Приложение МААМ

Программа психолого-педагогической готовности к школе

Скутарь Анна Владиславовна
Программа психолого-педагогической готовности к школе
▼ Скачать + Заказать документы

Программа формирования психологической готовности старшего дошкольника к обучению в школе

Выполнила: педагог-психолог АНДОО «Филипп»

Скутарь А. В.

Пояснительная записка

Поступление старшего дошкольника в школу – чрезвычайно ответственный момент, как для самого ребёнка, так и для его родителей. Практический опыт психологического обследования детей показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность в школе.

Публикация «Программа психолого-педагогической готовности к школе» размещена в разделах

Кризис семи лет обусловлен появлением нового, центрального для личности дошкольника, системного образования, которое получило в психологии название "внутренней позиции школьника", которая выражает новый уровень самосознания и рефлексии ребенка.

Однако в старшем дошкольном возрасте детей можно разделить на две группы:

1 – дети, готовые по внутренним предпосылкам осваивать учебную деятельность и стать школьниками;

2 – дети, которые остаются на уровне игровой деятельности.

Психологическая готовность к школьному обучению – это многокомпонентное понятие. Какие же составляющие входят в это понятие? Это, прежде всего мотивационная, произвольная, интеллектуальная, речевая, познавательная и эмоциональная сферы готовности старшего дошкольника к обучению в школе.

1. Мотивационная сфера.

Выделяют 2 группы мотивов учения:

-мотивы, связанные с потребностью в общении;

-мотивы, связанные с потребностью в интеллектуальной активности.

Синтез мотивов этих 2 групп и формирует «внутреннюю позицию школьника».

Мотив - побудитель деятельности, складывающийся под влиянием условий жизни

человека и определяющей направленность его активности.

Мотивационная готовность к школьному обучению складывается из:

- положительных представлений о школе;

- желание учиться в школе, чтобы узнать, уметь много нового;

- сформированной позиции школьника.

Сформированность этой внутренней позиции – одна из важнейших составляющих мотивационной готовности к школе. Мотивация к обучению включает в себя:

• наличие познавательных интересов (ребёнку нравится чтение книг, решение задач, выполнение других интеллектуальных заданий);

• понимание необходимости учения как обязательной, ответственной деятельности;

• положительное отношение к школе.

Без такой готовности ребёнок, даже если он умеет читать и писать, не сможет хорошо учиться, так как обстановка и правила поведения в школе будут ему в тягость.

2. Интеллектуальная сфера

Интеллект (от лат. Intellectus – понимание, познание) в широком смысле понимается как совокупность всех познавательных функций индивида: от ощущений и восприятия до мышления и воображения.

Интеллектуальная сфера готовности к школе включает в себя багаж знаний ребёнка, наличие у него специальных умений и навыков (умение сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать и т. п.).

Под интеллектуальной готовностью к школьному обучению понимают развитое дифференцированное восприятие, аналитическое мышление, способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность работать по образцу, логическое запоминание, интерес к получению знаний, овладение вербальной речи и способностью к пониманию и применению символов.

Интеллектуальная готовность предполагает достаточный объем знаний старшего дошкольника. Знания его опираются на чувственный опыт. У старших дошкольников сформированы представления об окружающей действительности, они овладевают некоторыми элементарными понятиями (растения, животные, сезоны и т. д.) и сведениями общего характера.

Интеллектуальная готовность предполагает умение действовать «в уме», выделять учебную задачу, превращать ее в самостоятельную деятельность, обнаруживать новые свойства предметов, замечать их сходство и различие.

3. Произвольная сфера

Почти все авторы, исследующие психологическую готовность к школе, уделяют произвольности особое внимание. В качестве предпосылок, необходимых для успешного овладения учебной деятельностью, рассматривается умения ребёнка, возникающие на основе произвольной регуляции действий:

• умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщённо определяющему способ действия

• умение ориентироваться на заданную систему требований

• умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме

• умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу

Именно на эти параметры развития произвольности, являющейся частью психологической готовности к школе, опирается обучение в первом классе. Фактически эти умения отражают уровень актуального развития произвольности.

Как показывает практика, основная трудность в обучении детей заключается не в том, что они недостаточно умственно развиты, а в том, что у них отсутствуют или недостаточно развиты произвольные формы поведения (они не могут спокойно сидеть на занятиях, постоянно отвлекаются). От них требуются такие действия, которые сами по себе могут быть неинтересными, однообразными. Они должны преодолевать многие свои желания (поиграть, порезвиться). Ребёнок должен научиться принимать и удерживать учебную задачу, подчинять свою деятельность определённым требованиям и правилам, проявлять усилие в преодолении препятствий.

