Исева Елена
Программа партнёрского взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников группы старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОСДО, который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.
Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения.
Публикация «Программа партнёрского взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников группы старшего возраста» размещена в разделах
Признание приоритета семейного воспитания требует новых взаимоотношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.
Ведущая цель взаимодействия детского сада с семьей – создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие.
Семья - это среда, где ребенок получает задатки физического и духовного развития, первые знания об окружающем мире и обществе, элементарные навыки и умения во всех видах деятельности. И воспитатели должны стать помощниками и заинтересованными, доброжелательными союзниками родителей, направить свою деятельность на формирование грамотности семьи в различных вопросах.
Социальное партнерство – это один из способов социализации детей, способствующих безболезненному вводу наших воспитанников в общественную жизнь - «Социум».
Цель:
Установление партнёрских взаимоотношений, сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного учреждения, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, единого пространства или алгоритма (триады) «родители – дети – педагоги».
Задачи:
- создать условия для участия родителей в жизни ребенка в детском саду;
- установить партнерские, доверительные, уважительные отношения между педагогами и родителями;
- оказать психолого-педагогическую поддержку родителям в воспитании ребенка, учитывая индивидуальные особенности ребенка, в повышении компетентности в вопросах развития и воспитания, охраны и укрепления здоровья детей;
- повышать компетентность педагогов в вопросах взаимодействия с семьей воспитанников.
- приобщить родителей к участию в жизни группы, обогащении предметно-пространственной среды; творить, созидать вместе с ребенком и получать от этого удовольствие;
- привлекать родителей к передаче положительного опыта в вопросах воспитания;
1. Открытость детского сада для семьи
Позитивный настрой на общение является прочным фундаментом в работе педагога с семьей. От общения педагога с родителями зависит отношение семьи к детскому саду. Ежедневное доброжелательное взаимоотношение педагога с родителями гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
2. Единство требований и подходов
Современные родители в большинстве случаев люди грамотные, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих детей. Наставления и пропаганда педагогических знаний сегодня не совсем актуальны в воспитании. Сегодня актуальнее создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях. Поиск взаимопонимания и общего языка с родителями, признание сильных и слабых сторон друг друга.
3. Индивидуальный подход
Индивидуальный подход необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Общаясь с родителями, чувствуешь ситуацию, настроение мамы и папы. Для этого понадобится человеческое и педагогическое умение успокоить родителя, сочувствие и совместное обдумывание, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
4. Динамичность
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого подбираются формы и направления работы с семьей.
Немаловажным для работы с родителями в новых условиях является
социальный анализ состава семьи, что помогает правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей
Для эффективного взаимодействия выбраны такие формы работы:
Традиционные:
- родительские собрания;
- индивидуальные беседы;
- консультации;
- папки – передвижки;
- анкетирование.
Нетрадиционные:
- круглый стол;
- семинар – практикум;
-мастер – класс;
-буклеты.
Данная программа разработана на основе собственных разработок и адаптирована к современным условиям образовательного процесса. Программа рассчитана на 2 года.
Перспективный план работы с родителями в старшей группе
(2020-2021 учебный год).
Месяц.
Форма работы.
Цель проведения мероприятия.
Участники мероприятия.
]Сентябрь
1. Оформление раздевалки группы к осени.
Вовлечение родителей в педагогическую деятельность.
Воспитатели, родители
2. Анкетирование родителей •
Познакомиться с родителями и их социальным статусом.
Воспитатели, родители
3. Консультация для родителей
«Развитие речи детей через познавательно – исследовательскую и экспериментальную деятельность».
4. «Осенняя ярмарка»
Развитие эмоционально-насыщенного взаимодействия родителей, детей, воспитателей.
