Получи документы

Программа по самообразованию «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием набора «Дары Фрёбеля»»

Татьяна Нарышкина
Программа по самообразованию «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием набора «Дары Фрёбеля»»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 9 «Золотой ключик»

Программа по самообразованию воспитателя младшей группы № 2

«Сенсорное развитие детей младшего возраста с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля»»

Воспитатель:

Нарышкина Т. В.

Городской округ г. Бор

2023- 2024уч. год

Тема: «Сенсорное развитие детей младшего возраста с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля»»

Актуальность темы:

Сенсорное развитие ребенка — это своевременное и правильное формирование у него важных систем: зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. Для каждого возраста есть свои нормы и методики.

С их помощью нужно развивать ребенка до нужного уровня. Ведь это подготовит его сначала к детскому саду, а потом и к школе. Поможет ему совсем без трудностей наладить общение с новыми людьми.

Сенсорное развитие нужно начинать с раннего возраста. Пик развития детей приходится на возраст 3-4 лет. В этом возрасте дети очень быстро схватывают и усваивают полученную информацию.

Одним из главных направлений деятельности в этом возрасте является сенсорное развитие.

От сенсорного развития детей зависит успешность умственного, нравственного и эстетического воспитания, то есть насколько ребенок слышит, видит и осязает окружающее.

В данное время реализуется новая система дошкольного воспитания, идет поиск альтернативных и неординарны путей. Внедряются новые технологии, развивающие методики. Однако, при этом из поля зрения практиков и теоретиков дошкольного воспитания выпадают опыт и ценные идеи, накопленный в зарубежной и отечественной дошкольной педагогике по вопросам сенсорного воспитания детей раннего вoзраста и рoли сенсорного воспитания в процессе всестороннего развития и формирования личности ребенка.

Таким образом, актуальность системного подхода в сенсорном развитии детей раннего возраста определяется необходимостью внедрения современных технологий и обобщения достижений прошлого в области сенсорного воспитания.

Новизна.

Если говорить о системе Ф. Фрёбеля, то в первую очередь необходимо отметить - педагог чувствовал интуитивно: развитие тех или иных способностей, видов деятельности детей зависит от времени обучения (сенситивный период). И это подтверждено на сегодняшний день психолого-педагогическими исследованиями.

Сенситивный период (от латинского sensus – чувство, ощущение) – период онтогенестического развития, в течение которого организм обладает повышенной чувствительностью копределенного рода воздействиям внешней среды и оказывается как физиологически, так и психологически готов к усвоению новых форм поведения и знаний. Сенситивные периоды определяют границы оптимальных сроков развития психических функций и форм деятельности и тем самым определяют оптимальные сроки эффективного обучения.

Большое значение в системе Фребеля отводилось активности самих детей, организации их самостоятельной деятельности. Ф. Фребель считал, что дети дошкольного возраста лучше всего усваивают материал в практической деятельности, преподносимый в игровой форме. Поэтому игре уделялось особое внимание. Кроме игр в детском саду с детьми рисовали, лепили, делали разные поделки, аппликации, занимались музыкой и стихами, вышивали, выкладывали из металлических колец и палочек фигуры по образцу, конструировали.

Во всех занятиях с малышами действие соединялось со словом, и это было обязательное требование! Слово позволяло ребенку осознать и закрепить опыт. Так, воспитательница, показывая предмет, обязательно называла сам предмет, его характеристики, показывала и называла возможные способы действия. Все действия сопровождались песенкой или стихотворением (они прилагались к игре).

Цель:

Накопление представлений у детей о цвете, форме и величине предметов, их свойствах, которые составляют фундамент общего умственного развития ребенка и являются успешным условием овладения любой практической деятельностью.

Задачи:

Для педагогов:

- Проанализировать учебно-методическую литературу по вопросам сенсорного развития.

- Разработать программу сенсорного развития детей раннего возраста с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля».

- Разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по ознакомлению детей с сенсорным развитием детей раннего возраста.

- Создать систему применения игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с дошкольниками.

- Показать практическое применение игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с дошкольниками.

Для детей:

- Развивать мелкую моторику рук.

- Формировать представления о форме, цвете, величине предметов, положения их в пространстве.

- Упражнять в установлении сходства и различия между предметами.

- Способствовать развитию у детей обследовательских навыков и умений.

- Воспитывать познавательный интерес, любознательность

- Знакомство с дидактическими играми и правилами этих игр

Для родителей:

- Ознакомить родителей со способами использования игрового набора «Дары Фрёбеля».

- Повышать уровень педагогической компетентности родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей.

- Привлечь родителей к организации грамотной развивающей среды в ДОУ.

- Дополнить дидактический материал по сенсорному развитию детей среднего возраста совместно с родителями.

Ожидаемый результат:

Для педагогов:

- Использование в работе разработанной программы по сенсорному развитию детей среднего возраста с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля».

- Дополнение системы дидактическими играми и материалами.

- Дальнейшая непрерывная систематическая работа на формирование сенсорных эталонов у детей среднего возраста.

- Продолжение работы по использованию проектных технологий по сенсорному развитию.

Для детей:

– Повышение уровня сенсорного развития детей среднего возраста в области восприятия формы, цвета и величины. Формирования целостного образа предмета, ориентировка в пространстве и его восприятие, развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия.

Для родителей:

- Повышение психолого-педагогических знаний по сенсорному развитию детей среднего возраста.

- Активное участие родителей в пополнении развивающей среды пособиями и оборудованием по сенсорному развитию.

Список литературы

Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО» (вводная методическая брошюра);

Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной области «Физическое развитие» ; и 15 шт. карточек-игр.

Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной области «Познавательное развитие» ; и 19 шт. карточек-игр.

Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной области «Речевое развитие»; и 12 шт. карточек-игр.

Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»; и 16 шт. карточек-игр.

Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»; и 18 шт. карточек-игр.

Перспективное планирование игровой деятельности

с использованием игрового пособия «Дары Фрёбеля»

Цель:формирование познавательной активности у дошкольников посредством игр на мышление.

Задачи: способствовать развитию социальных и коммуникативных умений, игровой деятельности, восприятия, мышления, внимания, речи, памяти;формировать сенсорные навыки и предпосылки познавательно-исследовательской деятельности, элементарных математических представлений;расширять кругозор.

Возрастная группа:3 - 4 года (младшая группа)

Месяц 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя

Сентябрь Название игры: «Выложи узор»

Цель: закреплять знания детей о цвете, размере предметов. Формировать знания детей основных цветов, сравнивать предметы по размеру. Развивать у детей мышление, память, развитие мелкой моторики рук. Развивать воображение и творчество детей.

№ набора:7-10,J1, J2. Название игры:по сказке «Кот, лиса, петух»

Цель: развитие внимание, логики, памяти, игровой деятельности, умение сотрудничать.

№ набора:7 Название игры: «Что поменялось»

Цель:развитие сенсорных навыков, развитие восприятия, мышления, внимания, логики, памяти, игровой деятельности.

№ набора:7,8. Название игры: «Знакомство с шаром»

Цель: развитие внимание, мышления, закрепление геометрических фигур, самостоятельное нахождение сходства и различия предметов.

№ набора:2

Октябрь Название игры: «Пир на весь мир»

Цель: формирование первичных представлений о семье, обязанностях в домашнем хозяйстве; развитие познавательной деятельности, творческого мышления, воображения, игровой деятельности.

№ набора: 2-10, J1. Название игры: «Ее величество точка»

Цель: развитие игровой деятельности, развитие представление о видах искусства, восприятия, мышления, внимания, речи, памяти; развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности, элементарных математических представлений; расширение кругозора.

№ набора:9,10,J2 Название игры:«Подарок»

Цель:Развитие воображения, творческой активности, формирование познавательных действий, первичных представлений об объектах окружающего мира, отечественных традициях, реализация самостоятельной деятельности детей.

№ набора:7-10,J2. Название игры: «Для чего еще»

Цель: Развивает ситуативно-деловые формы общения; развитие фантазии, творчества, мышления, мелкой моторики, развитие игровой деятельности.

№ набора:2-10,J1, J2.

Ноябрь Название игры:«Морские обитатели»

Цель: формирование представлений о разнообразии мира природы; расширение кругозора; обучение умению выразительно передавать образы окружающего мира; развитие общения со сверстниками, воображения, реализация самостоятельной творческой деятельности.

№ набора:7,8,9,10 Название игры:«Путешествие»

Цель:. Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме; формирование позитивных установок к творчеству; развитие творческой активности, любознательности и познавательной мотивации, первичных представлений о свойствах и отношениях окружающего мира (размер, материал, количество, реализация самостоятельной творческой конструктивной деятельности.

№ набора:1-10, J1. Название игры:«Фанты»

Цель: Игра, развивающая память и концентрацию внимания, развитие активного словарного запаса.

№ набора:7,8,9,10,J1. Название игры: «Небоскреб»

Цель:Развитие речи, коммуникативных навыков, умение сотрудничать, договариваться друг с другом, реализация конструктивной деятельности детей.

№ набора:2-6,J1.

Декабрь Название игры:по сказке «Три медведя»

Цель:Формировать умение конструировать по замыслу, развивать мышление, воображение, мелкую моторику рук, закреплять умение детей соотносить реальный объект с конструкцией, развивать устную речь.

№ набора:1-10,J1,J2 Название игры:«Стихийное бедствие»

Цель: Формирование основ безопасного поведения в природе, первоначальных представлений об особенностях природных явлений; развитие творческой активности, любознательности и познавательной мотивации.

№ набора:2,3,4,5,5в,5р,6. Название игры: «Геометрические фигуры»

Цель: Развивает у детей слуховое внимание, развивает мелкую моторику обеих рук, речь, самостоятельность, учим развивать усидчивость, внимательность.

№ набора:7,J2. Название игры: «Волшебный мешочек»

Цель: развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности; развитие элементарных математических представлений; расширение кругозора; развитие восприятия, мышления, речи, внимания, памяти, игровой деятельности.

№набора:1,2,3,4,7,8,9,10,

J1

Январь Название игры: «Большая стирка»

Цель: Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, развитие воображения, творческой активности, формирование познавательных действий.

№ набора: 7,8,9,10,J2 Название игры: «Строители»

Цель:Формирование первичных представление о профессиях, развитие мелкой моторики, воображения, творческой активности, реализация самостоятельной конструктивно-модельной деятельности

№ набора:2-10.

Название игры: «Золушка»

Цель: Приобщение к художественной литературе. Развитие интереса к совместным играм. Формирование первичных представлений о свойствах объектов окружающего мира (цвете, размере, форме).

№ набора:2,7,8,9,10 Название игры: «Знакомство с цилиндром»

Цель: развитие внимание, мышления, закрепление геометрических фигур, самостоятельное нахождение сходства и различия предметов

№ набора:2.

Февраль Название игры: «Знакомство с кубом»

Цель: развитие внимание, мышления, закрепление геометрических фигур, самостоятельное нахождение сходства и различия предметов.

№ набора:2. Название игры: «Что ты видишь за окном»

Цель:эстетическое отношение к окружающему миру природы, развитие любознательности, воображения, формирование интереса к изобразительному творчеству, умение выразительно передавать образы окружающего мира.

№ набора:7,8,9,10. Название игры: «Знаки дорожного движения»

Цель:Формирование основ безопасного поведения на дороге, соблюдение правил дорожного движения, самостоятельная конструктивная деятельность детей.

№ набора:7,8,9,10 Название игры: «Эстафета»

Цель: Развитие быстроты, ловкости, двигательной активности, мелкой моторики рук.

№ набора:1,J1.

Март Название игры:«Красная шапочка»

Цель: Поддерживать у детей интерес к сказке, желание помочь сказочному герою, закреплять знания у детей о правилах поведения в лесу, формировать интерес к драматизации литературных произведений, развивать воображения, мышления, речи, игровой, изобразительной деятельности.

№ набора: 2,3,4,5,6,7,8,9, J1. Название игры: «Волшебники»

Цель:Обогащение активного словаря, развитие речи, фантазии, коммуникативных навыков, конструктивной деятельности.

№ набора:2-10,J1, J2. Название игры: «Бабочки»

Цель: Эстетическое отношение к окружающему миру природы, формирование у детей интереса к изобразительному творчеству, выразительно передавать образы окружающего мира.

№ набора:7,8,9,10.

Название игры: «Волшебный мяч»

Цель: Развитие координации движений, речи, мелкой моторики.

№ набора:J1.

Апрель Название игры: «Угадай песню»

Цель:Приобщение детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, развитие воображения и навыков совместной игровой деятельности.

№набора:1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,J1 Название игры: «Зеркало»

Цель: формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях).

№ набора:7,8,9,10

Название игры: «Колобок»

Цель:Приобщение к художественной литературе, развитие воображения, мышления, речи, игровой, изобразительной деятельности.

№ набора:1-10,J1, J2. Название игры: «Спортивные игры»

Цель:Формирование о видах спорта, правила игры, развитие координации движений, мелкой моторики рук, конструктивная деятельность.

№ набора:3-5р, 8, 9, 10,J1.

Май Название игры:«Прогулка в лес»

Цель:Становление эстетического отношения к окружающему миру природы, формирование у детей интереса к изобразительному творчеству, умение выразительно передавать образы окружающего мира, формирование основ безопасности в природе.

№ набора:7,8,9,10 Название игры: «Поможем лягушке»

Цель:Формирование о первичных представлений об объектах окружающего мира, об особенностях природы, реализация самостоятельной конструктивной деятельности.

№ набора:7,8,9,10,J1. Название игры: «Костерок»

Цель: Формирование основ безопасного поведения в быту, развитие творческой активности, первичных представлениях об свойствах и отношениях окружающего мира.

№ набора:8. Название игры: «Ловец жемчуга»

Цель:Развитие речи, координации движений, моторики рук, взаимодействия ребенка с сверстниками.

№ набора:10,J1.

«Сенсорное развитие детей младшего возраста через использование игрового набора «Дары Фрёбеля»»

Наименование мероприятия Исполнитель Сроки реализации

Подготовительный этап

Изучение нормативных документов и требований к организации работы в соответствии с ФГОС Воспитатели группы Январь

Определение цели и задач проекта. Воспитатели группы Январь

Разработка проекта «Сенсорное развитие детей раннего возраста через использование игрового набора «Дары Фрёбеля»».

Составление рабочего плана

Воспитатели группы Январь

Организации группового пространства, отвечающего всем требованиям современного ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде.

Воспитатели группы Январь

Разработка перспективного плана по сенсорному воспитанию (цвет, форма, величина).

Проведение анкетирования для родителей «Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников». Воспитатели группы Январь

Основной этап

Консультация для педагогов по теме: «Теоретические основы педагогики Фридриха Фрёбеля». Воспитатель

Февраль

Знакомство детей с дидактическим материалом и играми.

Проведение дидактических игр и игр-занятий.

Непосредственная образовательная деятельность. Воспитатели группы Февраль

Проведение мастер-класса для родителей «Использование даров Фрёбеля для сенсорного развития детей среднего возраста».

Воспитатели группы Февраль

Заключительный этап

Анализ полученных результатов.

Открытое мероприятие для родителей по результатам проведенной работы.

В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр.

У детей значительно вырос уровень знаний по сенсорному развитию в области восприятия цвета, формы, величины, целостного образа предмета, ориентировки в пространстве, в развитии мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия.

Родители получили методические рекомендации по закреплению у детей навыков сенсорного воспитания и созданию условий для проведения дидактических игр. Воспитатели группы Март

Публикации по теме:

Игра «Построим дом» с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля» с детьми среднего дошкольного возрастаИгра «Построим дом» с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля» с детьми среднего дошкольного возраста Цель: Дать первоначальные сведения о процессе постройки с использованием игрового набора Дары Фрёбеля (Модуль – 8 «Палочки»). Формулировать.

Фотоотчёт об использовании игрового набора «Дары Фрёбеля» «Забор» с детьми среднего дошкольного возрастаФотоотчёт об использовании игрового набора «Дары Фрёбеля» «Забор» с детьми среднего дошкольного возраста Программное содержание. Учить детей моделировать предмет (забор) из палочек одной длины, сравнивать предметы по длине. Продолжать учить.

Игровое занятие «День треугольника. Треугольные бусы» с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля»Игровое занятие «День треугольника. Треугольные бусы» с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля» Цель: Закрепить знания о геометрической фигуре «Треугольник»; Программное содержание:. Научить выделять геометрическую фигуру «Треугольник».

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Программа по самообразованию «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием набора «Дары Фрёбеля»»
Опубликовано: 12 сентября 2024 в 20:35
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа по самообразованию «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием набора «Дары Фрёбеля»»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Нарышкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
14 сентября. Первые Осенины. Передвижка

Осенины — череда праздников, которые отмечают осенью. Осенняя пора, когда сбор урожая и работа в поле закончены, — благоприятное время для празднования и отдыха. В этот период принято собирать гостей,...

13 сентября. День пословицы и поговорки. Передвижка «Пословицы и поговорки»

13 сентября отмечается необычный праздник — День пословиц и поговорок. Кладезь народной мудрости — так называют пословицы и поговорки. Они учат уму-разуму, воспитывают и, конечно, пригодятся при работе с...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД