Татьяна Белоус
Программа по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников. «Люблю тебя, моя Россия!»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа «Люблю тебя, моя Россия!» (для детей старшего дошкольного возраста)
Введение
Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, взгляды и жизненные позиции, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.
Публикация «Программа по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников, „Люблю тебя, моя Россия!“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Старшая группа
- Темочки
Нравственно – патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о добре, дружбе, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. В последнее время появился термин «новый патриотизм», который включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям.
Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице на которой он живет, детскому саду, к своей малой родине. Формирование личности ребенка, его воспитание начинается с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается. Данная программа предусматривает реализацию регионального компонента, через знакомство с национально-культурными особенностями Краснодарского края (произведениями искусства, художественным словом, фольклором, музыкой); знакомство с бытом и традициями кубанцев; с природными и климатическими особенностями Кубани и родной станицы; с трудом жителей Кубани; с животным миром и водными ресурсами.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.
Целевое назначение программы
Целью программы является воспитание гуманной, духовно – нравственной личности, достойных будущих граждан Росси, патриотов своего Отечества.
Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:
• формирование чувства привязанности к своему дому, своим близким, детскому саду, друзьям в детском саду;
• формирование у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
• формирование представлений о России как о родной стране, о Москве как о столице России;
• воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания : музыка, изодеятельность, художественное слово;
• воспитание гражданско – патриотических чувств через изучение государственной символики России.
Принципы построения программы
Программа построена с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями и возможностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
• принцип личностно – ориентированного общения – индивидуально – личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а непросто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми;
• принцип тематического планирования материала - предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам6 родная семья, родная природа, родная культура, родная станица, родная страна;
• принцип наглядности - широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т. д. ;
• принцип последовательности – предполагает планирование изучаемого материала последовательно (от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе;
• принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.
Содержание тематического планирования материала
Я и моя семья. Мир ребенка начинается с семьи, впервые он осознает себя человеком – членом семейного сообщества. В рамках этого блока дети получают знания о своем ближайшем окружении, семье, у них воспитывается гуманное отношение к своим близким, уточняются представления детей о именах близких людей, семейных историях, традициях.
Моя малая родина. Дети получают краеведческие сведения о родной станице, об истории ее возникновения, ее достопримечательностях, промышленности, видах транспорта, станичных зданий и учреждениях, трудовой деятельности людей, знаменитых земляках и т. д.
Родная природа. Любовь к родной природе – одно из проявлений патриотизма. При ознакомлении с родной природой, дети сначала получают элементарные сведения о природе участка детского сада, затем, краеведческие сведения о природе. А в старшей и подготовительной группах – общие географические сведения о России, природе родного края, реках, растениях, лекарственных травах, животном мире. Воспитывается умение бережного отношения к окружающей природе, умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, нравственные качества человека.
Родная страна. На занятиях этого блока дети получают географические сведения о территории России, в средней группе знакомятся с государственными символами Росси : герб, флаг, гимн. В старшей и подготовительной группах расширяют представление о значении государственных символов России. Воспитывается уважительное отношение к гербу, флагу. Гимну РФ. Дети знакомятся со столицей нашей Родины – Москвой и другими городами России, знаменитыми россиянами. Формируются представления о том, что Россия – многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами, формируются основы гражданско – патриотических чувств: любовь. Гордость и уважение к своей стране, ее культуре, осознание личной причастности к жизни Родины.
Родная культура. Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа. На занятиях дети знакомятся с устным народным творчеством6 сказками, потешками, праздниками, обрядами, народно – прикладным искусством. Педагоги формируют у детей общее представление о народной культуре, ее богатстве и красоте, учат детей любить и ценить народную мудрость, гармонию жизни.
Формы реализации программы :
- специально организованные занятия;
- экскурсии;
- беседы;
- игры (дидактические, сюжетно – ролевые, театрализованные, подвижные, настольные);
- продуктивная деятельность;
- чтения произведений художественной литературы, фольклора;
- прослушивание и изучение музыкальных произведений;
- праздники;
- утренники;
- веселые спартакиады;
- работа с родителями;
- кружки по интересам.
Содержание предметно – развивающей среды
Неоспоримо значение правильно организованной предметно – развивающей среды.
