Ольга Федорян
Программа по социально-эмоциональному развитию детей
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие 1. «Кто такой «Я»»
1 Дидактическая игра «Мой портрет»
Цель игры: Научить детей различать индивидуальные особенности своей внешности, лица, роста, возраста.
Дидактический материал: картинки с изображением детей разного возраста, роста, внешности; карандаши, фломастеры, фланелеграф.
Описание игры.
Публикация «Программа по социально-эмоциональному развитию детей» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Педагог предлагает детям рассмотреть картинки (с изображением ребят разного возраста в различных игровых ситуациях) и определить, какими они себя считают — большимими, маленькими или не очень маленькими. Могут ли они сказать и показать на пальчиках, сколько им лет, или они этого еще не знают.
Дети рассматривают картинки с изображением детей разного роста и говорят, какими они считают себя сейчас, и какими хотят вырасти. Педагог предлагает детям нарисовать себя, какими они хотят быть. По рисункам детей, выставленных на фланелеграфе, дети пытаются узнать, кто на них изображен. Педагог спрашивает, зависит ли от роста, какой человек, хороший или плохой. Читает стихотворение:
Если сам ты небольшой,
Но с высокою душой,
Значит, твой реальный рост
Выше самых дальних звезд.
На следующем занятии педагог предлагает детям рассмотреть у себя и друзей, какие у них глаза, брови, нос, рот, уши, прическа, а затем нарисовать свой автопортрет.
2 Игра-беседа «Кто мы?»
Цель игры – беседы: Воспитывать у ребенка интерес к собственной личности (я мальчик, мне три года и т. п., показывает отличие конкретного человека от других людей (в имени, возрасте, поле и пр.).
Описание игры – беседы.
Педагог показывает детям любую хорошо знакомую им куклу или игрушку. Малыши узнают ее, радуются. Кукла здоровается с педагогом, называет свое имя. В ответ педагог называет себя по имени и отчеству. Далее кукла знакомится с четырьмя детьми. Воспитатель подсказывает ребенку, что надо сказать в том или в другом случае («Очень приятно. Меня зовут Машенька», «Я — Митя» и т. п.).
Педагог сообщает детям о том, что их гость хочет выяснить их знания о самих себе. Куклу, например, интересует, кому сколько лет, кто из вас девочка, а кто мальчик, кто сынок, а кто дочка, кто внук, а кто внучка, кто похож на маму, а кто — на папу.
Педагог предлагает детям ответить на различные вопросы гостя. Получив согласие детей, педагог усаживает куклу так, чтобы все малыши хорошо ее видели. Поясняет: «Здесь ей все слышно и всех видно».
Педагог подходит к ребенку, беседует с ним. «Дима, ответь, пожалуйста, — обращается он к малышу, — ты девочка или мальчик?» Оценивает ответ ребенка, одобряет попытки детей принять участие в этой сценке.
В зависимости от возраста детей педагог задает им более легкие или сложные вопросы, при необходимости повторяет некоторые из них несколько раз («Ты мальчик? Девочка? Тебе сколько лет?»).
Вопросы к старшим детям могут быть разнообразнее и сложнее («Ты внук или внучка? А чья ты внучка?»). Следует хвалить детей и за краткие ответы («Я бабушкина и дедушкина внучка», и за развернутые («Я внучка бабушки Оли, Саши, дедушки Коли»).
Кукла благодарит детей за приятно проведенное с ними время. Прощается с малышами. «До свидания! Всего тебе доброго! Приходи к нам еще!» — вслед за педагогом повторяют дети хором и по одному.
3 Упражнение «Спиной друг к другу»
Цель упражнения: Вырабатывать умение выделять характерные особенности во внешности другого человека.
Описание упражнения.
Дети разбиваются на пары, которые встают спиной друг к другу. Педагог предлагает им на минутку развернуться и посмотреть друг на друга. Затем тому, кто самый смелый в паре, необходимо описать внешность его партнера — какие у того волосы, глаза, нос, одежда и т. п. В конце игры педагог отмечает лучших игроков, которые смогли запомнить и назвать наибольшее число деталей внешности и одежды партнера по игре.
Педагог вместе с детьми обсуждает на примере 1-2 пар играющих, чем они отличаются друг от друга и чем похожи.
Занятие 2 «Мамы разные нужны, мамы всякие важны»
1 Беседа «Что делают наши мамы и папы»
Цель. Формировать у детей представление о разных профессиях, показать значимость каждой профессии.
Дидактический материал: сюжетные картинки с изображением людей разных профессий, фланелеграф.
Описание беседы.
В начале беседы педагог помещает на фланелеграфе сюжетные картинки с изображением людей различных профессий: доктора, строителя, парикмахера, повара, летчика, моряка и др.
Он предлагает детям внимательно на них посмотреть и сказать, чем заняты взрослые на каждой из этих картинок. Педагог обобщает ответы: кто умеет лечить людей, кто из взрослых строит дома, готовит детям обед и т. п. Каждого, кто занят полезным делом, надо уважать. Педагог может предложить детям подумать, почему они должны уважать взрослых за их труд. Он объясняет это детям на доступных примерах.
— Если бы не было повара, некому было бы сварить суп. В вашей группе есть тетя Лена, если она не придет на работу, то у вас не будет обеда.
— Многих из вас родители водят к парикмахеру. Что было бы, если не было бы парикмахеров?
— Строитель строит дома. Если бы некоторые взрослые не стали этого делать, нам негде было бы жить.
Педагог говорит детям, что каждый взрослый, работая на своем месте, помогает другому человеку. Преподаватель предла гает воспитанникам посмотреть на самих себя: взрослые сшили детям одежду, сделали обувь, красивую прическу.
«Итак, ваши родители — папы и мамы, — заключает педагог беседу,— работают на разных работах, заняты самым разным делом». Он читает детям отрывок из стихотворения С. Ми халкова:
Летчик водит самолеты —
Это очень хорошо.
Повар делает компоты —
Это тоже хорошо.
Доктор лечит нас от кори,
Есть учительница в школе.
Мамы разные нужны,
Мамы всякие важны.
2 Игра-рисование «Маленький парикмахер»
Цель игры – рисования:. Формировать у детей представление о профессии парикмахера.
Дидактический материал: набор цветных карандашей и иллюстраций с изображением причесок для каждого ребенка.
Описание игры - рисования.
Педагог спрашивает детей, кто из них был с родителями в парикмахерской, а кому прическу делала мама или бабушка?
Педагог предлагает детям попробовать себя в качестве парикмахера. Детям даются картинки, на которых изображены различные прически. Затем каждый из них дорисовывает на картинке ту прическу, которая, по его мнению, подходит героям различных произведений.
Педагог обсуждает рисунки детей и выделяет лучших «парикмахеров».
3 Дидактическая игра «Кто больше назовет действий»
Цель игры: Учить детей соотносить действия людей различных профессий.
Игровые правила:
Называть только одно действие данной профессии. Если ребенок не может вспомнить, то он ударяет мячом о пол, ловит его и бросает назад ведущему.
Игровые действия: бросание и ловля мяча.
Описание игры.
Педагог перед игрой проводит короткую беседу, уточняя понимание детьми слов, используемых в различных профессиях, действиях. Затем говорит:
— Дети, я работаю в детском саду воспитателем. Это моя профессия. Толина мама лечит больных. Она врач. Это ее профессия. Как вы думаете, какая профессия у Антонины Васильевны, которая готовит нам обед? ( Дети отвечают: «Повар».)
Каждый человек, имея профессию, выполняет какие-то действия. Что же делает повар? (Дети отвечают.)
Сейчас мы поиграем с вами в игру «Кто больше назовет действий?» Я назову профессию, а вы вспомните все действия человека этой профессии.
Педагог говорит слово «врач» и бросает мяч кому-либо из Играющих. Дети отвечают: «Осматривает больных, выслушивает, лечит, делает уколы, операции, дает лекарство».
Педагог называет знакомые детям профессии: няня, прачка, шофер и др. Дети вспоминают, что делают люди этих профессий.
Занятие 3 «Мы улыбаемся»
1Игра «Клоун Тяп-Ляп»
Цель игры. Расширять диапазон эмоций у детей через понимание и переживание чувства радости; формирует положительные чувства и эмоции через улыбку; учит эмоционально воспринимать веселое настроение людей.
Описание игры.
Педагог сообщает детям о том, что к ним сегодня в гости пришел клоун. Его зовут Тяп-Ляп. Он очень веселый. Но ему интересно узнать, умеете ли вы смеяться, радоваться, веселиться.
Педагог обращает внимание детей на то, что клоун что-то прячет за спиной. Клоун неожиданно достает небольшой яркий мячик. Он предлагает ребятам поиграть. Бросает мячик, дети ловят его. Он расстроен, что они такие ловкие и умелые. Клоун отмечает, что ребята действительно умеют радоваться, веселиться, и ему это очень приятно.
Клоун спрашивает у ребят, когда и над чем смеются дети? Обращали ли они внимание, какие у них лица, когда они смеются?
Клоун показывает ребятам рисунки своего друга Улыбкина, который бывает не только веселым, но и грустным. Он предлагает ребятам отыскать улыбающихся клоунов на рисунках и раскрасить их.
2 Этюд «Делай, как я»
Цель этюда: развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выразить своё настроение
Описание этюда.
Клоун при помощи мимики и жестов старается развеселить ребят. Дети повторяют вслед за ним движения: указательным пальцем нажимают на кончик носа; растягивают уголки губ;
ладонью одной руки машут из-за головы, другой чешут кончик носа;
показывают длинный нос, как у Буратино, с помощью ладони руки;
изображают смешное лицо обезьянки и пр. Клоун сообщает, что увидел, как ребята могут веселиться, и из них могут получиться хорошие клоуны.
Подвижная игра «Замри!»
Цель игры: развитие ориентировки в пространстве, развитие чувства юмора.
Клоун при помощи веселой считалки выбирает из детей одного водящего :
Черепашка хвост поджала
И за зайцем побежала.
Оказалась впереди,
Кто не верит — выходи!
Он предлагает детям свободно двигаться по всей группе. Однако после его хлопка в ладоши все должны встать неподвижно, замереть. Клоун подходит к ребятам и старается их рассмешить. Кто засмеялся — выбывает из игры.
В конце игры клоун благодарит детей и говорит, что они подарили ему много радости, и ему никогда не было так весело, как с этими ребятами.