Ипполитова Ирина Валентиновна
Программа по социально-эмоциональному развитию (благополучию) детей дошкольного возраста «Я, ты, мы»
▼ Скачать + Заказать документы
Необходимость разработки программы по социально-эмоциональному развитию детей назрела уже давно. Традиционно уделяя внимание физическому здоровью детей (зарядка, закаливание, профилактика заболеваемости и т. д., педагоги дошкольных учреждений до конца еще не осознали значения психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А ведь, проводя в детском саду большую часть времени, находясь в постоянном контакте со сверстниками и взрослыми, дети могут испытывать серьезные психические нагрузки. Основным условием профилактики эмоционального неблагополучия является создание благоприятной атмосферы, характеризующейся взаимным доверием и уважением, открытым и благожелательным общением.
Публикация «Программа по социально-эмоциональному развитию (благополучию) детей дошкольного возраста „Я, ты, мы“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Часто на эмоциональное состояние детей оказывают негативное влияние страхи (например, боязнь темноты, боязнь оказаться в центре внимания, страх перед каким-либо сказочным персонажем, животным, страх собственной смерти или смерти близких, поэтому очень важно, чтобы педагог:
- относился к страхам серьезно, не игнорировал и не умалял их;
- помогал детям выразить страх в словах;
- давал описания реально опасных ситуаций (ходить весной по тонкому льду, перебегать улицу в неположенном месте и др.)
- допускал здоровую дозу страха (боязнь высоты предохраняет от действительной опасности)
- давал возможность учиться на собственных ошибках
- реагировал на детское восприятие реальных жизненных событий.
Одним из наиболее ярких проявлений неблагоприятной атмосферы в группе являются частые споры и ссоры между детьми, порой переходящие в драки.
Основная задача педагога – научить детей способам выхода из конфликтных ситуаций, не доводя дело до их силового решения. Не менее важной задачей является профилактика возникновения конфликтных ситуаций, для чего могут быть организованы соответствующие игры, беседы драматизации.
Цель: научить детей осознанному восприятию своих чувств, желаний, умению выражать их понятным другим людям образом; стремиться, чтобы дети были восприимчивы к чувствам, желаниям других людей, не всегда совпадающим с их собственными.
Задачи: - помочь ребенку осознать свои характерные особенности и предпочтения, понять, что он, как и каждый человек, уникален и неповторим.
- познакомить с языком эмоций, обучать пользоваться ими для выражения собственных чувств и переживаний и для понимания эмоционального состояния других
- обучение детей этически ценным формам и способам поведения в отношении с другими людьми
1. Тема: Ты и твои родители. Помочь лучше понять свое внешнее сходство с родителями и отличие от них.
2. Тема: Каждый привлекателен по-своему. Выяснить, как ребенок относится к своей внешности, помочь ему адекватно оценить себя, поддержать положительную самооценку
3. Тема: Фоторобот. Развивать воображение в изменении внешнего облика человека
4. Тема: Шляпы, одежды, грим. Помочь понять, что внешность человека может меняться, отражая разное настроение и открывая неожиданные черты его характера
5. Тема: Маски. Побуждать экспериментировать с помощью масок со своей внешностью.
6. Тема: Ты и другие в зеркале. Развивать представления о себе и своем отличии от других
7. Тема: Плач, смех, испуг. Учить распознавать по внешним признакам различные настроения и эмоциональные состояния и анализировать их причины.
8. Тема: Мимические признаки эмоций. Продолжать учить распознавать различные эмоции по выражению лица
9. Тема: Чувства и предпочтения. Развивать понимание того, что чувства и настроения человека связаны с его предпочтениями
10. Тема: Сказочные герои и ты. Учить распознавать эмоциональные переживания сказочных персонажей и соотносить их со своим жизненным опытом
11. Тема: Несовпадение настроений. Учить понимать настроение другого, принимать его позицию
12. Тема: Что тебя раздражает или чему ты радуешься. Учить определять, какие эмоциональные реакции вызывают разные жизненные события
13. Тема: Как называются эмоции. Знакомить с названиями различных эмоциональных состояний.
14. Тема: Конфликты между детьми. Учить анализировать причины ссоры, помочь освоить способы
15. Тема: какие качества помогают дружбе. Познакомить с качествами, помогающими и мешающими дружбе, научить анализировать с этих позиций себя и своих знакомых.
16. Тема: Внимательный, равнодушный. Обсудить с детьми качества «внимательность», «равнодушие» и их значение в межличностных отношениях
17. Тема: Лживый, правдивый. Обсудить с детьми качества «лживость», «правдивость» и их роль в общении с окружающими
18. Тема: Смелый, трусливый. Обсудить с детьми качества «смелость», «трусость» и их роль в общении с окружающими
19. Тема: Добрый, жадный. Обсудить с детьми качества «доброта», «жадность» и их значение в межличностных отношениях
20. Тема: Порадуй своего друга. Учить позитивным способам общения со сверстниками, помочь понять, что дружба дарит радость общения и надо уметь доставлять друзьям эту радость