Екатерина Петрова
Программа наставничества на учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
В условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль педагога, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции. Молодые специалисты имеют те же должностные обязанности и несут ту же ответственность, что и коллеги с многолетним стажем работы, а воспитанники и их родители, администрация образовательного учреждения ожидает от них столь же безупречного профессионализма.
Публикация «Программа наставничества на учебный год» размещена в разделах
Перемены в обществе и образовании обусловили ряд социальных и профессиональных трудностей в процессе адаптации молодого педагога к трудовой деятельности. Период вхождения молодого педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.
Каждый руководитель образовательной организации, старший воспитатель (методист) осознаёт тот факт, что достижение желаемых результатов в воспитании, развитии и обучении дошкольников невозможно без оптимального подхода к работе с кадрами. Для эффективной организации воспитательно - образовательного процесса необходима высокая профессиональная компетентность педагогов.
Идея создания программы появилась в результате осознания необходимости сопровождения профессионально-личностного развития молодых воспитателей. При взаимодействии опытных и молодых педагогов происходит интеллектуальное единение, обмен опытом, развитие совместного творчества, развитие профессионального мастерства, самовыражения.
Программа наставничества нацелена на работу с молодым педагогом – воспитателем, имеющим опыт работы в дошкольном образовании менее трех лет.
Начиная свою работу в дошкольной образовательной организации, они испытывают потребность в общении с коллегами, в более глубоком знании психологии детей, методик дошкольного воспитания и обучения. Овладение специальностью представляет собой достаточно длительный процесс, предполагающий становление профессиональных компетенций и формирование профессионально значимых качеств.
Актуальность
Начинающие педагоги слабо представляют себе повседневную педагогическую практику. Проблема становится особенно актуальной в связи с переходом на ФГОС ДО, так как возрастают требования к повышению профессиональной компетентности каждого специалиста. Решению этих стратегических задач будет способствовать создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления молодого педагога, сформировать у него мотивацию к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. В этой системе должна быть отражена жизненная необходимость молодого специалиста получить поддержку опытного педагога–наставника, который готов оказать ему практическую и теоретическую помощь на рабочем месте, повысить его профессиональную компетентность.
Настоящая программа призвана помочь организации деятельности педагога наставника с молодым педагогом на уровне образовательной организации.
Цель программы :
Оказание помощи молодым педагогам в повышении квалификации, уровня профессионального мастерства и обобщении передового педагогического опыта, адаптации к коллективу коллег, детей, родителей.
Задачи:
- обеспечить теоретическую, психологическую, методическую поддержку молодых педагогов.
- стимулировать повышение теоретического и практического уровня педагогов, овладение современными педагогическими технологиями.
- способствовать планированию карьеры молодых специалистов, мотивации к повышению квалификационного уровня.
- отслеживать динамику развития профессиональной деятельности каждого педагога.
Структура и примерное содержание программы.
Программа охватывает несколько направлений работы. Содержание программы отражает современные прогрессивные тенденции развития науки и практики в области дошкольного образования.
Срок реализации программы : 1 год
Этапы реализации Программы
Программа реализуется в три этапа:
1 этап. Адаптационный (Диагностический)
Задачи этапа: выявление профессиональных затруднений молодого педагога; разработка основных направлений работы с молодым педагогом.
Содержание этапа: педагог - наставник анализирует профессиональную готовность молодого педагога по критериям:
- педагогическое образование;
- теоретическая подготовка (знание основ общей и возрастной психологии, педагогики, методики воспитания и обучения дошкольников);
- наличие опыта практической работы с детьми дошкольного возраста;
- ожидаемый результат педагогической деятельности;
- выявление особенностей личности педагога.
Для получения необходимых сведений могут быть использованы методы: опрос; собеседование; анкетирование; наблюдение за организацией воспитательно-образовательного процесса в группе.
В зависимости от результатов диагностического этапа молодые педагоги условно делятся на три группы:
- воспитатели, имеющие недостаточную теоретическую и практическую подготовку;
- воспитатели с достаточной теоретической подготовкой, но не имеющие опыта практической работы;
- воспитатели со слабо развитой мотивацией труда.
В зависимости от полученных данных, педагог наставник ставит цели работы, определяет содержание работы, выбирает методы и формы работы.
2 этап. Основной (проектировочный).
Задача этапа: реализация основных положений Программы.
Содержание этапа:
- Создание благоприятных условий для профессионального роста начинающих педагогов;
- Взаимоподдержка и взаимопомощь;
- Координация действий педагогов в соответствии с задачами ДОУ и задачами воспитания и обучения детей;
- Разработка перспективных планов работы с детьми в соответствии с возрастными особенностями, требованиями ФГОС ДО и задачами реализуемых программ;
- Оказание методической помощи опытными педагогами начинающим;
- Помощь по подбору и использованию педагогически целесообразных пособий, игрового и дидактического материала;
- Оказание позитивного влияния на рост профессиональной компетентности начинающего педагога;
- Советы, рекомендации, разъяснения, поправки в педагогические действия.
3 этап. Контрольно-оценочный (Аналитический)
Задачи этапа: подведение итогов работы и анализ эффективности реализации этапов программы.
Содержание этапа:
- Анализ результатов работы молодого педагога с детьми;
- Динамика профессионального роста молодого педагога;
- Рейтинг молодого педагога среди коллег;
- Самоанализ своей деятельности за прошедший год;
Перспективы дальнейшей работы с молодыми педагогами;
Подведение итогов, выводы.
Ожидаемые результаты
Педагоги приобретят возможность личностного и профессионального роста. Ускорится процесс профессионального становления наставляемого. Кроме этого, реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:
1. Повысить % участия педагога в конкурсах педагогического мастерства;
2. Повысить % результативности участия в конкурсах различного уровня и различной направленности;
3. Повысить % участия педагога в научно-исследовательской деятельности;
4. Повысить % педагога, демонстрирующего свой педагогический опыт;
5. Увеличить % положительных отзывов деятельности специалиста со стороны общественности, администрации и коллег.
6. Снижение % «текучести» кадрового персонала.
В работе с наставляемыми педагогами используются различные формы: дискуссии, обмен опытом, практикум, тренинг, открытые занятия, методические консультации, совместное посещение занятий, анкетирование, тестирование, участие в методических и воспитательных мероприятиях, прохождение курсов, посещение семинаров районных методических объединений и т. д.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ НАСТАВНИЧЕСТВА
Наставничество предполагает постоянный диалог между опытным педагогом и начинающими специалистами. Организация наставничества носит поэтапный характер и включает формирование и развитие функциональных и личностных (проектировочного, организационного, конструктивного, аналитического) компонентов деятельности педагога. В частности, выделяются три этапа данной работы:
1. Адаптационный. Центральное звено в организации помощи наставляемых - предварительная работа с ними. Наставнику в первую очередь необходимо обратить внимание молодого специалиста на требования к организации образовательного процесса; требования к ведению документации.
На данном этапе в работе с молодыми педагогами участвуют представители администрации, педагог-наставник, заместитель заведующего по ВМР. Составляется план профессионального становления начинающего педагога, определяется круг обязанностей и полномочий, проводится анкетирование, по результатам которого вырабатывается программа адаптации.
Для дальнейшей более эффективной работы начинающим педагогам предлагаются различные рекомендации и памятки, которые предварительно обсуждаются с педагогом-наставником, заместителем заведующего по ВМР. В случае возникновения проблем в работе начинающего педагога и его ошибок в общении с воспитанниками проводятся индивидуальные консультации с педагогом - наставником, во время которых разбирается каждый шаг. На этом этапе педагог – наставник может использовать таблицу.
Возможные недостатки в работе начинающего воспитателя и пути их преодоления
Недостатки в работе молодого педагога Реакция воспитанников на недостатки Способы преодоления недостатков
Неумение поддерживать внимание детей Отсутствие дисциплины и работоспособности у воспитанников, они постоянно отвлекаются, шумят Увлекательный рассказ. Активизация познавательного интереса дошкольников
Затруднение в распределении внимания между всеми воспитанниками Овладение знаниями разноуровнево Прогнозирование информации с учетом вовлечения в поиск всех воспитанников. Правильная расстановка акцентов
Неумение контролировать внимание на главном, существенном Отсутствие стремления к овладению информацией Систематическое нацеливание на отбор обязательной информации
Невыразительность речи, неумение правильно расставить акценты в процессе подачи информации Безразличное отношение к информации педагога Тщательное продумывание оттенков в голосе при изложении информации для ее лучшего осмысления
Отсутствие индивидуального подхода к воспитанникам Потеря уверенности в знаниях Умелое и своевременное поощрение интересов детей; мотивирование к интеллектуальному росту
Формальное внимание к развитию познавательных способностей детей Замедление интеллектуального развития воспитанников Стимулирование творческой активности
2. Основной, проектировочный этап:
- проводится работа над темой самообразования,
- осуществляется планирование методической работы,
- вырабатывается индивидуальный стиль деятельности,
- начинается оформление портфолио,
- разрабатывается и организуется программа адаптации,
- осуществляется корректировка профессиональных умений наставляемого педагога.
