется бурными про-цессами физического развития, полового созревания и формирования лич-ности. Подросток начинает осознавать себя личностью, сравнивает себя с окружающими, сверстниками, что стимулирует его к самовоспитанию. В это время формируется и даже может резко измениться его характер.
Публикация «Программа психопрофилактической направленности „Мой выбор“ для подростков» размещена в разделах
- Психология школьников
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2020
Подростки часто не любят трудиться, не способны к волевым усилиям, систематическим занятиям, часто нарушают дисциплину, конфликтуют с учителями, с воспитателями, со сверстниками, иногда бросают школу, курят, пьют, бродяжничают, употребляют наркотики, нарушают законы и считают это все вполне естественным. Именно такие подростки относятся к «группе риска». Это группа несовершеннолетних, выделенная на основании определённого набора социально – демографических, личностных и психологических признаков, характеризуется большой склонностью к со-вершению правонарушений, злоупотреблению ПАВ, курению, употреблению спиртосодержащих напитков, безнадзорным образом жизни.
В связи с этим возникла необходимость вести эффективную работу по профилактике самовольных уходов, бродяжничества, правонарушений, злоупотребления психоактивными веществами, алкоголя, курения, склонности к суициду, принадлежности к молодежным субкультурам.
Крайне важно сегодня создать среду, свободную от условий, деформирующих сознание подростка, порождающих отклоняющее поведение.
Направленность программы
Программа «Мой выбор» предназначена для несовершеннолетнего подросткового возраста. По содержанию является социально-психологической, по функциональному предназначению – психопрофи-лактической, по форме организации – групповой (подгрупповой) и индивидуальной, по времени реализации – долгосрочной.
Программа направлена на развитие способностей к самопознанию и саморазвитию, повышение самооценки, формирование навыков конструк-тивного поведения в сложных жизненных ситуациях, мотивации ведения здорового образа жизни. Реализует принцип единства диагностической и психопрофилактической направленности. Данная программа предполагает оказание психологической помощи подросткам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, социально опасное поведение, в преодолении кризисов.
Новизна программы
В представленной психопрофилактической программе новизна за-ключается в использовании нового, расширенного, конкретизированного по выявленной проблеме подхода к развитию социального интеллекта и социальных эмоций. Развитие межличностных отношений, социальных эмоций происходит не только через осознание и понимание своих эмоциональных состояний, рефлексию своих переживаний, но и развитие внимания к другому человеку, чувства общности и сопричастности с ним за счет снижения фиксации на собственном “Я”. Обсуждение и проживание ситуаций, вызывающих разнообразные чувства, повышают эмоциональную устойчивость, что помогает легче переносить аналогичные, но более мощные воздействия.
Актуальность программы обусловлена объективной реальностью увеличения количества подростков, переживающих кризисные состояния и необходимостью предупредить их обострение и предотвратить опасные последствия, которыми они чреваты в виде различных форм отклоняющегося поведения. Актуальность программы заключается не только в том, что позволяет выявить «группу риска» среди подростков, но и обеспечивает проведение профилактической работы, позволяющей оказать эффективную помощь детям – обрести здоровую самооценку, ощущение внутренней гармонии и уверенности в себе.
Педагогическая целесообразность
Одним из условий эффективности работы педагога-психолога с трудными подростками является педагогический инструментарий, который является составной частью профессионального мастерства. Меняются под-ростки, изменяется система работы с ними, а для достижения эффекта воспитания и развития личности нужны отличные знания, умения, навыки и новые методы, формы в работе с подростками. Педагогу-психологу очень важно найти у каждого подростка лучшие стороны его личности, выявить его способности, и, опираясь на них, всячески поддерживать у подростка веру в себя. Его мастерство и его инструментарий неразрывно связаны с постоянным желанием совершенствоваться, расширять свои знания, оттачивать умения и навыки, пополнять запас методов и форм воспитания. Высокая образованность и воспитанность педагога-психолога, его умения и навыки работы с подростками, использование при этом методов и форм воспитания с учетом их возрастных, психологических и социальных характеристик, трудолюбие, доброта, чувство долга и ответственности перед обществом за воспитание подростков являются непременными элементами его педагогической культуры и мастерства.
Цель: формирование у подростков положительного отношения к ве-дению здорового образа жизни, как к одному из главных достижений успеха, формирование высокоэффективных поведенческих стратегий, активизация личностных ресурсов.
Отличительной особенностью программы является то, что работа по вопросам профилактики, выстроена в целостную систему и представляет собой целый комплекс услуг: информационно-просветительских, диа-гностических, обучающих. Психопрофилактическая работа одновременно может охватывать работу сразу по нескольким блокам одновременно.
Виды отклоняющегося поведения:
- побеги, самовольные уходы подростков из дома, детских учреждений;
- бродяжничество как следствие детской безнадзорности;
- курение, злоупотребления алкоголем, наркотиками и другими токсическими средствами (аддиктивное поведение);
- аутоагрессивное поведение (покушение на собственный организм, вплоть до крайних проявлений - самоубийства);
- отклонения социально-пассивного типа (стремление к уходу от активной жизни, отстранению от обязанностей и долга, работы, учёбы и т. п.).
- отклонения агрессивной ориентации, проявляющиеся в действиях, направленных против личности : оскорбления, хулиганство, драки, побои, экстремистские тенденции, тяжкие преступления-изнасилования, убийства;
- отклонения корыстной направленности, связанные со стремлением к кри-минальному обогащению: кражи, грабежи, хищения и т. п.
Адресат программы
Программа предназначена для несовершеннолетнего подросткового возраста от 12 до 18 лет, находящихся в ТЖС, СОП.
Программа включает в себя работу по следующим блокам: «Здоровый образ жизни», «Профилактика правонарушений», «Самовольные уходы, бродяжничество», «Жестокое обращение с детьми», «Суицид», «Профи-лактика экстремизма.
Сроки реализации профилактической программы – 144 занятия, 6 месяцев.
Состав группы- переменный, занятия могут быть индивидуальные, под-групповые или групповые.
Структура занятий.
Занятия проводится в кабинете психолога. Каждое занятие начинается ритуалом приветствия и заканчивается ритуалом прощания, состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. Вводная часть направлена на разогрев участников, на их активизацию и мотивирование на предстоящую работу. Основная часть содержит упражнения, позволяю-щие освоить содержание занятия. В ходе заключительной части подводится рефлексия, обеспечивается эмоциональная разрядка и подводятся итоги. Длительность каждого занятия 30-50 минут.
Используемые методы: анкетирование, тестирование, беседы, дискуссии, работа в парах и мини-группах, проективные рисунки, ролевые игры, игры-драматизации, лекции, мозговые штурмы, арттерапевтические приемы, практикум-этюды, дидактические и правовые игры, рефлексивные задачи, решение ситуационных задач, просмотр видеофильмов, видеороликов с их обсуждением, круглые столы, консультации (индивидуальные и групповые, демонстрация информационных стендов, плакатов, групповые занятия (шерстяной, музыкальный тимбилдинг, техника 3D-стик-арт, техника насыпания из цветной соли, рисование жидким соленым тестом, слаймигрушки (антистресс, психологические часы.
Эффективность программы определяется с помощью подобранных к каждому блоку психодиагностических методик, которые педагог-психолог использует на свое усмотрение в зависимости от имеющихся проблем по-ведения, личностных отклонений воспитанников.
Содержание программы.
Блок «Здоровый образ жизни»
Цель: формирование у подростков положительного отношения к ведению здорового образа жизни.
Задачи:
- создание условий для обеспечения охраны здоровья подростков, их полноценного развития и формирования ЗОЖ;
- создание условий для осознания подростками здоровья как ценности, увеличение потенциальной способности подростков жить без зависимостей, быть здоровым физически, психологически и социально;
- формирование стойкого отказа от курения, употребления алкоголя, наркотиков, ПАВ.
Эффективность реализации данного блока оценивается с помощью сле-дующих методик:
- опросник «Склонность к аддиктивному поведению»;
- тест «Отношение к вредным привычкам»;
- методика выявления степени информированности о вредных привычках;
- анкета «Вредные привычки. Как им противостоять?»
- анкета «Что ты знаешь о курении?»;
- анкета «Почему ты куришь?»;
- тест Фагерстрома;
- анкета «Вредно ли курить?»;
- анкета «Мотивы курения»;
- опросник по выявлению особенностей мотивации потребления алкоголя подростками (модификация методики МПА В. Д. Завьялова);
- анкета «Отношение к алкоголю»;
- анкета «Мотивы, побуждающие молодежь употреблять алкоголь» :
- анкета «Отношение к спиртным напиткам»;
- анкета «Отношение к употреблению пива»;
- анкета «Что значит алкоголь для подростка?»;
- тест-анкета «Есть ли у Вас симптомы алкоголизма?»;
- анкета «Изучение проблемы алкоголизма и наркомании в подростковой среде»;
- анкета «Что ты знаешь о наркотиках?»;
- анкета «Мое отношение к наркотикам?»;
- анкета «Наркотики и подросток»;
- тест «ПАВ»;
- анкета «Отношение к ПАВ» и т. д.
Ожидаемые результаты: сформированные знания о последствиях наркотических и других зависимостей; сформированность отказа от упо-требления наркотических, спиртосодержащих продуктов; снижение коли-чества подростков от табакозависимости; сформированность у подростков правильной организации своего свободного времени; активизировать лич-ностные ресурсы для изменения своего поведения в положительную сторону.
Блок «Профилактика правонарушений»
Цель: формирования у воспитанников норм социально – приемлемого по-ведения, ответственности за свои действия, поступки.
Задачи:
- развитие личностных качеств, способствующих самопознанию, самораз-витию, самовоспитанию;
- формирование у подростков представлений о правах и обязанностей.
- формирование правильного понимания понятий «права» и «обязанности», единства прав и обязанностей;
- обобщение знаний подростков об основных правах ребенка;
- знакомство с понятиями «проступок», «правонарушение», «преступление».
Эффективность реализации данного блока оценивается с помощью сле-дующих методик:
- методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению
(А. Н. Орёл);
- методика диагностики девиантного поведения несовершеннолетних Э. В. Леус;
- опросник агрессивности Басса - Дарки;
- опросник «Для чего нужны законы?»;
- анкета по профилактике правонарушений;
- методика «Шкала социально – психологической адаптированности К. Роджерс и Р. Даймонд»;
- анкета «Подросток «группы риска» в социуме»;
- тест «Почему важно соблюдать законы?»;
- проективные методики;
- методика изучения личности дезадаптированного подростка и его бли-жайшего окружения (Ю. Б. Кляйберг) и т. д.
Ожидаемые результаты: повышение правовых знаний подростков; снижение правонарушений среди подростков; формирование толерантных качеств подростка.
Блок «Самовольные уходы, бродяжничество»
Цель: коррекция деструктивного поведения подростков, склонных к самовольным уходам.
Задачи:
- предупреждение фактов самовольного ухода;
- формирование у подростков активной и ответственной жизненной позиции;
- развитие личностной зрелости подростков, их высокой самооценки и адекватного функционирования в среде.
Эффективность реализации данного блока оценивается с помощью сле-дующих методик:
- методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению;
- методика Леонгарда-Шмишека «Акцентуация характера»;
- методика «Незаконченные предложения»;
- методика «Недописанный тезис»;
- анкета «Я и мое окружение»;
- методика «Исследование уровня субъективного контроля» (Д. Роттер);
- «Тест дифференцированной самооценки функционального состояния» (Доскин В. А., Лаврентьева Н. А., Мирошников М. П., Шарай В. Б.);
- методика «Восьмицветовой тест цветовых выборов» (М. Люшер);
- проективные методики и т. д.
Ожидаемые результаты: снизить и предупредить количество самоволь-ных уходов; сформировать у подростков активную жизненную позицию; сформировать высокую и устойчивую самооценку.
Блок «Жестокое обращение с детьми»
Цель: предупреждение насильственного поведения подростков и выработка конструктивных форм поведения в ситуациях, связанных с насилием.
Задачи:
- предотвращение фактов жестокого обращения и насилия над подростка-ми.
- оказать социально – психологической помощь и поддержку подросткам, попавшим в ситуацию жестокого обращения.
- формирование негативного мнения у подростков ко всем формам жестокого обращения;
- снятие негативных последствий перенесенного насилия и жестокого об-ращения, приобретение и закрепление у детей навыков ориентации в окружающей обстановке, реагирования на угрожающие обстоятельства;
-повышение информированности детей о возможных рисках и опасностях.
Эффективность реализации данного блока оценивается с помощью сле-дующих методик:
- методика диагностики показателей форм агрессии А. Басса и А. Дарки;
- методика диагностики межличностных отношений Т. Лири;
- методика диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении В. В. Бойко;
- методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса;
- методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений («со-циометрия») Дж. Морено;
- адаптированный вариант методики Рене Жиля;
- проективные методики и т. д.