4. Познавательная сфера

Познавательная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов - способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе образных и пространственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность. Данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Однако, в основном, мышление ребенка остается образным, опирающимся на реальные действия с предметами, их заместителями. Познавательная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности.

Обобщая, можно говорить, что развитие познавательная готовность к обучению в школе предполагает :

- дифференцированное восприятие;

- аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);

- рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии);

- логическое запоминание;

- интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;

- овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;

- развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций.

5. Эмоциональная сфера

Эмоциональная готовность к школе подразумевает совокупность качеств, которые позволяют ребенку преодолевать эмоциональную неуверенность, Подобные переживания могут быть нагрузкой на детскую психику и привести к тому, что ребенок вообще перестает верить в свои силы и прекращает активно учиться. Устойчивость к подобным нагрузкам, умение конструктивно обходиться с ними - важная составная часть эмоциональной компетентности. Необходимым условием успешного обучения в школе является умение ребенка откликаться на прекрасное, проявлять эмпатию.

Эмоциональная сфера личности ребенка обладает:

- интенсивностью проявления эмоций;

- непосредственность в проявлении эмоций;

- быстрой переключаемостью, сменой настроений;

- поверхностью эмоций.

Педагог-психолог, при подготовке детей к школьному обучению, должен стремиться к развитию следующих качеств и характеристик личностной сферы в области эмоций:

- устойчивости чувств;

- глубины чувств;

- осознания причин появления тех или иных эмоций;

- проявления высших чувств: эстетических, нравственных, познавательных;

- эмоционального предвосхищения (осознанного ожидания успеха или неудачи).

Актуальность

У детей старшего дошкольного возраста, поступающих в дошкольную образовательную организацию разный уровень подготовки к школе, что существенно затрудняет их адаптацию к условиям школьной жизни. Поэтому главная задача педагога-психолога состоит в создании условий наиболее полного общего развития ребенка с учетом его возрастных особенностей и потребностей. Создание условия для развития познавательной активности, самостоятельности и творчества каждого ребенка.

Данная рабочая программа направлена на решение вопросов выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп и разного уровня развития старших дошкольников. Цикл занятий, включенных в программу, развивает предпосылки к учебной деятельности, коммуникативные и поведенческие навыки, общую и мелкую моторику детей, активизирует познавательные процессы. Дети получают возможность привыкнуть к роли ученика. Доброжелательная атмосфера на занятиях, специальные приемы способствуют формированию у дошкольников правильного отношения к ошибкам, развивают уверенность в себе, помогают преодолеть страх выполнить задание неверно.

Содержание занятий соответствует целевым ориентирам Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) на этапе завершения дошкольного образования.

Цель программы

Формирование у детей старшего дошкольного возраста психологической готовности к школьному обучению.

Задачи

- развиватие предпосылок к учебной деятельности (исполнительские способности, волевые качества, мотивацию) ребенка;

- развитие навыков произвольной регуляции поведения;

- развитие навыков общения со сверстниками и взрослыми;

- развитие психических процессов : внимание, восприятие, память, речь и мышление;

- развитие крупной и мелкой моторики, графомоторики;

- развитие речевой сферы детей: словарный запас, культура речи

- помощь ребенку в принятии роли ученика, формирование эмоционально-положительного отношения к школе.

Организационные условия проведения занятий

Сроки реализации программы : программа рассчитана на 14 занятий.

Возраст детей: цикл х занятий предназначен для детей в возрасте от 5 до 7 лет, которые ведет педагог – психолог.

Режим занятий: занятия проводятся 2-3 раза в неделю, продолжительностью по 45 минут. Наполняемость группы 10-12 человек.

Методы, используемые в программе :

- словесные (с опорой и без опоры на наглядность);

- наглядные методы;

-практические методы (орудийно-манипулятивный, конструктивный, изобразительно-графический).

Методическое обеспечение программы

1. Детские столы и стулья

2. Магнитофон с фонотекой

3. Магнитная доска

4. Психолого-педагогическая, методическая литература

5. Демонстрационный материал

6. Дидактический раздаточный материал

7. Карандаши (простые, цветные)

8. Бумага (белая, цветная)

9. Тетради в клетку

10. Материалы для игр

Ожидаемые результаты реализации рабочей программы

К концу занятий, составляющих данную программу, предполагается сформированность интеллектуальной активности дошкольника, а также наличие у детей следующих качеств:

- организованность, аккуратность;

- внимание, способность к длительному сосредоточению;

- сообразительность, любознательность;

- развитая речь, хорошее воображение;

- хорошая память;

- моторная ловкость;

- дружелюбие, умение общаться с детьми и со взрослыми;

- начальные навыки счета и чтения;

- умение сознательно подчинять свои действия правилам, обобщенно определяющим способ действия;

- умение ориентироваться на заданную систему требований;

- умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;

- умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу;

- эмоциональную устойчивость и значительное уменьшение импульсивной реакции ребенка.

