Анастасия Бузина
Методическая разработка «Утренняя гимнастика с детьми шестого года жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Способствовать укреплению здоровья детей, создать радостный эмоциональный подъём, «разбудить» организм ребёнка.
Программные задачи:
Воспитательные: воспитывать привычку к ежедневным физическим упражнениям.
Оздоровительные: обеспечить нормальное функционирование всех органов и систем организма.
Образовательные: закрепить умение детей ходить, соблюдая прямолинейность, совершенствовать навыки бега, умение выполнять движения по команде под музыку.
Введение
Публикация «Методическая разработка „Утренняя гимнастика с детьми шестого года жизни“» размещена в разделах
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Пожалуй, нет такого человека, который бы не знал, что такое утренняя гимнастика, однако не все ее выполняют. А между тем проведение утренней гимнастики играет большую роль в формировании двигательных качеств личности, организованности, умении планировать свою деятельность и в психическом развитии в целом.
Утренняя гимнастика - обязательная часть ежедневного режима ребенка в семье, яслях, детском саду. Систематическое проведение ее под руководством взрослого постепенно воспитывает у детей привычку к физическим упражнениям, связанную с приятными мышечными ощущениями, положительными эмоциями,вызывающими жизнерадостность.
Утренняя гимнастика, влияя на воспитание правильной осанки, углубляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ. Утренняя гимнастика воспитывает у детей внимание, целеустремленность, способствует повышению умственной деятельности, вызывает эмоции и радостные ощущения. Выполнение детьми физических упражнений на свежем воздухе или в чистом помещении с открытыми фрамугами, окнами в сочетании с водными процедурами дает наибольший оздоровительный эффект: улучшает общее состояние и функциональные возможности нервной системы, укрепляет и закаляет ее, способствует уравновешению возбудительных и тормозных процессов, улучшает обменные реакции, вырабатывает иммунитет к простуде и инфекционным заболеваниям, вызывает у детей ощущение свежести, легкости, радости. Систематическое проведение утренней гимнастики требует предварительного отбора упражнений из числа ранее разученных с детьми. Из отобранных упражнений для ежедневного использования составляются комплексы. Содержание каждого комплекса составляют упражнения, расположенные в определенном порядке, предусматривающем вовлечение в интенсивную работу различных групп мышц.
Утренняя гимнастика проводится в чистом помещении с открытыми фрамугами, окнами или на чистой травяной площадке во дворе. Дети выходят на утреннюю гимнастику в трусиках и тапочках. Такой порядок в течении всего года постепенно приучает организм к прохладной температуре и придает утренней гимнастике значение закаливающей процедуры- воздушной ванны. Если утренняя гимнастика проводится на воздухе, то дети в осенне- зимний сезон надевают специальные костюмы. В зале с открытыми окнами (осенью и зимой) или при выходе на воздух гимнастика начинается с непродолжительной быстрой ходьбы, переходящей на бег, вырабатывающей в организме тепло и вызывающей усиленную работу сердца, легких. Бег постепенно переходит на ходьбу интенсивного, быстрого темпа с последующим замедлением и перестроением детей в круг или колонны. При пониженной температуре все упражнения, входящие в комплекс, даются в более энергичном темпе. Утренняя гимнастика в дошкольном учреждении является важным компонентом двигательного режима. Она обеспечивает хорошее настроение, повышает жизненный тонус. Помимо оздоровительного значения, утренняя гимнастика имеет и большое воспитательное значение. Систематическое ее проведение воспитывает у детей привычку ежедневно делать физические упражнения приучает организованно начинать трудовой день, согласованно действовать в коллективе, быть целеустремленным, внимательным, выдержанным, а также вызывает положительные эмоции и радостное ощущение. Кроме того, ежедневное выполнение определенных комплексов физических упражнений способствует совершенствованию двигательных способностей у детей, развивает физические качества (силу, ловкость, гибкость, улучшает работу координационных механизмов, способствует приобретению знаний в области физической культуры. Таким образом, утренняя гимнастика является неотъемлемым организующим моментом в режиме дня дошкольного учреждения и важной составляющей частью физкультурно- оздоровительной работы с дошкольниками.
