Екатерина Филатова
Программа по семьеведению для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
СЕМЬЕВЕДЕНИЕ
Воспитатель: Филатова Е. А.
Пояснительная записка
Цели и задачи реализации Программы
Цели:
– разностороннее развитие личности ребёнка с учётом его психического и социального развития, индивидуальных возможностей и склонностей;
Публикация «Программа по семьеведению для старших дошкольников» размещена в разделах
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2019
– формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;
– создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Задачи:
– охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
– обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства;
– обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
– создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
– объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
– обеспечения вариативности и разнообразия содержания программ и организационных форм дошкольного образования;
– формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
– обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Принципы и подходы к формированию Программы
Программа сформирована на следующих принципах:
- соответствие Программы требованиям ФГОС ДО, что определяет её структуру и содержание;
- преемственность Программы с основными образовательными программами начального общего образования предполагает непрерывность образования;
- самостоятельность, коллегиальность и творчество при разработке Программы сотрудниками МБДОУ, что соответствует нормативно-правовой базе системы образования;
- реалистичность и реальность выполнения Программы в условиях МБДОУ определяют отбор содержания Программы для детей дошкольного возраста с учётом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и этнокультурной ситуации развития детей;
- взаимодействие МБДОУ с родителями (законными представителями) детей при разработке Программы, что подтверждает их роль как законных участников образовательных отношений в МБДОУ;
- управляемость реализацией Программы предполагает постоянное её регулирование и коррекцию на основе мониторинга образовательного процесса;
- интеграция образовательных областей и детских деятельностей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей;
- комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей в течение всего дня в соответствии со спецификой дошкольного образования
Основные подходы к формированию Программы
Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования. Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей и направлена на решение выше названных задач.
Программа сформирована как Программа психологической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).
Базовыми ценностями МБДОУ являются:
ребёнок как уникальная развивающаяся личность, его здоровье, интересы, потребности;
педагог как личность, носитель образования; уважение и доверие к нему, предоставление возможности проявлять инициативу, самостоятельность; забота о его социальном благополучии;
командная работа как основа достижения успеха;
качество как единственно возможная работа, постоянное стремление к совершенству;
культура организации как культура жизнедеятельности МБДОУ, культура взаимоотношений с родителями воспитанников и социально-педагогической средой, культура деловых и личных отношений;
семья как основная среда личностного развития ребёнка; ориентация на её образовательные потребности и запросы, содружество с ней.
Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.
Программа направлена на создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.
Программа реализуется в течение всего времени пребывания детей в МБДОУ с 1года 6 месяцев до прекращения образовательных отношений, ежедневно 12 часов (с 6.30 до 18.30). По уставу – с 2 месяцев при наличии условий, но условий для детей с 2 месяцев нет.
Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации ФГОС ДО.
Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях. Обязательная часть программы построена с учётом «Примерной основной образовательной программы дошкольного образования», которая одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15).
В части, формируемой участниками образовательных отношений, представлено выбранное педагогами направление: художественно-эстетическое развитие дошкольников.
Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный; в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. Коррекционная работа по развитию речи дошкольников прописана в каждом разделе.
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определённые направления развития и образования детей (далее образовательные области) :
• социально-коммуникативное развитие;
• познавательное развитие;
• речевое развитие;
• художественно-эстетическое развитие;
• физическое развитие.
Содержание Программы отражает следующие аспекты образовательной среды для ребёнка дошкольного возраста :
1) предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
2) характер взаимодействия со взрослыми;
3) характер взаимодействия с другими детьми;
4) систему отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому.
Особенности развития детей cтаршего дошкольного возраста.
Характеристика возраста
В старшем дошкольном возрасте (5–8 лет) на фоне общего физического развития совершенствуется нервная система ребё нка: улучшается подвижность, уравновешенность, устойчивость нервных процессов. Однако дети всё ещё быстро устают, «истощаются», при перегрузках возникает охранительное торможение. Старшие дошкольники отличаются высокой двигательной активностью, обладают достаточным запасом двигательных умений и навыков, им лучше удаются движения, требующие скорости и гибкости, а их сила и выносливость пока ещё невелики.
Кроме сюжетно-ролевых игр дети интенсивно используют и другие формы игры: режиссёрские, игры-фантазии, игры с правилами.
После пяти лет резко возрастает потребность ребёнка в общении со сверстниками. В игре и других видах совместной деятельности дети осуществляют обмен информацией, планирование, разделение и координацию функций. Постепенно складывается достаточно сплочённое детское общество, существенно увеличиваются интенсивность и широта круга общения.
В старшем дошкольном возрасте происходит активное развитие диалогической речи. Диалог детей приобретает характер скоординированных предметных и речевых действий. В недрах диалогического общения старших дошкольников зарождается и формируется новая форма речи – монолог.
Познавательные процессы претерпевают качественные изменения; развивается произвольность действий.
Наряду с наглядно-образным мышлением появляются элементы словесно-логического мышления. Начинают формироваться общие категории мышления (часть – целое, причинность, пространство, время, предмет – система предметов и т. д.).
Старшие дошкольники проявляют большой интерес к природе: животным, растениям, камням, различным природным явлениям и др. У детей появляется и особый интерес к печатному слову, математическим отношениям. Они с удовольствием узнают буквы, овладевают звуковым анализом слова, счётом и пересчётом отдельных предметов.
Эстетическое отношение к миру у старшего дошкольника становится более осознанным и активным. Он уже в состоянии не только воспринимать красоту, но и в какой-то мере создавать её.
Слушая чтение книг, старшие дошкольники сопереживают, сочувствуют литературным героям, обсуждают их действия. При восприятии изобразительного искусства им доступны не только наивные образы детского фольклора, но и произведения декоративно-прикладного искусства, живописи, графики, скульптуры. В рисовании и лепке дети передают характерные признаки предмета: формы, пропорции, цвет; замысел становится более устойчивым.
Старших дошкольников отличает эмоционально яркая реакция на музыку. Появляется интонационно-мелодическая ориентация музыкального восприятия, значительно обогащается индивидуальная интерпретация музыки.
Планируемые результаты освоения программы
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования :
ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. ; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга, и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.
Завершается освоение темы итоговым занятием, направленным на обобщение полученных знаний и способов решения прикладных задач.
Сетка занятий составляется произвольно в соответствии с основными положениями комплексной программы и с требованиями к нагрузке детей в организованной деятельности, предусмотренными ФГОС ДО. Тематические занятия в старшей группе проводятся 1 раз в месяц.
Перспективный план дополнительной программы на 2017-2018 учебный год по «Семьеведению»
(группа «Солнышко»)
№п/п
ННОД
Задачи
Дата
проведения
1.
Семья – мой дом родной. Воспитывать у детей любовь и уважение к семье, доброжелательное отношение к близким людям. Формировать представления о родном доме.
2.
Семейный бюджет. Обогащать представления воспитанников о семейном бюджете. Воспитывать бережливость, способность сдерживать свои чувства и желания, подчиняя их другим людям (родственникам)
3.
Здоровье членов семьи. Расширять знания детей о здоровье членов семьи, о способах его сохранения. Воспитывать любовь к близким людям. Развивать заботу и добросердечие по отношению к членам семьи. Проявлять заботу о больных членах семьи.
4.
Семейный праздник. Пополнить знания детей представлениями о семейных взаимоотношениях, совместном проведении досуга. Помочь распознать эмоциональные переживания и состояния окружающих. Воспитывать доброжелательное отношеие к близким людям.
5.
Домашние обязанности. Формировать у детей представление о распределении времени в семье, развивать способность планировать свою деятельность, совместную работу с членами семьи. Вызвать желание помогать родителям в домашних делах. Пробудить интерес к ним.
6.
Мой дом. Подвести детей к понятию «мой дом», поощрять их стремление больше знать о своем доме (какой он, из чего сделан, сколько в доме комнат, какая мебель в доме, какая техника в доме и пр.)
7.
Мама и бабушка. Упражнять детей в проявлении особого интереса и любви к маме, бабушке. Воспитывать доброжелательное отношение к людям.
8.
Сестра и братья. Развивать стремление детей больше узнавать о своих братьях и сестрах, воспитывать доброжелательное отношение к ним. Привести детям примеры, образцы семейных взаимоотношений, основанных на любви и взаимопонимании.
9.
Папа, мама, я –дружная семья. Формировать обобщенное представление о семье, ее функциях. Воспитывать любовь к близким.