Тематическое планирование программы формирования психологической готовности старшего дошкольника к обучению в школе

№ Тема Цели Содержание

1 Занятие 1 Развитие мышления, произвольности познавательных психических процессов (внимания, памяти, развитие мелкой моторики, развитие саморегуляции.

1. Игра «А как тебя зовут?»

2. Игра «Улей»

3. Упражнение «Отгадай-ка»

4. Игра «Воздух – земля – огонь – вода»»

5. Упражнение «Необычные задачи»

6. Упражнение «Эстафета зайцев»

7. Упражнение «Умные животные»

8. Упражнение «Радужный лист»

9. Рефлексия

2 Занятие 2 Развитие логического мышления, памяти, внимания, речи, расширение словарного запаса, воспитание способности к согласованному взаимодействию, релаксация и развитие воображения. 1. Игра «Пара для картинки»

2. Игра «Грядка»

3. Игра «Вспоминай-ка»

4. Упражнение «Бабочка»

5. Рефлексия

3 Занятие 3 Развитие внимания, зрительной памяти, логического мышления и речи, расширение словарного запаса, воспитание способности к согласованному взаимодействию, релаксация и развитие воображения 1. Игра «Кто быстрее?»

2. Игра «Фруктовая корзина»

3. Упражнение «Вспомни картинку и найди лишнюю»

4. Упражнение «Озеро»

5. Рефлексия

4 Занятие 4 Развитие смысловой и слуховой памяти, развитие словесно - логического мышления, произвольности внимания, развитие мелкой моторики руки, развитие саморегуляции, работа над самооценкой. 1. Упражнение «Вспоминал-ка»

3. Упражнение «Веселые часы»

4. Методика «10 слов»

5. Методика «Каждому по паре»

6. Упражнение «По порядку»

7. Упражнение «В поисках фигуры»

8. Упражнение «Незнайка»

9. Игра «Улей»

10. Упражнение «Необычные задачи»

11. Упражнение «Что получится?»

12. Рефлексия

5 Занятие 5 Развитие слухового внимания, памяти, мышления и речи, расширение словарного запаса, воспитание способности к согласованному взаимодействию, релаксация и развитие воображения. 1. Игра «Назови правильно»

2. Упражнение «В мире посуды»

3. Упражнение «Веселый карандаш»

4. Упражнение «Радуга»

5. Рефлексия

6 Занятие 6 Развитие смысловой памяти, развитие мышления, произвольности внимания, развитие математических знаний, сенсорных эталонов, развитие мелкой моторики, развитие саморегуляции. 1. Игра «Зазеркалье»

2. Игра «Самый внимательный»

3. Упражнение «Назови одним словом»

4. Игра «В мире больших и маленьких»

5. Упражнение «В гостях у сказки»

6. Упражнение «Истории с вопросами»

7. Игра «Какое животное?»

8. Игра «Построй быстрее»

9. Рефлексия

7 Занятие 7 Развитие памяти, развитие мышления, произвольности внимания, развитие математических знаний, развитие мелкой моторики, развитие саморегуляции, работа над самооценкой 1. Разминка

2. Упражнение «В поисках фигуры»

3. Упражнение «Занимательные палочки»

4. Упражнение «Потерявшиеся цифры»

5. Упражнение «Что лишнее?»

6. Упражнение «Прятки со словами»

7. Игра «Вратарь»

8. Игра «Нелепицы»

9. Рефлексия

8 Задание 8 Развитие памяти, развитие мышления, произвольности внимания, развитие математических знаний, сенсорных эталонов, развитие крупной, мелкой моторики и логомоторики, развитие саморегуляции, работа над самооценкой 1. Разминка

2. Упражнение «Красавица-осень»

3. Упражнение «Предметы»

4. Упражнение «В мире рыб»

5. Упражнение «Занимательные палочки»

6. Игра «Молодец – это я!»

7. Упражнение «Дорисуй»

8. Рефлексия

9 Занятие 9 Развитие мышления, памяти, внимания и речи, расширение словарного запаса, воспитание способности к согласованному взаимодействию, релаксация, развитие воображения 1. Игра «Верное название»

2. Игра «В мире транспорта»

3. Упражнение «Веселый карандаш»

4. Упражнение «Музыкальная пауза»

5. Рефлексия

10 Занятие10 Изучение мотивационной готовности к школе, развитие мышления, произвольности внимания и памяти, развитие математических навыков, развитие мелкой моторики, развитие саморегуляции, работа над самооценкой 1. Упражнение «Школьные будни»

3. Упражнение «Найди отличия»

4. Упражнение «Запоминай-ка»

5. Упражнение «А ты запомнил?»

