Папки-передвижки

Программа психолого-педагогического сопровождения развития детей раннего возраста «Малышок»

Вера Липина
Программа психолого-педагогического сопровождения развития детей раннего возраста «Малышок»
▼ Скачать + Заказать документы

Условия детских дошкольных учреждений специфичны и нередко отрицательно влияют на неподготовленного ребенка, неизбежны некоторые педагогические стандарты в подходах к детям, что сковывает индивидуальность ребенка.

Полноценное развитие ребенка раннего возраста требует адекватной и квалифицированной психолого-педагогической поддержки со стороны профессионалов, обладающих необходимой квалификацией. Работа с детьми раннего возраста требует специальной подготовки, предполагающей как специальные знания, так и опыт работы с маленькими детьми. Всё это делает крайне актуальным создание психологической службы для детей до 3 лет.

Публикация «Программа психолого-педагогического сопровождения развития детей раннего возраста „Малышок“» размещена в разделах

Особую актуальность данная задача приобретает в настоящее время, когда наблюдается интенсивный приток в детские сады детей раннего возраста. Главная задача психолого-педагогического процесса сопровождения - обогащение развития ребенка, учет индивидуальных особенностей, знание основных психологических закономерностей развития ребенка первых трех лет жизни (неравномерность, гетерохронность, скачкообразность в развитии основных функций, лабильность нервной системы); сензитивность данного возрастного периода для развития определенных психических функций и личностных качества, зоны ближайшего развития

Целью психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в образовательном процессе является создание условий для нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте) на основе развития игрового взаимодействия детей и взрослых; обеспечение грамотного психологического сопровождения естественного развития.

Задачи:

• Обеспечение психофизического благополучия детей раннего возраста; создание атмосферы радости, принятия

Психологическая помощь преодоление стрессовых состояний в период адаптации к ДОУ, предупреждение возникновения проблем в развитии ребенка

Развитие социальных и коммуникативных умений у детей преддошкольного возраста (путем взаимодействия с детьми и со взрослыми)

Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста (способности чувствовать, понимать, сопереживать)

Развитие познавательной активности детей раннего возраста, всех сторон речевой и психической деятельности, развитие индивидуальных и творческих способностей детей

Развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) родителей, педагогов.

Предлагаемая программа поможет ориентировать взрослых на развитие наиболее существенных сторон психики ребенка. Конкретное же их воплощение – творческая работа самого взрослого.

Категории участников:

- дети групп раннего возраста в возрасте от 1,5 до 3 лет

- родители детей раннего возраста

- воспитатели групп раннего возраста

Ожидаемые результаты:

1. Отслеживание положительной динамики уровня адаптированности малышей к детскому саду, снижение процента психосоматических заболеваний, положительный эмоциональный настрой. Нормализация сна, аппетита, восстановление веса. Внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко точно выполнять новые требования) ребенка.

Высокий уровень адаптированности, устойчивое эмоционально-положительное самочувствие и активность, благоприятная адаптация малышей в детском саду, установление добрых отношений с воспитателем и детьми в группе. Развитый интерес у детей к сотрудничеству, навыки речевого и деятельностного общения с взрослыми и сверстниками

Средний уровень адаптированности, преобладание эмоционально-положительного настроения, быстро преодолевает негативные состояния, стремится к положительной оценке окружающих, к повторению одобренных действий. Охотно играет с воспитателем, воспроизводит в самостоятельной игре игровые действия. Испытывает трудности в согласовании игровых действий со сверстниками. Неуверенная самооценка в своих возможностях, но чаще положительная

2. Раннее выявление отклонений в развитии детей, и их коррекция; выявление детей нуждающихся в помощи других специалистов. Положительная динамика, свидетельствующая о снижении тревожности, мешающей вхождению в коллектив; снятие психоэмоционального напряжения, снижению импульсивности тревоги; агрессивного поведения в детском саду; улучшение взаимоотношений со сверстниками и эмоциональной сферы; совершенствованию коммуникативных, игровых и двигательных навыков, развитие навыков взаимодействия детей друг с другом

3. Проявление высокого или среднего уровня личностно-социальных проявлений, характеризующийся изменением значений всех показателей личностно-социального развития. Ребенок с таким уровнем личностно-социального развития, в своих проявлениях во взаимодействии со взрослыми и сверстниками испытывает н только социальный интерес, но и стремление к общению, обнаруживает выраженную активность в общении вне зависимости от поведения взрослого. Это может проявляться в интересе к вещам, в стремлении привлечь внимание к игрушкам или предметам, находящимся в комнате, в желании разделить со взрослыми удовольствие от игры, получить его одобрение или помощь. Дети открыты для контактов и демонстрируют умение вступать во взаимодействие.

4. Изменение общего эмоционального фона поведения малышей, снижение тревожности, проявление активности детей в познавательной и игровой деятельности:

• В определенной степени эмоционально сдержан на слова «нужно, надо, подожди» и др.

• Проявление инициативы, независимости, эмоциональном выражение самооценки «Я сам (а)», хочет быть хорошим, ждет похвалу, одобрение, эмоциональное подкрепление взрослого.

• Понимает состояние других людей на основе своего эмоционального опыта. Замечает огорчение, недовольство, радость взрослых или детей.