Воспитатели,
родители
5. Родительское собрание *«Возрастные особенности развития детей старшего возраста»
* «Ваш ребёнок посещает логопедическую группу»
*Разное
Знакомство родителей с особенностями развития и воспитания детей старшего возраста, а также с особенностями образовательного процесса в логопедической группе. Создание доброжелательной, сближающей атмосферы, между родителями и с педагогом. Родители,
логопед, воспитатели
6. Оформить газету «Один день в детском саду» • Продолжать знакомить родителей с пребыванием детей в детском саду. Воспитатели, дети
Октябрь. 1. Выставка поделок «Осенняя фантазия»
Привлечение внимания родителей к детскому творчеству.
•Формирование уважительного отношения к детским работам.
Дети и родители
. «Золотая осень» - развлечение.
Демонстрация творческих способностей детей, творческих умений и навыков.
Развитие эмоционально-насыщенного взаимодействия взрослых и детей. Музыкальный руководитель, воспитатели, логопед, дети.
3. Круглый стол
«Мы за здоровый образ жизни».
Беседа с родителями о том, в какую секцию ходят (или будут ходить) их дети. Предложить родителям буклеты «В какую секцию можно записаться 5-6 летнему ребёнку».
•Продолжать привлекать родителей к формированию у детей здорового образа жизни.
Воспитатели, родители
4. Мастер – класс Оформление макетов «Наш любимый город»
Привлечь родителей к изготовлению макетов с целью знакомства детей с родным городом. Воспитатели, родители
Ноябрь. 1. Фотовыставка «Загляните в мамины глаза» • Привлечение родителей к оформлению фотовыставки. Воспитатели, родители
2. Выставка детских работ «Мы для милой мамочки»
•Привлечение внимания родителей и детей к празднику «День матери»
Родители и дети
Развлечение к Дню матери «Моя мама лучшая на свете» • Создание доброжелательной, сближающей атмосферы между родителями и педагогами.
•Демонстрация творческих способностей детей, умений и навыков. Воспитатели, логопед, родители и дети.
4. Утренник «Малая Родина - милый наш Бор» • Демонстрация творческих способностей детей, умений и навыков. Воспитатели, логопед, родители и дети.
5. Консультация для родителей
«Физическое развитие детей старшего дошкольного возраста».
Консультация «Закаливание организма дошкольника» (советы врача)
Привлечь внимание детей с тем, как развивать физические качества ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями.
•Продолжать знакомить родителей с правилами и методами закаливания детского организма.
Воспитатели
Декабрь.
1. Оформление раздевалки и группы к зиме и к предстоящим новогодним праздникам
Привлечение к созданию радостной праздничной атмосферы в группе для детей.
Воспитатели, родители
2. Конкурс творческих семейных работ «Ай да ёлочка - красавица».
Привлечение родителей к работе детского сада.
Развитие творческого взаимодействия родителей и детей.
Родители и дети
3. Детский Новогодний праздник.
•Демонстрация творческих способностей детей, сформированных творческих умений и навыков.
•Развитие эмоционально-насыщенного взаимодействия родителей, детей.
Музыкальный руководитель, воспитатели, логопед дети
Январь.
1. «Мы растём здоровыми»
Неделя зимних игр и забав.
•Привлечь родителей к формированию у детей здорового образа жизни
Игры и забавы с родителями на участке.
2. Диалог за круглым столом: родительское собрание
«Кто ваш ребёнок?»
«Правила поведения в процессе общения с детьми»
«Можно ли заставить ребёнка слушаться?»
*Разное.
Активизация воспитательных умений родителей.
•Внедрение положительного опыта семейного воспитания. Воспитатели, логопед, родители
3. Семинар – практикум для родителей «Полезные игры по РЭМП и развитию речи на планшетах» Математические игры и упражнения через игры «Мерсибо» и Смарт – доски • Знакомить родителей с тем, как можно использовать планшеты детям для развития у них знаний по РЭМП и развитию речи. Логопед, воспитатели, родители
4. Фотовыставка «Игры и развлечения зимой»
Привлечь родителей к организации фотовыставки. родители
Февраль. 1. Оформление творческой выставки «Мы с папой мастера».
Активизировать интерес и участие папы в жизни ребёнка.
Воспитывать у ребёнка уважение к отцу, ценить время, проведённое с ним. Воспитатели, папы и дети.