Оформление в группах зоны гражданско – патриотического воспитания, где бы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа пополнять знания о родном крае, станице, стране. Необходимо иметь широкий спектр иллюстраций, фотографий с видами малой родины, родной станицы, столицы, родной страны, климатических зон России. Это могут быть панорамные снимки достопримечательностей, картины с изображением родных пейзажей, иллюстрации народных промыслов, произведения устного народного творчества, образцы российского герба и флага. Предлагаемый детям материал должен в обязательном порядке меняться в зависимости от изучаемых тематических блоков.
Ожидаемые результаты К концу дошкольного периода ребенок должен знать: название страны в которой живет; общие географические сведения о России; о своей малой родине, государственные символы, о том, что нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т. д. ;
Перспективное планирование
СЕНТЯБРЬ
Дата Тема недели Программное содержание Работа с детьми (с использованием видов искусства) Продуктивная деятельность с привлечением родителей
1-я неделя Наблюдение за детьми в группе, выявление первичных знаний по программе Определение уровней знаний о семье, о доме, о малой родине Анкетирование родителей с целью определения отношения к программе, беседы с детьми, игры, наблюдения за взаимоотношениями детей в группе Рисование «Я и моя семья»
2-я неделя «Мой дом, моя семья» Формировать знания о своем ближайшем окружении, семье, взаимоотношениях с близкими, традициями. Дать понятия «мой дом», «семья». Беседы: «Какой у меня дом», «Какая у меня мама?», «Жил был я», «Наша семья» и др.
Игры: «Назови членов семьи ласково», «Как можно обратиться к человеку (маме, бабушке и т. д.) с просьбой?».
«Кто живет в семье?»
Занятия: «Моя семья», «Петушок и его семья», «Я и моя семья» и др.
Логоритмические упражнения: «Дом», «Фамилии», «Всё для мамы» (модель боровик Т. А.)
Чтение произведений: Д. Габе «Моя семья», В. Сухомлинский «Все добрые люди – одна семья»
Рассматривание семейных фотоальбомов
Чтение произведений дома :Г Юдин «Рыжий город», Б Алмазов «Горбушка»
Рисование: «Наша дружная семья», «Мой дом»;
Аппликация «Открытка пожеланий»
3-я неделя «Наши имена и фамилии» Познакомить детей с историей имен, фамилий. Совершенствовать культуру поведения со взрослыми и сверстниками. Воспитывать уважение к имени другого человека. Беседы: «Я и мое имя», «Что значат наши имена (фамилии?», «Для чего нужны имена (фамилии?», «История возникновений имен» и др.
Занятия: «Наши имена», «История фамилий» и др.
Чтение произведений: А. Барто «Имя и фамилия», Б. Житков «Как меня назвали».
Театрализованная игра: «Давайте, познакомимся», игры: (можно использовать мяч) «А как зовут тебя?», «Как можно назвать по- другому» и др. помощи клея и цветной бумаги.
Использование различных видов театра
Нарисовать с родителями -«Дерево имен моих предков»
4-я неделя «Мои права и обязанности» Дать детям представление о правах и обязанностях. Развивать чувство собственного достоинства, осознание своих прав и свобод. Рассказать о нормах и правилах поведения, способах взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Беседы: «Мои права», «О нарушителях прав», «Правила поведения», «Как людям помогают правила, права?», «Какие обязанности есть у тебя дома?» и др.
Занятия: «Уважай отца и мать», «Мои права», «Мужчины и женщины в семье», «Кубанская семья» и др.
Логоритмические упражнения «Бабушка Келейница», «В гостях», «Здравствуй!» (модель Т. А. Боровик)
Чтение произведений: В. Сухомлинский «Бабушка отдыхает», Е. Благинина «Посидим в
тишине», Л Толстой «Косточка» и др.
Игры: «Комплименты», «Что такое хорошо, что такое плохо», «Праздник вежливости» и др.
Логоритмическая игра «Доброе утро!» (модель О. В. Кацер)
Комплексное занятие –развлечение «Дарите людям доброту».
Превращение детьми воздушных шариков в смешные улыбчивые рожицы, при Рисование «От всего сердца»
ОКТЯБРЬ
Дата Тема недели Программное содержание Работа с детьми (с использованием видов искусства) Продуктивная деятельность с привлечением родителей
1-я неделя «Моя станица» Дать представление о малой родине, об истории возникновения станицы, ее достопримечательностях, интересных уголках, зданиях и т. п. Воспитывать любовь к своей малой родине, гордость за нее, желание сделать ее лучше. Беседы: «Я живу в станице», «Где я люблю бывать?», «Как мы отдыхаем?», «Чем мне нравится моя станица?», «История моей станицы» и др.
Занятия: «Любимый уголок», «Моя родная Павловская», «Мы Павловчане, жители Кубани» и др.
Использование декламации и мелодекламации (при чтении стихов о малой родине, станице, родной природе)
Игры: «Что такое станица», «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем» и др.
Рассматривание иллюстраций, достопримечательностей станицы.
Экскурсии: в парк, библиотеку, музей и т. п.
Чтение произведений: З. Александрова «Родина» и др. Фотовыставка «История станицы в фотографиях».
Рисование «Моя любимая станица»
2-я неделя «Край наш кубанский – родная земля» Формировать знания о Кубани, ее историческом прошлом и настоящем. Знакомить с достопримечательностями, промышленностью, трудовой деятельностью людей, климатическими условиями. Воспитывать любовь к своей малой родине, гордость за нее, желание сделать ее лучше.
Беседы: «Моя малая родина», «Широка Кубань», «У нас в Краснодарском крае», «Мы жители Кубани», «О Кубанских казаках» и др.
Занятия: «История возникновения Кубани», «В гости к бабушке Наталье», «Жизнь и труд казаков» и мн. др.
Экскурсии: в библиотеку, в музей.
Знакомство с фольклором Кубани
Пение кубанских песен
Игры: «Не займай», «Петушок», «Сон казака», «Кауны» и др. Рисование «Родная сторона»
Оформление выставки «Солнце, воздух и вода» (вместе с родителями)
3-я неделя «Чем славится Кубань?» Развивать представления детей об истории развития Краснодарского края. Познакомить с названием «Кубань». Закрепить знания о культурах выращиваемых в нашем крае. Воспитывать уважение к труду хлеборобов. Беседы: «Как к нам на стол хлеб пришел?», «Широкие нивы Кубани», «Кубань- житница России» и др.
Занятия: «Край наш кубанский – родная земля», «Хлеб- всему голова», «Жизнь и труд казаков» и др.
Экскурсии: в библиотеку, в музей.
Знакомство с фольклором Кубани
Использование декламации и мелодекламации
Игры: «Кубанка», «Подсолнухи» Выставка рисунков «На Кубани мы живем»
Поделки из природного материала «Щедрый край» (с участием родителей)
4- я неделя «История возникновения герба и флага Кубани» Закрепить знания о кубанском флаге, познакомить с гербом и гимном Кубани. Воспитывать патриотические чувства: любовь к Родине, уважения к флагу, гербу, гимну Кубани. Воспитывать любовь к своей малой родине, гордость за нее, желание сделать ее лучше.
Беседы: «История Кубани», «Отличные люди, прославленный край», «Государственные символы» и др.
Занятия: «Моя Кубань», «Рождение Кубани», «Что вам расскажет флаг?», «Символы Краснодарского края» и др.
Экскурсии: в библиотеку, в музей.
Чтение произведения: В. Балдина «Моя Кубань»,
Игры: «Собери флаг», «Где можно увидеть государственный герб?» (используя мяч) и др.
Рассматривание символики Краснодарского края и его районов
Рисование, аппликация «Символика Кубани»
НОЯБРЬ
Дата Тема недели Программное содержание Работа с детьми (с использованием видов искусства) Продуктивная деятельность с привлечением родителей
1-я неделя «Традиции и быт Кубанского казачества» Воспитывать любовь к малой Родине; знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества; развивать познавательный интерес к истории своего народа. Воспитывать любовь и уважение к традициям Кубани. Беседы: «История Кубани», «Что мы знаем о казаках», «Немного истории» и др.
Занятия: «Возникновение имен и фамилий на Кубани», «Как казаки на Кубань пришли», «Моя маленькая и большая Родина» и др.
