Румянцева Надежда
Программа по ДОД художественно-эстетической направленности «Чудеса из бумаги»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Работа в разных стилях (оригами, плоская и объемная аппликация, торцевания) имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций, активно стремиться к положительному результату.
Программа разработана для того, чтобы через различные действия с бумагой, в процессе её обработки, через применение разных способов и приемов работы с ней, учить детей эстетически осмысливать образы знакомых предметов, передавать их в изобразительной деятельности, подчеркивая красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме.
Публикация «Программа по ДОД художественно-эстетической направленности „Чудеса из бумаги“» размещена в разделах
Занятия, которые планирую проводить, позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. А также способствуют развитию мелкой моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей.
Дети с увлечением изготавливают поделки из бумаги, которые затем используют в играх, инсценировках, оформлении группы, участка детского сада или в качестве подарка к празднику своим родителям и друзьям.
Ребенок радуется тому, что сделанная собственными руками игрушка действует: вертушка вертится на ветру, кораблик плывет по воде, самолетик взлетает ввысь и т. д.
Цель:
Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, метод торцевания с помощью салфеток, и аппликаций как художественного способа конструирования из бумаги. Вызвать у детей интерес к проделанной работе, предметам сделанными своими руками.
Задачи:
Обучающие
• Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
• Формировать умения следовать устным инструкциям.
• Обучать различным приемам работы с бумагой.
• Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т. д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
• Знать в каком стиле выполняется работа и ее отличительные черты.
• Создавать композиции с изделиями, выполненными в разных техниках.
Развивающие:
• Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
•Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
• Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
• Развивать пространственное воображение.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к работе своими руками.
• Расширять коммуникативные способностей детей.
• Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
• Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Основными принципами программы являются :
1. Доступность, наглядность, активность, сознательность обучения, его развивающая и воспитывающая направленность.
2. Формирование базисных основ валеологической культуры.
3. Интеграция знаний из различных наук с целью формирования валеологического мышления и поведения.
4. Личностно-ориентированная модель взаимодействия педагога с ребенком в регламентированной, нерегламентированной и самостоятельной деятельности.
5. Учет психологических особенностей усвоения знаний детьми на каждом возрастном этапе.
6. Активное овладение детьми валеологическими знаниями и навыками.
7. Формирование деятельно-практического отношения к валеологическим знаниям.
Организационно-методическое обеспечение программы
Реализация программы предполагает специально организованное занятие, в процессе которого воспитанники получают навыки и знания по изучаемым темам.
Программа кружка «Чудеса из бумаги» рассчитана на 1 учебный год для детей 6-7 лет.
Занятия проводятся во второй половине дня два раза в месяц, с сентября по май. Продолжительность занятий соответствует возрастным особенностям дошкольников: 6-7 лет - 30 минут.
Методы и приёмы, используемые на занятиях
- беседа, рассказ, сказка;
- рассматривание иллюстраций;
- показ образца выполнения последовательности работы.
Методика работы с детьми строится на следующих принципах:
- Отбор содержания доступного детям 6-7лет;
-Постепенного усложнения программного содержания, методов и приёмов руководства детской деятельностью,
- Индивидуального подхода к детям.
Материалы и оборудование
Бумага : цветная, белая. Цветной картон.
Непосредственно рабочая: цветная из набора
Рекомендуемая для фона: чертежно-рисовальная, обойная, картон.
Ножницы (для обработки квадрата, аппликативных дополнений)
Клей (для дополнительной аппликативной обработки оригами)
Салфетки: бумажная, тканевая.
Рабочая клеенка для аппликативной
Кисти.
Предполагаемые результаты освоения программы :
• самостоятельно изготовить и знать основные базовые формы оригами «книжка», «дверь», «треугольник», «воздушный змей», «блинчик», «конфета»;
• умерь формировать нужную толщину и длину жгутика из салфеток.
• самостоятельно делать заготовки из салфеток.
• умение пользоваться шаблонами.
• по образцу изготавливать несложные поделки.
• знать и называть геометрические фигуры;
• ориентироваться на листе бумаги;
• уметь намечать линии;
• тщательно и аккуратно разглаживать линии сгиба;
• уметь украсить свою поделку, добавлять недостающие детали (глаза, усы, и т. п.);
• добиваться конечного результата;
• самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат своей работы и работы сверстников
• научатся следовать устным инструкциям
• разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер;
• познакомятся с различными способами работ с бумагой;
Мониторинг освоения программы
Оценка результата технических навыков и умений по программе «Чудеса из бумаги»
1. Знание основных базовых форм и умение самостоятельно их изготовить:
- знает основные базовые формы, может самостоятельно их изготовить -3 балла (высокий уровень);
-знает несколько основных базовых форм, выполняет с небольшой помощью воспитателя – 2 балла (средний уровень);
- основные базовые формы путает, без помощи и показа воспитателя не справляется -1 балл (низкий уровень);
2. Умение изготовить несложную поделку, следя за показом педагога и слушая устные пояснения:
- умеет изготовить несложную поделку, следя за показом педагога и слушая устные пояснения -3 балла (высокий уровень);
-умеет изготовить несложную поделку с небольшой помощью. воспитателя-2 балла (средний уровень);
-без помощи воспитателя затрудняется в изготовлении поделки -1 балл (низкий уровень);
3. Умение украсить свою поделку, добавляя недостающие детали (нос, глаза, усы и т. п.)
-умеет самостоятельно и аккуратно украсить свою поделку, добавляя недостающие детали -3 балла (высокий уровень);
- умеет с небольшой подсказкой воспитателя аккуратно украсить свою поделку, добавляя недостающие детали -2 балла (средний уровень);
-затрудняется самостоятельно украсить свою поделку, добавлять необходимые детали -1 балл (низкий уровень);
4. Создание творческих композиций с изделиями, выполненными с использованием различных видов материала:
-самостоятельно создает творческие композиции с изделиями, выполненными в технике оригами -3 балла (высокий уровень);
- создает творческие композиции с изделиями, выполненными в технике оригами с небольшой помощью взрослого 2 балла (средний уровень);
- не может создавать творческие композиции с изделиями, выполненными в технике оригами-1 балл (низкий уровень);
5. Умение самостоятельно изготовить поделку от начала и до конца по образцу:
- умеет самостоятельно изготовить поделку от начала и до конца по образцу-3 балла (высокий уровень);
- умеет самостоятельно изготовить поделку от начала и до конца по образцу с небольшой помощью со стороны воспитателя -2 балла (средний уровень)
- затрудняется самостоятельно изготовить поделку от начала и до конца по образцу, обращается за помощью-1 балл (низкий уровень)
6. Точность и аккуратность выполнении работы:
- точно и аккуратно выполняет работу -3 балла (высокий уровень);
-допускает некоторую неточность в выполнении работ 2 балла (средний уровень)
-работу выполняет неаккуратно, допуская много неточностей -1 балл (низкий уровень)
7. Умеет определить в каком стиле и с чем проводиться работа:
- глядя на готовую поделку говорит из чего и как сделана она -3 балла (высокий уровень)
- называет только из чего сделана поделка -2 балла (средний уровень)
- выполняет работу не уверенно, сомневается в точности своих действий – 1 балл (низкий уровень)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ОБСЛЕДОВАННОЙ ГРУППЫ
Выводится средний балл на каждого ребенка (сложить все баллы и разделить их на количество оценок)
Суммируются баллы всех обследованных детей и делятся на их число.
Полученный результат определяет уровень группы.
1 - 1,6 – низкий уровень.
1,7 - 2,8 – средний уровень
2,8 - 3 – высокий уровень.
Перспективный план работы на 2019-2020 учебный год (старшая группа)
Название месяца Тема занятия Содержание, форма проведения Оборудование (материал, атрибуты, игры) Дата проведения Отметка о выполнении
сентябрь 1. Зонтик
Вспомнить складывание бумаги гармошкой.
Выполнение работы в стиле оригами. Готовая аппликация, цветной картон, белый лист бумаги, ножницы, клей, черный фломастер.
2. Осенний лес.
Работа выполняется в стиле плоская кусковая аппликация. Развивать у детей умение подбирать цветовую гамму оттенков. Голубой картон, клей, цветная бумага желтого и оранжевого, коричневого цвета. Готовая работа. Слайды картинок осеннего леса.
октябрь 1Береза. Работа выполняется в стиле объемной аппликации. Дети учатся скручивать салфетки придавая им разную толщину. Белые, желтые и зеленые салфетки. Клей и белый лист картона. Цветная бумага.
2. Котенок Работа выполняется в объемной аппликации. Дети самостоятельно выбирают оттенок своего питомца, это им дает возможность пофантазировать.
Цветная бумага, белый картон, ножницы и клей. Распечатанный рисунок котенка.
Название месяца Тема занятия Содержание, форма проведения Оборудование (материал, атрибуты, игры) Дата проведения Отметка о выполнении
ноябрь 1 Ёжик. Выполняем работу в объемном виде. Отрабатываем навык резать ровные полоски, и формировать из них фигуру. Учимся самостоятельно украшать свои поделки. Готовая аппликация, черная бумага, ножницы, клей, распечатка туловища ежика. Цветная бумага для украшения страницы.
2 Ветка рябины Работа выполняется в стиле торцевания. Развивать у детей аккуратность и точность выполнения. Заготовки кусочков красных и зеленых салфеток, карандаш, клей. Распечатка веточки рябины.
декабрь 1 Снеговик Работа выполняется в объемной аппликации с использованием салфеток. Заготовки: жгутики из белых салфеток, квадратики из красной и синей салфетки. Клей и синий картон. Готовая аппликация.
2 Дед мороз Работа выполняется в стиле оригами. Дети отрабатывают навык ровного складывания. Вспоминают как находить середину и диагональ квадрата. Красная односторонняя бумага. Ножницы, что бы вырезать ровный квадрат. Черный фломастер.
Название месяца Тема занятия Содержание, форма проведения Оборудование (материал, атрибуты, игры) Дата проведения Отметка о выполнении
январь 1
Снегирь на ветке Работа проводится в объемной аппликации с использованием салфеток. Дети учатся точно следовать инструкции. Готовая аппликация, белый картон, распечатанный силуэт снегиря, красные, белые, желтые салфетки. Черная гофрированная бумага.
2
Пингвин
Работа выполняется в стиле плоская кусковая аппликация. Развивать у детей умение правильно составлять детали к рисунку. Голубой картон, клей, цветная бумага черного, желтого цвета. Готовая работа. Готовые атрибуты (глазки)
февраль 1 Зайчик Работа выполняется в стиле оригами с использованием плоской аппликации. Учимся объемную фигуру крепить к плоскости. Зеленый картон, белый лист бумаги, клей, ножницы. Готовая поделка.
2 Подарок папе Открытка выполняется в объемной аппликации. Некоторые виды деталей с оригами. Дети сами фантазируют над подачей и учатся свои фантазии переводить в дело.
Цветной картон, цветная двухсторонняя бумага, клей ножницы, гофрированная бумага.
Название месяца Тема занятия Содержание, форма проведения Оборудование (материал, атрибуты, игры) Дата проведения Отметка о выполнении
март 1. Подарок маме
Дети делают заготовки с использованием шаблона. Сами определяют в каком порядке расположены детали и их вид. Цветной картон и бумага, клей, ножницы, готовые шаблоны на выбор, мелкие атрибуты для украшения.
2
Медвежонок Работа выполняется с использованием жгутиков из салфеток. Ребята учатся сами скручивать жгутики и придавать им нужную толщину. Голубой и розовый картон, белые салфетки, клей, распечатка медвежонка. По желанию можно использовать цветные салфетки.
апрель 1 Ракета Работа выполняется в стиле объемной аппликации. Дети будут учиться одну запчасть поделки крепить к другой с помощью мелких разрезов. Втулка от туалетной бумаги, цветная бумага, ножницы и клей.
2 Скворечник Работа выполняется в плоской аппликации. Закрепляем навык выполнять задание устно по инструкции.
Цветная бумага, белый картон, ножницы и клей. Готовые шаблоны для обводки деталей.
Название месяца Тема занятия Содержание, форма проведения Оборудование (материал, атрибуты, игры) Дата проведения Отметка о выполнении
май 1
9 мая Совместная работа с использованием салфеток. Учит ответственности перед друзьями. Ватман, клей, ножницы. Салфетки разных цветов, заготовки для каждого ребенка.
2 мониторинг навыков
Дети на слух делают сгибы, показывают углы и определяют вид аппликации. Заготовки для работы.