Улько Яна
Программа по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе 4–5 лет «Маленькие исследователи»
▼ Скачать + Заказать документы
Федеральное государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 258
Советского района, города Новосибирска
[/b]
ПРОГРАММА
по познавательно-исследовательской деятельности
в средней группе 4-5лет.
«Маленькие исследователи»
Составитель: Улько Яна Александровна
Воспитатель
2023
Публикация «Программа по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе 4–5 лет „Маленькие исследователи“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2023
Пояснительная записка
Развитие познавательных способностей детей является одним из основных направлений работы педагога согласно Федеральному государственному образовательному стандарту. Расширение кругозора, формирование знаний о предметах окружающего мира, их качествах и свойствах должно осуществляться в соответствии с психологическими особенностями воспитанников.
Понимая все значение экспериментирования для развития познавательных способностей детей, мною была разработана программа «Маленькие исследователи» для младшего дошкольного возраста. Содержание представленной программы предназначено для реализации работы по ознакомлению с окружающим миром детей дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность, дополняя основную общеобразовательную программу.
Основой для разработки программы являются следующие нормативные документы:
1) Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
3) Федеральная образовательная программа дошкольного образования (далее – Федеральная программа) разработана в соответствии с Порядком разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных программ, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. № 874 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 ноября 2022 г., регистрационный № 70809).
4) Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 1 января 2021 г. №28 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
Актуальность
Актуальность программы заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.
Ребенок растет, стремится к самостоятельности, интересуется окружающим миром, где ему хочется все потрогать и попробовать. Собственная активность детей, так или иначе, связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребенка, так как он воспринимает и применяет их как собственные.
Направленность данной программы – исследовательская, обеспечивающая более глубокие знания, умения по опытно-экспериментальной деятельности.
Новизна программы состоит в том, что данная программа формирует первоначальные исследовательские умения младших дошкольников, включает в активную познавательную деятельность.
Цель и задачи Программы
Цель:
способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность.
Задачи:
Научить проводить опыты и эксперименты с объектами живой и неживой природы.
Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира.
Знакомить детей со свойствами различных предметов, природных материалов.
Развивать умение делать выводы, умозаключения.
Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.
Развивать интерес к окружающему миру.
Педагогическая целесообразность объясняется тем, что предполагаемые в программе комплексы занятий, включающие в себя игры, опыты, эксперименты, максимально приближенные к реальной обстановке.
Возраст обучающихся:
4-5 лет.
Временная продолжительность:
1год.
Срок реализации:
04 сентября 2023г. -31 мая 2024г.
Характеристика возрастных особенностей
«Развития познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»
детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет)
На пятом году количество вопросов у детей возрастает, потребность получить ответ экспериментальным путем укрепляется. Благодаря накоплению личного опыта действия ребенка становятся более целенаправленными и обдуманными. Появляются первые попытки работать самостоятельно, причем дети способны получить уже три указания сразу, если действия просты и знакомы. Непосредственное участие взрослого в знакомой работе уже не так важно, но визуальный контроль необходим, как для обеспечения безопасности экспериментирования. Так и для моральной поддержки, т. к. деятельность детей еще не устойчива и быстро затухает без постоянного поощрения и одобрения.
В этой группе можно проводить эксперименты по выяснению причин отдельных явлений. При фиксации наблюдений чаще всего используют готовые формы, но в конце года начинают применять рисунки, которые взрослые делают на глазах у детей, а также первые схематичные рисунки тех детей. у которых хорошо развиты технические навыки.
Давая словесный отчет об увиденном, дети произносят несколько предложений, делая предпосылки к развернутому рассказу. Воспитатель наводящими вопросами учит выделять главное, сравнивать два объекта и находить пока только разницу между ними.
С этого возраста проводятся длительные наблюдения, которые будут предпосылкой для проведения в будущем длительных экспериментов.
Познавательно-исследовательская деятельность. Учить детей обобщенным способам исследования разных объектов окружающей жизни с помощью специально разработанных систем эталонов, перцептивных действий. Стимулировать использование исследовательских действий.
Включать детей в совместные с взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера, в процессе которых выделяются ранее скрытые свойства изучаемого объекта.
Предлагать выполнять действия в соответствии с задачей и содержанием алгоритма деятельности. С помощью взрослого использовать действия
моделирующего характера
Планируемые результаты освоения Программы
- Умеет проводить опыты и эксперименты с объектами живой и неживой природы.
- Имеет представление о различных физических свойствах и явлениях.
- Соблюдает правила техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
- Проявляет познавательный интерес к опытно-экспериментальной деятельности.
- Активно включается в совместные с взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера, в процессе которых выделяются ранее скрытые свойства изучаемого объекта.
- С помощью взрослого используют действия моделирующего характера в соответствии с задачей и содержанием алгоритма деятельности.
Содержательный раздел
Весь курс программы ориентирован на получение детьми дополнительных знаний и приобретение определенных умений и навыков при проведении опытов и экспериментов.
В условиях детского сада проводятся только элементарные опыты и эксперименты. Их элементарность заключается:
В характере решаемых задач: они неизвестны только детям.
В процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения.
Они практически безопасны.
В такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.
В процессе формирования обследовательских действий детей среднего возраста необходимо решать следующие задачи:
способствовать вхождению воспитанников в проблемную игровую ситуацию
(ведущая роль педагога);
активизировать желание искать пути разрешения проблемной ситуации
(вместе с педагогом);
развивать способность пристальному и целенаправленному обследованию объекта;
формировать начальные предпосылки исследовательской деятельности
(практические опыты).
Содержание программы подразделяется на несколько направлений:
- Живая природа: растения и животные; строение, функции и значение частей растений; особенности строения и функции частей тела и органов; характерные особенности сезонов природы; характерные особенности, взаимосвязь живой и неживой природы эволюция растений и животных.
- Неживая природа: свойства и признаки веществ; три агрегатных состояния воды; планета Земля; космос, солнечная система, небесные тела.
- Физические явления: свет и цвет; магнетизм; электричество; звуки; тепло; движение; время.
- Человек: человек – живой организм; человек – пользователь природы.
- Рукотворный мир: предмет как таковой (признаки, свойства, материал, роль человека); предмет - результат деятельности человека; предмет – творение человеческой мысли.
Формы работы с детьми: основным является создание условий для самостоятельной деятельности, т. е. многообразной, творческой пространственной предметно-развивающей среды, в соответствии с рекомендациями Программы и ФГОС ДО. Также используются в совместной деятельности взрослого и детей: проектная деятельность, игры - преобразования, продуктивная деятельность: лепка, аппликация, рисование, конструирование, моделирование.
Режим занятий:
1 раз в две недели, периодичность - с сентября по май включительно; продолжительность – для детей 4-5 лет: 20 минут. Занятия проводятся в форме путешествий по экологической тропе, бесед, дидактических игр, занятий в экологической лаборатории.
Кроме этого проводятся ежедневные наблюдения за изменением погоды и фиксация показаний приборов, расположенных на метеоплощадке.
Тематическое годовое планирование
опытно-экспериментальной деятельности с детьми 4-5 лет
Месяц Тема Задачи Опыты и эксперименты Используемое метод. пособие
Сентябрь
«Живая природа»
1. Выделить общее в строении семян (наличие ядрышка). Побудить к называнию частей строения семян: ядрышко, оболочка.
2. Определить взаимосвязь сезона и развития растений: действие тепла и холода на растения.
1.«У кого какие детки?»
2. Наблюдение «Тепло — холодно
О. В. Дыбина «Неизведанное рядом».
Октябрь
«Неживая природа»
1. Выявить свойства воды: вода может быть теплой и холодной, может нагревать другие вещества, некоторые вещества в воде растворяются, вода прозрачная, но может менять свою окраску, запах, когда в ней растворяются окрашенные пахучие вещества: чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет и запах; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество.
2. Обнаружить воздух с помощью пакета и зубочистки, познакомить, что внутри человека есть воздух. 1. Окрашивание воды
2. Поиск воздуха О. В. Дыбина «Неизведанное рядом».
Ноябрь
«Физические явления»
1. Понять, что только предметы из металла взаимодействуют с магнитом.
2. Подвести к пониманию причин возникновения звука: колебание предметов. 1. Волшебный театр
2. Почему все звучит? О. В. Дыбина «Неизведанное рядом».
Декабрь
«Человек»
1. Познакомить с функцией носа, его строением.
2. Познакомить со строением и значением языка, поупражняться в определении вкуса продуктов 1.«Носарий»
2. «Язычок помощник» О. В. Дыбина «Неизведанное рядом».
Январь
«Рукотворный мир»
1. Развивать изобразительные умения; учиться преобразовывать предметы, используя новые детали, изменяя цвет, величину; стремиться к преобразованию.
2. Учиться видеть возможности преобразования объекта, проявлять стремление преобразовывать окружающую действительность 1.«Глиняные игрушки»
2.«Игрушки из бумаги» О. В. Дыбина «Неизведанное рядом».
Февраль
«Живая природа»
1. Подтвердить необходимость некоторых изменений в природе.
2. Найти особенности внешнего вида рыб, позволяющие приспособиться к жизни в
окружающей среде. 1.«Нужен ли зимой растениям снег?»
2. «Кто живет в воде?
О. В. Дыбина «Неизведанное рядом».
Март
«Неживая природа»
1. Выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость.
2. Выявить, какие свойства приобретают песок и глина при смачивании. 1.«Почему песок хорошо сыплется?»
2.«Волшебный материал» О. В. Дыбина «Неизведанное рядом».
Апрель
«Физические явления»
1. Определить принадлежность источников света к природному или рукотворному миру, назначение, некоторые особенности строения рукотворных источников света.
2. Понять зависимость веса предмета от материала. 1.«Свет вокруг нас».
2 «Угадайка».
О. В. Дыбина «Неизведанное рядом».
Май
«Рукотворный мир»
1. Отражать имеющиеся представления в преобразующей деятельности, учиться работать с бумагой и ножницами, стремиться к преобразованию объекта.
2. Учиться видеть возможности преобразования предмета, реализовывать их и получать результат. 1.«Вертушка».
2.«Кораблик» О. В. Дыбина «Неизведанное рядом».
Планирование работы с родителями по теме: «Экспериментальная деятельность дошкольников»
Сентябрь
Анкета для родителей: «Детское экспериментирование в семье»
Привлечение родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе.
Октябрь
Консультация для родителей: «Экспериментальная деятельность в детском саду»
Ноябрь
Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».
Декабрь
Памятка для родителей: «Экспериментирование со снегом»
Итоговое мероприятие с участием родителей: привлечение родителей к изготовлению снежных построек на прогулочном участке.
Январь
Памятка для родителей: «Экспериментирование с водой»