Татьяна Генералова
Программа по пластилинографии для детей старшего дошкольного возраста 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев.
/В. А. Сухомлинский/
Рабочая Программа разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, с учетом Примерной основной образовательной Программы дошкольного образования, в соответствии с Основной общеобразовательной Программой Организации.
При разработке Программы использовалисьучебно-методическиепособия:
- «Рисование и лепка в детском саду», 2014 г. ,А. И. Лыкова.
Публикация «Программа по пластилинографии для детей старшего дошкольного возраста 5–7 лет» размещена в разделах
- «Пластилинография для малышей» 2006г., Г. Н. Давыдова.
Основной идеей программы «Ловкие ладошки» является нетрадиционный способ рисования с использованием пластилина – пластилинография.
Актуальность. Пластилинография – это не только приятный досуг, но и целая область творчества, у которой есть свои виды и техники. Она позволяет решать множество развивающих и образовательных задач в процессе игры. Но особенно важно то, что ребёнок имеет возможность собственными руками изготовить прекрасное произведение искусства.
Занятия пластинографией способствуют художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста, раскрытию их творческого потенциала, развитию личностных качеств.
Лепка из пластилина – занятие не только очень приятное, но и полезное. Во время работы пальчиками у ребенка развивается мелкая моторика рук, стабилизируется нервная система, что помогает снять мышечное и эмоциональное напряжение. Формируются понятия о форме и цвете, расширяются представления об окружающем мире.
Целенаправленное обучение детей основным навыкам художественной деятельности необходимо для дальнейшего развития детского творчества, становления таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение, которые делают возможными развитие всех видов деятельности (игровой, художественной, познавательной).
Цель Программы : Развивать творческие способности ребенка средствами пластилинографии.
Задачи Программы :
1. Развивать ловкость пальцев, подготавливать кисть к письму.
2. Формировать способности к правильному восприятию композиции и масштаба.
3. Знакомить с новым видом изобразительного искусства, постигать взаимодействие двух различных техник — аппликации и лепки.
4. Развивать у детей чувство цвета и формы. Осуществлять первые эксперименты с сочетанием оттенков и материалов.
5. Развивать самостоятельность, усидчивость, терпеливость и аккуратность.
6. Формировать у детейспособностьработы в коллективе.
7. Расширять знания об окружающем мире.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Пластилинография способствует, в первую очередь, снятию мышечного напряжения и расслаблению, развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, будит фантазию, побуждает дошкольников к самостоятельности. При успешном овладении методикой рисования пластилином можно выполнять коллективные работы, создавать картины, оригинальные подарки для родителей и друзей.
У ребенка появляется возможность сделать картинку рельефной, а значит, более выразительной и живой. Техника проста в исполнении, не требует особых способностей, увлекает и не перегружает детей ни умственно, ни физически. Рисование пластилином позволяет использовать бросовый (катушки, диски, бусинки) и природный (шишки, ракушки, каштаны) материалы.
Чтобы повысить интерес детей к результатам своего труда, используются игровые мотивации. Использование в игре диалога позволяет развивать речь дошкольников, коммуникативные и творческие способности, облегчает им общение друг с другом. Условием успешной работы является оригинальность заданий, формулировка которых становится стимулом к творчеству.
Материалы для создания пластилиновой картины :картон с контурным рисунком;набор пластилина;салфетка для рук;стеки;бросовый и природный материалы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Занятия представляют собой постепенно усложняющиеся задания с добавлением новых эле-ментов.
Основные принципы проведения занятий:
- системность подачи материала;
- наглядность обучения;
- цикличность построения занятий;
- доступность;
- проблемность;
- индивидуальный подход.
Каждое занятие содержит в себе следующие этапы:
- организационный;
- мотивационный;
- практический;
- рефлексивный.
Методы и приемы обучения:
- наглядные (показ педагога, пример, помощь);
- словесные (объяснение, описание, поощрение);
- практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки).