Экскурсии: в библиотеку, в музей.
Знакомство с фольклором Кубани
Пение кубанских песен
Игры: «Мышка», «Коники»
Развлечения: «Кубанская ярмарка», «Кубанские посиделки»
Рисование «История и традиции Кубани в рисунках»
Выставка «Увлечения наших мам и бабушек»
2-я неделя «Краски родного края» Способствовать расширению и закреплению знаний детей о родном крае, его природе. Воспитывать умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться бережно к природе. Беседы: «Красота вокруг нас», «Времена года на Кубани», «Разнообразие природы» и др.
Занятия: «Путешествие по реке Сосыка», «Красота
природы родного края», «Кубанский край – красотой богат» и др.
Использование декламации и мелодекламации
Экскурсии: в библиотеку, в музей.
Игры: «Мышка», «Поймай рыбку», дид. игра «Назови растение»
Конкурс рисунков «Природа родного края», поделки из природного материала
3-я
неделя «Растительный мир Кубани» Расширять знания детей о климате Краснодарского края, растительном мире, краеведческие сведения о природе. Воспитывать умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно, желание больше узнать о родной природе. Беседы: «Растительный мир», «Деревья на нашем участке», «Лекарственные растения», «В мире растений», «Полезные свойства растений» и др.
Занятия: «Природа и мы», «Деревья бывают разные», «Весеннее пробуждение» и др.
Логоритмические упражнения: «Осень», «весенний хоровод», «Улыбнись весне» (модель Т. А. Боровик)
Экскурсии: в парк, по территории детского сада
Игры: «К дереву беги!», «С какого дерева листок» и др.
Чтение произведений и стихов о деревьях
Активное слушание музыки
Рисование «Деревья на нашем участке», «Деревья бывают разные»
Нетрадиционное рисование листьями деревьев.
Аппликация из сухих листьев.
4-я неделя «Животный мир нашего края» Расширять знания детей о климате Краснодарского края, животном мире, краеведческие сведения о животных и их обитании. Воспитывать умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно, желание больше узнать о родной природе и животном мире. Беседы: «Что такое животный мир?», «Домашние животные», «Дикие животные», «В мире животных» и др.
Занятия: «Животные, обитающие в нашем крае», «Интересные факты из жизни животных», «Зайка- огородник» и др.
Логоритмические упражнения: «Поросята», «Козлик» (модель Т. А. Боровик)
Рассматривание иллюстраций с изображениями животных и местами их обитания
Игры: «Путаница», «Кто, где живет?», «Покорми зверушек» и др.
Чтение произведений и стихов о животных
Рисование «Животные нашего края»
Лепка «Зоопарк»
Сочинение сказки о животных (записывают родители, можно нарисовать иллюстрации)
ДЕКАБРЬ
Дата Тема недели Программное содержание Работа с детьми (с использованием видов искусства) Продуктивная деятельность с привлечением родителей
1-я неделя «Мир вокруг нас» Формировать у детей представление о мире, о разных странах мира, России, себе, как о полноправных гражданах России.
Воспитывать в детях нравственно – патриотические и гражданские чувства Беседы: «Разные страны», «Жители разных стран» и др.
Занятия: «Жители нашей Родины», «Мы – Россияне» и др.
Рассматривание иллюстраций с изображениями разных стран, людей их населяющих
Игры: «Иностранец», «Кто, где живет?», «Кто в какой стране живет?», подв. игры разных народов и др.
Чтение произведений о разных странах
Знакомство с глобусом Рисование «Страна, в которой я хотел бы побывать»
Составление из рисунков выставки «Разные страны»
2-я неделя «Разноцветные люди» Воспитывать уважительное, дружелюбное отношение детей к людям разных национальностей. Развивать коммуникативные способности, продолжать формировать у детей представление о мире и разных странах, о детях, населяющих эти страны, об их общности и различиях. Доказать сходства всех детей в мире независимо от их национальности. Беседа: «Дети разных национальностей», «Дети – это дети», «Разный цвет кожи. Почему?» и др.
Занятия: «Разноцветные люди», «Дружба и дети», «Игры детей разных стран» и др.
Рассматривание иллюстраций с изображением людей разного цвета кожи
Игры: «Иностранец», «Путаница», подв. игры детей разных стран и др.
