Евгения Быкова
Программа по нетрадиционному рисованию «Весёлая палитра»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОГРАММА ПО «ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ» (НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ)
«Весёлая палитра»
НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
Актуальность
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.
Публикация «Программа по нетрадиционному рисованию „Весёлая палитра“» размещена в разделах
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов. Ребенок в процессе рисования испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаз и руки, владение кистью руки. Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изо деятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом. На практике эти задачи реализуются мной через занятия кружка. В рамках кружковых занятий дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.
В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.
Цель и задачи:
Цель: Формировать художественное мышление через различные способы рисования с использованием нетрадиционных техник.
Задачи программы.
Развивающие:
Развивать у детей коммуникативные, речевые, интеллектуальные и художественные способности в процессе рисования.
Развивать интерес к нетрадиционным техникам рисования, воображение.
Развивать формо- и цветовосприятие, чувство композиции, мелкую моторику рук, ассоциативное мышление, воображение.
Развивать творческую активность, поддерживать потребность в самовыражении.
Образовательные:
Знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования (с использованием разных материалов).
Закреплять умения получать различные оттенки красок основных цветов.
Закреплять умения использованию различных материалов
Формировать умения понимать и выделять такие средства выразительности, как композиция и колорит.
Закреплять умения отображать впечатления от окружающего мира в изо деятельности.
Побуждать детей экспериментировать с изобразительными материалами. Придумывать и создавать
композиции, образы. Поощрять и поддерживать детские творческие находки.
Воспитательные:
Формировать положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира.
Воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству.
Воспитывать желание и умение взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.
Методы и подходы :
Для качественного развития творческой деятельности юных художников дошкольникам предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии.
Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.
Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве.
Методы, которые используются в работе:
-репродуктивный (воспроизводящий);
-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
-проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);
-эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).
В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.
В период обучения происходит постепенное усложнение материала.
Широко применяются занятия по методике, мастер-классы, когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления.
Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.
возрастные и индивидуальные особенности детей 6-7 лет
Изобразительная деятельность в этом возрасте получает значительное развитие. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д.
Усложняется конструирование. Постройки могут включать 10 и более деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.
Особенности программного материала кружка.
В программе соблюдается преемственность с предыдущими знаниями и опытом детей и последующим обучением. Методы обучения, используемые в образовательном процессе, соответствуют возрастным особенностям детей.
Раскрывает значение нетрадиционных приёмов изобразительной деятельности в работе с детьми для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.
Знакомит детей с техническими приёмами и способам нетрадиционного рисования с использованием различных материалов.
Учит понимать и выделять такие средства выразительности, как композиция и колорит.
Учит понимать и выделять такие средства выразительности, как композиция и колорит.
Раскрывает значение нетрадиционных приёмов изобразительной деятельности в работе с детьми для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.
Знакомит детей с техническими приёмами и способам нетрадиционного рисования с использованием различных материалов.
Побуждает детей экспериментировать с изобразительными материалами. Придумывать и создавать композиции, образы.
Поощряет и поддерживает детские творческие находки.
Интеграция ОО
В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей:
«Познавательное развитие» : игры по художественному творчеству, игры - моделирование композиций, беседы природоведческой направленности и др.
«Речевое развитие» : чтение художественной литературы: стихи и рассказы о природе.
«Социально – коммуникативное развитие» : решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений,
развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения; воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам.
«Физическое развитие» - физкультминутки, пальчиковые игры, подвижные дидактические.
«Художественно – эстетическое развитие» : музыка: прослушивание музыкальных произведений.
Срок реализации: 1 год.
НОД будет проводиться 1 раз в неделю, будет включать в себя небольшую теоретическую часть с показом образца действий воспитателем, практическую часть (овладение детьми новой НТР или закрепление, или творческое применение освоенной НТР, упражнения для развития моторики, организация мини-выставок.
Формы работы:
- рассматривание картин и книжных иллюстраций;
- оформление выставок;
-чтение и обсуждение художественных произведений;
- игры дидактические;
- продуктивная деятельность.
Основные этапы реализации:
На 1 этапе – репродуктивном ведется активная работа с детьми по обучению детей нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности.
На 2 этапе - конструктивном ведется активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник, в умении передавать выразительный образ.
На 3 этапе - творческом дети самостоятельно используют нетрадиционные техники для формирования выразительного образа в рисунках.
Планируемые результаты освоения программы :
К концу учебного года ребё нок:
уверен в действиях и ответах в течение НОД;
активен в самостоятельном выборе изобразительных материалов и расположении изображения на листе;
уверенно использует способы нестандартного раскрашивания;
умеет экспериментировать с изобразительными материалами;
ожидает чёткие объяснения педагогом знакомого способа рисования;
Организационный раздел
2.1 Содержание работы программы :
Программа рассчитана на один год обучения (для детей с 6 до 7 лет, содержит перспективное планирование которое представлено на год, включает занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования, включает:
• предметное,
• сюжетное,
• декоративное рисование,
• рисование по замыслу,
включает необходимое оборудование. Методика организации работы детей дошкольного возраста по изобразительной деятельности основывается на принципах дидактики:
• систематичность,
• последовательность,
• доступность,
• учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Качество детских работ зависит от:
• грамотного методического руководства со стороны взрослых;
• уровня умственного развития ребёнка, развития представлений, памяти, воображения (умения анализировать образец, планировать этапы работы, адекватно оценивать результат своего труда и т. д.)
• степени сформированности у детей конкретных практических навыков и умений работы с материалом;
• развития у ребёнка таких качеств как настойчивость, целеустремлённость и внимательность, любознательность, взаимопомощь и др.
Новизной и отличительной особенностью программы по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Основные применяемые технологии:
- Здоровьесберегающие технологии.
- Личностно-ориентированная технология.
- Игровые технологии
- Технология исследовательской деятельности
- ИКТ
Виды и техники нетрадиционного рисования.
Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приёмы.
Эбру — это старинная изобразительная техника, которая представляет собой рисование на воде жидкими красками. Суть данного способа заключается в том, что вода и краски имеют разную плотность, за счёт чего последние не растекаются и не растворяются, а оставляют на поверхности выразительный рисунок в виде тонкой плёнки. После создания рисунка на воде он аккуратно переносится на бумагу или ткань (материал просто прикладывается к жидкости).
Монотипия пейзажная- считается одной из нетрадиционных техник рисования (от греческого monos - один,единый и tupos - отпечаток). Это простая, но удивительная техника рисования красками (акварелью, гуашью и пр.). Она заключается в том, что рисунок рисуется на одной стороне поверхности и отпечатывается на другую. Полученный отпечаток всегда уникален, т. к. создать две одинаковых работы невозможно. Полученные кляксы можно оставить в первоначальном виде, или продумать подходящий образ и дорисовать недостающие детали. Количество красок в монотипии - любое.
Ниткография– техника рисования для детей, где для воплощения художественного образа используются шерстяные нитки. Рисунок может быть выполнен несколькими способами: путем пропитывания ниток краской и скольжения по бумаге, выкладыванием аппликации по схеме, а также штампами
Граттаж – техника рисования для детей, основой которой является использование острого приспособления для выцарапывания картинки на бумаге темного цвета. Полученные композиции получаются контрастными. Название методики имеет французское происхождение: в переводе gratter звучит как «царапать» или «скрести».
Перспективный план работы с детьми «Весёлая палитра»
месяц Тема занятия Программное содержание
Октябрь Знакомство с техникой рисования -
«граттаж» Развитие творческих способностей через нетрадиционные приёмы рисования, знакомство с новыми возможностями художественных техник, графических материалов.
Октябрь «Цветы для феи» (граттаж) Закреплять представления детей об изобразительных техниках. Закреплять умения рисования новой техникой изображения- граттаж. Закреплять умение рисования в штриховой технике. Развивать интерес к художественному творчеству.
