Татьяна Чернова
Программа по дополнительной образовательной деятельности по физическому развитию «Дорожками здоровья»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
“Детство – важнейший период
человеческой жизни, не подготовка
к будущей жизни, а настоящая,
яркая, самобытная, неповторимая
жизнь” (В. А. Сухомлинский)
Вырастить здорового человека – задача трудная и ответственная. Всем известно, что именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья : происходит становление всех жизненно важных систем и психических функций организма, развиваются его адаптивные механизмы, мелкая и крупная моторика, повышается устойчивость к воздействиям внешних факторов, формируются основные физические качества, выносливость и работоспособность, приобретаются культурно-гигиенические навыки, нарабатываются приемы самообслуживания.
Публикация «Программа по дополнительной образовательной деятельности по физическому развитию „Дорожками здоровья“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Массажные коврики, дорожки здоровья
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Физкультура. Программы рабочие и дополнительные
- Темочки
Именно в дошкольном возрасте зарождаются предпочтения, привычки, представления, черты характера ребенка, от которых будет зависеть образ жизни человека в дальнейшем.
Поэтому оздоровление детей (сохранение и укрепление здоровья, профилактика заболеваемости, сохранение условий для здорового образа жизни) – одна из важнейших задач каждой дошкольной образовательной организации.
Физическое воспитание детей дошкольного возраста представляет собой единую систему воспитательно-оздоровительных мероприятий в режиме дня, включающую ежедневное проведение утренней гимнастики, физкультурных занятий, подвижных игр и развлечений в помещении и на свежем воздухе под непосредственным руководством воспитателя.
Физкультурные занятия направлены на то, чтобы научить детей ориентироваться в пространстве, действовать сообща, особенно в играх, проявлять индивидуальные двигательные способности.
Однако самое главное – это постепенное овладение жизненно важными видами движений – ходьбой, бегом, прыжками, метанием, лазанием и равновесием, которые имеют прикладное значение.
Подвижные игры способствуют воспитанию сообразительности, наблюдательности, внимания, воображения, развитию положительных чувств. Активные действия в игре помогают детям устранить неуверенность в своих силах, застенчивость, робость. Это свидетельствует о том, что с помощью подвижных игр можно решать разнообразные задачи, поэтому они также включены в предлагаемую программу.
В предлагаемой программе также представлен комплекс дополнительных занятий по физическому развитию детей первой младшей группы.
Программа построена на определенной последовательности и сочетании основных видов движений, включая подвижные игры.
Конспекты занятий построены по общепринятой структуре и включают обучение основным видам движений, комплексы упражнений общеразвивающего характера с различными предметами и подвижные игры.
Педагогическая цель – развитие у детей младшего дошкольного возраста устойчивой мотивации к физкультурным занятиям.
Основная цель: содействие всестороннему развитию личности дошкольника средствами занятий по физическому развитию.
Оздоровительные задачи
1. Содействовать развитию адаптационных возможностей.
2. Совершенствовать функции и закаливание детей.
3. Способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата.
4. Формировать правильную осанку.
5. Содействовать профилактике плоскостопия.
6. Содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма.
7. Совершенствование психомоторных способностей.
Образовательные задачи
1. Формировать двигательные навыки и умения как отдельных двигательных действий и в сочетании, развивать умение переходить от выполнения одних движений к выполнению других.
2. Содействовать развитию пространственных ориентировок в статике и динамике.
3. Создавать условия для развития ловкости, гибкости, общей и мелкой моторики. Развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, скоростно-силовые и координационные способности. Содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой. Развивать ручную умелость и мелкую моторику.
4. Развитие творческих и созидательных способностей. Развивать мышление, воображение, находчивость и познавательную активность, расширять кругозор, лидерство, инициативу. Формировать навыки эмоционального выражения под музыку.
Воспитательные задачи
1. Вызывать и поддерживать интерес к двигательной деятельности.
2. Воспитывать доброжелательные отношения к сверстникам в совместной двигательной деятельности.
