Ирина Савченко
Программа по снижению уровня тревожности, агрессивности и стабилизации эмоциональной сферы «Цветная карусель»
▼ Скачать + Заказать документы
Министерство труда и социального развития Краснодарского края
Государственное казенное учреждение социального обслуживания
Краснодарского края «Отрадненский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
Дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая
программа по снижению уровня тревожности, агрессивности
и стабилизации эмоциональной сферы
«Цветная карусель»
Возраст обучающихся – 3-17 лет
Публикация «Программа по снижению уровня тревожности, агрессивности и стабилизации эмоциональной сферы „Цветная карусель“» размещена в разделах
- Агрессия, детская агрессивность
- Страх и детская тревожность
- Эмоциональное и профессиональное выгорание. Тренинги
- Темочки
Срок реализации – 3 месяца
Составители:
педагог-психолог
Савченко И. Н.
2023 год
1. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной, общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка
Данная программа способствует успешной адаптации в условиях нового коллектива, стабилизации эмоциональной сферы, снижению тревожности, неуверенности в себе, агрессивности. Дает возможность удовлетворить потребность во взаимодействии с детьми, научиться учитывать мнение других и отстаивать свое, проявлять активность, сдержанность. Творческая деятельность помогает ребенку найти себя, реализовать свой потенциал, преодолеть свои страхи и неуверенность.
Дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая программа по снижению уровня тревожности, агрессивности и стабилизации эмоциональной сферы «Цветная карусель» имеет социально-гуманитарную направленность, предназначена для несовершеннолетних детей в возрасте от трех до семнадцати лет.
Программа составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р 04 сентября 2014 № 1726-р «Концепция развития дополнительного образования детей»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08 2017г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014г. №41
Письмо Министерство образования и науки РФ от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»;
Методические рекомендации «Структурирование программы дополнительного образования», разработанных ГКУ КК «Краевой методический центр» (г. Краснодар, 2023 год);
Лицензия на осуществление образовательной деятельности ГКУ СО КК «Отрадненский СРЦН» № 07136 от 02 октября 2015 г. ;
Устав ГКУ СО КК «Отрадненский СРЦН» согласован 01.02.2016г. № 132, утвержден 09.03.2016г № 259.
Актуальность данной программы состоит в том, что в настоящее время уделяется огромное внимание физическому здоровью детей и зачастую без внимания остается его психика, его эмоции, то есть психологическое здоровье в целом. Страхи, тревога, низкая самооценка - это симптомы психологического нездоровья детей. В связи с этим возникает необходимость поиска новых эффективных методов не только в воспитании и развитии детей, но и стабилизирующих их психоэмоциональное состояние и психологическое здоровье. И поэтому, наряду с использованием традиционных методов важную роль в преодолении сложностей развития могут сыграть инновационные методы, такие как, арт-терапия. Этот метод признан психологами одним из наиболее эффективных и мягких способов воздействия на сознание человека. Это не только прекрасный способ снять стресс и расслабиться, но и возможность раскрыть внутренний мир. Различные техники арт-терапии используются для преодоления психологических травм, кризисных состояний, страхов, потерь, конфликтов. Однако, помимо решения перечисленных проблем, арт-терапия может использоваться для развития личности, помогает достичь гармонии, найти смысл жизни, раскрыть внутренние силы личности. Через творчество дети учатся выражать то, что им трудно выразить словами. Метод применим как в индивидуальной, так и в групповой работе.
Новизна программы заключается в объединении инновационных арт-терапевтических техник, которые интересны и доступны ребенку любого возраста, и технологии стабилизации эмоциональной сферы несовершеннолетних. Упражнения по арт-терапии наделяют воспитанников уверенностью, помогают справляться со сложными ситуациями, обнаружить и решить скрытые проблемы.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что в ней используются различные неожиданные, непредсказуемые методики и разнообразные техники, которые позволяют детям расслабиться, раскрыть свои чувства. Они учатся выражать то, что им трудно выразить словами. У детей развивается эстетическое восприятие, воображение, познавательные процессы, коммуникативные навыки.
