Ботячкова Лариса Николаевна
«Развитие сенсорных эталонов через конструкторскую деятельность». Программа профессионального саморазвития педагога
▼ Скачать + Заказать документы
Программа профессионального саморазвития педагога
Сроки реализации программы 2024-2025 учебный год.
«Развитие сенсорных эталонов через конструкторскую деятельность с детьми 2 -3 лет».
Подготовила: воспитатель
разновозрастной группы раннего возраста
Ботячкова Лариса Николаевна
.
Пояснительная записка.
Актуальность проблемы.
Актуальность выбранной темы по самообразованию обусловлена тем, что конструирование в ФОП ДО определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию познавательной и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать.
Исходя из этого, создаётся проблема, что не все дети осваивают основы конструирования, не все могут выполнить постройки, и играть с ними.
Но ведь ранний возраст – сензитивный период, а значит, он наиболее благоприятен для развития конструктивных способностей, формирования «продуктивной деятельности», в частности в конструировании.
Поэтому, моя тема самообразования «Развитие сенсорных эталонов через конструкторско – модельную деятельность с детьми 2 -3 лет»
актуальна.
Конструктивная деятельность с использованием строительного материала является одним из видов детской познавательной и продуктивной деятельности, направленной на получение заранее задуманного продукта.
Конструктивная деятельность - это единственный вид деятельности, в котором результат ребёнка и взрослого совпадают однозначно, что позволяет малышу давать адекватную самооценку полученному результату.
В ФОП ДО в пункте 21.3.2.3. отмечено, что в процессе игры с настольным и напольным строительным материалом педагог продолжает знакомить детей с деталями (кубик, кирпичик, трёхгранная призма, пластина, цилиндр, с вариантами расположения строительных форм на плоскости. Педагог продолжает формировать умение у детей сооружать элементарные постройки по образцу, поддерживает желание строить что то самостоятельно; способствовать пониманию пространственных соотношений. Педагог учить детей пользоваться дополнительными сюжетными игрушками, соразмерными масштабам постройки. По окончании игры приучает убирать всё на место. Учит совместно с взрослым конструировать башенки, домики, машины.
Так же, согласно ФОП ДО в пункте 18.3.1. говорится, что развитие игрового опыта ребёнка, помогает детям отражать в игре представления об окружающей действительности. Поддерживает доброжелательные взаимоотношения детей, развивает эмоциональную отзывчивость в ходе привлечения к конкретным действиям.
Цель:
Повышение своего уровня компетентности в изучении развития конструктивных умений детей раннего возраста, как средства всестороннего воспитания дошкольников.
Задачи:
Работа с детьми:
Образовательные:
Знакомить детей с материалами для конструирования;
Различать основные формы деталей строительного материала;
Учить воспроизводить элементарные постройки по показу и слову;
Знакомить с различным расположением на плоскости, накладывании друг на друга;
Учить пользоваться дополнительными сюжетными игрушками.
Развивающие:
Развивать умение сооружать элементарные постройки;
Развивать конструктивное мышление;
Развивать свободу общения с взрослыми и детьми;
Развивать воображение и любознательность детей.
Воспитательные:
По окончанию игры приучать убирать всё на место;
Воспитывать эмоциональную отзывчивость, готовность к совместной деятельности со сверстниками
Работа педагога (воспитателя):
Изучить научно-педагогической литературы;
Разработка перспективного плана;
Создание альбома - картотеки для построек по образцу «Схемы по конструированию»;
Создание РППС в группе;
Обобщить опыт работы по конструкторско – модельной деятельности;
Систематизировать работу по развитию конструктивных возможностей детей 2-3 лет.
Самоанализ деятельности.
Работа с родителями:
Анкетирование родителей;
Консультации для родителей - дать знания родителям о значимости конструирование для детей ;
Разработать рекомендации для родителей по данной теме;
Оформить информационно-наглядного материал в родительском уголке;
Нацелить родителей к использованию полученных знаний по теме.
Источники самообразования.
Литература (методическая, художественная, интернет - ресурсы, медиа -информация на различных ресурсах, мероприятия по обмену опыта.
Ожидаемые результаты:
Динамика развития конструкторских возможностей детей ;
Улучшение развития воображения, логического мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, творческая активность;
Создание эмоционально-комфортная обстановка в общении со сверстниками и взрослыми.
Планируемые результаты:
Разработка материалов в электронном виде, в том числе:
- Разработка перспективного плана, разработка картотеки игр по конструированию ;
- Памяток, буклетов для родителей по теме самообразования;
- Консультаций для родителей, папки передвижки;
- Оформление информационно-наглядного материала в родительском уголке.
- Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми;
Дата начала работы над темой: сентябрь 2024 учебный год.
Предполагаемая дата окончания: май 2025 учебный год.
Месяц Цель Деятельность воспитателя и детей Взаимодействия с родителями Обогащение РППС
Сентябрь Изучение методической литературы по теме «Развитие творческой активности детей раннего дошкольного возраста через конструирование»
Сбор информации для создания картотеки
строительных игр
Разработка перспективного плана на учебный год в разновозрастной группе раннего возраста.
Анализ изученной литературы.
Консультация для родителей на тему «Конструктивная деятельность в раннем возрасте»
Оформление информационных материалов по теме.
Анкетирование «Конструирование: что вы знаете об этом»»
.
Пополнение уголка «Мы строители». Наборы разного вида деревянного и пластмассового, напольного, игрушками для обыгрывания постройки (животные, птицы, куклы, матрёшки разных размеров).
Дополнительный материал по конструированию
Создание условий для развития конструктивных способностей
Перспективный план
Октябрь Наблюдение за детьми.
Выявление творческих способностей родителей, привлечение родителей к пополнению уголка «Мы строители»
Создание альбома - картотеки для построек по образцу «Схемы по конструированию»;
Консультация для родителей на тему «Как заинтересовать ребёнка конструированием»
Альбома- картотеки для построек по образцу «Схемы по конструированию»;
Ноябрь Формировать у детей простейшие представления о постройках;
Упражнение в выкладывании кубика на кубик. Формировать умение детей узнавать и правильно называть строительный материал
Делимся опытом: Привлекать родителей к фотовыставке «Конструируем из геометрических фигур» Игра «Башенка из кубиков»
Плоскостное конструирование «Башенка»
Мастер- класс для родителей «Башенки»
Создание условий для игр и упражнений в группе: набор деревянных кубиков.
Внесение в РППС плоскостных наборов геометрических форм из различных материалов: деревянные, тканевые, картонные
Декабрь Упражнение в умении выкладывать кирпичики плашмя, соединяя их узкие длинные стороны. Формировать умение узнавать и правильно называть цвета
Упражнение в умении класть кирпичики плашмя и приставлять их друг к другу узкой короткой и длинной стороной, самостоятельно выбирать способ постройки.
Развивать координацию движений пальцев ведущей руки.
Формировать умения выделять цвет, соотносить его с другим предметом такого же цвета
Игра «Дорожка широкая».
Игра «Дорожка широкая и узкая».
Настольная игра «Разноцветные палочки в свою коробку»
Анкетирование «С чего начинать обучения цветам ребенка»
Памятка для родителей «Какие цвета нужно знать детям 2-3 лет» Создание условий для игр по конструированию дорожек:
Набор напольного строителя – кирпичиков, машин для обыгрывания
Внесение в РППС палочек и ёмкостей для сортировки по цветам
Январь Упражнение в умении класть кирпичик на кубик (стол, ставить кирпичик на узкую короткую сторону около кубика (стул, подбирать детали конструктора.
Закрепление умения группировать и соотносить предметы.
Упражнение в умении класть 2 кирпичика на узкую длинную сторону недалеко друг от друга, на них класть один кирпичик на широкую сторону горизонтально.
Интересные моменты в деятельности детей) Фото отчёт «Мы играем»
Игра «Мебель для матрешки (стол и стул)».
Игра «Скамейка»
Познакомить родителей с альбомом - картотекой для построек по образцу «Схемы по конструированию
Рекомендации для родителей «Как играть с ребёнком дома»
Оформление фото отчёта в группе «Мы играем дома» Создание условий для игр и упражнений в группе: фото отчёт,
набор строительного материала : кубики, кирпичики. игрушек для обыгрывания – матрёшки.
Февраль Упражнение в умении строить мебель самостоятельно.
Упражнение в умении ставить кирпичики на узкую длинную сторону, плотно приставляя их друг к другу.
Развивать разные виды восприятия.
Учить детей подбирать нужные прищепки одного цвета, развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения.
Организовать мастер – класса для родителей «Массаж мячиком».
. Игра «Мебель для куклы Кати».
Игра «Забор для собачки».
Игры с прищепками: Выкладывание предметов по образцу (солнышко, елка, ежик)
Создание картотеки игр и упражнений для использования в домашних условиях
Создание условий для экспериментальной деятельности с детьми в группе: набор массажных мячей
Мастер- класс и консультация «Массаж мячиком».
Оформление фотовыставки в группе по теме мастер-класс «Массаж мячиком». Создание условий для игр и упражнений в группе: фото отчёт, наборы для конструирования, игрушки для обыгрывания,
набор массажных мячей
Внесение в РППС: набора цветных прищепок, форм для создания образов с помощью прищепок.
Март Упражнение в умении делать перекрытие из кирпичика располагая его плашмя на 2 кубика или кирпичика.
Упражнять в умении выполнять подбор игрушек по величине. Развивать глазомер, мышление
Закрепление знаний о геометрическоё фигуре -круг.
Упражнять детей в нанизывании колец на стержень. Игра «Широкие ворота».
Игра «Какая машина проедет в ворота»
Игра «Цветные колечки», «Пирамидка» Консультация для родителей на тему «Поделки вместе с мамой»
Выставка совместного творчества «Наши с мамой умелые ручки» («Бусы»- поделки из круглых форм) Создание условий для игр и упражнений в группе: выставка;
набор строительного материала, набор машинок разной величины для обыгрывания
Внесение в РППС
пирамидок разной величины
Апрель Упражнение в умении ставить кирпичики на узкую длинную сторону на расстоянии друг от друга, делать перекрытие из призмы.
Упражнение в умении приставлять кубики друг к другу, ставить кубик на кубик.
Закрепить знания детей о форме, упражнять в правильном соотнесении нескольких предметов с одним и тем же геометрическими образцами.
Создание условий для обмена опыта семей семей. Игра «Дом для матрешки».
Игра «Лесенка».
Игра «Что лежит в мешочке?»
Папка – передвижка «Строительные игры и речевое развитие»
Обратная связь: «Задайте вопрос»
(делимся опытом семейного воспитания) Создание условий для игр и упражнений в группе: набор строительного материала, игрушек- матрёшек; «Чудесный мешочек» с предметами
Внесение в РППС «Чудесный мешочек», набор геометрических форм
Май Упражнение в умении приставлять кубики друг к другу, накладывать кубик на кубик, приставлять призму к лестнице. Развивать фантазию, творческие способности. Воспитывать аккуратность в работе рядом с товарищем.
Упражнение в умении приставлять кубики друг к другу, накладывать кубик на кубик, приставлять призму к лестнице, пристраивать к скату горки дорожку из кирпичиков.
Самоанализ деятельности Игра «Горка».
Играем с мамой «Горка с дорожкой».
Диагностика Выявить знания детей в области конструкторских возможностей детей цвета, формы, величины посредством игрового, дидактического, развивающего материала на конец года.
Фотовыставка «Мы с мамой в детском саду»
Вручение памяток «как важно играть с малышом». Создание условий для игр и упражнений в группе: наборы строительного материала для детей и взрослых.
Создание условий для совместной деятельности детей и взрослых.
Внесение в РППС новых игрушек для обыгрывания принесённых мамой.
Список литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155,
2. Федеральная образовательная программа дошкольного образования, утвержденная приказом Министерства просвещения РФ России от 25 ноября 2022 г. № 1028;
3. Образовательная программа дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 124»
4. Н. А. Карпухина Конспекты занятий в первой младшей группе детского сада. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.
5. Абрамова Л. В., Слепцова И. Ф.
Социально - коммуникативное развитие дошкольников : Вторая группа раннего возраста)- М. : Мозаика-Синтез, 2017
стр. 5- 64
6. Н. Ф. Губанова «Игровая деятельность в детском саду(2-7лет)»/ФГОС (Мозаика-синтез,2017г
7. А. В. Найбауэр, О. В. Куракина «Мама рядом. Игровые сеансы с детьми раннего возраста в центре игровой поддержки развития ребенка. 1-3 лет» -М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017
8. Павлова Л. Н. «Знакомим малыша с окружающим миром». Издательство «Просвещение» Москва 1987.