Екатерина Булхиева
Программа по дополнительному образованию «Умный малыш» для детей 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Направленность программы : сенсорное воспитание и развитие представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира.
Цель: создать условия для развития умственных способностей у детей младшего дошкольного возраста через сенсорное развитие.
Задачи:
Познакомить детей с геометрическими фигурами и учить обследовать их используя зрение и осязание.
Темочки:
Формировать умение сравнивать размеры предметов, устанавливать отношения между предметами по размерам, а так же подбирать и группировать предметы по заданному признаку.
Формировать умение определять пространственное положения предметов относительно себя.
Формировать умение передвигаться в заданном направлении.
Развивать умение устанавливать отношения: «больше», «меньше», «поровну».
Уточнение представлений детей о времени суток : «утро», «вечер» «день», «ночь» и понятиях: «долго», «скоро», «потом», «давно».
Актуальность:
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. И он даже без целенаправленного воспитания, так или иначе воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание — последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества.
Сенсорное воспитание в этот период — основной вид воспитания. Обеспечивая приток все новых впечатлений, оно становится необходимым не только для развития деятельности органов чувств, но и для нормального общего физического и психического развития ребенка.
Программа составлена с учетом возрастных, психологических особенностей детей младшего возраста (3-4 лет, уровня их знаний и умений.
Возраст воспитанников: 3-4 года
Режим: Занятия проходят один раз в неделю во второй половине дня по 15 минут.
Ожидаемые результаты:
• Развитие представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве.
• Развитие пространственных и временных представлений.
• Развитие психических способностей: сравнение, обобщение и группирование предметов.
• Развитие умения применять полученные знания в практической и познавательной деятельности.
Список используемой литературы:
1. Венгер Л. А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. сада /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; Под ред. Л. А. Венгера. М. : Просвещение, 1988. 144 с:
2. Венгер Л. А. (ред.) Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Пособие для воспитателей детского сада. — М. : Просвещение, 1978. — 95 с.
3. Лыкова И. А. Красный, синий, голубой выбирай любой. Цвет в игрушках / М. : Карапуз, 2003. — 20 с.
Интернет ресурсы:
1. https://detskiy-sad.com/
2. https://detsad-kitty.ru/lessons/vosp/
3. https://nsportal.ru/
Перспективное планирование на год по работе кружка «Умный малыш» (1раз в неделю)
№
занятия Тема Цель Оборудование Срок
СЕНТЯБРЬ
1 Знакомство с Лунтиком и Кузей Накапливать сенсорный опыт обследования предметов и выделения признаков (цвета и формы, учить соотносить предметы по цвету и форме, образованию множества; выделять группы предметов по количественному признаку «один», «много».
Картинки Лунтика, Кузи и сюжетные картинки по тексту, корзина и игрушки (помидор, репа, огурец, чудесный мешочек, три обруча красного, жёлтого, зелёного цвета, маска мышки. 2 неделя
2 Мама Утка Учить выделять отдельные предметы из группы и составлять группу из отдельных предметов, употреблять слова: «один», «много», «большой», «маленький»; развивать умение сравнивать и устанавливать закономерность расположения элементов в ряду; совершенствовать слуховую память и внимание.
Картинки Лунтика, Кузи и сюжетные картинки по тексту, аппликация «Дорожка из цветов», полоски по количеству детей, вырезанные цветы красного и синего цвета по два на ребёнка, игрушки (утята и мама-утка). 3 неделя
ОКТЯБРЬ
3 В саду Накапливать сенсорный опыт образования множества; продолжать учить детей устанавливать соответствие признака величины предмета (маленький — большой) количественному признаку группы предметов; учить соотносить предметы по цвету. Картинки Лунтика, Кузи и сюжетные картинки по тексту, муляжи яблок (большие и маленькие, тарелки разных размеров, цветы двух расцветок (белый и красный, вазы таких же расцветок 1 неделя
4 Пчелёнок Формировать пространственные представления, учить различать правую и левую руки; развивать внимание и мышление; давать представления об ориентировке на плоскости. Картинки Лунтика, Кузи, Пчелёнка и сюжетные картинки, карточки, картинка-сердечко. 2 неделя
5 Лунтик и Кузя играют в игрушки Упражнять детей в раскладывании указанного количества предметов (один и много); на двух полосках разного цвета учить ставить предметы правой рукой в направлении слева направо; уметь называть цвет и количество игрушек (одна и много); согласовывать числительное «один» с существительным. Картинки Лунтика, Кузи и сюжетные картинки; полоски красных и синих цветов, картинки (уточки и рыбки, флажки (желтого и зеленого цветов) на всех детей. 3 неделя
6 Грибники Учить сравнивать группы предметов по количеству предметов методом наложения; использовать условные обозначения для закрепления понятий: «один», «много», «столько же»; развивать целостное восприятие предметов и пространственной ориентировки их деталей. Картинки Лунтика, Кузи и сюжетные картинки, две корзинки с грибами, набор картонных тарелок разного цвета, шесть картонных грибов с коричневыми и пять с красными шляпками.
4 неделя
НОЯБРЬ
7 Чаепитие с бабочками Обучать сравнивать группы предметов по количеству методом наложения и приложения, а также методом составления пар; учить замещать реальные предметы их условными обозначениями; развивать связную речь. Картинки Лунтика, Кузи и сюжетные картинки, бабочки, два круга, соразмерных изображениям (красный и зеленый, картонные чашки и блюдца, платки по 5 шт. на каждого ребенка. 1 неделя
8 Мастера Знакомить с кругом и его свойствами, со способом сравнения размера предметов, учить группировать по заданному признаку, видеть закономерности в расположении фигур и уметь продолжать ряд. Картинки Лунтика, Кузи и сюжетные картинки, макет тачки с круглыми колесами, три круга, отличающиеся величиной, предметы круглой и некруглой формы, круги разного размера, полоски.
2 неделя
9 Собираем урожай Знакомить с шаром и его свойствами, закреплять представление о круге; устанавливать независимость формы предмета от цвета и размера; развивать восприятие, память. Картинки Лунтика, Кузи и сюжетные картинки, макеты овощей и фруктов, мешочек для тактильного обследования предметов, шарик, мячик, игрушки (морковь, апельсин, огурец, по три картонные фигурки апельсина и арбуза разных размеров. 3 неделя
10 Лунтик и Кузя варят варенье Знакомить с методом сравнения предметов по длине; развивать речь, вводить в активную речь слова, определяющие длину предметов и соотношения предметов по длине; развивать мышление и внимание.
Картинки Лунтика, Кузи и сюжетные картинки, 2 ленты разной длины и цвета (желтая и зеленая, 4 иллюстрации, ножницы, бумажные полоски, 2 веревочки одинакового цвета, но разной длины.
4 неделя
ДЕКАБРЬ
11 В гостях у Пчелёнка Учить считать до двух на основе сравнения двух совокупностей, содержащих один и два элемента, и устанавливать равенство между ними прибавлением единицы; формировать представление о сохранении количества; развивать внимание. Картинки Лунтика, Кузи, Пчелёнка и сюжетные картинки, чашки и блюдца, по 2 шарика-мячика (большие и маленькие, надувные шарики.
1 неделя
12 В гостях у жабы Клавы Продолжать считать до двух на основе сравнения двух совокупностей; учить узнавать предмет по его описанию; развивать внимание; знакомить с понятиями: «верх — низ», «лево — право».
Картинки Лунтика, Кузи, жабы Клавы и сюжетные картинки 2 картинки (велосипед, жаба, карточки на каждого ребенка с одним предметом и с двумя, одна большая банка и две маленькие.
2 неделя
13 Подарки для Пчелёнка Формировать представление о парных предметах; развивать слуховое внимание и восприятие, образное и пространственное представления.
Картинки Лунтика, Кузи, Пчелёнка, Милы, вещи (пара варежек, пара носков, муляж землянички, мячик, картинка с изображением человека, конверты с частями лица, парные карточки с изображением различных предметов.
3 неделя
14 Лесная прогулка Закрепить точные значения понятий («утро», «день», «вечер», «ночь»); развивать мыслительные операции (группировка по заданному признаку); тренировать в образовании последующего и предыдущего числа закреплять в активной речи детей правильное использование предлогов: «над», «под», «на».
Картинки Лунтика, Кузи, елки, птички и грибка; изображением времени суток; на каждого силуэты грибов — 3 шт., картинки (веревочка, банка, сковородка, изображением времени суток.
4 неделя
ЯНВАРЬ
15 На лугу Продолжать формировать временные представления; развивать мыслительные операции, речь и зрительное восприятие.
Картинки Лунтика, Кузи и сюжетные картинки с изображением частей суток и вкладыши к ним, карточки на каждого с последовательностью роста одуванчика, силуэты цветов (роза, ромашка и одуванчик).
2 неделя
16 В гостях у трёх медведей Знакомить с образованием числа 3 на основе сравнения двух групп предметов; развивать зрительное восприятие и мыслительные операции, учить считать до трех.
Картинки Лунтика, Кузи, три медведя, карточки с изображением ключей, на каждого полоски и силуэты тарелок и конфет разного размера (от большой до маленькой — 3 шт., карточки на каждого (медведи и стулья по 3 шт.). 3 неделя
17 Игры с медведями Учить детей группировать предметы по количественному признаку, продолжать знакомить с поиском закономерностей элементов в ряду, развивать восприятие и мыслительные операции.
Картинки Лунтика, Кузи, трёх медведей, силуэт паровоза с вагонами, карточки с изображением разного количества предметов (от одного до трех, макет дома, числовые карточки от одного до трех, полоски с изображением ягод (клубника и малина, отдельные карточки с изображением ягод по одной.
4 неделя
ФЕВРАЛЬ
18 Встреча с Милой Знакомить детей с геометрической фигурой «треугольник»; развивать наглядно-действенное мышление и мыслительные операции, мелкую моторику рук.
Картинки Лунтика, Кузи, Милы и картинка с изображением разных треугольников (по величине, цвету) с изображением недорисованного предмета и карточки с недостающими деталями, набор палочек на каждого для составления треугольников.
1 неделя
19 Письмо от дяди Шнюка Учить детей различать геометрические фигуры (круг и треугольник); закреплять понятия: «большой» и «маленький»; вспомнить название основных цветов, развивать внимание и смекалку.
Картинки Лунтика, Кузи, на каждого фигуры разной величины и цвета (круг и треугольник, картинка с изображением поросенка из фигур (схематично, на каждого по одному фонарику разного цвета, картинки этих же цветов (основные цвета).
2 неделя
20 Прятки Повторить образование предыдущего и последующего числа в пределах трех; познакомить с понятиями «внутри», «снаружи»; закреплять способ сравнения предметов по длине; упражнять в различении правой и левой руки.
Картинки Лунтика, Кузи, картинка с изображением дерева, предметы (коробка, корзинка, тарелка, мешок, шарик, ленточки 20 см и 30 см желтая и зеленая, на каждого по 2 ленточки (5 см и 10 см красная и синяя).
3 неделя
21 Дорога к Миле Знакомить с понятиями «широкий» и «узкий»; обучать способу сравнений по ширине; вводить в активную речь слова, определяющие ширину предметов и соотношение предметов по ширине; развивать внимание.
Картинки Лунтика, Кузи и сюжетные картинки, карточки и полоски разной ширины на каждого.
4 неделя
МАРТ
22 В саду у Милы Знакомить детей с образованием числа 4, учить считать до четырех; развивать мышление и внимание.
Картинки Лунтика, Кузи, Милы, 4 ягоды (одна большая и три маленьких, карточки с разным количеством птичек, полоски с образцом узора, набор (крути и треугольники). 1 неделя
23 В гостях у Милы Познакомить детей с квадратом и его свойствами, закрепить навыки счета до четырех; вырабатывать умение группировать предметы по одному из признаков; развивать наглядно-действенное мышление.
Картинки Лунтика, Кузи, Милы, изображение домика, лист с нарисованными предметами, похожими на квадрат, геометрические фигуры разной величины, счетные палочки.
2 неделя
24 Любимые игрушки Лунтика и Кузи Знакомить детей с кубом; развивать восприятие; мыслительные операции (память и внимание).
Картинки Лунтика, Кузи, коробка со строительным конструктором, зеркало, квадрат из картона, кубик с гранями разного цвета, «чудесный мешочек», 4 кубика одинаковой величины, но разного цвета (красный, синий, зеленый, желтый, карточки с контурным изображением кубиков тех же цветов.
3 неделя
25 Строители Знакомить детей с прямоугольником и его свойствами; развивать восприятие и наглядно-действенное мышление, мелкую моторику рук.
Картинки Лунтика, Кузи, коробка со строительным материалом (кубики, кирпичики, полоски разной длины, конверт с карточками, на которых изображены предметы, похожие на квадрат и прямоугольник.
4 неделя
АПРЕЛЬ
26 Уборка Учить сравнивать предметы по высоте, вводить в активную речь слова, определяющие высоту предмета в соотношении предметов по высоте; продолжать учить выделять заданную геометрическую фигуру среди других; развивать внимание.
Картинки Лунтика, Кузи, Милы, 3 стула разной величины, карточки с изображением геометрических фигур, конверт с 3 лесенками, и конверт с набором карточек.
1 неделя
27 Гости Закрепить навык счета в пределах четырех; показать образование числа пять из предыдущего числа, обучать счету, учить отсчитывать предметы; совершенствовать представления детей о понятиях : «высокий» и «низкий», «широкий» и «узкий», «длинный» и «короткий».
Картинки Лунтика, Кузи, бабы Капы, деда Шера, Милы и сюжетные картинки Иллюстрация, корзина, карточка с условными обозначениями числа 4, макет пирожков, полоски и по 5 чашек на каждого.
2 неделя
28 В лес за дровами Учить детей порядковому счету до пяти, уметь различать количественный и порядковый счет; совершенствовать умение ставить предметы по величине; вспомнить основные цвета: красный, желтый, зеленый, синий, белый); уметь действовать согласно игровому правилу.
Картинки Лунтика, Кузи, бабы Капы, деда Шера, Милы, 5 машин, разных по величине, 5 бревен-полосок разного цвета и длины. 3 неделя
29 Фотографии Познакомить с пространственными представлениями: «спереди», «сзади»; тренировать в употреблении предлогов, отражающих пространственные отношения; закрепить счет до пяти.
Картинки Лунтика, Кузи, бабы Капы, деда Шера, Милы, фотографии, корзинка с грибами, конверт с двумя картинками, конверт с грибами для каждого ребенка.
4 неделя
МАЙ
30 Лужа Знакомить детей с овалом, накапливать сенсорный опыт выделения овала и круга; развивать мышление и память.
Картинки Лунтика, Кузи, 2 иллюстрации, наборы карточек с предметами круглой и овальной формы, 2 коробки с изображением круга на одной и овала — на другой. 3 неделя
31 В гостях у бабы Капы Закрепление пройденных тем. Картинки героев Картинки Лунтика, Кузи, бабы Капы, деда Шера, Милы, 5 чашек, 5 пирожков, 5 конфет. 4 неделя