Саитова Екатерина
Программа профилактики девиантного поведения
▼ Скачать
ВВЕДЕНИЕ
Программа ориентирована на наиболее сложных детей и подростков, относящихся по своим социальным и психологическим характеристикам к группе риска.
При поступлении в школу на каждого ребенка должно быть составлено личное дело, включающее в себя: характеристику на ребенка, копию свидетельства о рождении, индивидуальную программу профилактики и коррекции девиантного поведения, акты обследования семьи, листы индивидуальной работы социального педагога, психолога, классного руководителя.
Публикация «Программа профилактики девиантного поведения» размещена в разделах
- Девиантное поведение
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2020
Индивидуальная работа с ребенком включает в себя:
1. Диагностика социальных условий жизни
2. Оказание материальной и социальной поддержки: ходатайство об оказании мат. помощи, временное трудоустройство, контроль жилищно-бытовых условий
3. Оказание психологической помощи подростку
4. Мониторинг посещаемости занятий и успеваемости в школе
5. Участие в массовых мероприятиях, кружках
6. Проведение профилактических бесед
Наиболее подходящий возраст для начала профилактики – 12 лет. Даже если невозможно работать с причинами отклоняющегося поведения, можно корректировать отдельные черты поведения подростков. В подростковом возрасте формируется личностные черты характера человека, поэтому профилактические мероприятия нужно проводить в начале подросткового периода. Когда черты личности уже сформированы речь должна идти не о профилактике, а о коррекции отклоняющегося поведения.
Работа с подростками с отклоняющимся поведением должна носить как симптоматический характер (то есть работа должна вестись с конкретными симптомами отклонений, так и профилактический, то есть работа с причинами которые провоцируют отклонения (неуспешность в деятельности, отношение педагогов, условия жизни).
Цель: коррекция девиантного поведения подростков.
Задачи:
1. Развитие у подростков способности к эмоциональной и поведенческой саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению активности, инициативе и самостоятельности.
2. Снижение тревожности, эмоционально-психического напряжения в различных ситуациях.
3. Расширение сферы самосознания и повышение уверенности в своих возможностях.
4. Повышение социально-психологической компетентности подростков и развитие способности эффективно взаимодействовать с окружающими.
5. Знакомство с семейными ценностями.
6. Развитие навыков рефлексии, приёма и подачи конструктивной обратной связи.
7. Развитие навыков семейного общения.
8. Создание и закрепление позитивных образцов поведения.
Форма проведения: групповая.
Возраст участников: 12-14, 15-18 лет, а также необходимо запустить группу, состоящую из родителей детей.
Общие рекомендации по организации занятий.
Аудитория для занятий с социальным педагогом должна быть просторной, оборудованной стульями и столами для выполнения письменных заданий, в ней должно быть достаточно пространства для проведения ролевых игр, упражнений, разминок.
Контроль за результатами работы, осуществляется методом психодиагностики.
Структура занятий:
- каждое занятие состоит из нескольких этюдов и игр, они разнообразны и коротки.
1 этап. Разминка.
Задача: Настроить подростков на активную работу и контакт друг с другом.
2 этап. Игры, беседы, лекции, имеющие коррекционно – профилактическую направленность.
Задача: Коррекция поведения и отдельных черт характера.
3этап. Окончание занятия. Задача: обсуждение занятия и закрепление положительного эффекта.
Примеры занятий.
Социальные роли в семье (для детей).
Цель:
• Проведение бесед с детьми по вопросам семьи.
• Обучение социально-приемлемому способу взаимодействия в семье.
• Формирование у детей ответственного отношения к вопросу создания семьи и воспитания детей.
Форма проведения. Дискуссия, ролевые игры.
Материалы: тетради, карандаши, листы для записи, набор свадебных фотографий, заметки, интервью о семейной жизни.
Ход работы:
Организационный момент:
- Здравствуйте! Тема нашей дискуссии Семья в современном обществе. Тема довольно, актуальна в наше непростое время. Мы приглашаем вас к честному и откровенному разговору на личные, возможно даже интимные темы. Мы надеемся, что те психологические знания и социальный аспект по вопросам семьи помогут вам сделать вашу семью счастливой. Мы думаем, что вы примете активное участиев дискуссии.
Основная часть:
- Семья занимает особое место в жизни каждого человека. Многие вопросы нашей личной жизни решаются именно в семейном кругу. Благодаря той особой атмосфере доверия, доброжелательства, взаимного уважения, которые присущи здоровой, полноценной семье, принесенная в дом радость становится радостью вдвойне, а случившаяся беда, покажется менее тяжелой. Скоро вы начнете свою самостоятельную жизнь, у вас будут свои дети, которые тоже построят свои семьи.
Совершается извечный круговорот жизни, в котором семья занимает одно изглавнейших мест.
- Что же такое семья? (ответы учащихся)
- Семь-Я. Часто мы слышим эту фразу, а что она означает?
Как появилась слово семья?
Когда-то о нем не слыхала земля.
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
Сейчас я тебе семь вопросов задам:
Кто деток родит мне богиня моя?
И Ева тихонько ответила Я.
Кто платье сошьет, постирает белье.
Меня приласкает, украсит жилье?
Ответь на вопрос, подруга моя?
-Я, я, я- Ева молвила - я.
И так на земле появилась семья.
- С социальной точки зрения это союз лиц, в основе которого лежит брак, родство, усыновление, удочерение. Семья характеризуется общностью жизни всех ее членов, их едиными интересами, заботой друг о друге. Семья начинается с брака. Логическое ее развитие - появление детей. Муж, жена и дети связанны между собой тесными родственными узами. Они составляют ядро семьи. Но у мужа или жены есть еще родители, братья, сестры, которые могут входить в состав семьи.
- В связи с этим возникает вопрос А для чего нужна семья? И нужна ли она вообще? (Ответы учащихся)
- Если мы вернемся к истокам прошлого, то испокон веков существовали традиционные функции семьи. Семья была хозяйственной ячейкой, и жить в семье с этой точки зрения было просто необходимо: одинокой женщине или одинокому мужчине в деревне прошлого, скажем, было очень трудно прокормиться. На основе этого создавались семьи для ведения общего хозяйства.
В семье рождались и воспитывались дети. Причем количество достигало до 10-12 человек, и это не считалось многодетной семьей. Это была норма.
Наконец, в рамках семьи наследство от старших поколений переходило к младшим. Даже жену, допустим погибшего брата, брал другой брат, чтобы не оставлять ее одну, оказывать помощь.
- Что же произошло со всеми этими функциями теперь?
Может ли человек прожить один? (Ответы учащихся)
- Таким образом:
1. Хозяйственная функция резко сошла на нет. Общество стало значительно
богаче, служба быта куда лучше, так что сегодня человек без ущерба для здоровьяможет прожить один. Конечно, в ряде случаев вести совместное хозяйствоудобнее, но это лишь удобство, а не жесткая необходимость. У большинства из нас сегодня нет таких накоплений, о дальнейшей судьбе которых стоило бы беспокоиться.
2. Следующее, что отличает современную семью,- это, конечно же, малочисленность, в основном она состоит из одного - двух поколений. Это связанно с потребностью в свободе и самостоятельности молодых семей. В семье сместился психологический центр: если раньше все держалось на отношениях родственных (в одном доме жили несколько поколений, для передачи опыта, самыми крепкими были связи детей и родителей, то теперь семья держится наотношениях супружеских, а родственные отношения отошли на второй план.
3. Семьи в основном одно-, двухдетные, многодетной в последнее время считается семья с тремя детьми (известно, что подмечена печальная тенденция снижения рождаемости и даже превышение с 1992 года смертности над рождаемостью).
4. Заключение браков вне зависимости от социальной, национальной, религиозной, региональной принадлежности мужа и жены.
5. Свобода заключения и расторжения брака. Никто не вправе навязывать вам свою волю в этом глубоко личном вопросе.
6. Равноправие мужчины и женщины в браке, защита прав всех членов семьи.
7. Преимущественно преобладание гражданских, светских браков (хотя в последние годы заметна тенденция увеличения браков, оформленных и церковью).
8. Отстранение церкви от регулирования брачных и семейных отношений. Брак, заключенный в церкви, не признается действительным и при разводе имущество не делится.
9. На сегодняшний день возникла и окрепла новая функция семьи: создание и поддержание психологического комфорта для каждого члена семьи. Раньше думать об этом не было особой необходимости – семья держалась другими связями. И практически все споры идут именно из-за этой функции.
- Таким образом, подведем некоторый итог: сегодня говоря о семейном счастье, мы подразумеваем прочные, теплые отношения между супругами, отношения,основанные на взаимной любви. Исчезновение же любви довольно быстро превращает совместную жизнь в ад.
- Вопрос, который я вам задам может показаться странным: нужна ли человеку любовь? (Ответы учащихся).
- Ответ представляется очевидным: конечно, да! Но на уточняющий вопрос, зачем нужна любовь, ответить не просто.
В обыденном сознании укрепилось мнение, что любовь нужна в первую очередь для создания семьи. Но любовь далеко не всегда сопровождала семейную жизнь (и вообще она была не обязательной). Конечно, в основе создания семьи - любовь как высшее человеческое чувство (однако проблематичным является сохранение этого чувства в браке). Так что сегодняшняя семья, создающаяся по любви,- завоевание нового времени.
- Мы подошли к интересному вопросу: А так ли обязательно регистрировать брак? (Ответы учащихся)
Думаю, что, вернее всего нас рассудит, действующее брачно-семейное законодательство. Конечно, можно согласиться, что отметка в паспорте - это еще не гарантия семейного благополучия. Да и не может быть такой гарантией, ибо только взаимные любовь и уважение скрепляют семью. Но, с другой стороны, образование семьи связано с определенными правовыми последствиями для мужаи жены. И не только для них, но и для детей.
- Давайте познакомимся с основами семейного законодательства.
- Семейные отношения, как и другие важные вопросы жизни общества, регулируются нормами права. Основным нормативным актом (источником, где содержатся правила, защищающие семью, является Семейный кодекс РФ. Семейное законодательство устанавливает правила и условия вступления в брак,порядок прекращения брака, регулирует отношения, которые между супругами идругими членами семьи.
Знания положений семейного законодательства, своих прав и обязанностей обязательно понадобится вам в жизни. Семья начинается с брака. Слово БРАК образовалось от древнерусского БРАЧИТИ - отбирать хорошее и отклонять плохое.
После заключения брака у супругов появляются по отношению друг к другу определенные права и обязанности. Обязанности супругов сводятся к тому, чтобы строить отношения в семье в духевзаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию семьи, заботитьсяо благосостоянии и развитии своих детей.
В соответствии с личными правами супруги имеют возможность по личному желанию и взаимному согласию избирать фамилию одного из них. В этом случае фамилия становится общей. Но муж и жена могут оставить и свои прежние фамилии. Супруги также имеют право на выбор рода занятий, профессии, места жительства.
Когда семья распадается, это плохо для всех: и для самих супругов, и особенно длядетей.
К сожалению, пока количество расторгаемых браков остается очень большим. Во многих районах страны распадается каждый третий брак, а в некоторых – даже каждый второй. Закон в одном – единственном случае ограничивает право супруга расторгать брак.
Супруг не имеет права без согласия супруги ставить вопрос о расторжении брака во время е беременности и в течение года после рождения ребенка. Во всех остальных случаях расторгнуть брак можно по желанию любого из супругов.
- Какие сложные, многоступенчатые формулы заучивают в школе, так неужели невозможно усвоить и запомнить к 18 годам еще одну, совсем незамысловатую: семья складывается из любви и обязательств. Эта формула вступает в силу с первого дня совместной жизни, и оба ее слагаемые обязательны, потому что без любви брак становится сделкой, а без взаимных обязательств – любовным эпизодом.
- Но вот церемония бракосочетания закончена. Молодожены принимают поздравления. А что если, отвести их сейчас по разные стороны и поинтересоваться, как они себе представляют долгую совместную жизнь? (Ответы учащихся)
- Такие психологические опросы проводились не раз, и выяснялось любопытная вещь: каждый ждет от другого любви, чуткости, заботы, нежности, умения внести в жизнь веселье, уют и еще чего-то чудесного, чего не выразить словами. При этом каждый из молодоженов совершенно не в состоянии сказать, что же внесет всупружество он сам.
- Опасных ситуаций у любой семьи достаточно. Будто двое впервые в жизни выходят в открытое море на парусном судне, считая, что с парусами и с ветром может справиться другой. А семейное море будет штормить, не штормить оно не может. Посмотрим в чем же трудности семейной жизни.
Разбор ситуаций:
Ситуация: Она: ты, почему разбрасываешь свои вещи? Бросаешь куда попало: ботинки приходится вытаскивать из-под ванны, носки красуются на буфете рядом с вазой, а в поисках портфеля я могу провести все утро.
Он: (ответы учащихся)
Ситуация: После занятий молодая жена с подругой зашли попить чаю домой, где любящий муж приготовил к приходу жены ужин.
Он: стол накрыт, пожалуйте!
Она: ой, как есть хочется! (вдруг подозрительно спрашивает мужа) : ты опять по-своему, а? Нет, признайся, опять чистил картошку в раковину? Я просила раковину не мазать! Просила чистить на стол, на газету. На газетку надо! На газетку!
Он: (ответы учащихся)
- Кто прав в этих ситуациях? Проанализируйте действия супругов.
- Подобных примеров можно привести множество. Ведь каждый приносит в семейную жизнь свои привычки, опыт родителей, стиль их жизни. В одной – было принято говорить вполголоса, в другой, по любому поводу возражать, здесь – чистота и аккуратность возведены прямо в культ, там – не обращают внимание. В одной семье на счету была каждая копейка, в другой - пересчитывать сдачу в магазине считалось неудобным. И так до бесконечности.
Но вот объединились двое, притащили в свою комнату по целому рюкзаку привычек, традиций, линий поведения.
- Что получится? Или постепенно все само собой уладится? Как сохранить долгую совместную жизнь? (ответы учащихся)
- Ну, а теперь узнаем у семей, имеющих разный стаж совместной жизни.
(Интервью, статьи о семейной жизни)
Рефлексия:
Вывод: Хорошая дружная семья – не результат удачи или везения. Даже сильное и глубокое чувство надо беречь, укреплять и развивать. Раздражительность, грубость, взаимные попреки могут отравить жизнь даже любящим друг друга людям.
Супружество – не увеселительная прогулка с милым, это труд. В переносном и буквальном смысле. Семью надо СТРОИТЬ, а это тяжелый труд. А в любом труде первое дело – ТЕРПЕНИЕ.
- Я много знаю семейных пар, которые отпраздновали и серебряную и золотую свадьбы. Невольно ловишь их обращенные друг на друга смущенные, но полные тепла и нежности взгляды, и вспоминаешь прекрасные строки А. Блока:
Прошли годы, но ты – все та же:
Строга, прекрасна и ясна,
Лишь волосы немного глаже
И в них сверкает седина.
А я – склонен над грудью книжной,
Высокий сгорбленный старик, -
С одною думай непостижной
Смотрю на твой спокойный лик.
Да нас года не изменили
Живем и дышим, как тогда,
И, вспоминая, сохранили
Те баснословные года…
- Вот и кончились раздумья перед долгой дорогой. Как всегда, что-то важное позабыто. Что-то нужное не сказано. Многое еще предстоит додумать. А кое-что,вероятно, будет отвергнуто…Быстро текущая жизнь диктует свои законы, рождаются новые проблемы, многоеиз того, что годилось отцам, может, не пригодится детям. И все-таки, греет надежда. Чтобы лучше, теплее жилось на нашей Земле, нужно, прежде всего, научиться ЛЮБИТЬ.
Тренинг для детей и родителей.
1. Приветствие
Время 2 мин
Здравствуйте! Очень приятно Вас видеть здесь таких заботливых, таких внимательных и таких любящих!
2. Входная рефлексия:
Время: 5 мин.
Цель: выявление ожиданий участников. Корректировка запроса.
2. Знакомство с членами группы
Время: 3 мин.
Давайте сядем поудобнее, образуя кружочек, чтобы всех было видно. Прежде чем вместе начать наше занятие – познакомимся. И в этом нам поможет волшебный клубочек. Передавайте его друг другу, представьтесь и скажите какое-нибудь хорошее ваше качество характера начинающееся на первую букву вашего имени (Люба - любящая). Родители помогают детям – рассказывают причину выбора имени своему ребёнку).
3. Приветствие – разминка: «Здравствуй друг»
Время: 3 мин.
Здравствуй друг, - здороваться за руку
как ты тут – трогаем плечо
где ты был - за ушко
я скучал - за грудь
ты пришел - руки в стороны
хорошо – обнялись.
4. Принятие правил группы
Время: 5 мин.
Прежде чем мы перейдем к упражнению необходимо принять правила. «Этот круг, в котором мы сидим, является пространством нашей группы. В этом пространстве нет ничего и никого кроме нас самих, кроме того, что мы принесли сюда в себе. Это и есть самое главное. Чтобы наше общение было эффективным, чтобы оно помогло каждому решить те задачи, которые он перед собой поставил, необходимо правила которые будут соблюдаться всеми:
активность,
доброжелательность и уважение,
правило «СТОП»,
правило «Я- высказывания»,
правило на запрет давать оценку.
Анализ упражнения:
В какой степени предложенные правила ясны участникам?
Какие из новых правил оказались полезными, а какие обременительными?
Стоит ли принимать дополнительные правила или следует ограничиться традиционными?
5. Упражнение «Продолжить фразу…»
Время: 5 мин.
Участники по кругу продолжают фразу, заданную ведущим:
«Я не люблю когда….»
«Я люблю когда….»
«Мне радостно, когда.»
«Мне грустно, когда.»
«Я сержусь, когда…»
«Я горжусь собой, когда…»
«Я мечтаю о том, что …». Каждый член группы рассказывает о том, какие мечты появляются у него чаще всего и с чем они связаны. Рассказ идет по кругу.
«Самые счастливые события в жизни» Участникам группы предлагается вспомнить самые счастливые события в жизни и перечислить их.
6. Упражнение «Идеальный родитель и идеальный ребенок.
Время: 15 мин:
Дети отдельно от родителей составляют список, который характеризует идеального родителя.
Родители, объединившись, составляют свой список характеристик идеального ребенка.
После этого списки зачитываются. Участникам предлагается обсудить являются ли они таковыми, что из списка им бы хотелось взять в первую очередь, чтобы приблизиться к образу «Идеального родителя, либо идеального ребенка».
На следующем этапе участников подводят к тому, что ИДЕАЛА в мире нет, и недостатки есть у всех, но от этого дети не перестают любить родителей, а родители детей. Упражнение заканчивается тем, что составленные списки разрываются, а пары (родитель - ребенок) обнимаются.
7. Игра «Снежки»
Время: 7 мин:
Две команды: родители и дети. Материалы: старые газеты или что-то подобное; клейкая лента, которой можно будет обозначить линию, разделяющую две команды.
Скотчем обозначаем линию, разделяющую две команды.
Возьмите каждый по большому листу газеты, как следует скомкайте его и сделайте из него хороший, достаточно плотный мячик. Теперь разделитесь, пожалуйста, на две команды (команда – родители и команда – дети) и, и пусть каждая выстроится в линию так, чтобы расстояние между командами составляло примерно четыре метра. По моей команде вы начнете бросать мячи на сторону противника.
Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на их стороне, на сторону противника. Услышав команду «Стоп!», вам надо будет прекратить бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне оказалось меньше мячей. И не перебегайте, пожалуйста, за разделительную линию.
Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на их стороне, на сторону противника. Услышав команду, вам надо будет прекратить бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне оказалось меньше мячей. И не перебегайте, пожалуйста, за разделительную линию.
Обсуждение.
7. Упражнение «Остров»
Время: 10 мин:
Все вы сейчас будете жителями чудесного острова. Вы будете плавать, играть, веселиться по всей комнате, то есть по морю, а как только я крикну: «Акула!» — все сразу заскочат на остров, чтоб спастись. Как только я скажу: «Акула ушла!» — вы все опять начинаете плавать и веселиться.
Примечание для ведущего: в начале игры газета свободно вмещает всех участников. После того, как группа легко разместилась на газете, ведущий говорит: «Очень хорошо! Но произошло наводнение, и островок уменьшился – газета складывается пополам. Как вы поступите теперь? Ни рвать, ни раздвигать газету нельзя». Затем газета складывается вчетверо, и т. д.
Мы стоим рука в руке,
Вместе мы большая сила!
Вот течет жизни река.
И проплыть ее нам под силу!
Мы стоим рука в руке,
Вместе мы большая сила!
9. Упражнение «Рисуем герб семьи»
Время: 20 мин.
Участники должны создать герб своей семьи. Герб надо красиво оформить.
Геральдика - наука о гербах - одна из вспомогательных исторических наук. Возникла она в Германии, и у нее есть свои законы. Например, грифон - символ могущества и власти - на гербе Севастополя должен быть только серебряного цвета, так как серебро символизирует невинность и доброту. А красный цвет поля – символ храбрости.
Ведущий рассказывает участникам о том, что с давних пор люди составляют гербы своей семьи из разных символов, которые отражают в лаконичной форме жизненную философию, главную ценность семьи. Участникам в парах «родитель – ребёнок» предлагается нарисовать свой герб, это не обязательно должно быть что-то конкретное, может быть сочетание цветов, геометрических фигур, цветовых пятен и др. В гербе можно увидеть силу и мощь рода, дерзание и вдохновение его отдельных членов, исследовать традиции и преемственность поколений. Герб олицетворяет верность дому и роду, ведет по выверенному веками пути созидания и укрепления государственности, дарует паять о великих свершениях, предостерегает от ошибок и опасностей. В гербе большая сила и держать должны его сильные руки.
Пришло время нам придумать герб и разместить их на свой щит. Ведущий раздает участникам игры одноразовые бумажные тарелочки, которые играют роль щитов, цветные карандаши, мелки и фломастеры.
Рисование должно быть совместным. Изображение герба и девиза заставляют сконцентрироваться на главном и общем, что ценят в жизни дети и родители, чем дорожат.
Мы держим в руках могучие средство защиты, источники силы и вдохновения – ваши гербы. В них – мудрость и прозорливость, личный опыт и опыт предыдущих поколений. В этих гербах отражены высота устремлений и жизненно важные ценности.
Рядом с гербом предлагается написать свой жизненный девиз. Девиз должен быть кратким и отражать суть жизненных устремлений, позиций, идею или цель семьи.
Рефлексия. Вопросы для обсуждения: что нового узнали участники группы о себе и других, какие чувства они испытывают сейчас, чем бы хотели поделиться друг с другом.
При этом необходимо спросить участников об их чувствах во время рассказа о своём гербе (когда все участники выскажутся, группе предложить – если есть желание, что-то изменить в своём гербе).
каковы ваши впечатления от этого упражнения?
о чем побудило задуматься создание герба?
12. Рефлексия на выходе
Время: 10 мин.
- Чем полезна именно для вас данная встреча?
- Что является самым важным из того, чему вы научились в группе?
- Ваши пожелания.
14. Ритуал прощания
Мы завершаем наше тренинговое занятие. А сейчас будем передавать свечу по кругу и говорить теплые слова. Спасибо, мне было приятно с Вами заниматься.
Ожидаемые результаты.
В программе профилактики девиантного поведения, опирающейся на воспитание семейных ценностей критериями эффективности являются:
• Понимание детьми целей и задач семейного воспитания.
• Осознание ими социальной ответственности.
• Положительное отношение детей к родителям.
• Единство и согласованность образовательного учреждения и семьи в воспитании детей.
• Систематическое повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей и детей, умение применять их в практике семейного воспитания.