Ольга Вячеславовна Шашлова
Программа по здоровьесберегающим технологиям «Чистюля» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Сохранение и укрепление здоровья невозможно без соблюдения правил гигиены. Большую роль в развитии гигиены детей сыграли учёные. Их труды содержат сведения не только по диагностике и лечению детских заболеваний, но и по уходу, питанию, закаливанию и воспитанию здоровых детей. На основании исследований работники дошкольных учреждений, взяли за основу воспитание культурно – гигиенических навыков. В каждой возрастной группе эта задача осуществляется в соответствии с программами воспитания в детском саду. Усвоение того или иного навыка детьми требует времени, поэтому задача его формирования может относиться не к одному, а к нескольким годам жизни ребёнка. Программа воспитания и обучения в детском саду сориентированы на создание в детском саду обстановки, которая способствует формированию культурно-гигиенических навыков. Дошкольный возраст – это важный период, когда формируется человеческая личность, закладываются прочные основы физического здоровья.
Публикация «Программа по здоровьесберегающим технологиям „Чистюля“ во второй младшей группе» размещена в разделах
Актуальность
Работая с детьми младшего дошкольного возраста я заметила, что у вновь пришедших в детский сад из дома ребят, отсутствуют элементарные навыки самообслуживания и личной гигиены: дети не умеют самостоятельно умываться, последовательно мыть руки, вытирать их полотенцем, нуждаются в терпеливом обучении и непосредственной помощи взрослого. Процесс мытья рук занимает существенную часть времени бодрствования, и очень важен для ЗОЖ каждого ребенка, потому важно их развивать. Именно в дошкольном возрасте необходимо воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. Педагог сообщает детям разнообразные сведения: о значении гигиенических навыков для здоровья, о последовательности гигиенических процедур в режиме дня, формирует у детей представление о пользе физкультурных упражнений. Гигиенические знания целесообразны и на занятиях по физической культуре, труду, ознакомлению с окружающим, с природой. Для этого используются некоторые дидактические и сюжетно-ролевые игры. Интересны детям и литературные сюжеты “Мойдодыр”, “Федорино горе” и др. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми. Все сведения по гигиене прививаются детям в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т. е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.
Цель: формировать культурно-гигиенические навыки у детей младшего дошкольного через использование художественной литературы в разных видах деятельности и практической деятельности. Задачи
-способствовать осмыслению детьми и родителями необходимости соблюдения правил личной гигиены;
- познакомить с алгоритмом выполнения культурно-гигиенических навыков;
- приучать детей следить за своим внешним видом, продолжать формировать умение правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расчёской и носовым платком;
-воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, опрятными;
-формировать простейшие навыки поведения за столом: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.
-создавать условия для развития умений у детей самостоятельно использовать полученные навыки в повседневной жизни в детском саду и дома;
-формировать потребность у детей в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни в детском саду и дома;
Условия реализации
Программа рассчитана на детей младшего дошкольного возраста Срок реализации программы – 1 год обучения.
Формы и методы проведения занятий
Словесные методы обучения:
- устное изложение;
- беседа;
Наглядные методы обучения:
- показ иллюстраций, видеоматериалов;
- наблюдение;
Практические методы обучения:
- упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр;
- систематическое напоминание детям о необходимости соблюдения правил гигиены.
-проектная деятельность
Формы организации деятельности детей:
- индивидуальные;
- групповые;
- индивидуально – групповые.
Тематический план
Сентябрь-Октябрь
Разработка программы. Создание уголка по здоровьесберегающим технологиям «Чистюля» Разучивание пальчиковых гимнастик и физ. минуток. Разучивание комплекса артикуляционной и утренней гимнастики.
Ноябрь
Надо, надо умываться по утрам и вечерам
Цель: научить детей правильно и аккуратно умываться
Занятия - Чтение потешек о воде
- Аким «Где живет вода»
-Игры ситуации «Как Машенька утром умывалась»
-Дид. игры «Кукла Катя умывается», «Мы правильно моем руки»
-Физ минутка «Водичка, водичка»
-Экспериментирование с водой «Для чего нужна вода»
Декабрь
Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое
Цель: учить детей правильно пользоваться мылом и насухо вытираться полотенцем. Занятия: проект «Какое бывает мыло, для чего оно нужно»
-Дид. игры «Моем чисто руки и лицо» «Найди одинаковую пару».
-Сюжетно-ролевая игра «Купание куклы».
- беседа с детьми «В гостях у Мойдодыра».
-Чтение стихов о культуре КГН.
Январь
Здоровые волосы
Цель: формировать у детей КГН самообслуживания. Учить пользоваться расчесткой.
Занятия: - Беседы знакомство с расческой от и до. «Чтобы чистыми быть надо голову мыть»
-Сюжетно ролевая игра «Парикмахерская», «Делаем прическу».
-Игровое упражнение «Аккуратная прическа».
-Саммомасаж головы.
Февраль
Я к врачу не пойду,сам за зубками слежу
Цель: познакомить детей с приемами чистки зубов, познакомить с профессией врача стоматолога. Формировать гигиенические навыки.
Занятия: игровые упражнения «Зайка учится чистить зубки», «Послушная щетка». -Дид. игры «Что полезно для зубов»», «Овощи и фрукты».
- Сюжетно ролевая игра «На приеме у зубного врача».
- Беседы с детьми «Знакомство с профессией стоматолога».
- Пальчиковая гимнастика «Почистим наши зубки».
Март Аккуратным быть хочу
Цель: учит детей правильно одеваться.
Занятия: Беседа с детьми «Какая бывает одежда», «Носовой платок, зачем он нужен».
–Игровая ситуация «Посмотри на себя в зеркало»
-Дид. игра «Одень куклу Машу на прогулку», «Одень колготки правильно».
Апрель
За столом мы правильно сидим и вкусно мы едим. Цель: формировать у детей правильную осанку за столом и навыки правильного питания, его влияния на организм.
Занятия: - Игровое упражнение «Правильно сидим за столом».
- Беседа с детьми «Прямая спинка», «Поговорим о витаминах»
- Разучивание физ. минуток для правильной осанки.
-Сюжетно ролевая игра «Гости», «Накроем на стол».
Май
Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!
Цель: познакомить детей с понятием солнечные и воздушные ванны, их влиянием на организм человека; закреплять выполнение дыхательной гимнастики. Занятия: Дыхательная гимнастика «Ветерок, гимнастика пробуждения.
-Беседа с детьми о влияния солнца на организм.
–Подвижные игры на свежем воздухе.
–Познакомить детей с элементами закаливания.
Консультации:
"Как правильно одевать ребёнка на прогулку"
"Как привить детям культурно гигиенические навыки"
"Как приучить ребёнка к аккуратности и опрятности"
Беседы с родителями:
" Формирование культурно гигиенических навыков у детей 3 лет"
«Как научить малыша мыть руки (одеваться) и т. д. ?»
Оформление уголка «Советы родителям». Тема «Советы для маленьких упрямцев!» Оформление уголка «МЫ - чистюли!»
Список используемой литературы
1 Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста 2. Гигиенические основы воспитания детей от3 до 7 лет. 3. «От рождения до школы.»
4. Медицинское обслуживание и организация питания в ДОУ.