Светлана Овчинникова
Программа по художественно-эстетическому развитию во 2 младшей группе по тестопластике «Волшебное тесто»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Актуальность ознакомления дошкольников с художественным творчеством обусловлена его влиянием на многостороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по художественно-эстетическому направлению.
Изобразительная деятельность является интересным видом деятельности детей дошкольного возраста. В ней ребенок познает свои силы, совершенствует свои способности, что доставляет ему большое удовольствие.
Публикация «Программа по художественно-эстетическому развитию во 2 младшей группе по тестопластике „Волшебное тесто“» размещена в разделах
Художественный образ, лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является центральным, связующим понятием в системе эстетического воспитания. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса. Занятия по лепке из соленого теста очень увлекательны и интересны тем, что, работа с мягким и пластичным материалом – соленым тестом успокаивает, снимает напряжение, агрессию и тревогу, позволяет вести себя естественно и непринужденно раскрывает у детей безграничные возможности, которые предоставляет этот материал для творчества.
Реализуя в практике парциальную программу И. А. Лыковой «Цветные ладошки», мною была разработана программа «Волшебное тесто».
Лепка из соленого теста имеет важной значение для развития мелкой моторики кистей обеих рук, зрительно-моторной координации, образования умений и навыков работы с пластичными материалами, а также способствует развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, творческих способностей,развитию творчества дошкольников.
Занимаясь тестопластикой, у ребенка укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более слаженными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению письму. Этому всему помогает хорошая мышечная нагрузка пальчиков.
Дети с большим интересом любят рисовать, лепить, а лепить из теста – очень занимательное занятие. Лепка из соленого теста - относится к категории работы с нетрадиционными материалами, что обусловливает новизну и актуальность творческой работы. Поэтому была разработана мной программа для детей младшего дошкольного возраста «Волшебное тесто».
Тестопластика— это один из сравнительно недавнего появления нового вида в изобразительной деятельности.
Основной материал — соленое тесто. Соль, мука, вода – вот, что нужно для лепки, а основным инструментом в тестопластике является рука Данная техника важна тем, что она доступна детям младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.
Одним из несомненных совершенств занятий по тестопластике с детьми младшего дошкольного возраста является интеграция предметных областей Деятельность тестопластикой позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы для занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с их деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, математике и т. д.)
На занятиях происходит осуществление впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.
Программа составлена с учётом применения образовательных областей
«Художественно- эстетическое развитие. Художественная литература», где используются произведения познавательной направленности.
«Речевое развитие», где осуществляется обогащение словаря, расширяя и уточняя знания детей об окружающем.
«Познавательное развитие» занятия, где происходит закрепление образов и понятий о живой и не живой природе.
Работа по формированию навыков по тестопластике проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед детьми ставятся определённые задачи.
Цель и задачи
Целью творческой работы показывало создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста средствами тестопластики.
Поставлены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу и педагогический опыт по проблеме использования в работе с детьми младшего дошкольного возраста нетрадиционного материала – соленого теста.
2. Создать условия, способствующие развитию творческих способностей дошкольников, посредством применения технологии тестопластики.
3. Разработать и внедрить план работы по тестопластике, способствующий развитию творческих способностей дошкольников.
4. Установить эффективность развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста средствами тестопластики.
5. Развивать изобразительные способности, художественный вкус, творческое воображение;
6. Обеспечить интеграцию тестопластики с другими видами деятельности детей.
Объект исследования: нетрадиционные материалы и технология «Тестопластика» в работе с детьми младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: является процесс обучения детей младшего дошкольного возраста лепке из соленого теста.
Принципы:
1. Принцип систематичности. Содержит непрерывность, регулярность, планомерность воспитательно – образовательного процесса.
2. Принцип сознательности.
3. Принцип поэтапности. От простого к сложному.
4. Принцип наглядности. Зрительная наглядность рассчитана на возникновение эстетического восприятия конкретного изделия и желания его сотворить.
5. Принцип доступности и индивидуальности.
Методы и приемы обучения:
1. Знакомство с разнообразными видами лепки:
Конструктивный – является самым простым. Предмет лепят из отдельных частей.
Пластический – изделие выполняют из целого куска.
Комбинированный – этот вид включает в себя как конструктивный, так и пластический.
2. Словесный метод:
беседа, рассказ;
объяснение, пояснение;
вопросы;
словесная инструкция;
3. Наглядный:
рассматривание наглядных пособий и поделок;
показ выполнения работы ;
4. Интеграция тестопластики :
С познавательным развитием;
Речевым развитием;
Социально –коммуникативным развитием;
Физическим развитием;
Художественно – эстетическим.
Участники: дети второй младшей группы, воспитатели, родители.
Направление: художественно-эстетическое.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 15 минут.
Занятия проходят фронтально и коллективно. В вечернее время в совместной деятельности с детьми.
Этапы проведения :
1. Подготовительный.
Подбор литературы, консультаций для родителей, приобретение материалов и оборудования; подбор художественной литературы и музыки.
2. Основной.
Продуктивная творческая деятельность.
Организация выставок детских работ.
Выпуск консультаций и буклетов для родителей.
3. Итоговый.
Оформление выставки детских работ.
Работа с родителями.
В процессе исполнения и реализации программы составлена система работы с родителями воспитанников.
Сформированы разные формы работы с родителями: консультации по вопросам развития навыков и умение в процессе лепки (тестопластики) детей младшего возраста, выставки детских творческих работ, проводение открытых просмотров, мастер – классов для родителей.
Ожидаемые результаты.
Дети должны:
- свободно проявлять находчивость в умении находить связь между предметами и явлениями окружающего мира и их воссоздании в лепке;
- самостоятельно уметь выбирать способы создания выразительных образов, используя и реализуя для этого основные технические приемы, которые они освоили;
- работать в сотворчестве с воспитателем и другими детьми при создании коллективных композиций;
- получать эмоциональное удовлетворение от занятий лепкой.
Формы проведения итогов реализации программы.
Организации выставок, поведение открытых занятий и мастер – классов для родителей и сотрудников детского сада.
Литература:
Горичева В. С. Сказку делаем из глины, теста, снега, пластилина. – Ярославль: Академия развития, 1998.
Кискальт И. Соленое тесто. – М. : «АСТ – пресс», 2001.
Лыкова И. А. Художественный труд в детском саду. Экопластика:аранжировки и скульптуры из природного материала. – М. : Издательский дом «Карапуз», 2009.
Поддьяков Н. Н. Доминирование процессов интеграции – закон развития детей дошкольного возраста / Н. Н. Поддьяков // Дошкольное воспитание. – 2000. – №1.