Алена Владимировна Переселкова
Программа по дополнительному образованию старших дошкольников экспериментальной направленности «Юные исследователи»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Бейский детский сад «Родничок»
Принята на педагогическом Совете Утверждена___
МБДОУ «Бейский д/с «Родничок» Приказ___от___
Чекурина И. Н___
Протокол № ___от___
Программа по дополнительному образованию старших дошкольников экспериментальной направленности
Юные исследователи
Составила Переселкова А. В.
Публикация «Программа по дополнительному образованию старших дошкольников экспериментальной направленности „Юные исследователи“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2019
2019-2020 уч. год
Содержание программы
1. Пояснительная записка…3
2. Содержательный раздел программы….5
3. Календарно-тематическое планирование…. 7
4. Организационный раздел программы…. 19
5. Информационно-методическое обеспечение…. 20
Пояснительная записка.
Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на решение многих задач. Одной из них является «создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром…» (далее – ФГОС ДО) (ФГОС 1.6).
В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является опытно-экспериментальная деятельность.
Всем отлично знакома природа детей с их любопытством и деятельностью! Необходимо помочь удовлетворить это любопытство, доступно и грамотно объяснить законы природы. Для этого послужит представленная программа.
Целью служит помочь педагогам упорядочить и систематизировать знания дошкольников об окружающем мире, постичь связи между природными явлениями.
Планирование работы построено таким образом, что позволяет организовать систему познания об окружающем с постепенным усложнением.
Задачи:
- формирование у детей диалектического мышления (способность видеть взаимосвязи в многообразии мира);
- развивать собственный познавательный опыт через наглядность (эталоны, символы, условные заместители, модели);
- расширять перспективы развития, включая детей в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
- поддерживать в детях инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.
Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел.
2. Содержательный раздел программы.
Содержательный компонент направлен на следующие целевые ориентиры (п. 4.6 ФГОС ДО) :
-овладение основными культурными способами деятельности;
-проявление инициативы и самостоятельности в общении, познавательно-исследовательской деятельности;
-способность выбирать себе род занятий, товарищей по совместной деятельности;
-способность активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, договариваться;
-обладание развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности;
-способность к волевым усилиям, следованию социальным нормам и правилам в разных видах деятельности, соблюдению правил безопасного поведения;
- проявление любознательности, умение задавать вопросы взрослым и сверстникам, выявление причинно-следственных связей, самостоятельное придумывание объяснений явлениям природы;
- склонность наблюдать, экспериментировать;
- обладание начальными знаниями о мире.
Цель – создание условий для формирования основ целостного мировоззрения старших дошкольников средствами физического эксперимента.
Задачи:
-расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира – знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, растворимость, плавучесть и т. д.);
-развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
-формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;
-развивать познавательный интерес к исследованию, любознательность, поддерживать инициативу детей;
- создавать условия для развития у детей естественно - научных представлений;
-формировать предпосылки универсальных учебных действий:
*личностных (формирование познавательного интереса, интереса к изучаемому материалу,
*регулятивных (слушать, слышать и выполнять инструкцию взрослого; принимать, сохранять поставленную задачу; понимать выделенные педагогом ориентиры в изучаемом материале; действовать по образцу; вместе с педагогом оценивать результат своей деятельности; адекватно воспринимать оценку своей работы педагогом; контролировать свою деятельность по результату,
*познавательных (понимать знаки, символы, схемы, модели, используемые в процессе изучения темы; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку); проводить сравнение и классификацию изученных объектов по заданным основаниям; анализировать изучаемые объекты с выделением их отличительных признаков; осуществлять синтез как составление целого рисунка из его частей,
*коммуникативных (принимать участие в работе группы, договариваться, использовать в общении правила вежливости; задавать вопросы и отвечать на вопросы; строить понятные для партнера высказывания; формулировать собственное мнение и позицию, принимать позицию и мнение другого).
Программа по детскому экспериментированию включает в себя следующие блоки:
-Изучение свойств воды. Опыты с водой.
-Изучение свойств воздуха. Опыты по изучению свойств воздуха.
-Изучение свойств песка, глины и почвы. Опыты с песком.
-Изучение свойств огня. Опыты по изучению свойств огня.
- Предметы с секретом (свойства веществ и материалов).
-Тайны живой природы (мир растений и животных).
- Что мы знаем о себе? (Организм человека).
Календарно-тематическое планирование
Месяц № п/п Тема Цель, задачи Количество занятий
Октябрь 1 Свойства воды: прозрачность. Создание условий для овладения навыками экспериментирования. 1
2 Свойства воды: уровень воды. Создание условий для овладения навыками экспериментирования. 1
3 Опыты по изучению свойств воды. 1) Ознакомить с прозрачностью воды как свойством.