Чтение произведений и стихов разных национальностей
Рисование «Разноцветные дети»
3-я неделя «Наша страна – Россия» Формировать в воображении детей образ Родины, представление о России как о родной стране, воспитывать чувство любви к своей Родине, закрепить название родной страны «Россия» Беседы: «Что такое Родина», «Страна, в которой я живу» и др.
Занятия: «Родина моя – Россия!», «Люблю, тебя моя Россия!» и др.
Рассматривание иллюстраций с изображениями замечательных уголков России
Игры: «Кто, где живет?», «Города России» и др.
Чтение произведений и стихов о Родине.
Использование декламации и мелодекламации
Рисование «Моя Родина»
4-я неделя «История возникновения Руси» Познакомить детей с историей возникновения Руси, с жизнью наших предков, с условиями быта и культурой. Беседы: «Русь», «Историческое прошлое», «Как жили люди в далеком прошлом» и др.
Занятия: «Знакомство с русским народным костюмом», «Что расскажут нам предметы быта далекой Руси» и др.
Рассматривание иллюстраций с изображениями исторического прошлого
Чтение русских былин, пословиц и поговорок о Родине.
Чтение и разучивание стихотворений Дж. Родари «Всеобщая история» и др.
Игры: «Назови предмет», «Узнай по описанию» и др.
Использование различных видов театра Рисование «История Руси в рисунках детей», «Русский народный костюм»
Лепка «Предметы быта Руси»
ЯНВАРЬ
Дата Тема недели Программное содержание Работа с детьми (с использованием видов искусства) Продуктивная деятельность с привлечением родителей
1-я неделя «Богатыри земли русской» Обобщить знания детей об истории возникновения Руси, познакомить с русскими былинными богатырями, с тем, как наши предки защищали свою Родину. Воспитывать чувство восхищения подвигами русских богатырей Беседы: «Что такое подвиг?», «Кто Русь защищал?», «Кто такие защитники?» и др.
Занятия: «Богатыри земли русской», «Русские былины» и др.
Рассматривание иллюстраций с изображениями исторического прошлого
Чтение русских былин («Илья Муромец и Соловей – разбойник», легенд.
Рассматривание картины В. Васнецова «Три богатыря»
Игры: дид. игры «Узнай по описанию», «Детали одежды русских богатырей», русские народные под. игры, театрализованные и др. Рисование: «Богатыри земли русской»
Спортивное развлечение «Будущие богатыри»
Домашнее чтение «Добрыня и змей», «Никита Кожемяка»
2-я неделя «Русские народные промыслы» Закрепить и обобщить знания детей о русских народных промыслах, средствами эстетического воспитания, формировать чувство восхищения творениями народных мастеров Беседы: «Русские узоры», «народные умельцы России» и др.
Занятия: «Русские народные промыслы», «Русская изба», «Игрушки старины далекой» и др.
Рассматривание иллюстраций с изображениями исторического прошлого России
Прослушивание русской народной музыки
Пение русских народных песен
Игры: «Назови предмет», «Узнай по описанию», «Какой игрушки не стало?», русские народные подвижные игры и др. Лепка «Игрушки»
Декоративное рисование предметов народных промыслов
3-я
неделя «Разнообразная природа России» Обобщить знания детей о климатических РФ. Воспитывать чувство гордости за необъятные просторы нашей Родины. Побуждать детей восхищаться красотой природы, беречь ее. Беседы: «Самая большая страна в мире», «Растительный мир нашей Родины» и др.
Занятия: «Климатические зоны России», «Путешествие по России» и др.
• Знакомство с картой.
• Рассматривание иллюстраций с изображением различных климатических зон.
Игры: «С какого дерева листок?», «Узнай по описанию», «Чьи припасы?» и др. Рисование «Я хочу побывать …»
Лепка «Животные»
Аппликация «Лесные ягоды»
4-я неделя «Жители Севера» Познакомить детей с особенностями жизни людей на Севере: с природными условиями, погодой, флорой и фауной, занятиями коренных жителей. Формировать чувство уважения к жизни и труду людей в тяжелых климатических условиях Беседы: «Поговорим о Севере», «Кто живет на Севере», «О жизни северных народов» и др.
Занятия: «Жители Севера», «Суровая природа Севера» и др.
Рассматривание иллюстраций, фотографий с изображениями климата Крайнего Севера, природой, животными и т. д.
Чтение стихов, худ. литературы
Игры: «Кто где живет?», «Путаница» и др. Рисование «Крайний Север»
ФЕВРАЛЬ
Дата Тема недели Программное содержание Работа с детьми (с использованием видов искусства) Продуктивная деятельность с привлечением родителей
1-я неделя «Русский лес – полон чудес!» Уточнить и систематизировать знания детей о растительном и животном мире русского леса. Побуждать детей восхищаться красотой родной природы. Воспитывать патриотические чувства. Беседы: «Что такое лес?», «Кто живет в лесу?»и др.
Занятия: «Русский лес- полон чудес!», «Животные леса» и др.
Использование декламации и мелодекламации
Рассматривание иллюстраций, фотографий с изображениями животных и растений средней полосы, юга России, крайнего Севера.
Чтение стихов, худ. литературы
Игры: «Кто где живет?», «Путаница», «У кого какой домик?» и др. Рисование «Обитатели леса», «Русский лес» (в разные времена года)
2-я неделя «Что такое заповедник» Познакомить детей с назначением природных заповедников, «Красной книги», воспитывать бережное отношение к природе, патриотические чувства Беседы: «Животные в опасности!», «Красная книга» и др.
Занятия: «Что такое заповедник», «Природа и мы» и др.
Чтение рассказа Н. Сладкова «Друг или враг»
Слушание фонограммы с записью лесных звуков.
Игры: «Какие птицы занесены в Красную книгу?», «Путаница» и др. Рисование «Азбука леса», «Красная книга России»
3-я неделя «Реки нашей России» Познакомить с названиями самых крупных рек России : Волга, Лена, Енисей, Дон и др., озеро Байкал. Формировать понимание значения воды для жизни всего живого. Побуждать детей бережно относиться к природным богатствам России Беседы : «Чем река отличается от моря», «Морские и речные жители», «Речной путь» и др.
Занятия: «Голубые реки России», «Реки- богатства нашей страны!» и др.
Рассматривание иллюстраций с изображением озера Байкал, растений и животных тайги.
Использование декламации и мелодекламации
Логоритмические упражнения: «Как лягушки научились квакать», «Сладкий лягушонок» (модель Т. А. Боровик)
Игры: «Обитатели рек?» (с использованием мяча, «Рыбалка» и др. Рисование «На реке», «Морские обитатели»
4-я неделя «Какие народы населяют нашу Россию» Познакомить детей с разными народами, населяющими РФ, Воспитывать уважительное, доброжелательное отношение к многонациональной культуре нашей России. Закрепить и обобщить знания детей о народах, населяющих Россию : русских, татар, чукчей и др. Побуждать детей уважительно относиться к культуре разных народов, любоваться образцами народно – прикладного творчества Беседы: «Одинаковы ли люди? Почему?», «Национальные костюмы», «Блюда разных народов» и др.
Занятия: «Многонациональная Россия», «Знакомимся с народами России» и др.
Рассматривание иллюстраций, фотографий с изображениями людей в национальных костюмах, народных промыслов.
Чтение сказок народов России
Использование различных видов театра
Игры: подвижные игры разных народов. Рисование «Национальные костюмы»
Чаепитие с русскими караваями
МАРТ
Дата Тема недели Программное содержание Работа с детьми (с использованием видов искусства) Продуктивная деятельность с привлечением родителей
1-я
неделя «Герб, флаг -государственные символы России» Закрепить и обобщить знания детей о символическом значении герба. Показать тесную связь современной государственной символики с фольклором и народным декоративно-прикладным искусством Беседы: «Что, такое флаг?», «Зачем нужны флаг и герб?» и др.
Занятия: «Герб, флаг -государственные символы России», «Россия-это государство», «История флага» и др.
Иллюстрации с изображением русского народного костюма, пособие «Флаг России»
Использование декламации и мелодекламации
Игры: «Узнай наш флаг», «Собери флаг по цвету» и др. Рисование «Герб и флаг»
2-я неделя «Что значит быть гражданином? Права и обязанности гражданина России» Уточнить представление детей о России как о родной стране. Воспитывать гражданско-патриотические чувства, уважение к государственным символам России. Объяснить понятия «гражданство», «гражданин» Беседы: «Гражданин своей страны», «О Правах гражданина России» и др.