Для осуществления оздоровительных и воспитательных задач утренняя гимнастика должна проводиться в точно условленное по режиму время и соответствовать содержанию программе. Первое требование к ней – необходимость обеспечить правильную физическую, психическую и эмоциональную нагрузку.
Утренняя гимнастика с детьми седьмого года жизни продолжается 8 – 10 минут. Упражнения должны быть разнообразными. Все упражнения проводятся в разных построениях. В звеньях дети размыкаются так, что бы не мешать друг другу. Используется построение в шахматном порядке, когда звенья через одно делают шаг в перед. Для удобства проведения упражнений сидя и лежа целесообразно применить поворот всех детей в пол-оборота направо или налево.
На утренней гимнастике воспитатель требует точности положений и направлений движения частей тела, умения выполнить упражнение в соответствии со счетом или темпом музыкального сопровождения.
Комплекс утренней гимнастики для детей шестого года жизни.
СЕНТЯБРЬ
Первая неделя. Комплекс №1.
Ходьба друг за другом на носках, на пятках, как петушок.
1.«Глазки» (кинезиологическое упражнение). - И. П. - О. С. -«Глазки влево, глазки вправо, вверх и вниз, и все сначала» -(6 раз).
2. «Ротик» (кинезиологическое упражнение). – Чтобы лучше говорить, рот подвижным должен быть -6 раз.
3. «Помашем крыльями!» - И. П. - руки в стороны. 1 – руки к плечам; 2 - И. П. (8 раз).
4.«Вырастем большие!». – И. П. - О. С. 1-правая нога назад на носок, потянуться; 2 -И. П. ; 3 -левая нога назад на носок, потянуться; 4 -И. П. - (8 раз).
5. «Спиралька».- И. П. - сидя, ноги скрестно, руки на поясе. 1 – поворот туловища вправо; 2 - И. П. ; 3 – поворот туловища влево; 4 - И. П. (8 раз).
6. «Заборчик».- И. П. - лежа на спине, руки вдоль туловища. 1 – 2 – поднять одновременно руки и ноги; 3-4 - И. П. (8 раз).
7. «Попрыгаем на одной ноге!»- И. П. – руки на поясе. 1-4 – прыжки на правой ноге; 5-8 - прыжки на левой ноге (в чередовании с ходьбой) 2-3 раза
8. «Часики» (дыхательное упражнение). И. П. - стоя, ноги слегка расставлены. «Часики вперед идут, за собою нас ведут». 1- взмах руками вперед – «тик»(вдох); 2 – взмах руками назад – «так»(выдох) (2 раза).
Вторая неделя. Комплекс №2 (с гантелями).
Ходьба друг за другом на носках, на пятках, как цапли (с разным положением рук).
1. «Глазки» (кинезиологическое упражнение). - И. П. - О. С. -«Глазки влево, глазки вправо, вверх и вниз, и все сначала» -(6 раз).
2. «Ротик» (кинезиологическое упражнение). – Чтобы лучше говорить, рот подвижным должен быть -6 раз.
3. «Помашем крыльями!» - И. П. - руки с гантелями в стороны. 1 – руки с гантелями к плечам; 2 - И. П. (8 раз).
4.«Вырастем большие!». – И. П. - О. С. 1-правая нога назад на носок, руки с гантелями вверх, потянуться; 2 -И. П. ; 3 - левая нога назад на носок, руки с гантелями вверх, потянуться; 4 -И. П. - (8 раз).
5. «Спиралька».- И. П. - сидя, ноги скрестно, руки с гантелями на коленях. 1 – поворот туловища вправо, гантели положить на пол справа от себя; 2 - И. П. ; 3 – поворот туловища влево, гантели положить на пол слева от себя; 4 - И. П. (8 раз).
6. «Заборчик».- И. П. - лежа на спине, руки с гантелями вдоль туловища. 1 – поднять одновременно руки с гантелями и ноги; 2 - И. П. (8 раз).
7. «Попрыгаем на одной ноге!» - И. П. – руки на поясе. 1-4 – прыжки на правой ноге, руки с гантелями внизу; 5-8 - прыжки на левой ноге, руки с гантелями внизу (в чередовании с ходьбой) 2-3 раза
8. «Часики» (дыхательное упражнение). И. П. - стоя, ноги слегка расставлены. «Часики вперед идут, за собою нас ведут». 1- взмах руками вперед – «тик» (вдох); 2 – взмах руками назад – «так» (выдох) (2 раза).
Третья неделя. Комплекс №3.
Ходьба друг за другом на носках, на пятках, на внешней стороне стопы, в полуприседе. Бег друг за другом, с отведением пяток назад – вверх к ягодицам. Ходьба. Построение в звенья
1. «Повращаем глазками!» (кинезиологическое упражнение). - И. П. - О. С. - Вращать глазами по кругу по 2-3 секунды в одну и другую сторону- (6 раз).
2. «Покачаем головой!» (кинезиологическое упражнение). – Закрыть глаза, опустить голову и медленно раскачивать ею из стороны в сторону -6 раз.
3. «Силачи» - И. П. - О. С., руки в стороны-1 – руки к плечам, пальцы сжать в кулак; 2 - И. П. (8 раз).
4.«Шаг вперед»– И. П. - руки на поясе. 1-правую ногу назад поставить на носок вперед, потянуться;2 -И. П. ; 3 - правую ногу назад поставить на носок вперед; потянуться; 4 -И. П. - (8 раз).
5. «Спиралька».- И. П. - сидя, ноги скрестно, руки на поясе. 1-2 – поворот туловища вправо, правую руку отвести в сторону; 3-4 - И. П. ; 5-6 – поворот туловища влево, левую руку отвести в сторону; 7-8 - И. П. (8 раз).
6. «Я в домике».- И. П. - лежа на спине, руки вдоль туловища. 1-2 – согнуть колени, обхватить их руками и прижаться головой к коленям; 3-4 - И. П. (8 раз).
7. «Попрыгаем на одной ноге!» - И. П. – руки на поясе. 1-4 – прыжки на правой ноге; 5-8 - прыжки на левой ноге; 9-10 – прыжки на двух ногах (в чередовании с ходьбой) 2-3 раза
8. «Часики» (дыхательное упражнение). И. П. - стоя, ноги слегка расставлены. «Часики вперед идут, за собою нас ведут». 1- взмах руками вперед – «тик» (вдох); 2 – взмах руками назад – «так» (выдох) (2 раза).
Четвертая неделя. Комплекс №4 (с палками).
Ходьба друг за другом на носках, на пятках, на внешней стороне стопы, в полуприседе. Бег друг за другом, с кружением (как юла). Ходьба. Построение в звенья
1. «Повращаем глазками!» (кинезиологическое упражнение). - И. П. - О. С. - Вращать глазами по кругу по 2-3 секунды в одну и другую сторону- (6 раз).
2. «Поднимись на носки!» И. П. – О. С. 1-2 - подняться на носки, поднимая палку руками вверх - назад; 3-4 - И. П. 8 раз.
3.«Выпады вперед» – И. П. - руки с палками вверху. 1- 2 сделать выпад вперед правой ногой и согнуть спину, опуская прямые руки с палкой назад вниз; 3-4 -И. П. - (8 раз).
4. «Повороты».- И. П. - ноги на ширине плеч, палка за лопатками. 1 – поворот туловища вправо; 2 - И. П. ; 3 – поворот туловища влево; 4 - И. П. (8 раз).
5. «Наклоны».- И. П. - ноги врозь, руки с палкой подняты вверх. 1-2 – наклон вперед, сгибая спину и руки и опуская палку на локти, палку прижать к спине; 3-4 - И. П. (8 раз).
6.«Я в домике».- И. П. - лежа на спине, палка в прямых руках за головой. 1 – поднять палку; 2 – носком правой ноги коснуться палки;3 – вытянуться, поднять палку; 4 - И. П. То же левой ногой. (6 раз).
7. «Палка вперед». – И. П. – лежа на животе, палка в согнутых руках перед собой. 1-2 – прогнуться, палку вынести вперед; 3-4 – И. П. (4 раза)
8. «Попрыгаем!» - И. П. – палка внизу. 1– прыжок ноги врозь, поднять палку; 2 - И. П. ; (8 прыжков по 3 раза).
9. «Часики» (дыхательное упражнение). И. П. - стоя, ноги слегка расставлены. «Часики вперед идут, за собою нас ведут». 1- взмах руками вперед – «тик» (вдох); 2 – взмах руками назад – «так» (выдох) (2 раза).