Данная программа включает 1 занятие в неделю по 30 минут. Всего 36 занятий в год.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Согласно ФГОС ДОрезультативность овладения программой должна быть представлена в виде целевых ориентиров, которые представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения дошкольного образования :
- ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;
- ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; способен сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя;
- ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности;
- у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
- ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;
- обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Еще одним ориентиром результативности могут стать предпосылки формирования универсальных учебных действий:
познавательные личностные коммуникативные регулятивные
- умеет различать предметы по цвету, форме, размеру и т. д.
- умеет ориентироваться в пространстве и на плоскости;
- умеет обобщать и классифицировать;
- владеет элементарными навыками решения проблемных ситуаций;
- умет строить высказывания, делиться своими мыслями, предположениями.
- проявляет ответственность при выполнении поручений взрослого;
- соблюдает элементарные общепринятые нормы поведения;
- проявляет интерес к различным видам деятельности;
- умеет управлять своими эмоциями, предвидеть последствия своих поступков, без обиды воспринимает неудачи;
- понимает эмоциональные состояния взрослых и сверстников;
- проявляет чувство радости при открытии новых знаний.
- владеет навыками общения со взрослыми и сверстниками;
- умеет работать в паре, группе (умеет договариваться, взаимодействовать);
- владеет элементарными навыками диалогической речи: умеет правильно ставить вопросы познавательного и личностного характера, умеет правильно отвечать на вопросы;
- умеет слушать и слышать;
- участвует в обсуждениях.
- понимает цель своей деятельности, в случаях затруднения задает вопросы;
- использует информацию, полученную от взрослых, для самостоятельного определение целей продуктивной и творческой деятельности;
- умеет планировать и преобразовывать (корректировать) собственные действия на основе цели и способов деятельности;
- проявляет самостоятельность в различных видах деятельности;
- умеет предположить результат своей деятельности;
- умеет оценить результат своего труда.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
для детей старшего дошкольного возраста
Месяц Тема Содержание Задачи
Сентябрь Фон. Нанесение рельефного рисунка на картон приемом разглаживания. Работа всеми пальцами рук по очереди. -Продолжать знакомить детей с аппликацией в технике "пластилинография".
- Продолжать формировать интерес детей к изображению предметов на плоскости.
-Знакомить с жанром живописи – пейзаж.
- Воспитывать любознательность, интерес к природе и её красоте.
-Закреплять умение лепить предмет круглой и овальной формы.
-Закреплять знакомые приемы пластилинографии (прием «вливания» одного цвета в другой).
-Воспитывать аккуратность, трудолюбие, усидчивость, внимание.
- Развивать мелкую моторику рук.
-Закреплять знания детей о колорите осени.
«Осень в лесу» Осенние деревья. Раскатывание колбасок (ствол). Раскатывание тонких жгутиков и скручивание их в улитку; раскатывание шариков одного размера разного цвета (листья). Нанесение рельефного рисунка поверх пластилиновой основы. Работа со стекой.
Животные леса. Раскатывание колбасок и шаров разного цвета, соединение частей работы между собой приемом примазывания, расплющивания. Работа стекой, придание реалистичных форм животным.
Заключительное оформление работы. Самостоятельная
деятельность детей. Дополнение работы разными природными материалами.
Октябрь Фон Нанесение рельефного рисунка на картон приемом разглаживания. Работа всеми пальцами рук по очереди. -Продолжать формировать уме-ние детей лепить в технике пла-стилинография.
-Закреплять умение приклеивать пластилин на плоскость.
- Побуждать к самостоятельному выбору деталей картины.
-Воспитывать у детей терпение, усидчивость.
-Совершенствовать умение детей лепить рыб, передавая их характерные особенности (использовать в работе природный материал).
-Развивать мелкую моторику рук.
- Закреплятьпредставления о поведении рыб в воде.
«Разноцветный подводный мир» Водоросли Раскатывание тонких жгутиков разной длины. Нанесение рель-ефного рисунка поверх пласти-линовой основы приемом рас-плющивания.