Октябрь «Вечер в осеннем лесу». Цветной граттаж. Закреплять умения детей рисовать с помощью трафарета. Вызвать у детей активный интерес, эмоциональный отклик на художественные произведения, желание внимательно рассматривать картины.
Октябрь «Цветы» (граттаж) закрепить навыки рисования в нетрадиционной технике – граттаж (процарапывание основы острым предметом для получения изображения);
Ноябрь «Мяч»
(ниткография) Познакомить детей с техникой
рисования «ниткография», учить
создавать изображение мяча,
ориентироваться на плоскости,
развивать моторику рук,
аккуратность, воспитывать интерес к
изобразительным материалам.
Ноябрь «Путаница-перепутаница»
(ниткография) Формировать умения самостоятельно выбирать цветовую гамму красок, соответствующую разноцветному настроению. Закреплять представление детей об изобразительной техникой. Развивать интерес к художественному творчеству.
Ноябрь «Цветы для мамы»
(ниткография) Развивать любознательность, мышление и речь детей. Развивать мелкую моторику рук, воображение, фантазию. Воспитывать интерес к занятию, самостоятельность, стремление к достижению результата.
Ноябрь «Фентези»
(ниткография) Создать условия для развития интереса к изобразительному творчеству, окружающему Развивать фантазию, умение придумывать сказки Способствовать развитию речи, памяти, мышления, творческого
Декабрь Бабочка
(воспоминания о лете)
Монотипия Познакомить с новой техникой – монотипия Формировать понятие симметрии в рисунке через знакомство с нетрадиционной техникой рисования – монотипия
Декабрь Зимний пейзаж у озера»
Монотипия Продолжать знакомить с техникой – монотипия показать ее изобразительные особенности. Развивать умения детей создавать композицию, самостоятельно подбирать цветовую гамму в соответствии с придуманным сюжетом.
Декабрь Спящий зимний лес» монотипия пейзажная. Продолжать развивать творческое воображение. Совершенствовать координированность мелкой моторики. Продолжать воспитывать у детей умение видеть, замечать прекрасное в повседневной жизни.
Декабрь «Волшебница зима» монотипия пейзажная Закрепить умения детей отображать в рисунке состояние погоды и природные явления; учить передавать выразительность зимнего пейзажа, используя нетрадиционные техники рисования;
Январь Знакомство с красками Эбру, инструментами. Дать представление о красках Эбру – танцующих красках. Развивать творческую активность детей, мелкую моторику, умение пользоваться вспомогательными средствами, а также поддерживать потребность в самоутверждении. Развивать детскую индивидуальность. Учить детей работать с различными материалами, осваивать технику работы с ними.
Январь «Ёлочка» (эбру) Продолжать знакомить с одним из видов Эбру – Баттал, разбрызгивание красок при помощи веерной кисти. Развивать желание экспериментировать в рисовании, используя 2 цвета красок (белый, зелёный). Продолжать учить работать шилом по поверхности воды. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества
Январь «Снеговики» (эбру) Развивать желание экспериментировать в рисовании, используя 2 цвета красок (белый, синий). Продолжать учить работать шилом по поверхности воды. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.
январь «Морозный узор
на окне»
(эбру) Развивать желание экспериментировать в рисовании, используя 2 цвета красок (белый, синий). Продолжать учить работать шилом по поверхности воды. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.
Февраль «Моё настроение». (ниткография) Формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок, соответствующую радостному или грустному настроению. Закреплять представления детей об изобразительных техниках. Развивать интерес к художественному творчеству.
Февраль «Причудливые узоры». (ниткография) Развивать мелкую моторику рук, воображение, фантазию. Воспитывать интерес к занятию, самостоятельность и стремление к достижению результата.
Февраль «Природа отражается в воде» монотипия пейзажная Закрепить навыки и технику рисования деревьев, кустарников, используя гуашевые краски составлять весеннюю цветовую гамму.
Февраль «Сказочный дворец».(граттаж) Закреплять умение рисования в штриховой технике. Закреплять представления детей об изобразительных техниках. Развивать интерес к художественному творчеству. Воспитывать любовь, сочувствие, сострадание и желание прийти на помощь героям.
