Татьяна Чернова
Программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности у младших дошкольников «Я знаю правила безопасности!»
Пояснительная записка.
Дети - наиболее незащищённая часть населения. Познавая окружающий мир, дошкольники зачастую попадают в ситуации, угрожающие их жизни и здоровью. Это диктует необходимость начинать обучение детей правилам безопасного поведения с дошкольного возраста.
Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлено объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту, на природе и на дороге. Современный мир изменил подход к проблеме безопасности, и в неё вошли такие понятия как экологическая катастрофа и терроризм.
Публикация «Программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности у младших дошкольников „Я знаю правила безопасности!“» размещена в разделах
Ребёнок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться.
Во-первых, надо дать детям необходимую сумму знания общепринятых человеком нормах поведения.
Во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь детям овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте.
В-третьих, развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность.
Цель: формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе.
Задачи: 1. Безопасность на дороге. Расширять ориентировку в окружающем пространстве, знакомить детей с правилами дорожного движения. Развивать умения различать проезжую часть дороги, тротуар, понимать значения сигналов светофора. Формировать первичные представления о безопасном поведении на дорогах (не переходить дорогу одному, надо держаться за руку взрослого)
2. Безопасность собственной жизнедеятельности. Знакомить с источниками опасности дома (горячая плита, утюг, формировать навыки безопасного поведения (осторожно спускаться и подниматься по лестнице, держась за перила, открывать и закрывать двери, держась за дверную ручку).
3. Незнакомый человек. Знакомить детей с различными ситуациями встречи с незнакомыми людьми и правилами поведения в этих ситуациях.
4. Пожар. Формирование знаний у дошкольников по правилам пожарной безопасности. Расширять знания детей о причинах возникновения пожаров, о степени их опасности; совершенствовать умение правильно действовать в случае обнаружения пожара
Примерные виды игр, бесед, занятий:
«В мире опасных вещей», «Безопасный маршрут», «Опасности вокруг нас», «Светофор», «Наша улица», «Собери транспорт», «Собери светофор», «Найди свое место», «Красный, желтый, зеленый», «Волк и семеро козлят», «Не пускайте дядю в дом», «Как вести себя в саду», «Путешествие со светофориком», «Опасные растения», «Построим кошке новый дом», «Пойдем кататься с горки», «Мама гладила белье», «Опасные спички», «Привет, дверь!» и др.
Большинство детей младшего дошкольного возраста называют лишь отдельные источники опасности в быту, не знают меры предосторожности и действия в случае опасности, у детей не сформированы навыки пользования опасными предметами.
Чтобы сформировать у детей представления о правилах безопасного поведения используются разнообразные виды детской деятельности: познавательная, речевая, изобразительная, игровая, наглядно-агитационная, театрализованная. Ребенок должен быть не пассивным зрителем или слушателем всех проводимых мероприятий, а активным участником, только в этом случае знания станут умениями и навыками. Проведение игр-занятий, экскурсий, сюжетно-ролевых, дидактических, настольно-печатных, словесных игр, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстративного материала, решение проблемных ситуаций, изготовление коллажей, составление сказок, рассказов — вот основные формы работы с детьми.
Организованные экскурсии на кухню, в прачечную способствуют расширению представлений детей о тех источниках опасностей, которые там находятся, обучению правилам пользования ими.
Для того чтобы помочь дошкольникам увидеть реализацию конкретных правил безопасности в жизненных ситуациях, понимать необходимость их соблюдения, к чему может привести нарушение мер предосторожности используются специально подобранные произведения художественной литературы. Ведь литература заставляет ребенка задуматься и прочувствовать то, что затруднительно или невозможно для него в повседневной жизни. Поэтому в работе с дошкольниками используются такие приемы, как чтение рассказов и стихотворений с анализом поступков героев; фрагмент рассказа как иллюстрация к определенной опасной ситуации, анализ произведения с целью самостоятельного выделения детьми мер предосторожности. Детям младшей группы можно прочитать сказки «Об иголке и непослушной нитке», «Сказка о неосторожной Танюшке», «Как медвежонок готовил обед»; стихотворения «Что я вижу дома?» Н. Ушаковой, «Не мешайте мне трудиться», «Таблетки – не конфетки». В конце учебного года детям можно предложить придумать в сказках «Спящая красавица», «Про Ивана и Митрофана», «Заюшкина избушка», «Колобок», «Красная шапочка» свое окончание, отгадывать загадки об острых предметах и электроприборах. Для того чтобы детям было проще запомнить жизненно важные правила безопасности – подобрать и изготовить картотеку рифмованных правил. Их восприятие вызывает эмоционально-положительную реакцию у детей; динамика, ритм и непосредственность коротких стихотворений способствуют тому, что дошкольники легко запоминают их, употребляют в разговорах.
Совместно с родителями создается уголок безопасности, в который необходимо приобрести и изготовить:
плакаты «Один дома», «Если ты один дома», «Правила пожарной безопасности», «Если ты потерялся на улице»;
иллюстративные альбомы: «Правила пожарной безопасности», «Правила поведения при пожаре», «Как не оказаться жертвой нападения в доме», «Правила личной безопасности», «Правила безопасности для дошкольников»
развивающие игры «Первая помощь», «Если малыш поранился»;
художественную литературу «Главные правила безопасности», «Домашний этикет» Г. Шалаева, «Правила безопасности» Ю. Соколова;
игрушечные бытовые приборы э/мясорубку, э/миксер, э/кофеварку, микроволновую печь, электропечь, пылесос, стиральную машинку, музыкальный центр, электрическую швейную машинку;
диск с видеофильмом «Уроки тетушки Совы. Правила безопасности».
Изготовить дидактические игры:
«Можно – нельзя», «Так и не так», «Источник опасности – пожар», «1, 2, 3, что может быть опасно – найди», «Домик улитки», «Что мы знаем о вещах», «Четвертый лишний»;
коллажи «Острые предметы», «Электроприборы», «Тушение пожара»,
макеты электроприборов, кухни, комнаты, ванной комнаты;
для сюжетно-ролевой игры атрибуты: огнетушители, шланги, багор, каски для пожарных, сшили чехлы для пожарной машины;
Анастасова Л. П. «Основы безопасности жизнедеятельности», Москва, Просвещение, 2005г.
Шевченко Н. Г. «Основы безопасности жизнедеятельности», Волгоград, «Учитель», 2007г.
Шорыгина Т. А. «Основы безопасности», Москва, «Сфера», 2006г.
Хромцова Т. Г. «Воспитание безопасного поведения в быту», Москва, «Педагогическое общество России», 2005г