МААМ-картинки

Программа «Психологическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ»

Элина Агапова
Программа «Психологическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы

ПРОГРАММА

«ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

К УСЛОВИЯМ ДОУ»

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 3

1.1 Пояснительная записка 3

1.2. Цели и задачи программы. 4

1.3. Принципы построения программы 4

1.4. Психолого-педагогическая характеристика воспитанников 5

Публикация «Программа „Психологическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ“» размещена в разделах

1.4.1. Возрастные особенности детей от 1,5 до 3 5

1.5. Планируемые результаты реализации программы. 9

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 10

2.1. Содержание форм психологического сопровождения 10

2.2. Психологическая диагностика 10

2.2.1 «Изучении степени адаптации ребенка к ДОУ» 11

2.2.2 Дифференциальная экспресс-диагностика речевой и интеллектуальной недостаточности у детей 11

2.3. Коррекционно-развивающее направление 12

2.4. Консультирование 13

2.5. Психологическая профилактика 15

2.6. Психологическое просвещение 16

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 17

3.1. Материально-техническое оснащение и оборудование 17

3.2. Учебно – методическое и информационное обеспечение программы. 18

4. ПРИЛОЖЕНИЯ

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1 Пояснительная записка

С проблемой адаптации ребенка к дошкольному учреждению встречаются большинство родителей и педагогов образовательных организаций. Особенно остро проблема адаптации стоит в группах раннего дошкольного возраста. Под влиянием стрессовой ситуации у ребенка могут наблюдаться такие поведенческие реакции как: отказ от еды, нарушение сна, повышенная тревожность, наличие страхов, капризность и прочее. Следствием перечисленных реакций становится нарушение и ухудшение психического, физического и соматического здоровья ребенка. В связи с этим актуальным является осуществление целенаправленной организации процесса адаптации детей к новым условиям дошкольного учреждения, которое способствовало бы сохранению, укреплению и развитию здоровья ребенка. Возникает потребность в создании и разработке целостного набора средств, приемов и методов, совокупность которых способствовала бы эффективному повышению адаптационных возможностей детей, содействовала всестороннему и гармоничному развитию.

Решение вышеупомянутого вопроса легло в основу разработки программы психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ, которая определяет содержание и организацию деятельности педагога-психолога по сохранению, укреплению и развитию психологического здоровья детей раннего возраста (1,5 – 3 лет) в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.

Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

Закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ;

Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования от 17 октября 2013г. № 1155;

Конституция РФ, ст. 43, 72.2;

Конвенция о правах ребенка (1989г.);

СанПиН 2.4.1.3648-20., СанПиН 1.2.3685-21.

Продолжительность программы с 01.09.2022 по 31.05.2023 учебного года.

1.2. Цели и задачи программы.

Цель программы : обеспечение условий для успешной адаптации детей в ДОУ посредством формирования и развития у них навыков общения и взаимодействия.

Задачи:

1. Создание в группе эмоционально комфортной атмосферы. Снятие эмоционального и мышечного напряжения. Снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии.

2. Развитие психических процессов : развитие внимания, восприятия, речи, воображения.

3. Формирование игровых навыков, начальных форм произвольного поведения, координации движений, крупной и мелкой моторики;

4. Психолого-педагогическое консультирование и просвещение родителей и педагогов по вопросам организации жизнедеятельности ребенка в ДОУ.

1.3. Принципы построения программы

В основу представленной ниже программы положены принципы развития и концентричности.

Принцип развития предполагает, что смысл адаптационного периода состоит не в том, чтобы приспособить ребенка к включению в процесс решения дидактических задач, а в том, чтобы в ходе игрового взаимодействия ребенка со взрослым помочь ему в выработке нового способа жизнедеятельности, перестроить его активность в соответствии с условиями общественно воспитания и коллективного обучения, тем самым оказав развивающее влияние на его психику. Таким образом, приспособительной концепции адаптации противопоставляется конструирующая концепция.

