Наталья Сертакова
Программа подготовки к обучению грамоте и конспекты НОД с использованием здоровьесберегающих технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровье – это резервы сил : иммунных, защитных, физических и духовных. И они не даются изначально, а взращиваются по законам воспитания. А наукой воспитания является педагогика.
В. Ф. Базарный
Одной из главных проблем в современном обществе является сохранение здоровья детей, полноценное развитие их организма. Только здоровый ребенок способен к раскрытию и реализации своих потенциальных возможностей и природных задатков.
Публикация «Программа подготовки к обучению грамоте и конспекты НОД с использованием здоровьесберегающих технологий» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
Выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский считал: «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
За последнее время появилось немало интересных методик и авторских разработок по оздоровлению детей и это яркое свидетельство того, что проблема века услышана.
Педагогический коллектив нашего образовательного учреждения находится в поиске новых и совершенствовании существующих форм, средств и методов укрепления здоровья детей. Нашей главной целью является создание единой системы воспитательно-образовательного процесса, построенного на интегративной основе, которое обеспечит развитие познавательных и творческих процессов у дошкольников через включение их в социальную среду и удовлетворит потребность в психофизическом здоровье. Поэтому наши педагоги стараются строить взаимодействие с детьми только в соответствии с индивидуальным уровнем их психического и физического развития. [13]
В нашем ДОУ используется целенаправленная программа оздоровления детей. В поиске средств и методов повышения эффективности здоровьесберегающей деятельности мы обратились к технологии доктора медицинских наук Владимира Филипповича Базарного. Ведущая идея технологии В. Ф. Базарного – сенсорная свобода и психомоторное раскрепощение ребенка. Ее характерными особенностями являются:
• подвижность детей во время занятий;
• природосообразность используемых методик : образовательный процесс протекает благодаря, а не вопреки естественной природе детей;
• четкие количественные критерии, по которым проводится оценка интеллектуального и психофизиологического состояния детей: воображение, осанка, острота зрения и т. д.
Сегодня эту технологию используют как воспитатели дошкольных учреждений, так и педагоги начальной школы.
Здоровьесберегающая технология В. Ф. Базарного предусматривает следующие методики.
Режим моторной свободы динамических поз: дети меняют в процессе занятия позы «сидение–стояние», то есть попеременно работают за столом и за конторкой. Особенность конторки в том, что ее рабочая поверхность находится под наклоном 14–18 градусов. Изменять динамические позы детям предлагается через каждые 10–15 минут. Работа, стоя за конторкой, обеспечивает тренировку опорно-двигательного аппарата, нормальную работу сердечно-сосудистой системы, активный режим для нервной системы.
Технология Базарного также предлагает режим расширения зрительных горизонтов: дидактический материал размещается на максимально возможном от детей удалении на так называемых сенсорно-дидактических подвесках, или «коромыслах», которые подвешиваются к потолку в четырех углах комнаты. Дидактический материал располагается на такой высоте, чтобы ребенок на пальчиках мог дотянуться до него и снять. Карточки с заданиями и ответами могут находиться не только на коромыслах, но и на занавеске, за цветком и т. д., поэтому дети постоянно находятся в движении. Чтобы выполнить задание, детям приходится совершать десятки поисковых движений глазами, головой, туловищем, они вынуждены тянуться вверх, вдаль.
Еще один прием технологии – использование офтальмотренажера во время проведения физкультминуток. Тренажер включает «восьмерки», круги, схемы зрительных траекторий для глаз. На схеме тренажера с помощью стрелок указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения физкультминуток: вперед–назад, влево–вправо, по и против часовой стрелке, по «восьмерке». Каждая траектория имеет свой цвет, что делает схему яркой, красочной и привлекает внимание детей. Пробегая несколько раз по разноцветным линиям тренажера, детский взгляд отдыхает. Также активно используется специальная палка-указка (держалка, на которую прикрепляется (вставляется в прорезь) любая картинка. За ней дети следят глазами, при этом движения глаз должны сочетаться с движением головы.
Такая физкультминутка снимает зрительное утомление, тренирует шейные позвонки, повышает активность детей на занятии.
Известно, что чем жестче ограничено пространство, тем больше мы уходим в депрессию, в состояние хронической угнетенности. Это верно и для детей, ведь большую часть времени они проводят в помещении. Отрицательную роль играет и бедность окружающей цветовой гаммы, а ведь мозг ребенка настроен на многоцветье. Для того чтобы вернуть детям цветной, яркий мир и частично расширить зрительные горизонты, используется экологический букварь. Он представляет собой настенное панно (по ширине не менее 2-х метров, расположенное на одной из стен группы и изображающий уходящую вдаль и насыщенную природными и рукотворными зрительными стимулами местность. На этом фоне демонстрируется дидактический материал.
В процессе выполнения заданий дети свободно передвигаются по комнате, не нарушая процесс ведения занятия. Общение воспитателей с детьми проходит в форме диалога и сотрудничества. Весь познавательный материал преподносится детям через игровые упражнения, что позволяет сделать процесс обучения интересным и увлекательным.
Для того чтобы быть здоровыми, детям нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. И этому искусству должно уделяться как можно больше внимания именно в детском саду, так как это самое благоприятное время для выработки привычек здорового образа жизни. [4]
Согласно Федеральному плану, программа не упрощается, процесс обучения не разрушается, а становиться более доступным и увлекательным. Но, планируя занятия, нужно тщательно продумывать задания и связывать их с технологиями. Более того, изучая технологии, я убедилась, что фундамент школьных форм патологий закладываются в дошкольном периоде и главными источниками нездоровья детей являются следующие причины:
1. Большое внимание уделяется образовательным стандартам, а не приоритету здоровья;
2. Зачастую не учитывается моторно-динамический образ ребенка, с его смыслом, мотивами и игровым началом;
3. Не формируем у дошкольников функциональную зрелось тех систем, на которые падает в школе основная тяжесть школьных нагрузок;
4. Занятия в ДОУ проходят в основном в режиме ближнего и частично дальнего зрения;
5. Дети большую часть времени находятся в закрытом помещении, в ограниченном пространстве, с обеднённой развивающей средой;
6. Обучение детей по мертвым буквам, цифрам, схемам ведут к угасанию чувства жизни, добра, переживаний.
7. Игра зачастую теряет основной смысл для развития детей, которая опиралась на двигательный процесс, активность, с образным мышлением, подлинно развивающим смыслом, она стала носить образовательные цели и лишь частично воспитательные.
8. Дети в детском саду перегружены занятиями и для свободной, творческой, игровой деятельности у них нет времени, даже работая в гибком режиме. [7]
Применение технологий Базарного В. Ф. позволяет устранять многие причины.
Одна из технологий В. Ф. Базарного – построение занятий в режиме подвижных объектов и зрительных горизонтов. Отличительной особенностью методики является то, что дидактический материал размещается на максимально возможном удалении от детей и эффективность зрительного восприятия повышается в условиях пространственного обзора.
Сигнальные метки вносят огромное разнообразие в развивающую среду. То снежинки прилетели с прорезями, а в них задания, отгадки. То птицы перелётные прилетели весной, а под ними пропечатанная первая буква из её названия. []
Опыт показал, что на занятиях обучение грамоте,, сюжетно-ролевые игры эффективны в данном режиме, т. к. основную информацию дети получают через зрительный анализатор.
Самое главное здесь то, что в ответ на каждый вопрос дети совершают десятки поисковых движений глазами, головой, туловищем. Это повышает работоспособность детей и снижает утомляемость, а также гармоническое формирование функций зрительного восприятия и развития сенсорно-моторных функций.