Ожидаемые результаты: сформировать негативное мнение ко всем формам жестокого обращения; увеличение количества воспитанников получивших достоверную информации о проблеме жестокости и насилия и путях ее преодоления, социально положительная адаптированность подростков к социальным условиям, повышение собственной самооценки, сти-мулирование процесса развития и роста индивидуальности подростков, сформированность у подростков целеустремленности, чувства ответствен-ности.
Блок «Суицид»
Цель: профилактика суицидов и суицидальных попыток среди несовер-шеннолетних и формирование у воспитанников позитивной адаптации к жизни, как процесса сознательного построения и достижения человеком относительно устойчивых равновесий отношений между собой, другими людьми и миром в целом.
Задачи:
- создание условий для доверительных, доброжелательных отношений, атмосферы понимания и активного участия в работе;
- ознакомление подростков с тем, что девиантное поведение является ил-люзорным способом решения проблем: псевдопреодоление, ведущее к са-моразрушению личности подростка, дезадаптирующее его;
- формирование мотивации развития своей личности посредством осознания своих внутренних переживаний и причин их вызывающих, с последующим их эмоциональным отреагированием;
- приобретение навыков использования активных поведенческих стратегий при переживании - преодолении жизненных трудностей и для предупреждения дальнейшего развития девиантного поведения;
- повышение уверенности в своих силах;
-стабилизация эмоционального состояния;
- развитие навыков саморегуляции;
- снижение тревожности.
Эффективность реализации данного блока оценивается с помощью сле-дующих методик:
- шкала самооценки депрессии Цунга (адаптирован Т. И. Балашовой);
- тест Филипса по определению школьной тревожности;
- тест по определению проявлений общей тревожности (А. Микляева);
- методика диагностики оперативной оценки САН;
- методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рас-села и М. Фергюсона;
- методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний Зунге;
- методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний В. А. Жмурова;
- методика диагностики самооценки психических состояний Г. Айзенка;
- шкала социально-ситуационной тревоги Кондаша;
- патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) Личко А. Е.,
- измерение мотивации достижения (ТМД);
- измерение мотивации аффилиации (ТМА);
- опросник нервно-психического напряжения (НПН) Т. А. Немчина;
- методика определения уровня депрессии (В. А. Жмуров);
-методика «Незаконченные предложения»;
- опросник СР-45;
- проективные рисуночные методики и т. д.
Ожидаемые результаты: сформировать механизмы сохранения и укрепления здоровья подростков, создать безопасное и комфортное пространство; снизить количество подростков с девиантным поведением и избе-жать суицидальных попыток, сформировать у подростков положительную мотивация саморазвития на основе личностных достижений, обучить кон-структивным способам выхода из трудных жизненных ситуаций.
Блок «Профилактика экстремизма»
Цель: способствовать обеспечению посредством просветительских занятий формированию установки на толерантность, на признание различных культур, уважение к человеку не зависимо от пола, возраста, языка, от религиозной принадлежности, от политических мнений, национального и социального происхождения.
Задачи:
- способствовать формированию навыков толерантного поведения;
– содействовать развитию мира, солидарности, взаимопонимания, сотруд-ничества;
– содействовать развитию коммуникативных навыков;
– способствовать формированию умений адекватного решения своих про-блем;
– способствовать развитию способности отказаться от насилия при реше-нии проблем.
Эффективность реализации данного блока оценивается с помощью сле-дующих методик:
- тест «Насколько вы толерантны?»;
- тест «Проявляешь ли ты толерантность?»;
- анкета «Отношение к толерантности и экстремизму»;
- методика диагностики системы ценностных ориентаций личности Фанта-ловой Е. Б. ;
- анкета об отношении к проявлениям экстремизма в современном обществе;
- анкета «Межнациональные отношения»;
- анкета «Бедные – богатые»;
- опросник «Экстремизму- «Нет!» и т. д.
Ожидаемые результаты: сформировать механизмы по преодолению под-ростковой ксенофобии и воспитанию толерантного поведения учащихся. Это необходимо для того, чтобы сформировать у воспитанников ценности, позволяющими им более толерантно относиться к сверстникам других национальных и культурных различий.