Ирина Данилова
Программа по ДОД детей дошкольного возраста по приобщению к истокам русской народной культуры «Народные промыслы»
Пояснительная записка
Работа кружка предусматривает поэтапное знакомство детей с русским народным творчеством и культурой. Материал распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Актуальность разработки программы.
Публикация «Программа по ДОД детей дошкольного возраста по приобщению к истокам русской народной культуры „Народные промыслы“» размещена в разделах
Народная культура - это многовековой концентрированный опыт народа, материализованный в предметах искусства, труда и быта: это традиции, обряды, обычаи, верования. Это мировоззренческие, нравственные и этические ценности, определяющие лицо нации, ее самобытность, уникальность, ее социальную и духовную особенность.
Однако в силу многих причин большая часть духовного наследия и предметов материальной народной культуры оказались утрачены. Процесс безвозвратной потери этого народного достояния продолжается и в наши дни. Создается критическая ситуация, при которой мы можем через некоторое время лишить современное и последующее поколение ценнейшего достояния региональной народной художественной культуры и тем самым окончательно разрушить духовную связь современников с культурными традициями и творческим опытом прошлых поколений.
Традиционная празднично-обрядовая культура представляет поистине уникальные возможности для ее реализации. Общество без традиций также невозможно как общество без культуры. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, - задача особенно актуальная сегодня, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Цель: Формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.
Задачи:
-формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций;
-развивать способность анализировать, воспринимать произведения русского фольклора. Учить выражать, обогащать словарный запас.
-прививать трудовые навыки, учить выполнять простейшие бытовые поручения, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности;
-создавать условия для восприятия целостной картины мира, осознание своей этнической принадлежности, воспитание толерантности.
В основу работы положены следующие принципы:
-учет возрастных особенностей детей при отборе содержания. Тематики занятий, задач воспитания и обучения;
-принцип комфортности образовательной среды;
-уважение личности каждого ребенка;
-принцип отбора содержания учебного материала.
Принципы организации совместной деятельности воспитателя и детей :
-желание ребенка посещать занятия кружка;
-учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
-наглядность, доступность и мера;
-систематичности и последовательности.
Основные характеристики деятельности:
Изложение материала рассчитано на 3 года. Работа рассчитана на две возрастные группы :
- с 4до 5 лет ;- с 5до7лет.
1-й год проводится работа по закреплению имеющихся знаний.
2-й год –обобщение и систематизация полученной информации.
Приоритетами работы стали :
-окружающие предметы, которые пробуждают душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям понять, что они часть великого народа;
-необходимо широко использовать все виды народного фольклора;
-приобщение детей к народной культуре через народные праздник и традиции;
-важно познакомить детей с народным прикладным искусством, зодчеством и архитектурой. Особое внимание уделить знакомству с декоративной народной росписью, т. к роспись способна увлечь ребенка своей гармонией, ритмом, наивностью, что так близко к детскому мироощущению.
Методическое обеспечение работы
Формы работы:
Интерактивные занятия
По форме проведения занятия представляют собой «игры – путешествия» или «игры – открытия». Ведущим принципом построения занятия является принцип развивающего обучения.
Посещение музея
Одно из основных средств развития эмоционально-чувственного восприятия предметов старины и нравственного отношения к ним; неоценимое средство развития положительных эмоций, эстетического вкуса ребёнка, его познавательной активности. После посещения музея создаются условия для самостоятельной творческой деятельности детей.
Познавательные беседы
Развивают мышление ребёнка, осмысленное восприятие события. У детей активно совершенствуется нравственное и эстетическое отношение к народным традициям, национальному наследию.
Предпраздничные посиделки.
Основная цель – это подготовка к празднику. На посиделках не только разучивают песни, игры, затевают хороводы, но и изготавливают разные предметы, которые необходимы для праздника: знакомятся с народной игрушкой, декоративно-прикладным искусством, устным народным творчеством.
Оформление в детском саду мини-музея и выставок.
Выставки бывают тематическими и сезонными. Местом оформления выставки могут быть музыкальный зал, групповая комната. Содержанием выставки являются произведения народно-прикладного (искусства) творчества местных мастеров, членов семьи и самих ребят: вышивки, кружева, домотканые коврики, дорожки, полотенца, произведения живописи местных художников, творческие работы детей по рисованию, лепке, аппликации, ручному труду.
Творческая продуктивная и игровая деятельность детей.
Творчество – главное средство освоения ребёнком культурно-исторического опыта и движущая сила развития личности. От эмоционального восприятия дошкольники легко переходят к подражательству. Из глины, пластилина, бумаги, картона они изготавливают понравившиеся предметы. Создавая собственные маленькие произведения, дети выражают своё отношение к культурному наследию.
Праздники.
