Виктория Гагарина
Семинар-практикум с педагогами «Речевая компетентность педагогов»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум с педагогами «Речевая компетентность педагогов»
Учитель-логопед Гагарина В. И.
Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя ДОУ.
Задачи: Уточнить и закрепить знания воспитателей о культурных и методических требованиях к речи педагога; Совершенствовать качество языкового оформления высказываний с использованием основных языковых норм; Способствовать формированию профессиональной коммуникативной компетентности педагогов.
Публикация «Семинар-практикум с педагогами „Речевая компетентность педагогов“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- Темочки
Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности.
Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в дошкольном образовательном учреждении. Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание. Именно поэтому педагоги должны постоянно следить за своей речью.
В нашем учреждении был проведен опрос, раскрывающий речевую компетентность педагогов.
Результаты анкетирования:
Всего было
Какими качествами должна обладать речь педагога?
Грамотность 22
Выразительность 14
Эмоциональность 13
Четкость 12
Внятность 11
Логичность 2
Культура 2
Спокойная 1
Доступность
Почему к речи педагога предъявляются высокие требования?
Речь является примером 16
Речь, как подражание 7
Понимание речи 1
Считаете ли Вы свою речь образцом для подражания ваших воспитанников? Почему?
Считают образцом 14
Не считают образцом 8
Не всегда 7
Затруднились ответить 2
Что, по Вашему мнению, важнее всего в речи воспитателя:
Голос 20
Правильная артикуляция 24
Правильное дыхание 9
Какие средства выразительности Вы чаще всего используете в своей работе:
Мимика 16
Жесты 12
Интонация 30
Как часто в своей речи вы используете слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами?
Часто 9
Иногда 20
Никогда 2
Как, по-вашему, должен разговаривать педагог с детьми? :
как со взрослыми -3
на равных 28
на уровне детской речи -
Присутствуют ли в Вашей речи слова-паразиты, диалектные, устаревшие слова?
Да 25
Нет 3
Не ответили 3
В чем заключается работа по совершенствованию своей речи?
Чтение литературы – 15
Использовать образцы речи – 3
Профессиональная речь педагога и требования к ней.
Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения, а также нормы образования и изменения слов.
Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.
Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.
Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание, педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.
Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.
Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.
Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает обладание чувством стиля.
Большое влияние на речь детей оказывает воспитатель. В связи с этим его собственная речь должна быть образцом правильной речи. Однако она не всегда соответствует требованиям.
Недостатки речи педагога :
• нечёткое произношение звуков в процессе речи;
• побуквенное произнесение слов, когда слова произносятся так, как пишутся («что» вместо «што»; «его» вместо «ево»);
• произнесение слов с акцентом или с характерными особенностями местного говора;
• неправильное ударение в словах;
• монотонная речь, при которой у детей резко снижается интерес к содержанию высказывания;
• ускоренный темп речи, что очень затрудняет понимание речи детьми;
многословие, наслоение лишних фраз, деталей;
• насыщение речи сложными грамматическими конструкциями и оборотами;
• использование просторечий и диалектизмов, устаревших слов;
частое неоправданное употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами («Танечка, вымой ручки!», «Катенька, убери чашечку со столика!»);
• засоренность речи словами – паразитами (ну, вот, так сказать и т. д.); копирование речи малышей, «сюсюканье»;
• использование в речи слов, не понятных детям, без уточнения их значения и т.
Требования к речи педагога :
• Чётко артикулировать звуки, ясно проговаривать окончания слов;
• правильно ставить ударения в словах;
• использовать средства интонационной выразительности речи (силу голоса, ритм, темп, логические ударения, паузы);
• пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкости;
• в доступной форме передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции;
• использовать в разговоре доброжелательный тон.
Каждый педагог должен работать над непрерывным совершенствованием своей речи. Словарь воспитателя должен быть богатым и точным. Нужно чаще употреблять слова, которые медленно усваиваются детьми и, конечно же, постоянно следить за своей собственной речью.
Предлагаем вам проверить свои знания и, может быть, усовершенствовать свои речевые навыки.
Практические задания
«Воздушные шары»
Уточнение терминологии, встречающейся в разделе «Образовательная область «Речевое развитие».
Каждой команде раздается разрезанные на 2 части воздушные шарики. В одной половинке термин, в другой – его определение.
Задание: найти соответствующие половинки, сложить и прикрепить на доску. ( У команд шары разного цвета: голубые и зелёные).
Термины:
Антонимы
Омонимы
Синонимы
Импрессивная речь
Экспрессивная речь
Фонематический слух
Притяжательные прилагательные
Относительные прилагательные
Ударение
Тавтология
«Похожи – отличаются»
Игра слова-омонимы.
1. Свойство линзы и цирковой номер.
2. Оптический прибор и их набирают в играх.
3. Направление движения и совокупность лечебных процедур.
4. Место сбора глухарей и неуловимый, но больно бьющий.
5. Морская рыба-аккумулятор и колесная одежка.
6. Часть концерта и помещение в отеле.
7. Некачественное изделие и форма союза.
8. Холодное оружие и огородное растение.
9. Атмосферное явление и застежка.
10. Объединения людей по интересам и форма дыма.
11. Лесной хищник и способ лошадиного бега.
12. Казачья сабля и игральная кость.
13. Продукт деятельности желез и то, что не может хранить женщина.
14. Пусковая деталь и канцелярская принадлежность.
15. Защитное сооружение и характеристика алкоголя.
16. Пушной зверек и нежное прикосновение.
17. Мышца голени и яйца некоторых животных.
18. Химический термин и обитатель шкафов.
19. Исчезнувший бык и форма путешествия.
20. Пространство за мишенью и продукт детского питания.
21. Место обитания и день недели.
22. Заряжают в ружьё и вкручивают лампочку.
23. Мужское имя и литературное произведение.
24. Женская прическа; орудие труда и отмель ведущая от берега.
25. Светило и календарный.
26. Порода собак и стоимость проезда.
27. Заморский фрукт и нелетающая птица.
28. Плод хвойного дерева и последствия удара.
29. Птица и блюдо из сваренных зерен.
Ответы:
1. Фокус. 2. Очки. 3. Курс. 4. Ток. 5. Скат. 6. Номер. 7. Брак. 8. Лук. 9. Молния.
10. Клубы. 11. Рысь. 12. Шашка. 13. Секрет. 14. Кнопка. 15. Крепость. 16. Ласка.
17. Икра. 18. Моль. 19. Тур. 20. Молоко. 21. Среда. 22. Патрон. 23. Роман. 24. Коса. 25. Месяц. 26. Такса. 27. Киви 28. Шишка. 29. Овсянка.
«Сочини сказку»
У сказки должны быть:
- вступление (завязка)
- основное действие
- развязка + эпилог (желательно)
сказка должна учить чему-то хорошему.
«Скажи по-другому»
Подобрать слова синонимы (слайды).
«Как это понять?»
Объяснить смысл фразеологизмов (слайды).
«Проверь себя»
• Расставить ударение в словах:
Одновременно ломоть компьютер
Балованный опошлить договор
Квартал шарфы туфля
Лазер звонит кашлянуть
Опека диспансер торты
Углубить мышление каталог
Обеспечение оптовый кулинария
Коклюш жалюзи афера
• Определить род существительных и употребить слово в правильной форме:
Окна занавешены (тюль).
Лицо скрыто (вуаль).
Крышу кроют (толь).
Вымою голову (шампунь).
Голова покрыта (шаль).
• Исправь ошибку, если она есть:
Быстро одевай куртку.
У тебя кашель заразительный.
Кушай все второе.
Потерялся один туфель.
Помахайте мне рукой в окно.
Если вы не хочете меня слушать.
Ложи голову на подушку.
Бежи быстрее к домику.
• Закончите предложения, употребив существительное в правильной форме:
Я встала, сняв ребенка с (колени).
В саду много (яблони, (вишни, (смородина).
Карантин по гриппу продолжался 22 (сутки).
Я купила весь садовый инвентарь, кроме (грабли).
• Исправить предложение:
Он полный невежа в вопросах искусства.
Мальчик одел пальто и шапку и пошел гулять.
Коля является ведущим лидером нашей группы.
Когда я вернулся обратно к своим друзьям, все были очень рады.
Беседа с детьми подошла к своему завершающему концу.
Все дети своевременно выполнили заданное задание.
Врачиха выписала детям лекарство.
«Буквы впиши и пословицу прочти»
Бсд дрг кртт. (Беседа дорогу коротает).
Дбр слв кшк пртн. (Доброе слово и кошке приятно).
З слвм в крмн н плзт. (За словом в карман не полезет).
Н брсй слв н втр. (Не бросай слова на ветер).
стрй зк – дрвн, длннй – нкзн. (Острый язык – дарование, длинный - наказание).
Хрш рч лчш мд. (Хорошая речь лучше мёда).
Быть абсолютно грамотным человеком невозможно. Одно дело – писать без орфографических ошибок, и другое – ни разу в жизни не ошибиться в ударении, всегда использовать синонимы к месту, выбирать только подходящие стилистически окрашенные аналоги терминов и выражений.
Человек должен постоянно совершенствовать свою речь, следить за нововведениями, которые происходят в обществе и влекут за собой изменения в русском языке.