Золотые рыбки Рисование пластилином на картонном шаблоне. Смешивание пластилина разного цвета, работа стекой. Придание поделке реалистичного образа. Приклеивание на пластилиновую основу.
Заключительное оформление работы. Самостоятельная
деятельность детей. Дополнение работы разными природными материалами.
Ноябрь Фон. Нанесение рельефного рисунка на картон приемом разглаживания. Работа всеми пальцами рук по очереди. -Совершенствовать умение детей раскатывать столбики разной толщины прямыми движениями ладоней и примазывать на плос-кость.
-Воспитывать аккуратность и самостоятельность.
-Формировать умение детей лепить лицо человека, использовать в работе стеки.
-Развивать внимание.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук.
- Воспитывать наблюдательность.
-Развивать творческое воображение, художественный вкус.
-Воспитывать у детей стремление радовать маму.
«Самой лучшей маме на свете» Портрет. Раскатывание тонких жгутиков разной длины.
Рисование пластилином на кар-тонном шаблоне. Смешивание пластилина разного цвета, ра-бота стекой. Придание поделке реалистичного образа.
Портрет.
Заключительное оформление работы. Самостоятельная
деятельность детей. Дополне-ние работы разными природ-ными материалами.
Декабрь Фон Нанесение рельефного рисунка на картон приемом разглажива-ния. Работа всеми пальцами рук по очереди. -Закреплять знания детей о коло-рите зимы.
-Развивать творческое воображе-ние и эстетическое восприятие окружающего мира.
- Развивать мелкую моторику и внимание.
- Формировать умение детей создавать выразительный образ сказочного героя.
-Побуждать к декоративному оформлению созданного образа с помощью бисера и бусин.
- Воспитывать аккуратность во время выполнения работы.
- Закреплятьпредставления детей о празднике Новый год.
«Скоро скоро Новый год!» Дедушка Мороз. Рисование пластилином на кар-тонном шаблоне приемом раз-глаживания, придание реали-стичного образа Дедушки Мо-роза с помощью стеки. Прикле-ивание на пластилиновую основу.
Снегурочка. Рисование пластилином на кар-тонном шаблоне приемом раз-глаживания, придание реали-стичного образа снегурочки с помощью стеки. Приклеивание на пластилиновую основу.
Заключительное оформление работы. Самостоятельная
деятельность детей. Украшение работы бисером, пайетками, солью.
Январь Фон. Нанесение рельефного рисунка на картон приемом разглаживания. Работа всеми пальцами рук по очереди. - Продолжать закреплять умение детей скатывать столбики и жгутики, катать шарики из пластилина, скреплять детали между собой.
-Формировать усидчивость, аккуратность.
-Формировать способность детей видеть красоту зимнего узора.
-Развивать воображение и творчество.
-Воспитывать усидчивость при выполнении работы.
«Поет зима – аукает…» Зимние узоры на стекле. Раскатывание столбиков и жгутиков, деление их на равные части. Нанесение рельефного рисунка на цветной картон приемом расплющивания. С помощью стеки придание более выразительной формы узору.
Заключительное оформление работы. Самостоятельная
деятельность детей. Украшение работы бисером, пайетками, солью.
Февраль Фон. Нанесение рельефного рисунка на картон приемом разглаживания. Работа всеми пальцами рук по очереди. -Закрепить представления детей об армии, воспитывать любовь к Родине.
- Закреплять умение создавать целостность объекта из отдель-ных деталей.
- Развивать умение использовать подручные материалы в работе.
- Продолжать развивать мелкую моторику рук.
-Развивать конструктивное мыш-ление, творческое воображение.
-Воспитывать усидчивость при выполнении работы.
-Воспитывать чувство патриотизма.
«23 Февраля!» Наземная военная техника. Раскатывание жгутиков и шариков разного размера. Нанесение рельефного рисунка приемом расплющивания на картонный шаблон по образцу.
Воздушная военная техника Нанесение рельефного рисунка на картонный шаблон приемом разглаживания. Скатывания шариков одинакового размера, приклеивание с помощью приема расплющивания, работа всеми пальцами рук по очереди.