Праздник – это день, который наполнен радостью, весельем. Праздник – это радость, а вместе с тем деятельность, направленная и на физическую, душевную разрядку, и на реализацию социальных требований. Праздник, народный обряд являются большой, яркой и глубоко содержательной игрой. Поэтому, проживая с детьми, любимые в народе обряды и праздники, мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и в их памяти оставляем глубокий след.
Работа с родителями.
При изучении краеведческих традиций важно эффективнее организовать общение с родителями, чтобы семья и детский сад осуществляли единый комплекс воспитательных воздействий.
Поэтому родителей приглашаем на занятия, где им рассказываем о культуре и истории нашего края, вместе с ними оформляем папки-передвижки, организовываем совместные выставки и экскурсии, готовим праздничные мероприятия, и родители участвуют в них. Совместные переживания взрослых и детей сближают семьи, родители узнают о способностях и возможностях своего ребёнка.
Знакомство детей с народными календарно-обрядовыми праздниками
Тема занятия Содержание
Зимние Святки Рассказ о зимних праздниках, которые отмечают в период зимних Святок (Рождество, Новый год)
Знакомство детей с рождественскими колядками и новогодними песнями 1. Рассказ о рождественских песнях – колядках. Проведение русской народной игры «Скакалка»
2. Рассказ об обычае на святки рядиться, чтобы изменить свою внешность. Пение колядок. Проведение русской народной игры «Прялица»
3. Рассказ о новогодних песнях – «овсенях»
«Пришла Коляда -отворяй ворота» Разыгрывание сценок колядования. Рассказ об обычае колядования. Загадывание загадок. Проведение русских народных игр «Бабка Ежка», «Прялица», «Башмачник»
Масленица Рассказ о Масленице. Проведение русских народных игр «Горшки», «Гори, гори ясно»
Знакомство детей с масленичными песнями 1. Рассказ о праздновании первых двух дней Масленицы и пение песен, исполняемых в эти дни.
2. Рассказ о праздновании остальных дней Масленицы. Пение песен этих дней. Проведение русских народных игр «Горелки», «Гори, гори ясно»
«Алексей - с гор потоки» Рассказ о празднике «Алексей - с гор потоки». Проведение русских народных игр «Гуськи», «Ручеек», «Кораблики». Рассказывание докучных сказок, дразнилок.
«Вербное воскресенье» Рассказ о празднике «Вербное воскресенье» и о вербе. Проведение русских народных игр «Верба- вербочка», «Заря - зарница». Представление кукольного спектакля «Петрушка и солдат». Исполнение песенки «Солнышко»
Пасха 1. Рассказ о праздновании Пасхи. Пение пасхальных песен этих дней. Проведение русских народных игр «Верба- вербочка», «Солнышко-ведрышко»
2. Рассказ о традиции обмениваться яйцами на Пасху, о значении этого действа, о праздновании последнего дня пасхальной недели _ Красной горки. Проведение русских народных игр с яйцами и «Прялица»
Троица Рассказ о праздновании Троицы, об обрядах «завивания» березки, «кумления», «проводов русалок». Проведение русской народной игры «Венок», «В кресты», хоровода «Во поле березонька стояла». Исполнение песни «Березынька»
Семенов день Рассказ о праздновании Семенова дня, о народных приметах и обычаях, с ним связанных. Отгадывание загадок, проведение русских народных игр «Муха «Карусель». Исполнение песни «Комарочек»
Покров Рассказ о празднике Покров, о народных приметах и обычаях, с ним связанных. Отгадывание загадок, проведение русских народных игр «В углы», «Карусель». Исполнение песни «Я по рыночку ходила»
«Кузьминки - об осени поминки» Рассказ о народных обычаях и приметах, связанных с днем Кузьмы и Демьяна. Разыгрывание содержания песен «Во кузнице», «Ай, тари, тари, тари». Исполнение плясок, загадывание загадок.
Диагностические критерии оценки знаний и детских работ по декоративно-прикладному искусству:
• Имеет представление о народных промыслах; называет их, узнает материал, из которого сделано изделие;
• Владеет пониманием символов в рисунке, знаками-оберегами в росписи;
• Умеет самостоятельно провести анализ изделия;
• Выделяет характерные средства выразительности (элементы узора, колорит, сочетание цветов);
• Выделяет элементы узора и составляет из них композицию;
• Самостоятельно определяет последовательность выполнения росписи;
• Использует декоративные элементы в работе. Использует декоративные элементы в работе;
• Эмоциональность, содержательность, яркость, красочность, декоративность;
• Оригинальность.
Диагностические критерии технических навыков и умений оценки детских работ по декоративно-прикладному искусству:
• Способность рисования по замыслу;
• Умение подчинять изобразительные материалы, средства, способы изображения собственному замыслу, поставленной изобразительной задаче: выбор изобразительного материала, умение смешивать краски на палитре для
получения разных цветов и оттенков;
• Отсутствие изобразительных штампов;
• Уровень воображения, фантазии.