Наталья Тимонина
Программа педагогического просвещения родителей по защите прав детства «Счастливое детство в счастливой семье»
Программа педагогического просвещения родителей по защите прав детства «Счастливое детство в счастливой семье».
1. Пояснительная записка
1.1 Актуальность.
1.2. Новизна.
1.3. Практическая значимость.
1.4. Цели и задачи программы.
1.5 Формы работы с родителями, используемые при реализации программы.
1.6 Возраст детей, участвующих в реализации программы. Формы и режим организации педагогического процесса.
1.7 Ожидаемые результаты.
1.8 Средства, необходимые для реализации программы.
Публикация «Программа педагогического просвещения родителей по защите прав детства „Счастливое детство в счастливой семье“» размещена в разделах
2. Перспективный план работы с родителями по программе.
3. Методическое обеспечение программы.
4. Список используемой литературы.
1. Пояснительная записка
Дошкольное детство — уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности ребенка.
В этом возрасте ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых — родителей и педагогов. От того каковы условия развития малыша в окружающем социуме зависит его дальнейшая гражданская позиция.
В каких реальных условиях воспитывается ребенок сегодня? Родителей, в силу социально — экономического положения современного общества, окружает множество проблем. Это ведет к ухудшению их физического и психического состояния, что сказывается и на воспитании детей. Поэтому, наряду с семьями, где еще сохраняются семейные традиции, имеется положительный опыт воспитания детей, возрастает количество таких, где наблюдается уменьшение «воспитательных ресурсов» родителей. В частности, идет снижение качества и количества речевого общения, изменение родительских установок. Родители становятся более авторитарными, чаще используют телесные наказания, требования дисциплины у них жёстче. Ситуация усугубляется при сочетании факторов среды с генетически унаследованными образованиями. Все это отрицательно сказывается на развитии взаимоотношений ребенка с окружающим, приводит к тяжелым последствиям в будущем. Такие дети чаще становятся на путь правонарушений, преступности или замыкаются в себе.
Одним из важнейших направлений сотрудничества детского сада и родителей является предупреждение нарушений прав ребенка в семье. Очень часто в последнее время в СМИ извещают об очередном факте нарушения прав ребенка в семье или в образовательном учреждении. Причина эта не в отсутствии законов, а в недостаточном использовании правовой базы, в правоприменении. Многим взрослым трудно понять и принять, что ребенок – равноправный с ним человек, имеющий право, и его права, как и права любого человека нужно знать, уважать и не нарушать. Порой они не знают Конвенции о правах ребенка, не знают содержания статей, а значит, не могут реализовать их в жизни.
1.2. Новизна.
Непрерывное педагогическое просвещение родителей по защите прав детства – это необходимость, осознание которой поможет развить у их детей интерес, понимание, умение устанавливать существующие в ней связи и зависимости, действовать в соответствии с полученными знаниями. Родители должны быть примером для малыша.
1.3. Практическая значимость.
Данная программа может быть использована воспитателями дошкольных образовательных учреждений в работе по педагогическому просвещению родителей.
1.4. Цели и задачи программы.
Цель программы :
- способствовать успешной социализации ребенка;
- познакомить родителей с нормативными документами в вопросах защиты прав ребенка.
Задачи:
- расширение знаний родителей о различных подходах в воспитании;
- развитие умений видеть и понимать своего ребенка ;
- поддерживать интерес родителей к развитию собственного ребенка, умения оценить особенности его социального, познавательного развития, видеть его индивидуальность.
- ориентировать родителей на совместное с педагогом приобщение ребенка к здоровому образу жизни, развитие умений выполнять правила безопасного поведения дома, на улице, на природе.
- побуждать родителей развивать доброжелательные отношения ребенка к взрослым и сверстникам, заботу, внимание, эмоциональную отзывчивость по отношению к близким, культуру поведения и общения.
- совместно с родителями развивать положительное отношение ребенка к себе, уверенность в своих силах, стремление к самостоятельности.
1.5. Формы работы с родителями по просвещению защиты прав детства.
• Изготовление альбомов по защите прав детства
• Изготовление буклетов на данную тематику
• Консультации для родителей
• Оформление стендов: «Права и обязанности родителей», «Права ребенка в области образования», «Дети нуждаются в защите» и др.
• Родительское собрание
• Совместные с детьми и родителями развлечения
• Акции
• Анкетирование
• Круглый стол
1.6. Возраст детей, участвующих в реализации программы и режим организации педагогического процесса.
Программа педагогического просвещения родителей по защите прав детства детей дошкольного возраста «Счастливое детство в счастливой семье» реализуется в течение 1 года. Возраст детей, участвующих в реализации программы 5-6 лет. Просвещение родителей по защите прав ребенка в ДОУ проходит ежемесячно.
1.7. Ожидаемые результаты:
• Активное участие родителей в развитии личности ребенка;
• Непосредственное участие родителей и детей в организации различных мероприятиях по защите прав ребенка;
• Повышение уровня знаний у родителей и детей по защите прав ребенка.
1.8. Средства, необходимые для реализации программы.
Одним из важных условий данной системы образования детей дошкольного возраста является правильная организация предметно-развивающей среды.
Предметно-развивающие пространства - это предметная развивающая среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях для развития у детей навыков труда и общения. Развивающая среда в детском саду должна способствовать:
- познавательному развитию ребенка;
- эстетическому развитию;
- оздоровлению ребенка;
- формированию нравственных качеств;
Создавая развивающую среду, необходимо учитывать период обучения, сезонность.
2. Перспективный план работы с родителями по программе
Благодаря усилиям педагога у родителей появляются четко оформившиеся образовательные запросы (что я хочу для развития своего ребенка и себя как родителя). Для удовлетворения образовательных запросов педагог использует разные формы: семинары, творческие мастерские, психолого-педагогические тренинги, уместно создание клубов для родителей таких как «Традиции семьи»,, а также составляется план работы с родителями на год.
Месяц Форма проведения Задачи Предполагаемый результат
сентябрь Анкетирование родителей.
«Что вы ждёте от детского сада в этом году?».
Выявить отношениеродителей по вопросам образования дошкольников в детском саду и его реального осуществления в семье. Заинтересованность родителей в жизни ДОУ.
Родительское собрание
Создать условия для сотрудничества детей и родителей, их эмоционального и психологического сближения. Заинтересованность
родителей
в работе
детского сада
Памятка для родителей «Как провести выходные с ребёнком».
Активизировать
взаимодействие
родителей и ДОУ.
Проявление
заинтересованности
родителей к жизни
ДОУ.
Кон-ция «Возрастные особенности детей 5 -6 лет»
Расширить
представление
родителей о
возрастных особенностях детей.
Повышение
компетентности
родителей.
октябрь Мастер – класс «Артикуляционная гимнастика»
Создать условия для сотрудничества детей и родителей, их эмоционального и психологического сближения. Заинтересованность
родителей
в работе
детского сада
Знакомство родителей с ФГОС. Расширить
представление
родителей о ФГОС.
Повышение
компетентности
родителей.
«Семейные традиции»-оформление альбома
Активизировать
взаимодействие с
родителями.
Активное участие в пополнении оформлении альбома
Кон-ция «Играйте вместе с ребёнком»
Повысить
коммуникативность
родителей на
основе свободного
обмена мнениями,
семейным опытом.
Повышение
компетентности родителей.
ноябрь Организация выставки «Домашняя коллекция»
Привлечь родителей к организации выставки. Активное участие в организации выставки.
Кон-ция «Такие разные дети»
Повысить
коммуникативность
родителей на
основе свободного
обмена мнениями,
семейным опытом.
Повышение
компетентности родителей.
Беседа «Жизнь ребёнка в детском саду»
Активизировать
взаимодействие с
родителями.
Повышение
компетентности
родителей.
Кон-ция по коррекции детско-родительских отношений «Дети, которых не понимают взрослые»
Повысить
коммуникативность
родителей на
основе свободного
обмена мнениями,
семейным опытом.
Повышение
компетентности родителей.
декабрь Психологическая гостиная:
«Поощрение и наказание»
Повысить
коммуникативность
родителей на
основе свободного
обмена мнениями,
семейным опытом.
Проявление
заинтересованности
родителей к жизни
ДОУ.
Конкурс творческих семейных работ «Ёлочная игрушка»
Вовлечение родителей в творческую деятельность детей Заинтересованность
родителей и
выполнение
домашних заданий
детьми вместе с
родителями.
День добрых дел: «Наши меньшие друзья!»
Изготовление кормушек для птиц
Воспитывать бережное отношение к зимующим птицам, желание помогать им Заинтересованность
родителей и
выполнение
домашних заданий
детьми вместе с
родителями.
Природоохранная
акция «Сохраним
ёлку – красавицу наших лесов» Привлечь
внимание
родителей к
участию в
природоохран- ной
деятельности.
Активное
участие
в акции,
распространение
плакатов на работе родителей
январь Фотовыставка «Как мы весело отдыхали и Новый год встречали»
Вовлечение родителей в творческую деятельность детей Заинтересованность
родителей и
выполнение
домашних заданий
детьми вместе с
родителями.
Кон-ция «Грубость и непонимание в семье»
Повысить
коммуникативность
родителей на
основе свободного
обмена мнениями,
семейным опытом.
Повышение
компетентности родителей.
Родительское собрание Создать условия для сотрудничества детей и родителей, их эмоционального и психологического сближения. Повышение
компетентности родителей.
Памятки родителям : «Работа с карандашами - штампами»
Активизировать
взаимодействие с
родителями.
Заинтересованность
родителей и
выполнение
домашних заданий
детьми вместе с
родителями.
февраль Кон-ция «Применение здоровьесберегающих технологий в ДОУ»
Активизировать
взаимодействие с
родителями.
Повышение компетентности родителей.
Кон-ция «Роль папы в воспитании детей»
(по индивидуальному запросу).
Повысить
коммуникативность
родителей на
основе свободного
обмена мнениями,
семейным опытом.
Повышение компетентности родителей.
Конкурс рисунков «Лучше папы друга нет»
Вовлечение родителей в творческую деятельность детей Заинтересованность
родителей и
выполнение
домашних заданий
детьми вместе с
родителями.
Фотовыставка: «Защитники Отечества»
Вовлечение родителей в творческую деятельность детей Заинтересованность
родителей и
выполнение
домашних заданий
детьми вместе с
родителями.
март Конкурс рисунков: «Мамочка любимая»
Вовлечение родителей в творческую деятельность детей Заинтересованность
родителей и
выполнение
домашних заданий
детьми вместе с
родителями.
Памятка «Как научить ребенка не перебивать взрослых», «Как помочь ребенку быть вежливым»
Активизировать
взаимодействие с
родителями.
Повышение компетентности родителей.
Папка-передвижка: «Права ребенка»
Активизировать
взаимодействие с
родителями.
Повышение компетентности родителей.
Кон-ция «Детские вопросы и как на них отвечать»
Повысить
коммуникативность
родителей на
основе свободного
обмена мнениями,
семейным опытом.
Повышение компетентности родителей.
апрель Фотовыставка «Жизнь ребенка в детском саду»
Памятка для родителей "Обучение детей правилам дорожного движения"
Вовлечение родителей в творческую деятельность детей
Заинтересованность
родителей и
выполнение
домашних заданий
детьми вместе с
родителями.
Акция «Чистый город» Привлечь родителей к уборке города
Активное участие родителей в акции.
Родительское собрание. Создать условия для сотрудничества детей и родителей, их эмоционального и психологического сближения.
Повышение
компетентности родителей.
Кон-ция «Учим ребёнка общаться»
Обсудить с родителями проблему общения с детьми. Повышение
компетентности родителей.
май Круглый стол: «Вот и стали мы на год взрослее» Создать условия для сотрудничества детей и родителей, их эмоционального и психологического сближения.
Повышение роли семьи в воспитании
детей.
Театрализованное совместное развлечение: «Сказка в гости к нам пришла»
Вовлечение родителей в творческую деятельность детей
Заинтересованность
родителей и
выполнение
домашних заданий
детьми вместе с
родителями.
Анкетирование родителей по результатам года Информировать родителей об итогах года Повышение
компетентности родителей.
Кон-ция «Как организовать летний отдых детей»
Обсудить организацию летнего отдыха. Повышение
компетентности родителей.
3. Методическое обеспечение программы.
Методические материалы.
• Учебно-методическая литература. Литература (методическая, научно – познавательная, художественная).
• Картины и иллюстрации, наборы дидактических игр для детей,
дидактические игрушки
• Консультации по воспитанию в семье.
• Анкеты для родителей
• Презентации
• Аудиозаписи
• Видеозаписи
Технические средства.
• Компьютер
• Проектор
• Экран
4. Список используемой литературы.
1. А. Я. Ветохина «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Методическое пособие для педагогов – СПб. : «ООО М. : «Детство-пресс», 2010г
2. О. И. Давыдова, А. А. Майер, Л. Г. Богословец. «Проекты в работе с семьей»методическое пособие. ООО «ТЦ Сфера», 2012г. (Библиотека журнала «Управление ДОУ»)
3. Козлова А. В., Дешулина Р. П. «Работа с семьей» : -М. : Т. У. Сфера, 2004.
4. Колентьева О., Калемуллина С., «Праздники в детском саду» : -М. : Просвещение, 2001.
5. В. С. Мартышин «Твоя родословная» Учебное пособие. М. : Школьная пресса. 2000г.
6. Т. Д. Пашкевич «Социально – эмоциональное развитие детей 3-7 лет» Т. Д. П – Волгоград: Учитель, 2012.
7. Л. Н. Попова. Детско – родительский клуб «Веселая семейка» Л. Н. Попова, М. Н. Гонторевская. Практические материалы- М. :»ТЦ Сфера» 2012г. (Библиотека журнала «Управление ДОУ»)
8. Е. К. Ривина «Знакомим дошкольников с семьей и родословной» Пособие для педагогов и родителей. М. : Мозаика – синтез,2008г.
9. Свирская Л., «Работа с семьей : необязательные инструкции» : -М. : Линка- Пресс, 2007.
10. Зверева О. Х., Кротова Т. В., «Общение педагога с родителями в ДОУ» : -М. : Т. Ц. Сфера, 2005.
11. Журнал Дошкольное воспитание – 2005Г. ,№3 «Родовое дерево»