Чирва Евгения Анатольевна
Программа по художественно-эстетическому развитию «Волшебные пальчики» для детей раннего возраста (2–3 года)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель программы :
Создать условия для развития потенциальных творческих способностей, заложенных в ребенке, интереса к собственным открытиям через художественно-эстетическую деятельность; развитие мелкой моторики пальцев рук детей через художественное творчество : рисование, аппликацию, лепку; познакомить детей с нетрадиционными техниками художественного творчества, формировать художественный вкус.
Задачи рабочей программы :
Публикация «Программа по художественно-эстетическому развитию „Волшебные пальчики“ для детей раннего возраста (2–3 года)» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2019
Создание положительного настроения у детей раннего возраста, поддержание стремления к самостоятельности;
Способствовать благоприятной адаптации в детском саду, установлению положительных отношений с воспитателем и детьми в группе;
Способствовать развитию познавательной активности - представлениях о предметах, животных, явлениях природы и т. д. ;
Способствовать развитию самостоятельности, овладению разнообразными способами действий, приобретение навыков самообслуживания, игровой деятельности и общения;
Развивать у детей художественно - творческие способности художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение, творческое мышление, внимание;
Знакомить детей со свойствами материалов (пластилином, солёным тестом, красками, бумагой и т. д.);
Обучать приёмам зрительного и тактильного обследования формы;
Формировать у детей умения и навыки, необходимые для создания творческих работ;
Воспитывать доброжелательное отношение детей к окружающему миру;
Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер;
Развивать речевые навыки;
Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности, лепке, аппликации;
Воспитывать усидчивость, аккуратность, умение работать в коллективе и индивидуально.
Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов;
Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства, окружающих предметов;
Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций;
Возраст детей, сроки, формы реализации программы
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 2-3 года. Срок реализации – 7 месяцев (с 15.10.2019 по 30.04-2020 г.)
Формы реализации программы :
Беседы; занятие - игра; групповая и индивидуальная работа; коллективно-творческая работа; работа с родителями; оформление выставок
Методы реализации программы :
наглядный;
практический;
объяснительно-иллюстративный;
публикация информации на сайте ДОУ, группы.
В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие;
Познавательное развитие;
Речевое развитие;
Художественно-эстетическое развитие;
Физическое развитие.
Принципы организации НОД:
подача материала в игровой форме;
развитие творческих способностей детей, фантазии;
приобщение детей к нормам и традициям семьи, общества;
выбор тематики, приемов работы в соответствии с возрастом детей;
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Структура занятия включает в себя 3 части:
1. Вводная часть – организационный момент, создание эмоционального настроения, объяснение нового материала, мотивация;
2. Основная часть – практическая – самостоятельная, творческая деятельность детей под руководством педагога, педагогом ведется индивидуальная работа по раскрытию замысла каждого ребенка
3. Заключительная часть – анализ детских рисунков (рассматривание работ, положительные высказывания детей и педагога о проделанной работе).
Программа по художественно - эстетическому образованию «Веселые пальчики» разработана на основе методических рекомендаций Давыдовой Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Швайко Г. С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду», Программа, конспекты занятий Лыковой И. А. «Цветные ладошки», Комаровой Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду».
Возраст детей, участвующих в реализации рабочей программы - дети группы раннего возраста (2-3 года).Занятия проводятся один раз в неделю (среда) во второй половине дня, в 16. 00 Продолжительность занятия: 8-10 минут в соответствии с возрастными особенностями детей. Всего в течение года проводится 26 занятий.
Для занятий с детьми используется разнообразный наглядный материал:
иллюстрации с изображениями картин знаменитых художников;
тематические плакаты для обогащения восприятия детей, уточнения их представлений об окружающем мире;
дидактические плакаты для развития чувства формы, цвета, композиции и т. д. ;
серии альбомов для детского художественного творчества;
готовый образец работы
Ожидаемые результаты:
Значительное повышение уровня развития творческих способностей
Расширение и обогащение художественного опыта
Формирование умения взаимодействовать друг с другом
Овладение простейшими приемами рисования, лепки, аппликации
Развитие мелкой моторики рук
Обострение тактильного восприятия
Концентрация внимания
Увеличение активного словаря детей, повышение качества произношения звуков
Привлечение родителей к созданию условий в семье способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений, навыков, полученных детьми на кружке.
Календарно-тематическое планирование кружковой работы
«Волшебные пальчики» на 2019/2020 год
Месяц Тема занятия, задачи содержание деятельности, материал
Октябрь
1. «Дождик, кап-кап!» (рисование ватными палочками)
Учить детей изображать дождь ватными палочками. Познакомить с синей краской. Показать взаимосвязь между характером образа и средствами художественной выразительности. Воспитывать интерес к познанию природы и отражению своих впечатлений в рисунках.
Материал и оборудование:
-листы бумаги белого цвета;
-ватные палочки;
-бумажные салфетки;
-гуашевые краски синего цвета;
- заготовки синих туч (заранее приклеены воспитателем);
-образец.
2. «Тучка» (аппликация из ваты)
Упражнять в умении детей выполнять аппликацию, разрывать кусочки ваты и аккуратно приклеивать их, изображая облака. Развивать творческое мышление, воображение, внимание, развивать мелкую моторику.
Материалы и оборудование:
- картон синего или голубого цвета с нарисованными облаками;
- клей, вата;
- салфетки для каждого ребёнка;
- иллюстрации с изображением неба с облаками;
- образец.
Ноябрь
1. «Веточка рябинки» (рисование пальчиками)
Знакомить с нетрадиционной техникой рисования пальчиком, показать приём получения точек, развивать интерес и положительное отношение к рисованию.
Материал и оборудование:
-гроздь рябины;
-гуашь красного цвета;
-салфетки влажные на каждого ребёнка;
-иллюстрации деревьев;
-заготовленные заранее, листы бумаги с нарисованными ветками рябины (без ягодок);
-аудиозапись «Ягодки рябинки»;
-образец
2. «Овощи на зиму» (рисование овощами, штамповка)
Продолжать учить детей нетрадиционным техникам рисования- рисование
пальцами; закреплять с детьми знания названий овощей, их характерные особенности; закреплять знания цветов; воспитывать интерес и любовь к художественному творчеству, эмоциональную отзывчивость.
Материал и оборудование:
-муляжи овощей - огурцы, помидоры;
-банка с крышкой;
-рисунок консервированных овощей;
-заготовки баночек, вырезанные из белой бумаги;
-краски гуашь;
-салфетки для рук;
-образец
Ноябрь 3. «Корзинка с ягодами» (аппликация из салфеток)
Продолжать учить детей наклеивать детали на лист в нужном месте; продолжать знакомить детей с красным цветом; развивать желание выполнить работу до конца;
воспитывать аккуратность.
Материалы и оборудование:
-нарисованная корзинка;
-ягодки клубники;
-клей-карандаш;
-салфетка для каждого ребёнка;
-образец.
4. «Баночка варенья» (лепка)
Продолжать знакомить детей с пластилином и его свойствами; научить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 5-7 мм, надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, формировать интерес к работе с пластилином;
Материалы и оборудование:
-заготовки баночек, вырезанных из белого картона по количеству детей;
-пластилин красного цвета;
-доски для лепки по количеству детей;
- игрушка Мишка.
Декабрь
1. «Рукавичка» (рисование ватными палочками)
Формирование умений украшать предмет нетрадиционным способом; учить украшать предмет по мотивам сказки «Рукавичка»; учить проводить ватной палочкой прямые линии и точки, создавая орнамент; закреплять умение использовать в процессе рисования краски разных цветов; развивать воображение, фантазию.
Материал и оборудование:
-рукавички, вырезанные из картона;
-краски;
-салфетки;
-ватные палочки;
-рукавичка с орнаментом (образец);
-дидактическая игра «Найди пару»;
-образец.
2. «Ёлочка в снегу» (рисование манкой)
Учить передавать красоту зимнего пейзажа с помощью нетрадиционных техник рисования (рисование манной крупой); познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования рисование манной крупой; развивать мелкую моторику; развивать творческие способности, воображение; воспитывать любовь к природе.
Материалы и оборудование:
-искусственная ёлочка;
-листы с изображением ёлочки;
-зимние пейзажи, мольберт;
- манная крупа;
-салфетки;
-образец.
3. «Шубка для зайки» (аппликация из ваты)
Учить детей изображать в аппликации композицию определенного содержания; упражнять в умении намазывать части клеем; учить прижимать наклеиваемую форму салфеткой; учить отрывать небольшие кусочки ваты от целого и наклеивать их на силуэт Зайчика, делая белую шубку. Развивать творческое мышление, воображение, внимание, развивать мелкую моторику рук. Воспитывать доброжелательное отношение к животным.
Материал и оборудование:
-силуэты зайчиков, наклеенные на синий картон;
-вата;
- клей;
-салфетки;
-образец
Декабрь 4. «Елочка нарядная» (лепка)
Повторить название основных цветов: красный, жёлтый, синий, зелёный; учить детей располагать и прижимать пальцем пластилиновые шарики к силуэту ёлки; развивать мелкую моторику пальцев; воспитывать интерес к новогоднему празднику, желание помочь сказочному персонажу.
Материал и оборудование:
-снежинки;
-аппликация ёлочки на листе листа каждому ребёнку;
-пластилиновые шарики разных цветов;
-нарезанная мишура для украшения;
-бусинки;
-салфетки;
-образец.
Январь
1. «Зимние узоры» (рисование свечой)
Знакомство с техникой рисования свечой (морозные узоры на окне); учить аккуратно закрашивать жидкой краской лист с уже нанесенным свечой рисунком; развивать у воспитанников художественно-эстетическое восприятия; развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве.
Материалы и оборудование:
фотографии морозных узоров на стеклах;
- альбомный лист в форме окна с заранее нарисованными узорами свечей;
- гуашь синяя;
- кисть для рисования широкая;
- стаканчик с водой;
-салфетка бумажная и влажная салфетка;
-магнитофон и аудиозаписи музыкальных композиций.
2. «Веселый Снеговик» (аппликация из ватных дисков)
Познакомить детей с нетрадиционной техникой аппликации из ватных дисков; познакомить детей с различными способами художественного образа; обучать умению создавать яркие образы явлений окружающего мира; закреплять знания детей о времени года – зиме; развивать связную речь; развивать мелкую моторику рук; развивать навыки творческой деятельности; воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту окружающей природы
Материал и оборудование:
-ватные диски разных размеров;
-формы ведерок разных цветов из цветной бумаги;
-формы метлы из цветной бумаги;
-формы снега из белой бумаги; картон цветной;
-клей ПВА, кисти для клея;
- игрушка снеговик;
-фломастеры: черный, красный.
Январь 3. «Птички ягодки клюют!»
(рисование пальчиками +штамповка)
Учить рисовать веточки, украшать в техниках рисования пальчиками и печатания пробкой (выполнение ягод разной величины и цвета); закрепить навыки рисования; воспитывать аккуратность; развивать чувство композиции.
Материал и оборудование:
-бумага размером 1\2 альбомного листа разных цветов;
- коричневая гуашь, кисть, гуашь красного, оранжевого и бордового цветов в мисочках;
- пробки;
-рисунки птиц;
-клей-карандаш;
- салфетки;
-образец
4. «Снег идет» (лепка)
Знакомить детей с изменениями в природе, формировать представление о том, что зимой холодно, идет снег; знакомить со свойствами снега; обогащать словарь детей существительными; учить понимать речь.
Материалы и оборудование:
-мольберт,
-листы картона черного и фиолетового цвета по количеству детей;
-пластилин белого цвета, скатанный в маленькие шарики(10 шариков на каждого ребенка);
-образец
Февраль
1. «Рыбки в аквариуме» (рисование ладошкой)
Продолжать учить детей нетрадиционной технике: рисование пальчиками, рисование ладошками; развивать мышление и память, умение анализировать, выражать их в речи; развивать воображение и творчество; воспитывать чувство композиции и цвета.
Материалы и оборудование:
-картинки с изображением пресноводных, морских, аквариумных рыб;
-блюдечки с гуашью желтого, красного, зеленого и коричневого цветов;
-готовые рисунки аквариумов, нарисованные заранее, записи спокойной красивой музыки;
-ракушки и камушки;
-образец.
2. «Чашечка» (рисование, штамповка)
Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатания.
Материал и оборудование:
-вырезанные из бумаги чашки разной формы и размера;
-разноцветная пальчиковая краска в мисочках;
- различные печатки;
-салфетки;
-выставка посуды;
-образец
3. «Пушистые котята» (обрывная аппликация)
Научить детей из кусочков бумаги создавать определенную композицию, развивать мелкую моторику и усидчивость; учить выполнять аппликацию в технике обрывная мозаика; развивать мелкую моторику рук, творческие способности, внимание и воображение; воспитывать аккуратность при выполнении работы.
Материал и оборудование:
-заготовки цветной бумаги для аппликации;
-клей ПВА;
- салфетки, кисточки;
-клеёнки;
- шаблоны с изображением котенка;
-картинка с изображением готовой работы;
-игрушка кот.
Февраль 4. «Галстук для папы» (лепка)
Продолжать знакомить детей со свойствами пластилина; знакомить детей со свойствами окружающих нас материалов, предметов; вызывать желание проводить изобразительную деятельно; развивать внимание, речь, наблюдательность, тактильные ощущения. Обогащать и активизировать словарный запас детей по теме «23 февраля»; воспитательные: воспитывать терпение, желание принимать участие в индивидуальных работах, чувство заботы о близких.
Материал и оборудование:
-заготовки галстуков из белого картона по количеству детей;
-шарики из пластилина одинакового диаметра и разных цветов;
-настоящий галстук;
-образец.
Март
Март 1. «Букет для мамочки» (рисование ладошкой)
Формировать приветливое, доверительное отношение к близким и родным людям, маме. Дать понятие - семья. Обогатить представления о строении цветка, накопить опыт тактильных ощущений, обогатить сенсорный опыт, обогатить словарный запас. Поддерживать интерес к изо-деятельности.
Материал и оборудование:
-картина «Ваза с цветами»;
-картон с заранее нарисованной вазой;
-игрушка медвежонок;
-гуашь;
-влажные салфетки;
-самоклеящиеся бусинки;
-образец.
2. «Бусы для мамы» (рисование пальчиками)
Учить рисовать нетрадиционным способом (пальчиками, используя яркие краски. Рисовать точки «бусинки» друг за другом на нитке; создать радостное настроение «подарить маме бусы»; различать и называть основные цвета красок (желтый, красный, зеленый).
Материалы и оборудование:
-краски трех цветов;
-половинка листа альбома с нарисованной ниточкой;
-коробочка;
-настоящие бусы;
-салфетки;
-образец.
3. «Клубочек для котенка» (лепка)
Формировать интерес детей к работе с пластилином на горизонтальной плоскости – пластилинографии; упражнять в раскатывании пластилина между ладонями; учить приему сворачивания длинной колбаски по спирали; развивать мелкую моторику рук; закреплять знания о цвете; формировать навыки аккуратного обращения с пластилином; вызвать интерес к представителям животного мира.
Материал и оборудование:
-цветной пластилин;
-плотный картон с силуэтом котенка;
-доска для лепки; игрушки: кошка, собака;
-волшебная палочка;
-образец воспитателя;
-мультимедийное оборудование, компьютер картина «Кошка с котятами» из серии «Домашние животные» (автор С. А. Веретенникова).
4. «Ветка мимозы» (аппликация из салфеток)
Упражнять в скатывании шариков из салфеток; развивать чувство композиции. Закрепить навыки наклеивания. Закрепить знания и представления о цвете «жёлтый», форме «круглый», величине «маленький», количестве «много», качестве «пушистый» предмета. Формировать навыки аппликационной техники.
Материал и оборудование:
-листы с изображением ветки мимозы;
-желтые салфетки;
-клей;
-влажные салфетки;
-ветка мимозы;
-образец.
Апрель
Апрель 1. «Ежик» (рисование пластмассовой вилкой)
Создание образа ежика в сотворчестве с педагогом: дорисовывать «иголки» - вилкой. Учить рисовать иголки-колючки вилкой сверху-вниз, дополняя созданный педагогом образ ежика; учить наблюдать за творческой работой педагога и действовать по подражанию; вызвать желание рисовать яблочки (штампы из губки или пальчиком); развить чувство ритма и цвета.
Материал и оборудование:
-мольберт;
- бумажные тарелки с изображением ежика без иголок,
-гуашь коричневого цвета;
- пластиковые вилки;
- салфетки;
-образец
2. «Пасхальное яйцо» (аппликация из бусинок)
Расширять кругозор детей, формировать целостную картину мира, развивать свободное общение, формировать эмоциональную отзывчивость; продолжать учить детей создавать композицию по замыслу. Учить наносить клей на детали и наклеивать их на заготовку; развивать у детей творческие способности, чувство прекрасного; воспитывать аккуратность и внимательность.
Материал и оборудование:
-иллюстрации на тему «Пасха»;
- шаблоны яиц;
-заготовки из цветной бумаги+ украшения –бусинки разных цветов;
- клей;
-кисть для клея;
-влажные салфетки;
-образец.
3. «Одуванчик» (рисование пальчиком)
Формировать навыки изображать отдельные предметы, простые по композиции и незамысловатые по содержанию сюжеты; продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками; закрепить умение равномерно наносить точки пальчиками; воспитывать эстетичное отношение к природе через изображение образа цветка.
Материалы и оборудование:
-картинки с изображением одуванчика;
-лист бумаги голубого цвета или бумажные тарелочки;
-салфетки бумажные;
-желтая гуашь;
-игрушка котенка;
-образец.
4. «Солнышко лучистое!» (лепка)
Закрепление умений детей отщипывать кусочки пластилина, раскатывать между ладоней «колбаски», наносить пластилин на поверхность; формировать эстетические чувства детей, художественное восприятие, воображение, художественно - творческие способности; воспитывать доброжелательное отношение к природе.
Материалы и оборудование:
-фланелеграф;
-игрушка Зайка;
-пластилин желтого цвета;
-дощечка для лепки;
-картон с нарисованным солнышком без лучиков;
-образец.