Занятия: «Что значит быть гражданином? Права и обязанности гражданина России», «Главные документы страны» и др.
Знакомство с географической картой мира, использование пособия «Государственные символы России»
Чтение стихотворения Р. Сеф «Необычный пешеход»
Дидактические игры: «Узнай наш герб», «Узнай наш флаг» Оформление детской книги «Права детей» с рисунками детей
3-я неделя «Знаменитые россияне» Познакомить детей со знаменитыми россиянами, которые делами и подвигами прославили нашу страну. Сформировать понимание значимости их деятельности для страны Беседы: «Кого называют знаменитым?», «Кого из знаменитых людей вы знаете?» и др.
Занятия: «Знаменитые россияне», «Великие музыканты», «Знаменитые художники» и т. д.
Рассматривание фотографий знаменитых соотечественников, прослушивание литературных произведений, стихов
Использование декламации и мелодекламации
Игры: «Назовите сказку», «Виды спорта» Рисование «Наши спортсмены», «Любимые сказки»
Нетрадиционное рисование «Рисуем музыку»
4-я неделя «Знаменитые спортсмены России» Познакомить детей со знаменитыми российскими спортсменами в разных видах спорта. Формировать уважительное отношение к их спортивным достижениям. Подчеркнуть, что такие люди – «настоящие граждане своей страны». Объяснить детям, что значит слово «патриот» Беседы: «Виды спорта», «Олимпийские игры» и др.
Занятия: «Знаменитые спортсмены России», «Россия – великая спортивная держава» и т. д.
Рассматривание вырезок из газет и журналов, иллюстрирующие спортивные достижения наших спортсменов
Активное слушание музыки
Игры: подвижные игры Рисование «Символ олимпийский игр детского сада»
Аппликация «Олимпийские медали»
Диагностический инструментарий определения результатов работы по теме
Психолог ДОУ использует следующие методики и тесты:
• проективная методика «Рисунок семьи» (тест на определение эмоционального благополучия ребенка);
• метод изучения продуктов детского творчества;
• метод наблюдения;
• метод тестов с целью диагностики внутригруппового статуса личности, структуры межличностных отношений, исследования отношения ребенка к ряду типичных для него жизненных ситуаций и др. ;
• методы математико – статистического анализа полученных данных;
• методы анкетирования, бесед с родителями с целью изучения семейного микроклимата, отношения к программе и др.
Критерии диагностики уровня знаний, умений и навыков детей по теме
Уровень знаний, умений и навыков по тематическому блоку «Моя малая родина»
№ Фамилии, имя
ребенка Название родной станицы, реки, жителей Символ Кубани – флаг. Знание символического значения цветов Символ Кубани – герб. Знание символического значения герба Знание народов, населяющих родную станицу, край Знание животных, птиц и растений родного края
Уровень знаний, умений и навыков по тематическому блоку «Родная страна»
№ Фамилии, имя
ребенка Название страны и столицы:
Россия, Москва Знание русских былинных богатырей Знание образцов русских народных промыслов: дымковские, богородские, филимоновские, калининские, каргопольские игрушки. Знание климатических зон РФ: север, юг, средняя полоса. Названия крупных городов и рек России Знание народов, населяющих РФ: русские, чуваши, чукчи и т. д. Значение символического значения государственных символов России Знания о столице России – Москве. Знание истории возникновения Московского Кремля, достопримечательностей Москвы.
Уровень знаний, умений и навыков по тематическому блоку «Родная природа»
№ Фамилия, имя ребенка Названия растений, животных и птиц средней полосы России : дуб, береза, клен, сосна, осина;
медведь, белка, заяц, кабан, лось и др. Названия растений, животных и птиц тундры: снежный лютик, карликовая береза, лишайник;
Тюлень, олень, куропатка, сова и др. Названия растений, животных и птиц тайги: сосна. Ель, кедр;
Рысь, куница, соболь и др. Названия растений, животных и птиц юга России : ковыль, кипарис, олеандр;
Бурундук, змея, суслик и др. Умения объяснять назначение заповедников, Красной книги РФ
Уровень знаний, умений и навыков по тематическому блоку «Родная культура»
№ Фамилия, имя ребенка Знание народных традиций людей разных национальностей, населяющих РФ:
Знание народных промыслов:
дымковские, богородские, филимоновские, калининские, каргопольские игрушки, хохломская роспись Знание имен знаменитых деятелей искусства РФ:
А. С. Пушкин, Л. Толстой, В. Васнецов и др. Знание природных примет о природе Знание народных праздников:
Рождество, Масленица, Пасха и др.
АПРЕЛЬ
Дата Тема недели Программное содержание Работа с детьми (с использованием видов искусства) Продуктивная деятельность с привлечением родителей
1-я
неделя «Столица нашей Родины» Уточнить и систематизировать знания детей о столице России, формировать представление о Москве, как о главном городе нашей страны, воспитывать гражданско-патриотические чувства Беседы: «В какой стране мы живем?», «Какие города России вы знаете?» и др.
Занятия: «Главный город нашей страны», «Град Москва – всей Руси глава» и др.
Иллюстрации с изображениями Москвы, Кремля
Использование декламации и мелодекламации
Игры: «Узнай наш флаг», «Собери флаг по цвету», «Иностранец» и др. Рисование «Москва глазами детей»
2-я неделя «История Московского Кремля» Познакомить детей с историей возникновения Московского Кремля, побуждать детей восхищаться его красотой, воспитывать патриотические чувства Беседы: «Московский Кремль», «Красная площадь» и др.
Занятия: «История Московского Кремля», «Путешествие по старинному Московскому Кремлю» и др.
Рассматривание иллюстраций с изображением древнего и современного Кремля.
Использование декламации и мелодекламации
Чтение стихов О. Александровой, С. Маршака, В. Брюсова о Москве Рисование «Древняя Москва», выставка детских рисунков «Московский Кремль»
3-я неделя «Северная столица России» Познакомить детей с крупными городами России, с историей Санкт-Петербурга, побуждать детей восхищаться красотой Санкт-Петербурга, воспитывать патриотические чувства Беседы: «Наша страна самая большая в мире», «В каких городах России вы бывали?» и др.
Занятия: «Города России», «Путешествие по городам России» и т. д.
Рассматривание иллюстраций с видами городов России
Игры: «Города» Рисование «Город»
4-я неделя «Города-герои нашей Родины» Познакомить детей с городами – героями России. С их историческими подвигами, заслугами перед Отечеством. Воспитывать уважение и гордость к людям, защищавшим нашу Родину. Воспитывать гражданско – патриотические чувства. Беседа: «Город герой – Волгоград»», «Подвиг русского народа», «О блокадном Ленинграде» и др.
Занятие: «Экскурсия по городам – героям нашей страны»
Рассматривание иллюстраций с панорамой сражений, историческими военными событиями, панорама городов во время войны.
Использование декламации и мелодекламации
Чтение произведений о ВОВ. Рисование: «Миру – мир!»
Аппликация: «Открытки к 9 Мая»»
МАЙ
Дата Тема недели Программное содержание Работа с детьми (с использованием видов искусства) Продуктивная деятельность с привлечением родителей
1-я
неделя «День Победы» Обобщить и систематизировать знания детей о подвиге наших соотечественников в годы Великой Отечественной войны, воспитывать патриотические чувства Беседы: «Что мы знаем о Великой Отечественной войне?», «Великие подвиги» и др.
Праздник: «День Победы»
Экскурсия к Вечному огню, возложение цветов, встреча с ветеранами
Использование декламации и мелодекламации
Рисование: «День Победы»
2-я неделя «Мы - патриоты» Обобщить и систематизировать знания детей по программе. Формировать уважительное отношение к родной стране. Воспитывать гражданско-патриотические чувства Итоговое занятие– викторина: «Мы патриоты»
Чтение литературных произведений о родине, разгадывание кроссвордов
Дидактические игры Выставка детских рисунков, фотовыставки
3-я, 4-я недели «Итоговая диагностика по программе» Обследование детей на определение итоговых знаний по программе Беседы с детьми.
Дидактические игры