6. Упражнение «Царство вопросов»

7. Упражнение «Точная раскраска»

8. Упражнение «Кто следующий?»

9. Упражнение «Назови одним словом»

7. Рефлексия

11 Занятие11 Развитие зрительной памяти, развитие мышления, произвольности внимания, развитие математических навыков, развитие мелкой моторики руки, развитие саморегуляции, работа на самооценкой 1. Упражнение «Линии перепутались»

2. Упражнение «Запоминай-ка»

3. Упражнение «Что лишнее?»

4. Игра «Потолок, пол, нос»

5. Упражнение «А это подходит?»

6. Упражнение «Три угла»

7. Рефлексия

12 Занятие12 Развитие зрительной памяти, развитие мышления, произвольности внимания, развитие математических навыков, развитие мелкой моторики руки, развитие саморегуляции, формирование адекватной оценочной деятельности. 1. Разминка

2. Упражнение «Найди отличия»

3. Методика «10 слов»

4. Игра «Весенняя птичка»

5. Упражнение «Кто следующий?»

6. Упражнение «Человечки

7. Упражнение «Прятки со словами»

8. Игра «Построй быстрее»

9. Упражнение «Флажки»

10. Рефлексия

13 Занятие13 Развитие зрительной памяти, развитие словарно - логического мышления, произвольности внимания, развитие математических знаний, развитие мелкой моторики руки, развитие саморегуляции, формирование адекватной оценочной деятельности 1. Разминка

2. Упражнение «Одинаковые коты»

3. Упражнение «Какое слово спряталось?»

4. Упражнение «Забавные загадки»

5. Игра «Полет»

6. Упражнение «Каждому по паре»

7. Упражнение «Дорисуй-ка»

8. Упражнение «Домики»

9. Упражнение «Флажки»

10. Рефлексия

14 Занятие14 Развитие опосредованного запоминания, развитие словарно - логического мышления, произвольности внимания, развитие математических знаний, развитие крупной, мелкой моторики и логомоторики, развитие саморегуляции, формирование адекватной оценочной деятельности 1. Разминка

2. Упражнение «Что изменилось?»

3. Упражнение «Художник»

4. Методика «Опосредованное запоминание»

5. Упражнение «Занимательные палочки»

6. Упражнение «Узоры»

7. Упражнение «Прятки с цифрами»

8. Игра «Молодец – это я!»

9. Упражнение «Флажки»

10. Рефлексия

Публикации по теме:

Взаимодействие детского сада и семьи в формировании личностной готовности старших дошкольников к школе (из опыта работы) Слайд 1. Слайд 2. Личностная готовность является важным структурным компонентом психологической готовности к школьному обучению, все составляющие.

Образец психолого-педагогической характеристики ребенка дошкольного возраста Психолого - педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста обучающегося ГБДОУ детский сад № Фамилия, имя ребенка Возраст ребенка.

Проект «Дружная семья» с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов Проект "Дружная семья" с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов Проект разработан:.

Проектная деятельность по формированию познавательной и мотивационной готовности детей к школе «Скоро в школу» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №38 города Кузнецка Проектная деятельность.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации агрессивных детей раннего дошкольного возраста в ДОУ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Период адаптации – тяжелое время для ребенка. Однако не следует рассматривать проблему адаптации как односторонний.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации тревожных детей Пояснительная записка Актуальность Дошкольный возраст – это важнейший период, когда закладываются основы здоровья будущего взрослого человека.

Развитие моторики — один из показателей интеллектуальной готовности к школеРазвитие моторики — один из показателей интеллектуальной готовности к школе «Если Вы хотите вырастить хороших детей, тратьте на них в два раза меньше денег и в два раза больше времени» Эстер Селсдон Одной из основных.

Роль психолого-педагогической службы в развитии физиологической и психологической стрессоустойчивости учащихся и педагогов Узденская районная гимназия, педагог-психолог В. В. Пиликевич В современном обществе, в том числе и в системе образования, достаточно.

Содержание психолого-педагогической работы с сенсорным оборудованием с дошкольниками Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Создание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детейСоздание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детей Создание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детей Отечественный и мировой опыт показал, что воспитательная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа психолого-педагогической готовности к школе
Опубликовано: 23 ноября 2020 в 11:15
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа психолого-педагогической готовности к школе» (включая файлы) размещена пользователем Скутарь Анна Владиславовна (УИ 1261820) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД