Элина Агапова
Программа «Психологическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОГРАММА
«ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
К УСЛОВИЯМ ДОУ»
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 3
1.1 Пояснительная записка 3
1.2. Цели и задачи программы. 4
1.3. Принципы построения программы 4
1.4. Психолого-педагогическая характеристика воспитанников 5
Публикация «Программа „Психологическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Младшая группа
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Программы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2022
1.4.1. Возрастные особенности детей от 1,5 до 3 5
1.5. Планируемые результаты реализации программы. 9
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 10
2.1. Содержание форм психологического сопровождения 10
2.2. Психологическая диагностика 10
2.2.1 «Изучении степени адаптации ребенка к ДОУ» 11
2.2.2 Дифференциальная экспресс-диагностика речевой и интеллектуальной недостаточности у детей 11
2.3. Коррекционно-развивающее направление 12
2.4. Консультирование 13
2.5. Психологическая профилактика 15
2.6. Психологическое просвещение 16
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 17
3.1. Материально-техническое оснащение и оборудование 17
3.2. Учебно – методическое и информационное обеспечение программы. 18
4. ПРИЛОЖЕНИЯ
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка
С проблемой адаптации ребенка к дошкольному учреждению встречаются большинство родителей и педагогов образовательных организаций. Особенно остро проблема адаптации стоит в группах раннего дошкольного возраста. Под влиянием стрессовой ситуации у ребенка могут наблюдаться такие поведенческие реакции как: отказ от еды, нарушение сна, повышенная тревожность, наличие страхов, капризность и прочее. Следствием перечисленных реакций становится нарушение и ухудшение психического, физического и соматического здоровья ребенка. В связи с этим актуальным является осуществление целенаправленной организации процесса адаптации детей к новым условиям дошкольного учреждения, которое способствовало бы сохранению, укреплению и развитию здоровья ребенка. Возникает потребность в создании и разработке целостного набора средств, приемов и методов, совокупность которых способствовала бы эффективному повышению адаптационных возможностей детей, содействовала всестороннему и гармоничному развитию.
Решение вышеупомянутого вопроса легло в основу разработки программы психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ, которая определяет содержание и организацию деятельности педагога-психолога по сохранению, укреплению и развитию психологического здоровья детей раннего возраста (1,5 – 3 лет) в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
Закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ;
Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования от 17 октября 2013г. № 1155;
Конституция РФ, ст. 43, 72.2;
Конвенция о правах ребенка (1989г.);
СанПиН 2.4.1.3648-20., СанПиН 1.2.3685-21.
Продолжительность программы с 01.09.2022 по 31.05.2023 учебного года.
1.2. Цели и задачи программы.
Цель программы : обеспечение условий для успешной адаптации детей в ДОУ посредством формирования и развития у них навыков общения и взаимодействия.
Задачи:
1. Создание в группе эмоционально комфортной атмосферы. Снятие эмоционального и мышечного напряжения. Снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии.
2. Развитие психических процессов : развитие внимания, восприятия, речи, воображения.
3. Формирование игровых навыков, начальных форм произвольного поведения, координации движений, крупной и мелкой моторики;
4. Психолого-педагогическое консультирование и просвещение родителей и педагогов по вопросам организации жизнедеятельности ребенка в ДОУ.
1.3. Принципы построения программы
В основу представленной ниже программы положены принципы развития и концентричности.
Принцип развития предполагает, что смысл адаптационного периода состоит не в том, чтобы приспособить ребенка к включению в процесс решения дидактических задач, а в том, чтобы в ходе игрового взаимодействия ребенка со взрослым помочь ему в выработке нового способа жизнедеятельности, перестроить его активность в соответствии с условиями общественно воспитания и коллективного обучения, тем самым оказав развивающее влияние на его психику. Таким образом, приспособительной концепции адаптации противопоставляется конструирующая концепция.
Принцип концентричности выражается в том, что программа адаптационного периода в ДОУ для ребенка второго года жизни построена так, что все ее разделы имеют преемственные цели. Такой подход основан на особенностях усвоения знаний и формирования навыков в раннем возрасте, а именно детьми второго года жизни.
При разработке содержания программы необходимо исходить из факторов, которые могут вызвать у ребенка состояние адаптационного срыва, поэтому работа по программе строится прежде всего, как профилактическая. Все факторы объединяются в три проблемы и решаются поэтапно:
- новая организация взаимодействия со взрослым;
- новая организация среды;
- необходимость взаимодействия с ровесниками.
Оказание психолого-педагогической помощи ребенку в адаптационный период предполагает индивидуальный поход, в том числе и учет темперамента ребенка.
Принципы организации взаимодействия с ребенком:
- педагогическое воздействие следует за направлением внимания ребенка;
- используются естественные, повседневно возникающие ситуации- приоритет косвенного влияния через правильно организованную обстановку, пространство;
- усвоение правил протекает в игровой форме;
- обучение и воспитание включено в происходящее взаимодействие ребенка и взрослого с учетом естественных образцов общения ребенка и родителей.
1.4. Психолого-педагогическая характеристика воспитанников
МБДОУ д/c № 4 содержит 2 группы раннего возраста :
-группа раннего возраста № 1 (от 2 до 3 лет);
-группа раннего возраста № 2 (от 2 до 3 лет).
1.4.1. Возрастные особенности детей от 1,5 до 3
На втором году жизни ведущей деятельностью детей является предметная деятельность, в процессе которой ребенок осваивает культурные способы обращения с предметами окружающего мира. Для ребенка этого возраста характерна ярко выраженная познавательная активность, которая проявляется в любознательности, неуемном исследовательском стремлении, в сосредоточенности на действиях с предметами. Предметная деятельность протекает в форме как самостоятельных действий с предметами, так и совместной деятельности, сотрудничестве со взрослым. Неотъемлемой частью такого сотрудничества является ситуативно-деловое общение, которое обслуживает практическую деятельность ребенка.
Предметная деятельность и общение определяют весь ход социально-личностного и познавательного развития ребенка. В процессе ситуативно-делового общения он начинает овладевать культурно-фиксированными действиями с предметами. Так, в процессе ежедневных режимных процедур малыш учится пользоваться предметами утилитарного назначения (ложкой, чашкой, расческой и т. д., в повседневных совместных занятиях и играх с дидактическими игрушками (пирамидками, вкладышами) он с помощью взрослого знакомится с сенсорными эталонами (формой, цветом, соотношением предметов по величине и др.) и простейшими правилами их использования. В играх с сюжетными игрушками он начинает действовать в условном плане, отражая доступными для себя способами часто наблюдаемые им действия взрослых.
В общении со взрослыми ребенок приобретает опыт практического взаимодействия с разными людьми. Ребенок чрезвычайно чувствителен к обращениям взрослых, охотно откликается на их инициативу. В то же время малыш и сам проявляет ярко выраженную инициативность, вовлекая взрослых в свои занятия, стремится продлить деловые контакты. В этом возрасте ребенок доверчиво относится не только к близким, но и к посторонним взрослым, с удовольствием предлагает им свои игрушки, охотно выполняет просьбы, способен налаживать совместную деятельность с ними.
На втором году жизни взрослый выступает для ребенка в самых разных качествах. Малышу по-прежнему необходимы внимание и ласка взрослого, но на первый план выдвигается потребность во взрослом как помощнике и доброжелательном соучастнике в действиях с предметами.
Все больше усиливается и роль взрослого как образца действий. На втором году жизни ребенок активно стремится подражать всему, что делают взрослые. Однако в этом возрасте ребенок чаще всего копирует внешнюю картину поведения взрослого, не обращая внимания на результативность того или иного действия.
Ребенок раннего возраста очень чувствителен к оценке взрослого. Похвала вызывает радость, стимулирует активность малыша, улучшает его отношение к взрослому, усиливает доверие к нему. Порицание, с одной стороны, огорчает ребенка, иногда даже ведет к прекращению деятельности, с другой – усиливает поиск оценки, что способствует уточнению способов действий с предметами.
На втором году жизни ребенок использует достаточно богатый репертуар коммуникативных средств. К ним относятся экспрессивно-мимические средства, в том числе выразительные жесты (ребенок смотрит взрослому в глаза, улыбается, смеется или сердится, принимает позу, выражающую просьбу взять его на руки, показывает на предметы); предметные действия, такие, как вкладывание игрушки в руку взрослого, обмен игрушками, совместные действия; предречевые вокализации, среди которых основное место занимает лепет. Основной характеристикой речи на этом этапе остается понимание ребенком речи взрослых.
Активная речь появляется в 1,5 года. Наступает период стремительного обогащения словаря и усложнения грамматического строя речи: на смену отдельным словам, имеющим смысл целого предложения, приходят фразы из двух, трех и более слов. На протяжении второго года артикуляционная сторона речи достаточно быстро совершенствуется.
Общение ребенка со взрослым все больше начинает опосредствоваться словом. К 2 годам малыш может называть многие предметы из своего окружения, людей, животных, известные ему явления природы, которые наблюдает или видит на картинках в книжках; он обращается с просьбами, рассказывает о чем-либо, задает вопросы. Речь обогащает опыт совместной деятельности с предметами.
Ребенок понимает назначение и основные качества употребляемых им предметов, знает свои вещи и с удовольствием демонстрирует их взрослым. Он становится более внимательным при выполнении действий по образцам.
Под влиянием взрослого ребенок все чаще отражает элементы своего жизненного опыта в игре с сюжетными игрушками. На втором году жизни начинает развиваться особая форма деятельности ребенка – процессуальная игра. В этот же период складывается его общение со сверстниками.
Во второй половине раннего возраста ведущая форма общения ребенка со взрослым остается прежней – ситуативно-деловой. Это общение, как и на предыдущем этапе, протекает на фоне предметной или игровой деятельности и побуждается потребностью в сотрудничестве со взрослым. В то же время на этом этапе возрастного развития в общении ребенка со взрослым происходят существенные изменения, которые связаны с появлением речи.
Интенсивное развитие активной и пассивной речи в этот период приводит к тому, что это общение все более становится не только предметно-действенным, но и речевым. Дети все чаще обращаются к взрослому, пользуясь словами, и лучше понимают речь взрослого. Развитие активной и пассивной речи на третьем году жизни является важным показателем психического развития ребенка. Речь в этом возрасте включена в общение; она формируется и развивается прежде всего как средство общения с взрослым.
На третьем году жизни предметная деятельность по-прежнему занимает ведущее место в развитии ребенка, но приобретает новые черты. Ребенок становится все более самостоятельным и умелым. Он уже достаточно хорошо владеет специфическими действиями, знает назначение бытовых предметов (ложки, щетки, расчески и др.) и хорошо умеет пользоваться ими.
Во второй половине раннего возраста существенно возрастает познавательная активность ребенка. Познавательная активность и предметная деятельность тесно связаны между собой и представляют собой две стороны одного процесса.
Познавательная активность проявляется в отношении детей к разным видам предметных действий, интересе к разного рода предметным задачам, длительности обследования предметов, самостоятельности и настойчивости в решении предметных задач. Ее отличительной чертой на третьем году жизни является настойчивое стремление к достижению результата, что побуждает ребенка обращаться за помощью к взрослому и более внимательно, чем раньше, следовать его инструкциям и пояснениям.
К концу раннего детства для ребенка становится значимым не только процесс действия, но и его результат. С середины третьего года жизни ребенок ставит цели, достижение которых соответствует значимому, общепринятому результату, например, правильно сложить пирамидку, сделать домик из кубиков в соответствии с образцом и пр. Важным компонентом в структуре предметной деятельности становится появление способности самостоятельно оценивать полученный результат в соответствии с исходном замыслом. С возникновением этой способности ребенок обретает такое важное личностное качество, как самостоятельность, т. е. способность без внешних побудителей инициировать, исполнять и оценивать свои действия.
Самостоятельно и правильно выполненное действие доставляет ребенку огромное удовольствие, дает чувство собственной компетентности и независимости. Именно в этом возрасте ребенок начинает произносить известную фразу «я сам» и ограничивать участие взрослых в своих делах. Однако, несмотря на относительную самостоятельность, ребенок испытывает потребность в одобрении собственных действий, в подтверждении их правильности и успешности со стороны взрослого.
Все большее значение в развитии предметной деятельности начинает приобретать речь. Ребенок все чаще комментирует свои действия, обращается ко взрослому с вопросами и просьбами, что помогает ему лучше регулировать свою деятельность.
На третьем году жизни углубляется дифференциация предметно-познавательной и игровой деятельностей, которая лишь намечалась на предыдущем этапе. Если предметно-познавательная деятельность осуществляется как познание и усвоение определенных, культурно-нормированных действий со знакомыми и малознакомыми предметами, то игровая – предполагает элементы творчества и становление игровых замещений.
Все психические процессы у реб нка – память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение – развиваются при непосредственном участии речи (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец и др.) Вопрос соотношения недоразвития речевых и познавательных процессов
1.5. Планируемые результаты реализации программы.
Ожидаемые результаты ориентированы на формирование успешности детей в ходе преодоления трудностей процесса адаптации, развитие их индивидуальных способностей.
Реализация данной программы будет способствовать:
- снижению у детей тревожных переживаний при поступлении в детский сад, тем самым обеспечению более успешной и менее болезненной адаптации воспитанников к условиям дошкольного учреждения;
-оптимизации самооценки воспитанников, укреплению позитивного Я-образа детсадовца;
-обучению положительно относиться к детскому саду, взрослым-педагогам и сверстникам
-формированию коммуникативных навыков и развитию игровых мотивов;
-обучению внимательно слушать взрослого и детей в процессе совместной игровой деятельности;
-развитию положительных качеств (доброты, сочувствия, оптимизма, аккуратности, самостоятельности, дружелюбия и др.);
-снижению импульсивности, негативизма, агрессивности и др. ;
-формированию моно- и диалогической речи как средства общения.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Содержание форм психологического сопровождения
Реализация программы предполагает организацию работы со всеми субъектами образовательного процесса : детьми, педагогами, взрослыми. Взаимодействие с детьми происходит в форме групповых развивающих занятий (1 раз в неделю) и индивидуальной коррекционной работы (по запросу). Длительность занятий с детьми определяется в соответствии с СанПиНом в зависимости от их возраста и индивидуальных особенностей, а также цели занятия. При осуществлении всех направлений психологической деятельности используются индивидуальная и групповая формы организации образовательной деятельности.
Взаимодействие с педагогами (консультации, беседы и т. п.) – по запросам, по плану, а также по тетради взаимосвязи.
Взаимодействие с родителями (родительские собрания, беседы, консультации). также осуществляется согласно плану педагога-психолога, либо по запросу.
2.2. Психологическая диагностика
Организация психологической диагностики в ДОУ регламентирована ФГОС ДО следующим образом. Проводится с согласия родителя, направлена на выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей. Результаты диагностики используются для обеспечения психологического сопровождения, а также для проведения квалифицированно коррекции развития ребенка.
Специфика раннего возраста не позволяет считать результаты психодиагностики устойчивыми и определяющими судьбу ребенка. Любое психологическое достижение ребенка дошкольного возраста на каждом этапе его развития является промежуточным и служит лишь основанием для выбора педагогом методов и технологий для индивидуальной работы.
В группах раннего возраста психодиагностика проводится с помощью следующих методик и анкет:
1. «Изучении степени адаптации ребенка к ДОУ», (Адаптационные карты, автор А. Остроухова;
2. «Дифференциальная экспресс-диагностика речевой и интеллектуальной недостаточности у детей», автор Н. В. Верещагина.
2.2.1 «Изучении степени адаптации ребенка к ДОУ»
С целью определения поведенческой реакции в соответствии с оценкой факторов адаптации проводится методика А. Остроуховой «Изучении степени адаптации ребенка к ДОУ».
С помощью адаптационных карт оцениваются следующие поведенческие реакции:
-эмоциональное состояние ребенка;
-социальные контакты ребенка;
-сон ребенка;
-аппетит ребенка.
Каждая поведенческая реакция оценивается от +3 до -3. Степень адаптации выводится из взаимосвязи продолжительности адаптационного периода (А) и поведенческих реакций (П). Выделяют легкую, среднюю, усложненную адаптации и дезадаптацию. Воспитанники с усложненной адаптацией и дезадаптацией относятся к группе риска.
.Адаптация Сроки (А) Поведенческие реакции (П) Уровни адаптации
Легкая до 5 дн. - 1 нед. +12…+8 А-1 и П-1 высокий
А-1 и П-2 высокий
Средняя до 15 дн. - 3 нед. +7…0 А-1 и П-3 средний
А-2 и П-2 средний
Усложненная до 25 дн. -5 нед. -1…-7 А-2 и П-4 сложный
А-3 и П-3 сложный
Дезадаптация более 5 нед. -8…-12 А-3 и П-4 дезадапт.
А-4 и П-4 дезадапт.
2.2.2 Дифференциальная экспресс-диагностика речевой и интеллектуальной недостаточности у детей
Цель методики: определить основную тенденцию в развитии ребенка 2—3 лет, особенно в ситуации без речевого контакта.
Результат методики: определение основного характера нарушенного развития:
-менее 1,7 балла — выраженное несоответствие возрастным нормативам (задержка психоречевого развития вероятна);
-от 1,71 до 2,3 балла — незначительное несоответствие возрастным нормативам (задержка речевого развития вероятна);
-более 2,31 балла — индивидуальные особенности ребенка (нормативные варианты в границах возрастного психоречевого развития).
Допускается участие ребенка от 1 года 10 месяцев, но не старше 3 лет.
Принципиальные отличия от существующих методик обследования речи детей в возрасте от 2 до 3 лет : учет индивидуальных психофизиологических особенностей, оценка двигательной и эмоционально-волевой сферы ребенка.
2.3. Коррекционно-развивающее направление
Психологическая работа с детьми по снижению напряженности периода адаптации и по развитию коммуникативных умений рассчитана на 1 год — с середины сентября по май, 1 раз в неделю. Первые две недели сентября психолог включается в режимные моменты вместе с воспитателем, организует предметную деятельность дошкольников. Так как малыши нередко болеют и после болезни нуждаются в повторной адаптации (да и пополнение группы вновь поступающими детьми может продолжаться в течение всего года обучения, занятия проводятся на протяжении всего учебного года.
Занятия по данной программе строятся в интересной и необычной для детей форме - игротренинга.
Игротренинг - это комплексная форма общения, в процессе которой дети овладевают навыками самовыражения и самообучения, а также расширяют поведенческий репертуар в ходе организованной игровой деятельности.
Две составляющие данной формы — «игра» и «тренинг», решая свои задачи, во взаимодействии дают возможность малышу почувствовать себя более уверенно и защищенно и развить свои коммуникативные качества, проживая определенные ситуации вместе со сказочным героем и своими ровесниками.
Игра дает возможность детям находиться в естественной для дошкольного возраста среде, позволяющей творчески осмыслять и отображать окружающий мир.
Используя тренинг как активный метод групповой психологической работы, взрослый усиливает решение задач по адаптации детей к дошкольному учреждению.
Тренинговая система формирует и развивает такие качества, как усидчивость, организация внимания и восприятия в условиях коллективной деятельности, умение слушать, отвечать на вопросы и дополнять друг друга.
С самого начала педагогом-психологом предлагается определенная структура такого занятия, к которой дети постепенно привыкают, начиная понимать ее внутреннее значение.
Структура занятий:
1. Ритуал приветствия. (Упражнение «С добрым утром!»).
2. Разминка. (загадки, рассматривание предмета) .
3. Основное содержание занятия (данные виды работы варьируются в каждом занятии) :
-игры с правилами, ролевые, подвижные, развивающие с речевым сопровождением (4—5 минут);
-пальчиковая гимнастика (2—3 минуты);
-игры с предметами (1—2 минуты);
-разыгрывание этюдов (2—3 минуты);
-релаксационные упражнения (2—3 минуты).
4. Итог занятия. (Упражнение «До свидания!» — 10 секунд).
Занятия проводятся согласно тематическому планированию занятий педагога-психолога.
2.4. Консультирование
Цель психологического консультирования : оптимизация взаимодействия участников образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации программы.
Психологическое консультирование в условиях ДОУ обозначается как система коммуникативного взаимодействия педагога-психолога с лицами, нуждающимися в психологической помощи рекомендательного характера. Данное взаимодействие осуществляется по запросу администрации, родителей и педагогов. Результатом взаимодействия является удовлетворение «реального» запроса и выработка рекомендаций коррекционнопрофилактического и информационного характера.
Основным методом психологического консультирования является беседа, а формой проведения – индивидуальная консультация.
Задачи:
• ориентация родителей, педагогов в проблеме возрастных индивидуальных особенностей психического развития ребенка;
• своевременное первичное выделение детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития, направление их к специалистам;
• предупреждение вторичных психологических осложнений у детей с ТНР, рекомендации по психогигиене и психопрофилактике;
• составление рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей образования и общения для педагогов и родителей;
• составление рекомендаций по воспитанию, развитию детей в семье.