ольга гусева
Отчет по гражданско-патриотическому воспитанию в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель : Гусева Ольга Ивановна.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а разрушении личности. Усиливающаяся экспансия антигуманных явлений массовой коммерческой культуры угрожает самобытности национальных культур и культурному развитию человечества в целом. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Публикация «Отчет по гражданско-патриотическому воспитанию в средней группе» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Средняя группа
- Темочки
В совроеменном обществе материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме Обращение к проблемам гражданско - патриотического воспитания можно считать продолжением традиции, заложенной плеядой выдающихся ученых – педагогов: К. Д. Ушинским, Н. Н. Ланге, П. Ф. Каптеревым, Е. И. Водовозовой, А. П. Нечаевым, В. А. Сухомлинским.
На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и нравственно-патриотическое воспитание имеют свои особенности. Патриотизм применительно к ребенку дошкольного возраста определяется нами как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира.
Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину. Нравственно - патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни.
Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте - это и есть самый естественный, а потому и верный способ гражданско - патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.
Цель: сформировать у дошкольников отношения высокой духовной нравственности с активной жизненной позицией, направленной на сохранение и приумножение достижений народа своей страны.
Задачи:
• Формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким, городу.
• Способствовать формированию желания участвовать в общественных мероприятиях, направленных на благоустройство своего двора, территории группы, улиц родного города.
• Формирование у детей чувства любви к своему краю, на основе приобщения к родной природе, культуре, традициям.
• Воспитывать уважение к труду разных профессий.
• Воспитание уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания (музыка, изодеятельность, художественное слово).
Планируемые результаты
Иметь представления:
• О родном крае, о нашей республике «Удмуртия»
• Об истории и достопримечательностях нашего города
• О русской народной игрушке – матрешке, игрушках из глины;
• Предметах народного быта: веретено, пряжа, прялка;
• Характерных особенностях удмуртского костюма;
• Характерных особенностях русского костюма;
• Истории возникновения ручки;
• Старинной русской обуви – лапти;
• Народных праздниках Осенины, Масленица;
• Иметь представления о труде работников детского сада (повар, няня, медицинская сестра);
• Иметь представления о членах семьи и ближайших родственниках;
• Знать свое имя, фамилию, возраст, улицу, дом, квартиру;
• Освоить элементарные правила культуры поведения в коллективе;
• Реагировать на негативные действия других людей, их последствия;
• Действовать на основе определенных правил взаимоотношений;
• Знать о культуре поведения с взрослыми и сверстниками.
При реализации задач по гражданско-патриотическому воспитанию мы используем такие формы работы, как экскурсии, беседы, занятия по изобразительной деятельности и ознакомлению с окружающим, а также на музыкальных занятиях, чтение художественной литературы,самостоятельная деятельность, работа с родителями, проведение праздников.
Мероприятия, направленные на реализацию поставленных задач:
• На занятиях по изобразительной деятельности дети рисуют свой дом и портреты своих родных, составляют рассказы о доме, в котором живут и в котором хотели бы жить, когда будут взрослыми, о своих друзьях и своих домашних животных. Арина Хрисанова участвовала в городском конкурсе «Пусть всегда будет солнце».
• Совместно с музыкальным руководителем рассказывали детям о защитниках Отечества: Александре Невском, Иване Сусанине, о современных Вооруженных Силах. Дети слушали отрывки из оперы «Иван Сусанин» М. Глинки, пели песни «Моя Россия» (муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой»). Отдельное занятие было посвящено Гимну нашей Республики и страны, как одному из символов страны. На праздник «9 мая» наши дети участвовали в городском конкурсе патриотической песни, где заняли 2 место в номинации «ХОР».
Народные праздники – неиссякаемый источник не только знакомства с традициями и обрядами, но и жизненного оптимизма. Пример тому – фольклорные праздники, которые ежегодно проводятся в нашей группе : «Осенина», «Масленица», «Колядки», «Троица», «Пасха», «Медовый спас», «Яблочный спас», «Ореховый спас», которые включают в себя народные песни, танцы, детский игровой фольклор. Эти праздники все ждут с нетерпением. Детей радуют красивые русские костюмы, оформленный в русском стиле музыкальный зал, самовар, пироги, блины с маслом.
Очень приятно, что нашими единомышленниками стали родители наших воспитанников, ведь формирование патриотических чувств, происходит в тесной связи с семьей. Именно родители на ярких, доступных примерах жизни своего труда, отношения государства к детям демонстрируют ребенку, что на него возлагают надежды, не только, но и все общество, вся страна.
Формы работы с родителями:
• Детско-родительский проект «Как в городе появился мемориал»;
• Совместные с родителями и детьми праздники : «День рождения группы», «День Матери», «Новый Год», «8Марта», «День Защитника Отечества», «День семьи, любви и верности», «День защиты детей», «День рождения России», «День рождения Удмуртии».
Родительские собрания : «семейные традиции», «лэп-бук «Мой город»», «Роль семьи в формировании здорового образа жизни дошкольников», «Азы воспитания», «Правовое воспитание дошкольников ; Искусство быть родителем».
В приемной нашей группы всегда можно увидеть папки-передвижки, иллюстрации, выставки наших родителей на темы гражданско-патриотического воспитания, которые постоянно дополняются и меняются в зависимости от темы недели.
Разработаны:
Памятки для родителей
1. «Мамы и папы!»
2. «Опасные конфетки»
3. «Опасные соседи – ядовитые растения»
4. «Развитие навыков безопасного общения с незнакомцами»
5. «Пожарная безопасность»
Мероприятия, проводимые в группе :
• Постоянные беседы, игры, забавы на различные темы:
Ребенок на дороге, хорошо ли я знаю свои права, путешествие по Удмуртии, Путешествие по Можге и т. п. ;
• Экскурсия по городу, в музей, к мемориалу, виртуальные экскурсии, презентации, просмотр мультфильмов ;
• Городская акция «Мы за чистый город!»
• Дидактические игры «Как избежать неприятностей»
• Занятия-беседы «Важная профессия – пожарный», «Предметы, требующие осторожного обращения» и т. д.
• Просмотр мультфильмов на противопожарную тематику и ОБЖ.
• Ознакомление с художественной литературой
• Подвижные игры «Пожарные на учении», «Костёр», «Спички в коробке» и др.
• Рассматривание плакатов и иллюстраций по пожарной тематике и ОБЖ.
• Фоторепортажи: «Как я провел лето», «В гостях у золотой осени», «Соблюдаем правила дорожного движения» «Семейные традиции» «Юные спортсмены» «Экскурсия по городу»
• Соревнования: «День здоровья», «Зимние игры и забавы», «Самые смелые, ловкие, быстрые защитники Отечества»,
• «Мама, папа, я - спортивная семья»;
• Тематический досуг
«День Космонавтики», «День Земли», «Безопасный пешеход»;
Подводя итог проделанной работы, можно сказать, что такой способ организации в ходе реализации учебного тематического проекта гражданско-патриотического воспитания позволяет добиться значительных результатов с помощью объединения усилий и эффективного использования коммуникативных умений всех участников педагогического процесса. В результате проведенной работы была создана среда для гражданско- патриотического воспитания современного дошкольника. В ходе работы у детей формировались навыки: умение включаться в разговор и поддерживать его, выбирать стиль общения, проявлять активность, настойчивость в получении новых знаний. У детей появился интерес к родному краю, городу, что отразилось в их рассказах, рисунках, уважительное отношение к истории нашей страны.