2. Консультация для родителей «Как вырастить из сына хорошего отца семейства и замечательного мужчину».
«Шпаргалка для родителей» :
«Если ваш ребёнок упрямится», «Если ваш ребёнок дерётся»
•Изменение позиции отца в пользу обязательного участия в вопросах воспитания.
• Активизация воспитательных умений пап. Внедрение положительного опыта семейного воспитания. Воспитатели, родители (желательно присутствие пап).
3. «Мы с папой – спортсмены» (игры – соревнования). • Развивать физические способности детей.
•Развитие эмоционально-насыщенного взаимодействия родителей, детей, работников детского сада. Музыкальный руководитель, воспитатели, логопед, дети, родители
Март.
1. Оформление раздевалки и группы к весне и к предстоящим праздникам.
•Активизация родительского участия в жизни детского сада и воспитании ребёнка.
Воспитатели, родители, дети
2. Фотовыставка «Моя дружная семья» • Укреплять сотрудничество между родителями и воспитателями. Формирование положительных отношений между работниками ДОУ и родителями. Воспитатели, родители, дети
3. Праздничный концерт для мам и бабушек к Международному женскому дню 8 Марта.
•Демонстрация творческих способностей детей, сформированных творческих умений и навыков.
•Развитие эмоционально-насыщенного взаимодействия родителей, детей, работников МБДОУ.
Музыкальный руководитель, воспитатели, логопед, родители, дети
4. Консультация «Учимся вежливости. Дошкольникам об этикете»
Познакомить родителей с тем, как воспитывать у детей вежливость и этикет. Воспитатели, родители.
5. Фольклорное развлечение «Масленица».
•Привлечение родителей к активному участию в фольклорном празднике.
•Развитие эмоционально-насыщенного взаимодействия родителей, детей, работников МБДОУ.
Музыкальный руководитель,
воспитатели, родители, дети
Апрель.
1. Консультация для родителей «Воспитание нравственно – патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста»
•Привлечение внимания к воспитанию у ребёнка патриотических чувств.
Воспитатели, родители
2. Круглый стол - обмен опытом: «Копилка добрых дел»; «Прогулки и путешествия по городу и району» • Развивать стремление у родителей воспитывать в ребёнке чуткое, доброжелательное отношение к окружающим; желание видеть красоту и памятные места родного города.
Воспитатели, родители, логопед.
3. Мастер-класс: «Организация театрального уголка в домашних условиях» • Развивать интерес к совместному изготовлению атрибутов к театральным играм.
Рассказать о влиянии театральной деятельности на развитии речи и творческих способностей ребёнка.
Показать способы изготовления кукол для разных видов театра. Воспитатели, родители.
Май.
1. *Итоговое родительское собрание
«Вот и стали мы на год взрослей».
*Показ отрывков занятий по РЭМП и логопедии.
*Разное.
•Подведение итогов за год.
Воспитатели, родители
2. Выставка рисунков и поделок к 9 Мая
Праздник «Никто не забыт, ничто не забыто!»
•Привлечение родителей к работе детского сада.
•Развитие творческого взаимодействия родителей и детей.
•Приобщение к патриотическому воспитанию Воспитатели,
родители, дети
3. Анкетирование
«По результатам года»
•Определение успешных мероприятий и форм работы с семьёй в прошедшем году.
•Выявление и анализ причин неудовлетворённости родителей воспитанием и обучением в детском саду, если такие имеются.
•Определение основного содержания работы с родителями на новый уч. год.
Воспитатели, родители
4. Консультация
«Ребёнок на дороге». • Реализация единого воспитательного подхода при обучении ребёнка правилам дорожного движения в детском саду и дома.
Воспитатели,
родители, дети
5. Консультация для родителей «Телевидение и здоровье детей».
•Познакомить родителей с тем, как телевидение влияет на здоровье ребёнка. Воспитатели
6. «День добрых дел» • Привлечь родителей к субботнику по покраске и ремонту оборудования на участке. Воспитатели
Индивидуальные консультации для родителей ежедневно и по мере необходимости.
День открытых дверей (ежемесячно).