3. Формировать элементарные умения самоорганизации в двигательной активности.
Принципы организации образовательного процесса :
Принцип педагогической комфортности. Заключается в снятии, по возможности, всех стрессовых факторов образовательного процесса. Педагогическая деятельность осуществляется на гуманистической основе, то есть неподдельного уважения к ребенку, позитивной поддержки возникающих у него замыслов и постоянного подкрепления в нем чувства уверенности в своих силах.
Принцип творчества. Максимальная ориентация на творческое начало в деятельности дошкольников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности
Задачи в области ФГОС «Физическое развитие» для дополнительной образовательной деятельности в первой младшей группы на учебный год по месяцам
Сентябрь
1. Приучать детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга.
2. Побуждать к совместным действиям со взрослым и другими детьми.
3. Упражнять детей в подлезании под препятствия, не задевая их.
4. Побуждать к захвату и энергичному отталкиванию большого мяча.
Октябрь
1. Приучать детей во время ходьбы энергично размахивать руками вперед-назад.
2. Развивать умение энергично отталкивать мяч вперед-вверх.
3. Формировать умение выполнять пружинистые движения в коленях при приземлении после прыжка, приземлятся на переднюю часть стопы.
Ноябрь
1. Продолжать учить детей ходить и бегать друг за другом по краю зала.
2. Приучать сочетать пружинистые полуприседания с подпрыгиванием на месте на двух ногах.
3. Упражнять в подлезании под дугу, не задевая препятствие.
4. Развивать функцию равновесия при ходьбе по доске, лежащей на полу.
5. Побуждать выполнять энергичный бросок мяча.
Декабрь
1. Побуждать детей энергичному отталкиванию при прокатывании большого мяча.
2. Упражнять в энергичном отталкивании и мягком приземлении при выполнении прыжков в обруч, из обруча в обруч
Январь
1. Приучать детей использовать переход из положения сидя на пятках в положение стоя на коленях при бросании мяча вдаль.
2. Упражнять в подлезании, не задавая препятствие, мягком приземлении.
3. Развивать функцию равновесия и умения ползать на ладонях и коленях в ограниченном пространстве.
Февраль
1. Развивать умение при броске малым мячом придавать ему нужное направление, функцию равновесия при ходьбе по гимнастической скамейке.
2. Побуждать к уверенному нахождению на высоте.
3. Упражнять в умении различать действия по названию
Март
1. Упражнять детей в энергичном отталкивании и мягком приземлении в прыжках на двух ногах с продвижением вперед.
2. Развивать умение при ползании по гимнастической скамейке сохранять равновесие.
3. Уверено действовать на возвышении.
4. Закреплять умение энергично отталкиваться двумя ногами и приземлятся на полусогнутых ногах на носки при прыжках в длину.
Апрель
1. Упражнять умении лазать по гимнастической лестнице.
2. Развивать умение перелезать через препятствие (бревно, скамейку, выполнять действия в определенном порядке.
3. Формировать умения подлезать под дугу высотой 50см, не задавая препятствие.
4. Приучать детей энергично отталкивать мяч при бросании вдаль, выполняя замах рукой
Май
1. Упражнять детей в энергичном отталкивании большого мяча от груди двумя руками при бросании вдаль.
2. Развивать умение мягко приземлятся, и энергично отталкивается одновременно двумя ногами при прыжке в длину с места.
3. Закреплять умение выполнять знакомые движения в новых условиях.
Тематическое планирование
№ Тема Цели и задачи
1. «Поймаем кошечку»
«Веселый мячик» Вызывать у детей желание проявлять
физическую активность в игровом упражнении; учить поднимать и опускать руки, стараясь поймать игрушку; создавать условия для проявления речевого отклика в игровых действиях
Стимулировать инициативу к участию в игровой ситуации, сопровождаемой речевым откликом; развивать реакцию, согласовывая совместные действия, в процессе ловли мячика; поощрять попытки детей к игровому взаимодействию со взрослым.
2.