2) Выяснить, что у воды нет вкуса.
3) Выявить, что у воды нет запаха. 1
4 Опыты по изучению свойств воды.
*Пар тоже вода.
*Вода жидкая и текучая.
*Растворимые и нерастворимые вещества. 1) Показать детям ещё одно агрегатное свойство воды.
2) Ознакомить со свойством воды-текучестью.
3) Помочь детям определить свойство воды – она растворяет некоторые вещества. 1
Ноябрь 5 Опыты по изучению свойств воды.
*Вода не имеет формы.
*Вода бывает разной температуры.
*Вода нужна для прорастания.
1) Показать детям отсутствие формы у воды.
2) Учить определять температуру воды. Знакомить с зависимостью количества обитателей от температуры воды.
3) Выявлять необходимость воды для прорастания. 1
6 *Лед легче воды.
* Растения «пьют» воду.
*Вода бывает сильной. 1) Показать, что лед легче воды.
2) Доказать, что растения «пьют» воду.
3) ознакомить со свойством воды: при замерзании она расширяется и обладает силой. 1
7 *Форма капель.
*Вода смачивает.
*Превращение в воду. 1) Доказать, что капли круглые (шарообразные).
2) Показать, что вода впитывается и смачивает.
3) Показать детям превращение снега в воду. 1
8 *Иней.
*Уровень воды. 1) Показать детям, как вода превращается в иней. 2) Ознакомить со свойством тяжелых предметов «увеличивать» количество воды.
1
9 Раздел: история воды и воздуха.
Вода особого рода.
*Свойства воды, снега и льда. 1) Сравнить свойства воды, льда и снега. 1
Декабрь 10 Раздел: Тайны живой природы (мир растений и животных).
*Овощи и фрукты – «водные» продукты. Сформировать у детей представление о наличии воды в овощах и фруктах; продолжать учить детей выявлять свойства исследуемых объектов; развивать интерес к практическим действиям. 3
11 Раздел: История воды и воздуха.
*Вкусный лед. Продолжать знакомить детей со свойствами льда; учить выделять и обобщать свойства исследуемого объекта, самостоятельно осуществлять практические действия; развивать познавательный интерес. 1
12 Раздел: Предметы с секретом (свойства веществ и материалов).
*Молочная история. Формировать у детей понятие о развитии и размножении бактерий в питательной среде; учить обобщать полученные знания, самостоятельно формулировать выводы; развивать познавательный интерес. 1
13 Раздел: История воды и воздуха.
*Двойной эффект.
Сформировать у детей понятие о свойствах воды (при различной температуре); закреплять умение устанавливать взаимосвязь между объектами исследования. 1
14 Раздел: Что мы знаем о себе? (Организм человека.)
*Слушаем сердце. Продолжать знакомить детей с особенностями функционирования организма человека; учить обобщать полученные знания, самостоятельно формулировать выводы; развивать интерес к опытно-экспериментальной деятельности. 1
Январь 15 Раздел: История воды и воздуха.
*Раскрасим зиму (на прогулке!
Закрепить знания о свойствах снега; продолжать учить делать выводы в процессе обследовательских действий; развивать познавательный интерес. 1
16 Раздел: Предметы с секретом (свойства веществ и материалов).
*И все-таки они растворяются! Продолжать знакомить детей с понятием растворимости веществ; закреплять умение обобщать полученные знания; развивать любознательность. 1
(с последующим наблюдением)
17 Раздел: История воды и воздуха.
*Мешаем-перемешиваем…
Продолжать знакомить детей со свойством воды растворять/не растворять в себе различные вещества; учить исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий. 1
18 Раздел: Космические путешествия.
*Маленький шар в большом пространстве. Продолжать знакомить детей с понятиями «космос», «космическое пространство»; учить обобщенным способам исследования различных объектов; развивать интерес к исследованиям. 1
19 Раздел: Тайны живой природы (мир растений и животных).
*Расти, вырастай! Формировать у детей понятие о факторах внешней среды, необходимых для роста и развития растений; включать детей в совместные со взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера. 1
Февраль 20 Раздел: История воды и воздуха.
*Тает, тает лёд. Продолжать знакомить детей со свойствами льда как одного из состояний воды; включать детей в совместные со взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера. 1
21 Раздел: Что на поверхности? (Свойства песка, почвы, глины.)
*Из чего состоит почва? Продолжать учить детей выявлять свойства и качества материала (почвы); учить обобщать полученные знания, самостоятельно формулировать выводы; развивать интерес к объектам исследования. 1
22 Раздел: Предметы с секретом (свойства веществ и материалов).
*Намагничивание. Продолжать знакомить детей с явлением магнетизма; закреплять умение самостоятельно осуществлять практические действия; развивать познавательный интерес. 1
23 Раздел: История воды и воздуха.
*Создаём … снежинки (на прогулке! Продолжать знакомить детей со свойствами и состояниями воды; включать детей в совместные со взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера. 1
Март 24 Раздел: Тайны живой природы (мир растений и животных).
*Спеет, поспевает… Продолжать знакомить детей с условиями, необходимыми для роста и развития растений; дать представление о процессе созревания растений; развивать познавательный интерес. 1
(с последующим наблюдением)
25 Раздел: Предметы с секретом (свойства веществ и материалов).
*Почему железо ржавеет? Продолжать учить детей выявлять свойства и качества материала (железо); учить обобщать полученные знания, самостоятельно формулировать выводы; развивать интерес к объектам исследования. 1
26 Раздел: История воды и воздуха.
*Что такое ветер? Продолжать знакомить детей со свойствами и состояниями воздуха; включать детей в совместные со взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера. 1
27 Раздел: История воды и воздуха.
*Загадочный снег Продолжать знакомить детей со свойствами и состояниями воздуха; включать детей в совместные со взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера. 1
Апрель 28 Раздел: История воды и воздуха.
*Живительная сила воды. Продолжать знакомить детей со свойствами воды; включать детей в совместные со взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера. 1
(с последующим наблюдением)
29 Раздел: Свойства живой природы.
*Как прорастают семена Познакомить детей с условиями, необходимыми для прорастания семян. 1
30 Раздел: Свойства живой природы.
*Как узнать возраст спиленного дерева. Продолжать учить детей выявлять свойства и качества материала (дерево); учить обобщать полученные знания, самостоятельно формулировать выводы; развивать интерес к объектам исследования. 1
(на прогулке)
31 Раздел: Свойства живой природы.
*Нужна ли растениям почва? Продолжать знакомить детей с условиями, необходимыми для прорастания семян. 1
Май 32 Раздел: Свойства живой природы.
*Чьи следы? Учить детей наблюдать за насекомыми, выяснить, что насекомые оставляют разные следы. 1
(на прогулке)
33 Раздел: Свойства живой природы.
*Как растёт растение? Учить наблюдать за развитием растения из семени. 1
34 Раздел: Свойства живой природы.
*Живая коробка Продолжать знакомить детей с условиями, необходимыми для роста растений. 1
35 Раздел: Свойства живой природы.
*Как растения впитывают воду Продолжать знакомить детей с условиями, необходимыми для роста растений. 1
3. Организационный раздел программы.
Содержание опытно-экспериментальной деятельности для детей включает в себя элементарные естественно -научные эксперименты по изучению свойств :
воздуха;
воды;
магнита;
дерева и металла;
почвы, глины, песка;
объектов живой природы.
Программа рассчитана на один год обучения, предусматривает организацию подгрупповой (5-10 детей, коллективной (вся группа) и индивидуальной (1-4 ребенка) работы с детьми 5-7 лет с количеством 37 занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю с каждой подгруппой с октября по май включительно. Многие занятия предусматривают осуществление дальнейшего наблюдения за результатами эксперимента (опыта).
Требования к оборудованию и оснащению основных средств обучения:
• Материалы и инструменты: карты-схемы опыта, стаканы, ноутбук, маркеры, акварельные краски, ложки, трубочки, различные вещества (песок, глина, почва, семена) и др.
• Инструкция по технике безопасности
• Специальная литература
Информационно-методическое обеспечение
1. Дмитриева Е. А., Зайцева О. Ю., Калиниченко С. А. Детское экспериментирование. Карты-схемы для проведения опытов со старшими дошкольниками : Метод. пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2019. – 128 с.
2. Воронкевич О. А. Дневник занимательных экспериментов для детей 5-6 лет. ООО «Издательство «Детство-Пресс».
3. Дыбина О. В. из чего сделаны предметы: игры-занятия для дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2018. – 128 с.
4. Батова И. С. Опыты и эксперименты с веществами и материалами 16 технологических карт. Познавательно-исследовательская деятельность детей 6-7 лет.
5. МААМ. RU- библиотека образовательных материалов (опыты).
6. Алябьева Е. А. Знакомим детей с человеческим организмом.