Март Путешествие на остров красок».(граттаж) Формировать умение создавать свой неповторимый образ, выполнять изображение в определённой последовательности.
Март Весенняя картина" монотипия пейзажная закрепить умение детей изображать деревья нетрадиционным методом рисования (монотипия).
Март «Весенние цветы». (ниткография) Развивать мелкую моторику рук, воображение, фантазию; Воспитывать интерес к занятию, самостоятельность и стремление к достижению результата; Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Март Путешествие в цветочную страну. (монотипия) Закрепить технические навыки детей создавать коллективную композицию с использованием техники «Монотипия».
Апрель «Паучок в паутине» (ниткография) Развивать творческие способности детей через использование нетрадиционной техники рисования - рисование с помощью нити.
Апрель «Космические дали»
(Эбру) Побуждать к творческим замыслам и решениям, развивать фантазию.
Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.
Апрель «Подарки…»
(Эбру) Закрепить технические навыки умения работы с гребнем, шилом и веерной кистью.
Создавать красивые композиции и дарить их людям; фантазировать без границ.
Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.
Апрель «Хозяин тайги» Граттаж Вспомнить правила и последовательность выполнения работы в технике граттаж, развивать воображение, мелкую моторику и речь, формировать творческую личность, воспитывать аккуратность в работе.
Май «Коралловые рифы»(монотипия) Развивать интерес к экспериментированию с материалами и средствами изображения. Совершенствовать мелкую моторику. Развивать цветовосприятие, воображение, творчество у детей. Воспитывать интерес к необычным техникам.
Май «Цветы для Золушки» (в технике «Граттаж») Закреплять представления детей об изобразительных техниках, умение рисования в штриховой технике.
Май «Необычные цветы»
(эбру) Сформировать у дошкольника способность к восприятию окружающего мира и выражению своих впечатлений через художественно - эстетическое творчество, совершенствовать интеллектуальные и творческие способности с помощью нетрадиционных техник рисования.
Планируемые результаты освоения программы :
К концу учебного года ребё нок:
-уверен в действиях и ответах в течение НОД;
-активен в самостоятельном выборе изобразительных материалов и расположении изображения на листе;
-уверенно использует способы нестандартного раскрашивания;
-умеет экспериментировать с изобразительными материалами;
-ожидает чёткие объяснения педагогом знакомого способа рисования;
-проявляет фантазию, художественное творчество;
-умеет передавать личное отношение к объекту изображения;
-завершает работы декором;
-умеет штриховать, наносить различные линии цветными карандашами;
-умеет наносить мазки краски узкой и широкой кистью;
-умеет узнавать, называть основные цвета, оттенки красок и смешивать их;
-умеет правильно использовать материал для рисования в работе;
умеет убирать за собой рабочее место.
Данная программа предполагает варианты разрешения следующих проблем:
-приобщение детей к творчеству;
-знакомство детей с различными техниками рисования;
-знакомство детей с различными материалами.
Материально – техническое обеспечение программы
- краски: для рисования на воде «Эбру», масляные, гуашевые, акриловые
-альбомы;
- кисти, палитры,
- салфетки;
- шерстяные нитки;
- вилки, зубочистки, деревянные палочки;
- восковые мелки; свечи
Дидактические материалы:
- журналы, альбомы,
- образцы рисунков;
- справочные пособия;
- энциклопедии.
Список литературы:
1. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий. Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПб. : КАРО, 2010.
2. Цквитария Т. А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2011.
3. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2007.
4. Цветной мир. //Нетрадиционные художественные техники//6/2008.
5. Н. В. Шайдурова Методика обучения рисованию детей 5-7 лет – «Детство-Пресс», 2010.
6. «Примерная образовательная программа дошкольного образования «Детство» ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2014.
7. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПб. ; КАРО, 2008г.
8. Рузанова Ю. В. Развитие моторики у дошкольников нетрадиционной изобразительной деятельности. – СПб. ; КАРО, 2007г.