Отличительная особенность программы в том, что ребенок с помощью арт-терапии, особым способом, создает образ, аналогичный своей проблеме, и работает с ним. Находясь в творческом пространстве, несовершеннолетний получает возможность самовыражения, в результате чего происходят улучшения в его эмоциональной и поведенческой сферах. Арт-терапевтическая атмосфера способствует раскрытию ребенком своего потенциала, что так же приводит к позитивным результатам психологической помощи.
Адресат программы : несовершеннолетние 3-17 лет, находящиеся в социально-реабилитационном центре.
Форма обучения: индивидуальная.
Особенности организации образовательного процесса – в соответствии с индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам, сформированных в группы обучающихся разных возрастных категорий, являющиеся основным составом кружка.
Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю, согласно календарно-тематическому плану. Продолжительность каждого занятия 1 академический час длительностью: 3-7 лет - 20 минут, 8-12 - 30 минут, 13-17 лет - 40 минут.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы : стабилизировать эмоциональное состояние несовершеннолетних (снятие напряжения, тревожности, агрессивности)
посредством арт-техник.
Задачи программы :
Образовательные: учить переводить энергию негативных чувств и переживаний в русло творческой активности.
Воспитательные: воспитывать положительное эмоциональное отношение к взрослым, сверстникам и самому себе.
Развивающие: развивать мотивацию на самопознание, саморазвитие и самовыражение, осознания своего внутреннего мира, позитивную "Я-концепцию" и адекватную самооценку.
Коррекционные: стабилизировать эмоционально-волевую сферу несовершеннолетних;
снимать психоэмоциональное напряжение, страхи, внутренние зажимы в процессе творчества;
повышать уверенность в себе.
1.3. Учебный план
дополнительной общеобразовательной, общеразвивающей
программы по снижению уровня тревожности, агрессивности и
стабилизации эмоциональной сферы «Цветная карусель»
№
п/п Название модулей Количество часов
Всего Теоретическая
часть Практические
занятия
1. Волшебство вокруг меня 13 3 10
2. Разноцветный мир 13 3 10
3. Мир глазами ребенка 13 2 11
Всего: 39 8 31
Содержание
дополнительной общеобразовательной, общеразвивающей
программы по снижению уровня тревожности, агрессивности и
стабилизации эмоциональной сферы «Цветная карусель»
Модуль «Волшебство вокруг меня»
Возрастная категория 3-7 лет
1.1. Графическая методика «Кактус»
Практическое занятие: рисунок по теме. Вопросы к обсуждению.
1.2. Занятие с элементами песочной терапии «Солнечная сказка на песке»
Теоретическое занятие: беседа «Песок».
Практическое занятие: упражнение «Развеселим песочек». Сказка «Солнышко проснулось». Упражнение «Ласковое солнышко». Упражнение «Зайчики». Упражнение «Тучка». Упражнение «Бабочки-цветочки». Рефлексия.
1.3. Занятие с использованием мандал «Волшебство в круге»
Практическое занятие: игра «Комплименты». Упражнение «Волшебство в круге». Рефлексия.
1.4. Занятие-игра с использованием элементов пальчиковой живописи «Веселые котята»
Теоретическое занятие: загадка «Кошка». Рассказ «Кошка».
Практическое занятие: упражнение «Превращение». Загадка «Клубок». Игра «Подбери по цвету». Загадка «Аквариум». Упражнение «Рыбки в аквариуме». Рефлексия.
1.5. Занятие с элементами аппликации «Веселая птичка»
Практическое занятие: разминка «Руки вверх я подниму». Аппликация «Птица». Рефлексия.
1.6. Занятие с элементами ладошкового рисования «Нарисуем вместе краба!»
Теоретическое занятие: загадки «Краб». Пальчиковая гимнастика «А под пальмой сидит краб».
Практическое занятие: рисование «Крабы». Рефлексия.
1.7. Занятие с элементами сказкотерапии «Протяну сказке руку»
Теоретическое занятие: психогимнастика «Улыбка».
Практическое занятие: рисование «Моя улыбка». Рефлексия.
1.8. Занятие с элементами изо-терапии «Свободный рисунок в круге»
Теоретическое занятие: беседа «Волшебный рисунок».
Практическое занятие: упражнение «Свободный рисунок». Релаксационное упражнение «Лимон». Рефлексия.
1.9. Занятие с элементами модульной аппликации «Веселый мишка»
Практическое занятие: упражнение «Ручки». Аппликация «Веселый мишка». Упражнение «Круг друзей». Рефлексия.
1.10. Занятие с элементами монотипии «Разноцветные нити»
Практическое занятие: монотипия «Разноцветные нити». Пальчиковая гимнастика «Танцы для пальцев». Рефлексия.
1.11. Занятие с элементами кляксографии «Затейливый рисунок»
Практическое занятие: кляксография «Затейливый рисунок». Релаксационное упражнение «Дождь в лесу». Рефлексия.
1.12. Занятие с элементами изо-терапии «Причудливые каракули»
Практическое занятие: упражнение «Мое настроение». Упражнение «Причудливые каракули». Упражнение «Ладошки». Рефлексия.
1.13. Занятие с элементами пластилинографии «Золотая рыбка»
Теоретическое занятие: беседа «Сказка».
Практическое занятие: пластилинография «Золотая рыбка» психогимнастика «Улыбка». Рефлексия.
Модуль «Разноцветный мир»
Возрастная категория 8-11 лет
2.1. Методика «Несуществующее животное»
Практическое занятие: инструкция для несовершеннолетних. Выполнение методики. Вопросы к обсуждению.
2.2. Занятие «Прогулка в лес»
Практическое занятие: физ. минутка «Улыбнемся солнышку». Аппликация «Птица». Рефлексия.
2.3. Занятие с элементами релаксации «Волшебный круг»
Практическое занятие: упражнение с элементами релаксации «Маленькие индейцы». Изготовление мандалы. Рефлексия.
2.4. Занятие с элементами сказкотерапии «Найда»
Теоретическое занятие: беседа «Эмоции».
Практическое занятие: сказка «Найда». Рефлексия.
2.5. Занятия с элементами арт-терапии «Автопортрет»
Практическое занятие: игра «Узнай, что это». Коллаж «Автопортрет». Рефлексия.
2.6. Интегрированное занятие «Русская матрешка»
Теоретическое занятие: загадка «Матрешка». История создания матрешки. Видеоролик «Матрешка».
Практическое занятие: практическая работа «Матрешка в технике пластилинографии». Рефлексия.
2.7. Занятие-рисование нитками «Ниточка в стране Рисовании»
Практическое занятие: упражнение «Здравствуй». Стихотворение «Я простая с виду нить». Загадка «Нитка». Практическая работа «Нитка в стране Рисовании». Рефлексия.
2.8. Занятиес применением рисования манной крупой «Снеговик»
Теоретическое занятие: стихотворение «Снеговик».
Практическое занятие: практическая работа «Техника рисования манкой» «Снеговик». Пальчиковая игра «Снеговик». Рефлексия.
2.9. Занятие с элементами модульной аппликации «Дом, в котором я живу»
Практическое занятие: упражнение «Волшебные шарики». Модульная аппликация «Дом, в котором я живу». Рефлексия.
2.10. Занятие с элементами пластилинографии «Мир животных»
Теоретическое занятие: загадки «Животные».
Практическое занятие: пластилинография «Мир животных». Рефлексия.
2.11. Занятие с элементами кляксографии «Путешествие на облаке»
Теоретическое занятие: беседа «Живые облака».
Практическое занятие: упражнение «Клякса». Релаксационное упражнение «Плаваем на облаках». Рефлексия.
2.12. Занятие с элементами монотипии «Игра ниток»
Практическое занятие: приветствие «Мое имя». Монотипия «Ниточная фантазия». Релаксационное упражнение «Лимон». Рефлексия.
2.13. Занятие с элементами монотипия «Прощание со страхами»
Теоретическое занятие: беседа «Страхи».
Практическое занятие: упражнение «Нитки». Физическая минутка «Цветочек-бутончик». Рефлексия.
Модуль «Мир глазами ребенка»
Возрастная категория 12-18 лет
3.1. Методика «Дом, дерево, человек»
Практическое занятие: инструкция для несовершеннолетних. Выполнение методики. Вопросы к обсуждению.
3.2. Занятие с элементами изо-терапии «Карта моего внутреннего мира»
Практическое занятие: упражнение «Ассоциации». Упражнение «Карта моего внутреннего мира». Рефлексия.
3.3. Занятиес элементами изо-терапии «Рисуем имя….
Теоретическое занятие: сказка об именах.
Практическое занятие: упражнение «Мое имя». Упражнение «Рисунок имени». Рефлексия.
3.4. Занятие коллаж «Все грани моего Я»
Практическое занятие: упражнение «Я какой?». Создание коллажа на тему: «Какой Я?». Упражнение «Избавляемся от комплексов». Рефлексия.
3.5. Занятиес элементами мандала-терапии «Рисунок в круге»
Теоретическое занятие: беседа о рисунке «Мандала». Освоение техники рисунка «Мандала».
Практическое занятие: выполнение индивидуального рисунка.
3.6. Занятие с элементами изо-терапии «Невидимые рисунки. Рисование свечой»
Практическое занятие: упражнение «Если бы я был…». Рисование свечой. Рефлексия.
3.7. Занятия с элементами монотипии «Необычные рисунки»
Теоретическое занятие: обсуждение техники рисования.
Практическое занятие: упражнение «Если бы я был…». Арт - терапевтическое упражнение «Монотипия». Рефлексия.
3.8. Занятие с элементами маска-терапии «Маски»
Практическое занятие: игра «Мое имя». Упражнение «Ассоциации». Упражнение «Маски». Рефлексия.
3.9. Занятие с элементами изо-терапии «Рисуем музыку»
Практическое занятие: упражнение «Звуки». Арт-терапевтическое упражнение «Рисуем музыку». Рефлексия.
3.10. Занятие с элементами изо-терапии «Мое дерево»»
Практическое занятие: упражнение «Я дерево». Упражнение «Мое дерево». Рефлексия.
3.11. Занятие с элементами аппликации «Герб моей семьи»
Теоретическое занятие: упражнение «Я сказочный герой».
Практическое занятие: Создание коллажа и девиза на тему: «Герб своей семьи». Рефлексия.
3.12. Занятие с элементами изо-терапии «Мой сосуд»
Практическое занятие: упражнение «Наполняем сосуд». Упражнение «Разукрась свой сосуд». Подведение итогов занятия. Обсуждение полученных результатов.
3.13. Занятие с элементами маска-терапии «Маска собственной личности»
Практическое занятие: упражнение «Кто Я». Упражнение «Маски для других». Рефлексия.
1.5. Планируемые результаты
У обучающихся улучшатся: улучшится самоконтроль и саморегуляция
У несовершеннолетних разовьются: разовьются коммуникативные навыки.
У воспитанников сформируются: положительное эмоциональное состояние;
снизится психоэмоциональное напряжение, уровень тревожности, агрессивности, негативные чувства, переживания;
повысится уверенность в себе, осознают ценность собственной личности.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
дополнительной общеобразовательной программы по снижению уровня тревожности, агрессивности и стабилизации эмоциональной сферы «Цветная карусель»
№ п/п
модуля Дата проведения
Название модуля и тем
Количество часов
Всего Теоретическая часть Практическая часть
1. 1. Волшебство вокруг меня
возрастная категория 3-7 лет 13 3 10
1.1. «Кактус» 1 - 1
1.2. «Солнечная сказка на песке» 1 0,5 0,5
1.3. «Волшебство в круге» 1 - 1
1.4. «Веселые котята» 1 0,5 0,5
1.5. «Веселая птичка» 1 - 1
1.6. «Нарисуем вместе краба!» 1 0,5 0,5
1.7. «Протяну сказке руку» 1 0,5 0,5
1.8. «Свободный рисунок в круге» 1 0,5 0,5
1.9. «Веселый мишка» 1 - 1
1.10. «Разноцветные нити» 1 - 1
1.11. «Затейливый рисунок» 1 - 1
1.12. «Причудливые каракули» 1 - 1
1.13. «Золотая рыбка» 1 0,5 0,5
2. 2. Разноцветный мир
возрастная категория 8-12 лет 13 3 10
2.1. «Несуществующее животное» 1 - 1
2.2 «Прогулка в лес» 1 - 1
2.3. «Волшебный круг» 1 - 1
2.4. «Найда» 1 0,5 0,5
2.5. «Автопортрет» 1 - 1
2.6. «Русская матрешка» 1 0,5 0,5
2.7. «Ниточка в стране рисовании» 1 - 1
2.8. «Снеговик» 1 0,5 0,5
2.9. «Дом, в котором я живу» 1 - 1
2.10. «Мир животных» 1 0,5 0,5
2.11. «Путешествие на облаке» 1 0,5 0,5
2.12. «Игра ниток» 1 - 1
2.13. «Прощание со страхами» 1 0,5 0,5
3.
3. Мир глазами ребенка
возрастная категория 13-18лет 13 2 11 1 1 Изотерапия
3.1 «Дом, дерево, человек». 1 - 1
3.2. «Карта моего внутреннего мира». 1 - 1
3.3. «Рисуем имя…» 1 0,5 0,5
3.4. «Все грани моего Я» 1 - 1
3.5. «Рисунок в круге» 1 0,5 0,5
3.6. «Невидимые рисунки. Рисование свечой» 1 - 1
3.7. «Необычные рисунки» 1 0,5 0,5
3.8. «Маски» 1 - 1
3.9. «Рисуем музыку» 1 - 1
3.10. «Мое дерево» 1 - 1
3.11. «Герб моей семьи» 1 0,5 0,5
3.12. «Мой сосуд» 1 - 1
3.13. «Маска собственной личности» 1 - 1
Всего: 39 8 31
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое оснащение
Оборудованная комната для проведения занятий, художественные материалы и канцелярские принадлежности (ручки, карандаши, фломастеры, восковые мелки, кисти, маркеры, бумага, картон, ватман, краски для рисования, стакан-непроливайка, ножницы, клей, скотч, салфетки, кнопки, скрепки, цветной песок, различные крупы, соль, мука, пластилин, коврик для лепки, нитки, световой столик для рисования с отсеком для песка, компьютер-ноутбук, экран, мультимедиа проектор, музыкальный проигрыватель.
Кадровое обеспечение
Педагоги-психологи социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, имеющие высшее профессиональное образование, образовательный центр указанных лиц подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования.
2.3. Формы контроля планируемых результатов
Программа предусматривает оценивание личностных показателей в начале занятий, а также итоговый контроль в конце срока реализации программы. На каждом занятии специалист, реализующий программу, проводит текущий контроль по предметным показателям, используя различные методы социально-педагогической работы (наблюдение, беседа, анкетирование).
Мониторинг усвоенного материала, психоэмоциональное изменение несовершеннолетних отражается в таблице (приложение).
2.4. Оценочные материалы и методические материалы
Пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение обучающимися планируемых результатов (ФЗ № 273, ст. 2, п. 9; ст. 47, п. 5). (приложение).
2.5. Методическое обеспечение программы
Методические материалы.
Методы обучения:
Изо-терапия – терапия изобразительным творчеством, рисованием для формирования положительных взаимоотношений, а также психологической коррекции детей и подростков с трудностями в социальной адаптации.
Тематика методических материалов – краски, фломастеры, цветные и простые карандаши, восковые мелки, кисти, бумага, салфетки, стакан-непроливайка.
Пластилинография и тестопластика – это одна из техник, принцип которой заключается в создании пластилином, соленым тестом картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые, полуобъёмные. Данная техника развивает усидчивость, внимание у ребенка и эффективна в работе с гиперактивными детьми. Пластилинография помогает справиться с агрессией, страхом, гневом, виной, тревогой.
Тематика методических материалов – пластилин, соленое тесто, бумага, салфетки, коврики для лепки, краски, кисти, стакан-непроливайка.
Сказкотерапия – это воспитание и лечение сказкой. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждать их к речевому контакту. Это наиболее эффективный способ коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. В результате активизируются и совершенствуются словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи.
Тематика методических материалов – дидактические, коррекционные,
медитативные сказки и притчи.
Песочная терапия – один из методов психотерапии. Это способ общения с миром и самим собой, способ снятия внутреннего напряжения, повышения уверенности в себе. Сыпучая фактура песка расслабляет, раскрепощает и успокаивает.
Тематика методических материалов – световой столик для рисования с отсеком для песка, цветной песок, кисти, фигурки.
Монотипия – это уникальная техника печатания, которая сумела объединить в себе качества живописи и рисунка. Она позволяет выражать эмоции и фантазии, развивать беглость, гибкость и оригинальность мышления, снижать уровень тревожности, психоэмоционального напряжения.
Тематика методических материалов – краски, бумага, кисти, салфетки, стакан-непроливайка, нитки, клеенка.
Танцевальная терапия – это уникальный вид психотерапии. В ее основе лежит связь между психикой и телом. Улучшает эмоциональное состояние, развивает тактильные способности, прорабатывает эмоции через спонтанные движения тела.
Тематика методических материалов – мультимедийная аппаратура.
Рисование крупами - нетрадиционная техника рисования с помощью различных круп, которая, развивает творческое воображение, мышление, фантазию, мелкую моторику рук, воспитывает интерес к познанию окружающего через художественное творчество.
Тематика методических материалов – клей ПВА, картон, различные крупы, кисти, салфетки, клеенки, краски, стакан-непроливайка.
Аппликация – это один из видов изобразительной техники. В ее основе лежит вырезание различных деталей и наложение их на фон в определенном порядке. Формируются мыслительные операции, дети знакомятся с различными предметами и явлениями, с их свойствами и качествами. Воспитываются нравственно-волевые качества.
Тематика методических материалов – клей, бумага, ножницы, салфетки, клеенки, картон.
Методы работы:
словесный (используется при освоении нового материала, объяснении правильных приемов работы, исправлении и предупреждении ошибок);
творческий (элементы изо-терапии, сказкотерапии, музыкотерапии);
игровой (использование упражнений в игровой форме).
3. Список используемой литературы
Основная
1. Грей Д. «Дети-небес»/ Перев. с англ. - М. : ООО Книжное издание
«София», 2020.- 352 с.
2. Курпатов А. В. «Счастливый ребенок». - СПб. : Нева, 2020. -448с.
3. Кехо Д. «Сила разума для детей». - Минск: Попурри, 2019.- 176 с.
4. Киселева М. В. «Арт-терапия в работе с детьми». - СПб. : Речь, 2018. -160с.
5. Стишенок И. В. «Тренинг уверенности в себе».- Санкт-Петербург; Москва; Речь, 2020.- 240 с.
Дополнительная
1. Журнал «Школьному психологу и социальному педагогу».- Минск, «Красико-Принт», 2019. - 96 с.
2. Журнал «Школьному психологу и социальному педагогу».- Минск, «Красико-Принт», 2020. - 96 с.
3. Журнал «Школьный психолог». - Москва, ООО «Первое сентября», 2019. - 64 с.
4. Журнал «Беспризорник». - Москва, 2020.-56с.