Вера Липина
Программа психолого-педагогического сопровождения развития детей раннего возраста «Малышок»
▼ Скачать + Заказать документы
Условия детских дошкольных учреждений специфичны и нередко отрицательно влияют на неподготовленного ребенка, неизбежны некоторые педагогические стандарты в подходах к детям, что сковывает индивидуальность ребенка.
Полноценное развитие ребенка раннего возраста требует адекватной и квалифицированной психолого-педагогической поддержки со стороны профессионалов, обладающих необходимой квалификацией. Работа с детьми раннего возраста требует специальной подготовки, предполагающей как специальные знания, так и опыт работы с маленькими детьми. Всё это делает крайне актуальным создание психологической службы для детей до 3 лет.
Публикация «Программа психолого-педагогического сопровождения развития детей раннего возраста „Малышок“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Программы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
Особую актуальность данная задача приобретает в настоящее время, когда наблюдается интенсивный приток в детские сады детей раннего возраста. Главная задача психолого-педагогического процесса сопровождения - обогащение развития ребенка, учет индивидуальных особенностей, знание основных психологических закономерностей развития ребенка первых трех лет жизни (неравномерность, гетерохронность, скачкообразность в развитии основных функций, лабильность нервной системы); сензитивность данного возрастного периода для развития определенных психических функций и личностных качества, зоны ближайшего развития
Целью психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в образовательном процессе является создание условий для нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте) на основе развития игрового взаимодействия детей и взрослых; обеспечение грамотного психологического сопровождения естественного развития.
Задачи:
• Обеспечение психофизического благополучия детей раннего возраста; создание атмосферы радости, принятия
• Психологическая помощь преодоление стрессовых состояний в период адаптации к ДОУ, предупреждение возникновения проблем в развитии ребенка
• Развитие социальных и коммуникативных умений у детей преддошкольного возраста (путем взаимодействия с детьми и со взрослыми)
• Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста (способности чувствовать, понимать, сопереживать)
• Развитие познавательной активности детей раннего возраста, всех сторон речевой и психической деятельности, развитие индивидуальных и творческих способностей детей
• Развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) родителей, педагогов.
Предлагаемая программа поможет ориентировать взрослых на развитие наиболее существенных сторон психики ребенка. Конкретное же их воплощение – творческая работа самого взрослого.
Категории участников:
- дети групп раннего возраста в возрасте от 1,5 до 3 лет
- родители детей раннего возраста
- воспитатели групп раннего возраста
Ожидаемые результаты:
1. Отслеживание положительной динамики уровня адаптированности малышей к детскому саду, снижение процента психосоматических заболеваний, положительный эмоциональный настрой. Нормализация сна, аппетита, восстановление веса. Внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко точно выполнять новые требования) ребенка.
Высокий уровень адаптированности, устойчивое эмоционально-положительное самочувствие и активность, благоприятная адаптация малышей в детском саду, установление добрых отношений с воспитателем и детьми в группе. Развитый интерес у детей к сотрудничеству, навыки речевого и деятельностного общения с взрослыми и сверстниками
Средний уровень адаптированности, преобладание эмоционально-положительного настроения, быстро преодолевает негативные состояния, стремится к положительной оценке окружающих, к повторению одобренных действий. Охотно играет с воспитателем, воспроизводит в самостоятельной игре игровые действия. Испытывает трудности в согласовании игровых действий со сверстниками. Неуверенная самооценка в своих возможностях, но чаще положительная
2. Раннее выявление отклонений в развитии детей, и их коррекция; выявление детей нуждающихся в помощи других специалистов. Положительная динамика, свидетельствующая о снижении тревожности, мешающей вхождению в коллектив; снятие психоэмоционального напряжения, снижению импульсивности тревоги; агрессивного поведения в детском саду; улучшение взаимоотношений со сверстниками и эмоциональной сферы; совершенствованию коммуникативных, игровых и двигательных навыков, развитие навыков взаимодействия детей друг с другом
3. Проявление высокого или среднего уровня личностно-социальных проявлений, характеризующийся изменением значений всех показателей личностно-социального развития. Ребенок с таким уровнем личностно-социального развития, в своих проявлениях во взаимодействии со взрослыми и сверстниками испытывает н только социальный интерес, но и стремление к общению, обнаруживает выраженную активность в общении вне зависимости от поведения взрослого. Это может проявляться в интересе к вещам, в стремлении привлечь внимание к игрушкам или предметам, находящимся в комнате, в желании разделить со взрослыми удовольствие от игры, получить его одобрение или помощь. Дети открыты для контактов и демонстрируют умение вступать во взаимодействие.
4. Изменение общего эмоционального фона поведения малышей, снижение тревожности, проявление активности детей в познавательной и игровой деятельности:
• В определенной степени эмоционально сдержан на слова «нужно, надо, подожди» и др.
• Проявление инициативы, независимости, эмоциональном выражение самооценки «Я сам (а)», хочет быть хорошим, ждет похвалу, одобрение, эмоциональное подкрепление взрослого.
• Понимает состояние других людей на основе своего эмоционального опыта. Замечает огорчение, недовольство, радость взрослых или детей.
• Чувства выражаются адекватной мимикой, взглядами, тоном, жестами, движениями (владеет речевыми и неречевыми способами эмоционального общения).
• Интересуется совместными играми с детьми, получает удовольствие от общения с ними. Появляются симпатии к некоторым детям.
• Эмоционально относится к своей «роли» в игре, воображает эмоциональные ситуации в играх со взрослыми и детьми. Получает эмоциональное удовольствие от подвижных игр.
5. Проявление познавательной активности, умение выделять некоторые особенности предметов на основе способов сенсорного обследования, сравнения, элементарного анализа.
• Развитие самостоятельности, овладения разнообразными способами действий, самостоятельной игровой деятельности и общения
• Умение принимать игровую задачу: называть цвет, форму, величину; умение сравнивать, действовать в соответствии с игровой задачей.
• Проявление сообразительности и творческого подхода к деятельности. Ребенок самостоятелен в мыслительных действиях и процессах, выделяет и называет несколько свойств предметов, находит предмет по указанным свойствам, сравнивает, обобщает.
• Развитие внимания, памяти, мыслительных процессов, восприятия и воображения
• Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности (умения анализировать, синтезировать и комбинировать, навыки классификации)
6. Повышение профессиональной компетентности педагогов и педагогической компетентности родителей, в вопросах оздоровления, игровой деятельности, психологического и физического развития ребенка Включенность родителей в обогащении предметно-развивающей среды и создания условий для накопления ребенком двигательного и практического игрового опыта; формирование адекватной родительской позиции.
Проведенные совместных занятия, досуги с детьми, позволят установить более теплый эмоциональный контакт между родителями и детьми, будут способствовать закреплению доброжелательности и понимания в их взаимоотношениях.
Обеспечение психологической комфортности и эмоционального спокойствия ребенка.
Со стороны педагогов, активное участие в создании оптимальных условий для развития и жизнедеятельности детей, соблюдение принципов построения оптимальной среды развития ребенка, выполнение самостоятельно различных атрибутов для оформления помещений.
Творческий подход к воспитанию и развитию детей раннего возраста, использование в практической деятельности наряду с традиционными приемами, инновационные технологии, в том числе авторские
Структура программы
Программа состоит из трех основных блоков: Осень (сентябрь-ноябрь, Зима (декабрь-февраль, Весна (март-май).
Каждый блок включает в себя 24 занятия продолжительностью 10 минут, которые проводятся 2 раза в неделю, в утреннее время. В конце каждого блока занятия включено проведение досугов и праздников, включающих участие родителей. Также проводятся основные народные и календарные праздники.
С целью предотвращения переутомления и поддержания интереса ребенка длительность занятия может быть от 10 до 15 минут, с обязательным использованием индивидуального подхода. Игры и упражнения могут быть предложены как эпизодически (в течение дня, так и структурированно. Немаловажное значение имеет положительный эмоциональный настрой в начале занятия.
Система ритуалов и повторов в структуре каждого занятия (приветствие и прощание, пальчиковая и подвижная игра).
Тематическое планирование
Месяц Темы занятий Практич. Теорет. Всего
Осень
Сентябрь Здравствуй, малыш 2
Пузырики 2
Мячики 2
Игрушки-погремушки 2
Октябрь Солнышко и дождик 2
Листопад, листопад 2
Орешки для белочки 2
Гриб, грибочек, под кусточком 2
Досуг для детей «Под грибком» (по сказке Сутеева В.) 1 1
Ноябрь Кошки-мышки 2
Ты, собачка, не лай 2
В гости к лошадке 2
Праздник для детей и их родителей «День матери» 1 1
Зима
Декабрь Мишка, с нами поиграй 2
Зайка-побегайка 2
В гости ёлочка пришла 2
Январь Зимушка-зима 2
Веселый колокольчик 2
Моя семья 2
Масленица 1 1
Февраль Ой,блины, мои блины 2
Матрёшка – Затейница 2
Бабушка - забавушка 2
Мы солдаты 1 1
Весна
Март Мамин день 1 1
Ой, летали птички 2
На цветочной поляне 2
Кто-то в гости к нам спешит 2
Досуг «Кто в сундуке», посвященный международному дню театра 1 1
Апрель Неделя детской книги «Герои книжек» 2
Цепочки развитий 2
Вот поезд наш мчится 2
Времена года 2
Играем с флажками 2
Май Семейный праздник «День Победы» 1
Праздник Прощание с ясельками «Мы большие» 1
Семейный праздник «День семьи» 1
Итого 65 6 71