«Убеги от кошечки»
«Где мячик?» Развивать у детей желание изображать сказочных персонажей (мышек) в игровом упражнении; учить ходить врассыпную и разбегаться в разные стороны.
Учить ориентироваться в помещении и согласованно действовать в игровой ситуации; вызывать желание включаться в речевое взаимодействие средствами игры; создавать игровые условия для обучения прыжкам на месте; стимулировать желание перемещаться со взрослым в заданном направлении, приучать брать мяч и отдавать его взрослому.
3. «В гостях у деток!» Упражнять в ходьбе в прямом направлении, упражнять в ползании, развивать чувство равновесия; воспитывать положительные эмоции.
4.
«Наши ножки ходят по дорожке» Упражнять в ходьбе по ограниченной поверхности, познакомить с бросанием мяча, упражнять в ползании и подлезании, развивать внимание и умение реагировать на слово.
5. «Серенькая кошечка» Упражнять в ходьбе в прямом направлении, в ползании и перелезании бревна, повторить бросание, развивать умение ориентироваться в пространстве, воспитывать ловкость
6. «Вышла курочка гулять» Упражнять в ходьбе по ограниченной поверхности, повторить ползание и подлезание под палку, упражнять в бросании мяча, развивать ориентировку в пространстве, воспитывать коммуникативный навык.
7. «Грустный мячик»
«Поможем обезьянке собрать мячики в корзинку» Учить катить мяч двумя руками взрослому в игровой ситуации.
Учить детей по команде собирать вместе с кукольным персонажем мячики в корзинку.
8.
«Прыгаем с веревочкой»
«Клубочек» Развивать желание проявлять двигательную активность в игровой ситуации.
Приобщать к участию в игровой ситуации с использованием спортивного оборудования;
Развивать умение ритмично двигаться подгруппой, держась за веревочку, в заданном направлении;
Стимулировать речевую активность в процессе игры.
9. «Зайка серенький сидит» Познакомить с броском мешочка вдаль правой рукой (левой, упражнять в ходьбе по гимнастической доске, развивать чувство равновесия, развивать умение ориентироваться в пространстве, воспитывать двигательную активность.
10. «Шустрые котята»
Упражнять в ходьбе по ребристой доске, повторить в умении взойти на ящик и сойти с него, позна-комисть с броском из-за головы двумя руками, развивать внимание и ориентировку в пространстве, воспитывать ловкость.
11. «Мы – Петрушки!» Повторить ходьбу по доске, упражнять в ползании, подлезании под палку, побуждать бросать одной рукой, воспитывать самостоятельность.
12.
«Мишка по лесу гулял» Упражнять в ходьбе с высоким подниманием ног, познакомить с катанием мяча, повторить ползание и пе-релезание через скамейку, развивать внимание и ориентировку в про-странстве, воспитывать двигательную активность.
13. «Мы – милашки, куклы – неваляшки!» Упражнять в ходьбе по гимнастической скамейке, повторить ползание и пролезание в обруч, упражнять в бросании одной рукой, развивать внимание и чувство равновесия.
14. «Белочка на веточках» Упражнять в ходьбе по наклонной доске, повторить ползание и перелезание бревна, бросать мяч двумя руками, воспитывать смелость и самостоятельность.
15. «Мой веселый звонкий мяч» Повторить ползание и пролезание в обруч, познакомить с броском мяча через ленту, упражнять в ходьбе по наклонной доске, развивать умение действовать по сигналу.
16.
«В гости к бабушке» Упражнять в катании мяча, ходьбе по ребристой доске, повторить ползание и перелезание через бревно, воспитывать смелость и самостоятельность.
17. «Сорока, сорока, где была? Далеко!» Упражнять в бросании в горизон-тальную цель, учить ходить, меняя направление, упражнять в ползании, развивать глазомер и ориентировку в пространстве.
18. «Мишка косолапый!» Ходить, высоко поднимая ноги, уп-ражнять в ползании по гимнастической скамейке, повторить бросание мешочка с песком одной рукой, развивать равновесие и глазомер.