Заключительное оформление работы. Самостоятельная
деятельность детей. Дополнение работы разными природными материалами.
Март
Фон. Нанесение рельефного рисунка на половинку картонного стаканчик приемом разглаживания. Работа всеми пальцами рук по очереди. -Закреплять умение аккуратно заполнять рисунок пластилином, не выходя за контур.
- Развивать чувство формы и композиции.
-Закреплять умение детей лепить детали круглой, овальной, квадратной и треугольной формы и приклеивать их на картон.
- Закреплять и расширять знания о праздниках в России.
- Воспитывать аккуратность и самостоятельность при работе.
«8 Марта!» Ваза. Нанесение рельефного рисунка на картонный шаблон приемом разглаживания. Скатывание шариков и столбиков разного размера, приклеивание с помощью приема расплющивания, работа всеми пальцами рук по очереди.
Цветы.
Заключительное оформление работы. Самостоятельная
деятельность детей. Украшение работы бисером, природными материалами.
Апрель Фон. Нанесение рельефного рисунка на картон приемом разглаживания. Работа всеми пальцами рук по очереди. -Закреплять умение создавать сюжетную композицию.
- Расширять представления детей о весенних изменениях в живой и неживой природе.
- Закреплять умение детей плотно скреплять части работы между собой кончиками пальцев.
-Развивать воображение, фантазию, творчество.
- Закреплять умение детей совмещать в композиции разные материалы.
«Весеннее пробуждение природы» Деревья весной. Нанесение рельефного рисунка на пластилиновую основу приемом расплющивания. Раскатывание колбасок (ствол). Раскатывание маленьких шариков разного цвета (листья и цветы). Работа стекой.
Скворцы. Рисование разноцветным пластилином приемом разглаживания на картонном шаблоне. Придание реалистичного образа птицы с помощью стеки. Приклеивание работы на пластилиновую основу.
Заключительное оформление работы. Самостоятельная
деятельность детей. Украшение работы природными материалами.
Май Фон. Нанесение рельефного рисунка на картон приемом разглаживания. Работа всеми пальцами рук по очереди. -Развивать фантазию.
-Воспитывать усидчивость и аккуратность.
-Расширятьпредставления детей о весенних изменениях в живой природе.
-Закреплять умение детей лепить насекомых из пластилина в технике пластилинография с использованием стеки.
-Развивать умение детей видеть красоту живой и неживой природы.
«Весенний первоцвет» Цветочная поляна. Нанесение рельефного рисунка на пластилиновую основу. Скатывания шариков, столбиков и жгутиков разного размера и разного цвета, приклеивание с помощью приема расплющивания, работа всеми пальцами рук по очереди.
Бабочки. Рисование разноцветным пластилином приемом разглаживания на картонном шаблоне. Придание реалистичного образа насекомого с помощью стеки. Приклеивание на пластилиновую основу.
Заключительное оформление работы. Самостоятельная
деятельность детей. Украшение работы, бисером, бусинами, природными материалами.
Работа по замыслу. Самостоятельная
деятельность детей. «Делаю как хочу».
ЛИТЕРАТУРА:
1. Лепка. Образовательная система «Школа 2100», И. В Маслова, Баласс, 2008г.
2. Лепка в детском саду. Конспекты занятий для детей 2-7 лет. (Грибовская, Халезова – Зацепина, Сфера, 2012г.
3. Д. Н. Колдина «Лепка с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий», 2014 г.
4. А. И. Лыкова «Рисование и лепка в детском саду», 2014 г.
5. Г. Н. Давыдова «Пластилинография для малышей», 2006г.
6. Г. Н. Давыдова «Детский дизайн. Пластилинография», 2012г.
7. Г. Н Давыдова «Детский дизайн -2. Пластилинография», 2015 г.
8. Т. Смирнова «Художественно-эстетическое развитие детей 5-6 лет. Занятие пластилино-графией», 2015г.
9. Информационные Интернет-ресурсы.