• Чувства выражаются адекватной мимикой, взглядами, тоном, жестами, движениями (владеет речевыми и неречевыми способами эмоционального общения).

• Интересуется совместными играми с детьми, получает удовольствие от общения с ними. Появляются симпатии к некоторым детям.

• Эмоционально относится к своей «роли» в игре, воображает эмоциональные ситуации в играх со взрослыми и детьми. Получает эмоциональное удовольствие от подвижных игр.

5. Проявление познавательной активности, умение выделять некоторые особенности предметов на основе способов сенсорного обследования, сравнения, элементарного анализа.

Развитие самостоятельности, овладения разнообразными способами действий, самостоятельной игровой деятельности и общения

Умение принимать игровую задачу: называть цвет, форму, величину; умение сравнивать, действовать в соответствии с игровой задачей.

• Проявление сообразительности и творческого подхода к деятельности. Ребенок самостоятелен в мыслительных действиях и процессах, выделяет и называет несколько свойств предметов, находит предмет по указанным свойствам, сравнивает, обобщает.

Развитие внимания, памяти, мыслительных процессов, восприятия и воображения

Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности (умения анализировать, синтезировать и комбинировать, навыки классификации)

6. Повышение профессиональной компетентности педагогов и педагогической компетентности родителей, в вопросах оздоровления, игровой деятельности, психологического и физического развития ребенка Включенность родителей в обогащении предметно-развивающей среды и создания условий для накопления ребенком двигательного и практического игрового опыта; формирование адекватной родительской позиции.

Проведенные совместных занятия, досуги с детьми, позволят установить более теплый эмоциональный контакт между родителями и детьми, будут способствовать закреплению доброжелательности и понимания в их взаимоотношениях.

Обеспечение психологической комфортности и эмоционального спокойствия ребенка.

Со стороны педагогов, активное участие в создании оптимальных условий для развития и жизнедеятельности детей, соблюдение принципов построения оптимальной среды развития ребенка, выполнение самостоятельно различных атрибутов для оформления помещений.

Творческий подход к воспитанию и развитию детей раннего возраста, использование в практической деятельности наряду с традиционными приемами, инновационные технологии, в том числе авторские

Структура программы

Программа состоит из трех основных блоков: Осень (сентябрь-ноябрь, Зима (декабрь-февраль, Весна (март-май).

Каждый блок включает в себя 24 занятия продолжительностью 10 минут, которые проводятся 2 раза в неделю, в утреннее время. В конце каждого блока занятия включено проведение досугов и праздников, включающих участие родителей. Также проводятся основные народные и календарные праздники.

С целью предотвращения переутомления и поддержания интереса ребенка длительность занятия может быть от 10 до 15 минут, с обязательным использованием индивидуального подхода. Игры и упражнения могут быть предложены как эпизодически (в течение дня, так и структурированно. Немаловажное значение имеет положительный эмоциональный настрой в начале занятия.

Система ритуалов и повторов в структуре каждого занятия (приветствие и прощание, пальчиковая и подвижная игра).

Тематическое планирование

Месяц Темы занятий Практич. Теорет. Всего

Осень

Сентябрь Здравствуй, малыш 2

Пузырики 2

Мячики 2

Игрушки-погремушки 2

Октябрь Солнышко и дождик 2

Листопад, листопад 2

Орешки для белочки 2

Гриб, грибочек, под кусточком 2

Досуг для детей «Под грибком» (по сказке Сутеева В.) 1 1

Ноябрь Кошки-мышки 2

Ты, собачка, не лай 2

В гости к лошадке 2

Праздник для детей и их родителей «День матери» 1 1

Зима

Декабрь Мишка, с нами поиграй 2

Зайка-побегайка 2

В гости ёлочка пришла 2

Январь Зимушка-зима 2

Веселый колокольчик 2

Моя семья 2

Масленица 1 1

Февраль Ой,блины, мои блины 2

Матрёшка – Затейница 2

Бабушка - забавушка 2

Мы солдаты 1 1

Весна

Март Мамин день 1 1

Ой, летали птички 2

На цветочной поляне 2

Кто-то в гости к нам спешит 2

Досуг «Кто в сундуке», посвященный международному дню театра 1 1

Апрель Неделя детской книги «Герои книжек» 2

Цепочки развитий 2

Вот поезд наш мчится 2

Времена года 2

Играем с флажками 2

Май Семейный праздник «День Победы» 1

Праздник Прощание с ясельками «Мы большие» 1

Семейный праздник «День семьи» 1

Итого 65 6 71

Публикации по теме:

Физическая готовность старших дошкольников к обучению в школе при разных двигательных режимах Физическое совершенство наряду с духовным, нравственным и интеллектуальным входит неотъемлемой частью в целое, составляющее основу личности.

Методическое объединениеМетодическое объединение «Методическая работа дошкольных учреждений в Батецком районе» 24 мая на базе МАДОУ детского сада № 3 д. Новое Овсино состоялся методический.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа психолого-педагогического сопровождения развития детей раннего возраста «Малышок»
Опубликовано: 15 октября 2014 в 01:23
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа психолого-педагогического сопровождения развития детей раннего возраста «Малышок»» (включая файлы) размещена пользователем Вера Липина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД