Наталья Стоянова
Программа по самообразованию воспитателя группы раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством применения нетрадиционных техник рисования».
Актуальность темы:
Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные воспитатель прививает любовь к изобразительному искусству, вызывает интерес к рисованию. В детском саду могут использоваться самые разнообразные способы и приемы нетрадиционного рисования.
Публикация «Программа по самообразованию воспитателя группы раннего возраста» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребё нка:
• Знакомство с сенсорными эталонами;
• Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
• Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
• Внимания и усидчивости;
• Мышления;
• Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости, а также развитию детского изобразительного творчества.
Новизна.
Введение новых ФГОС к дошкольному образованию диктует обновление содержания и форм работы с детьми. Интеграция образовательных областей является научно-методической основой ФГОС.
Теоретическая значимость заключается в разработке содержания, форм, методов, которые предусматривают поэтапную организацию образовательной деятельности по продуктивным видам деятельности с целью развития творческих способностей дошкольников.
Практическая значимость заключается в создании условий для эффективной творческой деятельности, развитию творческих способностей детей дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности.
Цель:
Повышение уровня компетентности и профессионализма по вопросам сенсорного развития детей раннего возраста в процессе ознакомления с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности.
Задачи:
• Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы, педагогической, психологической, методической, нормативно – правовых документов.
• Разработать систему образовательной деятельности средствами интеграции областей для интеллектуального развития у воспитанников, развития инициативы и творческих способностей, коммуникативных умений.
• Стимулировать совместное творчество родителей с детьми, повысить интерес к данной теме (предложить консультации, презентации, мастер - классы).
• Обобщать и распространять собственный педагогический опыт.
Предполагаемые результаты
Для педагога:
• Развить профессионально значимые компетенции, необходимые для решения задач сенсорного развития детей раннего возраста.
• Разработать творческие проекты на основе нетрадиционных техник изобразительной деятельности.
• Разработать учебно-методический комплект: дидактические игры, сенсорные игры, пальчиковые игры и упражнения, пособия, иллюстративный и информационный материал, консультации для родителей и воспитателей, презентации.
• Создать развивающая предметно-пространственная среда в группе по теме самообразования.
Для воспитанников :
• Сформировать первоначальные знания о нетрадиционных способах рисования.
• Ребенок овладеет различными техническими приемами работы с разнообразным изобразительным материалом.
• Ребенок научиться выделять цвет, форму, величину как свойства предметов.
• Ребенок будет уметь обследовать и группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету по образцам-эталонам.
• У ребенка разовьется мелкая моторика рук.
План работы
№/№ Направления деятельности
по теме Содержание деятельности Сроки
1. Обучение по теме самообразования - изучение опыта других педагогов, интернет ресурсов по вопросам сенсорного развития детей раннего возраста посредством ознакомления с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности. 2021-2023
2. Ознакомление с научной и методической литературой по теме
- изучить методические пособия и программы :
Е. А. Янушко Рисование с детьми раннего возраста (1 - 3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. - М. : Мозаика - Синтез, 2007. - с. 64.
Петрова И. В., Лиханова Т. И., Присяжнюк С. А. Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста. Методическое пособие: Сфера, 2012;
Выготский Л. С. «Воображение и творчество в детском возрасте» -СПб. : СОЮЗ, 1997
Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. УМК «Цветные ладошки». – М: Цветной мир, 2017;
- изучить и проанализировать современные подходы ознакомления и обучения дошкольников нетрадиционным техникам изодеятельности:
1) Нетрадиционные художественные техники. Выпуск № 6. 2008 год.
Научно-методический журнал № 6. 2008;
2) «Необыкновенное рисование», учебное издание из серии «Искусство – детям», М. : Мозаика-Синтез, 2007 г., № 2;
3) Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2008;
4) Рисование с детьми дошкольного возраста : Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р. Г. Казаковой – М. : ТЦ Сфера, 2006;
5) Фатеева А. А. «Рисуем без кисточки», Ярославль, 2004;
- разработать дидактические игры на основании методических пособий:
1) Лыкова И. А. Дидактические игры и занятия (1-7). – М. : Карапуз, 2010;
2) Комарова Т. С. «Детское художественное творчество», М. : Мозаика-Синтез, 2005;
3) Лыкова И. А. Тень-потетень. Детское творчество. ФГОС ДО. – М. : Цветной мир, 2015;
2021-2023
3. Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса
Разработать учебно-методический комплект, включающий:
- дидактические игры и игровые упражнения: «Волшебные зонтики», «Цвета вокруг нас», «Подбери цвет», «Разноцветная карусель», «Наряди елочку», «Радуга», «Подбери краски», «Собери букет» и др. ;
- игровые обучающие ситуации и упражнения-тренинги «Угадай, что получится?», «Что это может быть?», «Поможем художнику», «Придумай сам», «Составь из частей», «Волшебные картинки» и др.
- развивающие игры «Игра в цвета», «На что похоже», «Хитрые картинки», «Нарисуй иначе», «А если бы …» и др. ;
- конспекты НОД «Волшебные пальчики», «Незнайка-художник», «Веселые краски» и др. ;
- пальчиковые игры «Волшебные бусы», «Елочка», «Курочка», «Мышки», «Пальчики», «Сорока-белобока», «Цветок» и др.
- рекомендации и консультации для родителей и педагогов «Как развивать сенсорные способности ребенка», «Учимся рисовать пальчиками», «Пальчиковые игры для детей», «Развивающие игры с природным материалом», «Формы взаимодействия с воспитанниками по сенсорному развитию»;
- буклеты, папки-передвижки для родителей: «Как самостоятельно сделать новогодние игрушки?», «Как сделать поздравительную открытку?», «Способы нетрадиционных техник рисования», «Как развить мелкую моторику у ребенка?», «Дидактические игры для детей», «Учим ребенка различать цвета». 2021-2023
4. Проектирование деятельности - разработка проектов на основе нетрадиционных техник изобразительной деятельности: «Маленькие художники».
- разработка перспективного и тематического планов по теме самообразования. 2022-2023
5. Мониторинг деятельности - проведение диагностических наблюдений;
- обработка полученных данных;
- отслеживание промежуточных результатов;
- соотнесение полученных результатов с планируемыми результатами 2021-2023
«Психолого-педагогическое обеспечение»
№ Направления деятельности по теме Содержание деятельности Сроки
1. Создание безопасной и психологически комфортной образовательной среды в группе - проведение ситуаций позитивного общения в различные режимные моменты;
- оказание недирективной помощи в процессе совместной и самостоятельной деятельности воспитанников;
- поддерживание
доброжелательных отношений воспитанников друг к другу;
- поддерживание взаимодействия воспитанников друг с другом в разных видах деятельности;
- ориентировка на интересы и возможности каждого ребенка;
- поддерживание инициативы и самостоятельности воспитанников;
- применение в образовательной деятельности форм и методов работы, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей
2021-2023
2. Вовлечение родителей в образовательную деятельность по теме самообразования проведение совместно с родителями и для родителей:
- образовательных мероприятий «Рисуем вместе», «Веселые карандаши»;
- мастер-классов «Пальчиковые игры для детей», «Нетрадиционные техники изобразительной деятельности».
2021-2023
«Условия реализации темы по самообразованию»
№ Направления деятельности по теме Содержание деятельности Сроки
1. Создание развивающей предметно-пространственной среды - оформление в группе развивающих зон сенсорной направленности: «Маленькие художники», «Экспериментальная мастерская»;
- оснащение пространства группы оборудованием, пособиями и атрибутами к различным играм;
- создание объектов и предметов, обеспечивающих разнообразную деятельность детей по методической теме:
подбор специальных книг, альбомов, журналов, энциклопедий; подбор раздаточного и демонстрационного материала по теме;
- пополнение видеотеки по сенсорному и художественно-эстетическому развитию детей. 2021-2023
«Обобщение результатов»
№ Направления деятельности по теме Содержание деятельности Сроки
1. Описание и обобщение деятельности по теме самообразования представление опыта в форме:
- проект «Маленькие художники»,
- презентации «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством применения нетрадиционных техник рисования».
- выступлений «Природный материал как средство для нетрадиционных техник рисования», «Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе по сенсорному развитию»;
- проведения непосредственно образовательной деятельности;
- публикаций «Развитие художественного творчества детей раннего возраста в условиях ДОУ» 2022-2023гг