Принцип концентричности выражается в том, что программа адаптационного периода в ДОУ для ребенка второго года жизни построена так, что все ее разделы имеют преемственные цели. Такой подход основан на особенностях усвоения знаний и формирования навыков в раннем возрасте, а именно детьми второго года жизни.

При разработке содержания программы необходимо исходить из факторов, которые могут вызвать у ребенка состояние адаптационного срыва, поэтому работа по программе строится прежде всего, как профилактическая. Все факторы объединяются в три проблемы и решаются поэтапно:

- новая организация взаимодействия со взрослым;

- новая организация среды;

- необходимость взаимодействия с ровесниками.

Оказание психолого-педагогической помощи ребенку в адаптационный период предполагает индивидуальный поход, в том числе и учет темперамента ребенка.

Принципы организации взаимодействия с ребенком:

- педагогическое воздействие следует за направлением внимания ребенка;

- используются естественные, повседневно возникающие ситуации- приоритет косвенного влияния через правильно организованную обстановку, пространство;

- усвоение правил протекает в игровой форме;

- обучение и воспитание включено в происходящее взаимодействие ребенка и взрослого с учетом естественных образцов общения ребенка и родителей.

1.4. Психолого-педагогическая характеристика воспитанников

МБДОУ д/c № 4 содержит 2 группы раннего возраста :

-группа раннего возраста № 1 (от 2 до 3 лет);

-группа раннего возраста № 2 (от 2 до 3 лет).

1.4.1. Возрастные особенности детей от 1,5 до 3

На втором году жизни ведущей деятельностью детей является предметная деятельность, в процессе которой ребенок осваивает культурные способы обращения с предметами окружающего мира. Для ребенка этого возраста характерна ярко выраженная познавательная активность, которая проявляется в любознательности, неуемном исследовательском стремлении, в сосредоточенности на действиях с предметами. Предметная деятельность протекает в форме как самостоятельных действий с предметами, так и совместной деятельности, сотрудничестве со взрослым. Неотъемлемой частью такого сотрудничества является ситуативно-деловое общение, которое обслуживает практическую деятельность ребенка.

Предметная деятельность и общение определяют весь ход социально-личностного и познавательного развития ребенка. В процессе ситуативно-делового общения он начинает овладевать культурно-фиксированными действиями с предметами. Так, в процессе ежедневных режимных процедур малыш учится пользоваться предметами утилитарного назначения (ложкой, чашкой, расческой и т. д., в повседневных совместных занятиях и играх с дидактическими игрушками (пирамидками, вкладышами) он с помощью взрослого знакомится с сенсорными эталонами (формой, цветом, соотношением предметов по величине и др.) и простейшими правилами их использования. В играх с сюжетными игрушками он начинает действовать в условном плане, отражая доступными для себя способами часто наблюдаемые им действия взрослых.

В общении со взрослыми ребенок приобретает опыт практического взаимодействия с разными людьми. Ребенок чрезвычайно чувствителен к обращениям взрослых, охотно откликается на их инициативу. В то же время малыш и сам проявляет ярко выраженную инициативность, вовлекая взрослых в свои занятия, стремится продлить деловые контакты. В этом возрасте ребенок доверчиво относится не только к близким, но и к посторонним взрослым, с удовольствием предлагает им свои игрушки, охотно выполняет просьбы, способен налаживать совместную деятельность с ними.

На втором году жизни взрослый выступает для ребенка в самых разных качествах. Малышу по-прежнему необходимы внимание и ласка взрослого, но на первый план выдвигается потребность во взрослом как помощнике и доброжелательном соучастнике в действиях с предметами.

Все больше усиливается и роль взрослого как образца действий. На втором году жизни ребенок активно стремится подражать всему, что делают взрослые. Однако в этом возрасте ребенок чаще всего копирует внешнюю картину поведения взрослого, не обращая внимания на результативность того или иного действия.

Ребенок раннего возраста очень чувствителен к оценке взрослого. Похвала вызывает радость, стимулирует активность малыша, улучшает его отношение к взрослому, усиливает доверие к нему. Порицание, с одной стороны, огорчает ребенка, иногда даже ведет к прекращению деятельности, с другой – усиливает поиск оценки, что способствует уточнению способов действий с предметами.

На втором году жизни ребенок использует достаточно богатый репертуар коммуникативных средств. К ним относятся экспрессивно-мимические средства, в том числе выразительные жесты (ребенок смотрит взрослому в глаза, улыбается, смеется или сердится, принимает позу, выражающую просьбу взять его на руки, показывает на предметы); предметные действия, такие, как вкладывание игрушки в руку взрослого, обмен игрушками, совместные действия; предречевые вокализации, среди которых основное место занимает лепет. Основной характеристикой речи на этом этапе остается понимание ребенком речи взрослых.

Активная речь появляется в 1,5 года. Наступает период стремительного обогащения словаря и усложнения грамматического строя речи: на смену отдельным словам, имеющим смысл целого предложения, приходят фразы из двух, трех и более слов. На протяжении второго года артикуляционная сторона речи достаточно быстро совершенствуется.

Общение ребенка со взрослым все больше начинает опосредствоваться словом. К 2 годам малыш может называть многие предметы из своего окружения, людей, животных, известные ему явления природы, которые наблюдает или видит на картинках в книжках; он обращается с просьбами, рассказывает о чем-либо, задает вопросы. Речь обогащает опыт совместной деятельности с предметами.

Ребенок понимает назначение и основные качества употребляемых им предметов, знает свои вещи и с удовольствием демонстрирует их взрослым. Он становится более внимательным при выполнении действий по образцам.

Под влиянием взрослого ребенок все чаще отражает элементы своего жизненного опыта в игре с сюжетными игрушками. На втором году жизни начинает развиваться особая форма деятельности ребенка – процессуальная игра. В этот же период складывается его общение со сверстниками.

Во второй половине раннего возраста ведущая форма общения ребенка со взрослым остается прежней – ситуативно-деловой. Это общение, как и на предыдущем этапе, протекает на фоне предметной или игровой деятельности и побуждается потребностью в сотрудничестве со взрослым. В то же время на этом этапе возрастного развития в общении ребенка со взрослым происходят существенные изменения, которые связаны с появлением речи.

Интенсивное развитие активной и пассивной речи в этот период приводит к тому, что это общение все более становится не только предметно-действенным, но и речевым. Дети все чаще обращаются к взрослому, пользуясь словами, и лучше понимают речь взрослого. Развитие активной и пассивной речи на третьем году жизни является важным показателем психического развития ребенка. Речь в этом возрасте включена в общение; она формируется и развивается прежде всего как средство общения с взрослым.

На третьем году жизни предметная деятельность по-прежнему занимает ведущее место в развитии ребенка, но приобретает новые черты. Ребенок становится все более самостоятельным и умелым. Он уже достаточно хорошо владеет специфическими действиями, знает назначение бытовых предметов (ложки, щетки, расчески и др.) и хорошо умеет пользоваться ими.

Во второй половине раннего возраста существенно возрастает познавательная активность ребенка. Познавательная активность и предметная деятельность тесно связаны между собой и представляют собой две стороны одного процесса.

Познавательная активность проявляется в отношении детей к разным видам предметных действий, интересе к разного рода предметным задачам, длительности обследования предметов, самостоятельности и настойчивости в решении предметных задач. Ее отличительной чертой на третьем году жизни является настойчивое стремление к достижению результата, что побуждает ребенка обращаться за помощью к взрослому и более внимательно, чем раньше, следовать его инструкциям и пояснениям.

К концу раннего детства для ребенка становится значимым не только процесс действия, но и его результат. С середины третьего года жизни ребенок ставит цели, достижение которых соответствует значимому, общепринятому результату, например, правильно сложить пирамидку, сделать домик из кубиков в соответствии с образцом и пр. Важным компонентом в структуре предметной деятельности становится появление способности самостоятельно оценивать полученный результат в соответствии с исходном замыслом. С возникновением этой способности ребенок обретает такое важное личностное качество, как самостоятельность, т. е. способность без внешних побудителей инициировать, исполнять и оценивать свои действия.

Самостоятельно и правильно выполненное действие доставляет ребенку огромное удовольствие, дает чувство собственной компетентности и независимости. Именно в этом возрасте ребенок начинает произносить известную фразу «я сам» и ограничивать участие взрослых в своих делах. Однако, несмотря на относительную самостоятельность, ребенок испытывает потребность в одобрении собственных действий, в подтверждении их правильности и успешности со стороны взрослого.

Все большее значение в развитии предметной деятельности начинает приобретать речь. Ребенок все чаще комментирует свои действия, обращается ко взрослому с вопросами и просьбами, что помогает ему лучше регулировать свою деятельность.

На третьем году жизни углубляется дифференциация предметно-познавательной и игровой деятельностей, которая лишь намечалась на предыдущем этапе. Если предметно-познавательная деятельность осуществляется как познание и усвоение определенных, культурно-нормированных действий со знакомыми и малознакомыми предметами, то игровая – предполагает элементы творчества и становление игровых замещений.

Все психические процессы у реб нка – память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение – развиваются при непосредственном участии речи (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец и др.) Вопрос соотношения недоразвития речевых и познавательных процессов

1.5. Планируемые результаты реализации программы.

Ожидаемые результаты ориентированы на формирование успешности детей в ходе преодоления трудностей процесса адаптации, развитие их индивидуальных способностей.

Реализация данной программы будет способствовать:

- снижению у детей тревожных переживаний при поступлении в детский сад, тем самым обеспечению более успешной и менее болезненной адаптации воспитанников к условиям дошкольного учреждения;

-оптимизации самооценки воспитанников, укреплению позитивного Я-образа детсадовца;

-обучению положительно относиться к детскому саду, взрослым-педагогам и сверстникам

-формированию коммуникативных навыков и развитию игровых мотивов;

-обучению внимательно слушать взрослого и детей в процессе совместной игровой деятельности;

-развитию положительных качеств (доброты, сочувствия, оптимизма, аккуратности, самостоятельности, дружелюбия и др.);

-снижению импульсивности, негативизма, агрессивности и др. ;

-формированию моно- и диалогической речи как средства общения.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Содержание форм психологического сопровождения

Реализация программы предполагает организацию работы со всеми субъектами образовательного процесса : детьми, педагогами, взрослыми. Взаимодействие с детьми происходит в форме групповых развивающих занятий (1 раз в неделю) и индивидуальной коррекционной работы (по запросу). Длительность занятий с детьми определяется в соответствии с СанПиНом в зависимости от их возраста и индивидуальных особенностей, а также цели занятия. При осуществлении всех направлений психологической деятельности используются индивидуальная и групповая формы организации образовательной деятельности.

Взаимодействие с педагогами (консультации, беседы и т. п.) – по запросам, по плану, а также по тетради взаимосвязи.

Взаимодействие с родителями (родительские собрания, беседы, консультации). также осуществляется согласно плану педагога-психолога, либо по запросу.

2.2. Психологическая диагностика

Организация психологической диагностики в ДОУ регламентирована ФГОС ДО следующим образом. Проводится с согласия родителя, направлена на выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей. Результаты диагностики используются для обеспечения психологического сопровождения, а также для проведения квалифицированно коррекции развития ребенка.

Специфика раннего возраста не позволяет считать результаты психодиагностики устойчивыми и определяющими судьбу ребенка. Любое психологическое достижение ребенка дошкольного возраста на каждом этапе его развития является промежуточным и служит лишь основанием для выбора педагогом методов и технологий для индивидуальной работы.

В группах раннего возраста психодиагностика проводится с помощью следующих методик и анкет:

1. «Изучении степени адаптации ребенка к ДОУ», (Адаптационные карты, автор А. Остроухова;

2. «Дифференциальная экспресс-диагностика речевой и интеллектуальной недостаточности у детей», автор Н. В. Верещагина.

2.2.1 «Изучении степени адаптации ребенка к ДОУ»

С целью определения поведенческой реакции в соответствии с оценкой факторов адаптации проводится методика А. Остроуховой «Изучении степени адаптации ребенка к ДОУ».

С помощью адаптационных карт оцениваются следующие поведенческие реакции:

-эмоциональное состояние ребенка;

-социальные контакты ребенка;

-сон ребенка;

-аппетит ребенка.

Каждая поведенческая реакция оценивается от +3 до -3. Степень адаптации выводится из взаимосвязи продолжительности адаптационного периода (А) и поведенческих реакций (П). Выделяют легкую, среднюю, усложненную адаптации и дезадаптацию. Воспитанники с усложненной адаптацией и дезадаптацией относятся к группе риска.

.Адаптация Сроки (А) Поведенческие реакции (П) Уровни адаптации

Легкая до 5 дн. - 1 нед. +12…+8 А-1 и П-1 высокий

А-1 и П-2 высокий

Средняя до 15 дн. - 3 нед. +7…0 А-1 и П-3 средний

А-2 и П-2 средний

Усложненная до 25 дн. -5 нед. -1…-7 А-2 и П-4 сложный

А-3 и П-3 сложный

Дезадаптация более 5 нед. -8…-12 А-3 и П-4 дезадапт.

А-4 и П-4 дезадапт.

2.2.2 Дифференциальная экспресс-диагностика речевой и интеллектуальной недостаточности у детей

Цель методики: определить основную тенденцию в развитии ребенка 2—3 лет, особенно в ситуации без речевого контакта.

Результат методики: определение основного характера нарушенного развития:

-менее 1,7 балла — выраженное несоответствие возрастным нормативам (задержка психоречевого развития вероятна);

-от 1,71 до 2,3 балла — незначительное несоответствие возрастным нормативам (задержка речевого развития вероятна);

-более 2,31 балла — индивидуальные особенности ребенка (нормативные варианты в границах возрастного психоречевого развития).

Допускается участие ребенка от 1 года 10 месяцев, но не старше 3 лет.

Принципиальные отличия от существующих методик обследования речи детей в возрасте от 2 до 3 лет : учет индивидуальных психофизиологических особенностей, оценка двигательной и эмоционально-волевой сферы ребенка.

2.3. Коррекционно-развивающее направление

Психологическая работа с детьми по снижению напряженности периода адаптации и по развитию коммуникативных умений рассчитана на 1 год — с середины сентября по май, 1 раз в неделю. Первые две недели сентября психолог включается в режимные моменты вместе с воспитателем, организует предметную деятельность дошкольников. Так как малыши нередко болеют и после болезни нуждаются в повторной адаптации (да и пополнение группы вновь поступающими детьми может продолжаться в течение всего года обучения, занятия проводятся на протяжении всего учебного года.

Занятия по данной программе строятся в интересной и необычной для детей форме - игротренинга.

Игротренинг - это комплексная форма общения, в процессе которой дети овладевают навыками самовыражения и самообучения, а также расширяют поведенческий репертуар в ходе организованной игровой деятельности.

Две составляющие данной формы — «игра» и «тренинг», решая свои задачи, во взаимодействии дают возможность малышу почувствовать себя более уверенно и защищенно и развить свои коммуникативные качества, проживая определенные ситуации вместе со сказочным героем и своими ровесниками.

Игра дает возможность детям находиться в естественной для дошкольного возраста среде, позволяющей творчески осмыслять и отображать окружающий мир.

Используя тренинг как активный метод групповой психологической работы, взрослый усиливает решение задач по адаптации детей к дошкольному учреждению.

Тренинговая система формирует и развивает такие качества, как усидчивость, организация внимания и восприятия в условиях коллективной деятельности, умение слушать, отвечать на вопросы и дополнять друг друга.

С самого начала педагогом-психологом предлагается определенная структура такого занятия, к которой дети постепенно привыкают, начиная понимать ее внутреннее значение.

Структура занятий:

1. Ритуал приветствия. (Упражнение «С добрым утром!»).

2. Разминка. (загадки, рассматривание предмета) .

3. Основное содержание занятия (данные виды работы варьируются в каждом занятии) :

-игры с правилами, ролевые, подвижные, развивающие с речевым сопровождением (4—5 минут);

-пальчиковая гимнастика (2—3 минуты);

-игры с предметами (1—2 минуты);

-разыгрывание этюдов (2—3 минуты);

-релаксационные упражнения (2—3 минуты).

4. Итог занятия. (Упражнение «До свидания!» — 10 секунд).

Занятия проводятся согласно тематическому планированию занятий педагога-психолога.

2.4. Консультирование

Цель психологического консультирования : оптимизация взаимодействия участников образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации программы.

Психологическое консультирование в условиях ДОУ обозначается как система коммуникативного взаимодействия педагога-психолога с лицами, нуждающимися в психологической помощи рекомендательного характера. Данное взаимодействие осуществляется по запросу администрации, родителей и педагогов. Результатом взаимодействия является удовлетворение «реального» запроса и выработка рекомендаций коррекционнопрофилактического и информационного характера.

Основным методом психологического консультирования является беседа, а формой проведения – индивидуальная консультация.

Задачи:

• ориентация родителей, педагогов в проблеме возрастных индивидуальных особенностей психического развития ребенка;

• своевременное первичное выделение детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития, направление их к специалистам;

• предупреждение вторичных психологических осложнений у детей с ТНР, рекомендации по психогигиене и психопрофилактике;

• составление рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей образования и общения для педагогов и родителей;

• составление рекомендаций по воспитанию, развитию детей в семье.

Публикации по теме:

Психологическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптацииПсихологическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации (опыт работы) Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических.

Адаптация детей раннего возраста к условиям детского садаАдаптация детей раннего возраста к условиям детского сада Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада. «Ребенку нужно общество сверстников, других детей. Возможно, такое утверждение.

Анализ результатов адаптации детей ранней группы к условиям детского сада В этом учебном году мы приняли самых маленьких малышей от 1,5 лет до 3 лет 17 детей. Мальчиков – 12, девочек - 5 Прием детей начали с.

Консультация музыкального руководителя «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ посредством музыки» Проблема адаптации детей в ДОУ остается актуальной, так как детки все больше рождаются с ослабленным здоровьем, а значит и с ослабленными.

Квест-знакомство в период адаптации детей к условиям детского садаКвест-знакомство в период адаптации детей к условиям детского сада Тип организованной деятельности: Прогулка квест-знакомство с при-влечением воспитанников старшего дошкольного возраста. Цель: создать.

Педагогический проект «Адаптации детей первой младшей группы дошкольного возраста к условиям ДОУ»Педагогический проект «Адаптации детей первой младшей группы дошкольного возраста к условиям ДОУ» Педагогический проект «Адаптации детей 1 младшей группы дошкольного возраста к условиям ДОУ»Проект посоциально – коммуникативному, познавательному,.

Предметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей второй младшей группы к условиям детского садаПредметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей второй младшей группы к условиям детского сада Главная роль в становлении личности ребенка раннего возраста принадлежит окружающим его взрослым- родителям и воспитателям. От того, насколько.

Проектная деятельность в группе раннего развития как средство облегчения периода адаптации к условиям ДОУПроектная деятельность в группе раннего развития как средство облегчения периода адаптации к условиям ДОУ Малыши переступают порог детского сада. В жизни детей наступает самый сложный период – период адаптации. Адаптацией принято называть процесс.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации агрессивных детей раннего дошкольного возраста в ДОУ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Период адаптации – тяжелое время для ребенка. Однако не следует рассматривать проблему адаптации как односторонний.

Психологическое сопровождение детско-родительских отношений в условиях ФГОС до Понятие «сопровождение» означает «следовать рядом», делая возможным, реально выполнимым то, что запланировано. А это в свою очередь преобразование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа «Психологическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ»
Опубликовано: 26 октября 2022 в 12:13
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа «Психологическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ»» (включая файлы) размещена пользователем Элина Агапова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД