Елена Волохина
«Приобщение детей дошкольного возраста к русским традициям». Программа проведения тематической проверки в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Программа тематической проверки
«Приобщение детей дошкольного возраста к русским традициям»
Сроки: с 20 по 31 января 2014 года
Исполнители: все группы
Задачи
1. Изучить условия, созданные в методическом кабинете по вопросу приобщения детей дошкольного возраста к русским традициям.
• Наличие методической литературы
• Наличие консультативного материала для воспитателей и родителей
2. Выявить знания и умения детей.
Публикация «„Приобщение детей дошкольного возраста к русским традициям“, Программа проведения тематической проверки в детском саду» размещена в разделах
3. Изучить документацию педагогических работников детского сада по планированию и реализации вопроса приобщения детей дошкольного возраста к русским традициям.
4. Провести анализ и дать оценку работе педагогического коллектива по приобщению детей к русским традициям.
5. Изучить условия, созданные в группах для приобщения детей дошкольного возраста к русским традициям.
6. Изучить состояние условий для работы с родителями:
• наличие консультаций, памяток по данной тематике;
• оформление наглядной информации в «Уголке для родителей»;
• выставка специальной литературы.
7. Обобщить систему работы и определить перспективы деятельности педагогического коллектива по приобщению детей к русским традициям.
Создание условий для приобщения детей дошкольного возраста к русским традициям
в группах МБДОУ Детский сад № 38
№ п/ п Направления работы:
1 Наличие центра русской народной культуры
2. Наличие календаря обрядовых праздников
3. Соответствие содержания возрасту детей
4. Наличие макетов
5. Наличие иллюстративного материала
6. Наличие дидактических игр
7. Наличие семейных альбомов
8. Наличие творческих работ детей
9. Наличие подборки музыкального и художественного материала
10. Атрибуты к сюжетно-ролевым играм
11 Уголок ряжения, элементы русского костюма
12 Пособия для занятий, методические разработки
13 Наглядная информация для родителей (доступность, эстетичность оформления)
14 Эстетика оформления
Планирование работы с детьми по теме «Приобщение детей к традициям русского народа»
Проверку проводил ___
«___» ___2014г.
Номер группы Формы работы с детьми
НОД по ФЦКМ НОД по продуктивной деятельности Целевые прогулки
Дидактические игры, настольно-печатные игры
Сюжетно-ролевые игры
Индивидуальная работа
Беседы по теме
Развлечение Чтение худ. литературы, рассматривание иллюстраций. Работа с родителями
Справка
по результатам тематической проверки МБДОУ Дс
по теме: «Приобщение детей дошкольного возраста к русским традициям»
Тематическая проверка по данной теме проходила с 20 по 31 января 2014 года.
Во время проверки ставились следующие задачи:
• Изучить условия, созданные в методическом кабинете по вопросу приобщения детей дошкольного возраста к русским традициям.
• Выявить знания и умения детей.
• Изучить документацию педагогических работников детского сада по планированию и реализации вопроса приобщения детей дошкольного возраста к русским традициям.
• Провести анализ и дать оценку работе педагогического коллектива по приобщению детей к русским традициям.
• Изучить условия, созданные в группах для приобщения детей дошкольного возраста к русским традициям.
• Изучить состояние условий для работы с родителями.
• Обобщить систему работы и определить перспективы деятельности педагогического коллектива по приобщению детей к русским традициям.
С целью объективной оценки состояния работы педагогического коллектива по приобщению детей к русским традициям, были использованы следующие методы:
• Наблюдения за организацией воспитательно-образовательного процесса.
• Проверка документации. Анализ календарных планов.
• Беседы с детьми, педагогами.
• Анализ предметно-развивающей образовательной среды.
• Проверка имеющихся пособий и методического материала по данному разделу.
• Анкетирование родителей.
При анализе предметно-развивающей образовательной среды во всех группах выявлено следующее:
- во всех группах имеются центры русской избы, которые помогают детям более полно и наглядно познакомиться с историей быта и уклада жизни русских людей. Здесь разместились прялки, лапти, коромысла, корзинки, чугунки, настоящие самовары, русские костюмы и платки, предметы народно – прикладного искусства;
- В гр. № 7, 5, 3 созданы мини – макеты «Русская изба», в гр. № 5 в центре «Русская изба» нашли свое место куклы-обереги, а в гр. № 7 созданы руками воспитателей «Куколки из бабушкиного сундучка», представлено методическое описание работы по изготовлению куколок.
- в каждой группе имеется иллюстративный материал, дидактические игры по приобщению детей к традициям русского народа, большое количество игр сделано в гр. № 3;
- в гр. № 1, 9, 5, 7,10 изготовлены русские народные костюмы для детей, а в гр. № 2, 6 в центре «Русская изба» изготовлены русские национальные костюмы для кукл;
- в каждой группе создан календарь обрядовых праздников. Следует отметить творческий подход к его изготовлению в гр. № 11, № 3;
- в мини педкабинетах групп № 1, 5, 6, 7, 10, 11 имеется хорошая подборка методической литературы по данному разделу: картотеки стихов и потешек, считалок, загадок, материл по ознакомлению детей с русским народным костюмом, виды росписей; в гр. № 10 – картотека русских народных колыбельных песен, народных игр, русских народных промыслов; в гр. № 6 – картотека старинных и хороводных; в гр. № 11 разработан перспективный план по приобщению детей к русским народным традициям, конспекты НОД по всем обрядовым праздникам. Весь материал иллюстрирован, оформлен эстетически. Нуждаются в пополнении методическим и иллюстративным материалом группы № 2, 9, 8, 4. Имеются в наличии подборки материала по фольклору, народным играм, народным приметам и наблюдениям.
При анализе планов воспитательно-образовательной работы было выявлено следующее:
На момент проверки были запланированы НОД:
- по ознакомлению с окружающим и развитию речи группы – все группы;
- по продуктивной деятельности – все группы.
Работа по приобщению детей к русским традициям планируется и в других режимных моментах: Беседы по теме (гр. № 2, № 3, № 4, № 5, № 7, № 8,№ 10, № 11, свободная деятельность детей (все группы, индивидуальная работа с детьми (гр. № 1, № 2, № 3, № 5, № 7, № 8, № 9, № 10, № 11, развлечения (гр. № 5, № 6, № 8, № 9, № 10, № 11).
На момент тематической проверки в планах воспитательно-образовательной работы отражалась работа с семьей в каждой группе, однако целевые прогулки во всех группах отсутствуют.
С целью приобщения детей дошкольного возраста к русским народным традициям было проведено ряд мероприятий : обрядовый праздник «Колядки», открытый просмотр НОД в старшей группе № 10 (воспитатель Шихова Т. И.) «В тереме расписном я живу…», беседы и НОД в каждой группе, чаепития с русским самоваром.
Мною были опрошены дети групп № 3, 7, 8, 10. Цель: выявить знания детей о русских традициях. Результаты удовлетворительные. Дети проявляли живой интерес к этой теме. Дети знают считалки, поговорки, пословицы. Дети называют, любят и умеют играть в русские народные игры. К народным праздникам относят Новый год и День рождения.
Однако, не используют в активной речи русский фольклор, не знают историю русского костюма, его элементы,
не умеют различать изделия разных народных промыслов, испытывали затруднение в назывании былинных и сказочных героев, при узнавании их в произведениях изобразительного искусства.
На момент проверки в информационном блоке для родителей во всех группах был выставлен разнообразный информационный материал по приобщению детей к истокам русской народной культуры : папки – ширмы, папки – передвижки, консультации, рекомендации. В гр. № 4 представлен результат проекта «Русская матрешка» : разнообразные матрешки, в гр. № 3 – коллективная работа по аппликации в нетрадиционной технике – «Русская изба», в гр. № 5 – стен-газета, в гр. № 6 – творческие работы детей и родителей «Любимые сказки», в гр. № 8 – коллективная работа «Самовар», в гр. № 11 – выставка творческих работ «Русь красавица мастерами славится».
Работа по приобщению детей к традициям русского народа проходила только в рамках реализации групповых и общесадового проектов, что говорит об отсутствии системы в работе.
Выводы:
При проведении тематической проверки можно сделать вывод, что в МБДОУ Дс № 38 работа по приобщению детей к истокам народной культуры осуществляется целенаправленно. Наработано много материала, пополнены мини педкабинеты, созданы условия в группах – центры «Русская изба», но при этом:
- отсутствуют тематические, перспективные планы по данной теме, нет системы планирования работы с детьми по приобщению их к истокам народной культуры;
- имеется недостаточное количество разработанных конспектов занятий по народной культуре;
- отсутствуют маршруты целевых прогулок;
- недостаточно методической литературы по народной культуре и приобщению детей к её истокам;
- нет целенаправленного взаимодействия между воспитателями и узкими специалистами МБДОУ по данной теме.
Рекомендации:
1. Работу с детьми по приобщению детей к истокам русской народной культуре вести в системе: 1 раз в месяц планировать и проводить НОД.
2. Воспитателям всех групп разработать тематические и перспективные планы.
3. Педагогам групп № 4, 2, 8, 9 пополнить центр «Русская изба» дидактическими играми и иллюстративным материалом.
4. Пополнить минипедкабинеты всех групп методической литературой и разработками конспектов НОД по народной культуре и приобщению детей к ее истокам.
5. Разработать маршруты целевых прогулок по теме.