3. Контрольно-оценочный этап.
На этом этапе ярко проявляется педагогическая рефлексия, участие в профессиональных дискуссиях, посещение и анализ открытых занятий, развитие творческого потенциала молодых педагогов, участие в инновационной деятельности. Наставник проверяет уровень профессиональной компетенции молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН
работы педагога-наставника с группой наставляемых педагогов
на 2023/24 учебный год
Педагог–наставник : Петрова Екатерина Георгиевна
Должность: воспитатель
Молодой педагог: Подшивалова Оксана Леонидовна
Должность: воспитатель
Тема для самообразования: «Нравственно – патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста».
Молодой педагог: Туманина Татьяна Алексадровна
Должность: воспитатель
Тема для самообразования: «Исследовательская деятельность в среднем дошкольном возрасте».
Цель: развить профессиональные умения и навыки молодых педагогов.
Задачи: повысить уровень организации образовательной деятельности; консультировать по вопросам ведения документации; оказать помощь в постановке целей, задач ООД и ее организации; разъяснить механизм работы с дидактическим и наглядным материалом; организовать углубленное изучение инновационных педтехнологий.
Содержание работы Форма проведения Сроки
1. Помощь в изучении ЛНА детского сада, Закона № 273-ФЗ, ФГОС, СанПиН.
2. Оформление документации группы.
3. Мониторинг развития детей.
4. Выбор темы самообразования (индивидуально).
5. Подготовка группы к учебному году 1. Знакомство с основными документами ДОО.
2. Консультации и ответы на интересующие вопросы.
3. Составление рабочей программы группы.
4. Подбор диагностического материала.
5. Открытый смотр группы педагога – наставника. Сентябрь
1. Изучение методики проведения ООД и совместной деятельности педагога с воспитанниками.
2. Изучение разнообразных форм взаимодействия с родителями.
3. Просмотр конспекта и проведение молодым педагогом ООД по ознакомлению с предметным и социальным миром. (Туманина Т. А.)
4. Просмотр конспекта и проведение молодым педагогом ООД по ознакомлению с окружающим миром и миром природы (Подшивалова О. Л.) 1. Консультации «Проведение ООД в соответствие с требованиями», «Организация разных видов игр с детьми».
2. Посещение ООД и режимных моментов у группы наставляемых. Обсуждение. Рекомендации.
3. Помощь в организации и проведении родительского собрания, дня открытых дверей.
Октябрь
1. Анализ педагогических ситуаций и методов организации индивидуальной работы с детьми.
2. Подготовка, организация и проведение осеннего праздника.
3. Презентация портфолио педагога - наставника. 1. Составление плана индивидуальной работы с детьми.
2. Наблюдение за совместной игровой деятельностью молодых специалистов с детьми, обсуждение.
3. Оформление группы, подбор наглядно-информационного материала для детей и родителей, участие в проведении осеннего праздника.
4. Обсуждение с группой наставляемых : «Участия в конкурсах. Собираем портфолио». Ноябрь
1. Анализ РППС в группе в соответствии с требованиями и планом самообразования (Индивидуально) 1. Организация развивающей предметно-пространственной среды (РППС) в групповом помещении по патриотическому воспитанию (Подшивалова О. Л.)
2. Организация развивающей предметно-пространственной среды (РППС) в групповом помещении по экспериментированию (Туманина Т. А.) Декабрь
1. Знакомство со здоровьесберегающими технологиями.
2. Причины возникновения конфликтов в работе педагога и их урегулирование 1. Консультация, планирование, помощь наставника.
2. Обсуждение и консультирование группы наставляемых по теме конфликтов в работе. Январь
1. Использование ИКТ.
2. Просмотр конспекта и проведение ООД молодым специалистом (Индивидуально) 1. Консультация «ИКТ в работе с детьми и родителями».
2. Участие во Всероссийском конкурсе для педагогов. (Индивидуально)
3. Посещение ООД молодого педагога, обсуждение. Февраль
1. Использование современных педтехнологий в образовательной деятельности.
2. Организация режимных моментов молодым педагогом 1. Консультация «Новые педтехнологии», обмен опытом, помощь наставника.
2. Совместное выявление затруднений педагога и определение путей их устранения (Индивидуально) Март
1. Организация ООД во второй половине дня.
2. Анализ эффективности планирования работы наставляемого педагога. (Индивидуально)
3. Групповая консультация «Участия в конкурсах» 1. Консультация «Организация работы с детьми после сна».
2. Итоговое занятие. Определение направлений работы на следующий год (Совместное)
3. Участие в конкурсе профессионального мастерства (Индивидуально) Апрель
1. Подготовка к работе с детьми в летний период.
2. Подведение итогов работы 1. Консультация и ответы на интересующие вопросы.
2. Самоанализ молодого педагога. Май
Основные формы и методы индивидуальной работы наставника
1. Индивидуальные задания и поручения по изучению опыта работы, выработке практических навыков в ходе выполнения трудовых обязанностей с целью содействия в профессиональном и интеллектуальном самообразовании молодого специалиста.
2. Контроль за деятельностью наставляемого в форме личной проверки выполнения задания, поручения, проверки качества подготавливаемых документов.
3. Индивидуальная помощь в изучении нормативных актов и овладении передовыми приемами выполнения трудовых обязанностей, в исправлении ошибок, устранении недостатков, а также в решении вопросов трудовой деятельности.
4. Личный пример наставника. Личный пример должен проявляться в безупречном выполнении наставником трудовых обязанностей, требований нормативных актов, высокой дисциплинированности и требовательности к себе, постоянном повышении своего профессионального уровня, строгом соблюдении Правил внутреннего трудового распорядка.
Таким образом, можно констатировать, что для повышения эффективности работы с молодыми педагогами необходимы:
- Обоснованный выбор системы методической работы на основе аналитической деятельности;
- Работа на основе диагностики педагогических затруднений, учета творческой активности и информационных потребностей педагога;
- Взаимосвязь всех подразделений методической службы ДОУ, форм и методов методической работы;
- Оптимальное сочетание теоретических и практических форм;
- Оценка педагогического труда по результатам;
- Современное обеспечение методической литературой.
У молодого педагога сформируется потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, сформируется гибкость мышления, умение моделировать прогнозировать воспитательно – образовательный процесс, раскроется творческий потенциал.
«Со мной работали десятки молодых педагогов. Я убедился, что как бы человек успешно не кончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив, а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом, я сам учился у более старых педагогов» С. А. Макаренко
Приложение 1
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН
наставничества
Ф. И. О. молодого специалиста: Подшивалова Оксана Леонидовна
Профессия (должность) воспитатель
Отчетный период:2023-2024 учебный год
Мероприятия Сроки исполнения Оценка выполнения (дата, подпись наставника)
Составление индивидуального плана наставничества, утверждение у заведующего МБДОУ «Детский сад № 119»
Ознакомление с основополагающими документами учреждения, целями и задачами, направлениями текущей деятельности
Получение консультативной помощи в работе
Участие в конкурсах профессионального мастерства и других конкурсах
Подготовка к соответствию занимаемой должности молодого специалиста
Проверка выполнения индивидуального плана наставничества
___ ___
дата подпись наставника
Ознакомлен:
___ ___
дата подпись молодого специалиста
Приложение 2
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН
наставничества
Ф. И. О. молодого специалиста: Туманина Татьяна Александровна
Профессия (должность) воспитатель
Отчетный период:2023-2024 учебный год
Мероприятия Сроки исполнения Оценка выполнения (дата, подпись наставника)
Составление индивидуального плана наставничества, утверждение у заведующего МБДОУ «Детский сад № 119»
Ознакомление с основополагающими документами учреждения, целями и задачами, направлениями текущей деятельности
Получение консультативной помощи в работе
Участие в конкурсах профессионального мастерства и других конкурсах
Подготовка к соответствию занимаемой должности молодого специалиста
Проверка выполнения индивидуального плана наставничества
___ ___
дата подпись наставника
Ознакомлен:
___ ___
дата подпись молодого специалиста
Приложение 3
ОТЧЕТ
об итогах наставничества на конец 2023-2024 учебного года
Молодой специалист___
(фамилия, имя, отчество)
Образование___
Профессия (должность)___
Методическое объединение___
Периоды наставничества с «___»___20___г.
по «___»___20___г.
Заключение о результатах работы по наставничеству
Показатель Краткая характеристика
достигнутых показателей
Знания по профилю работы
Навыки по профилю работы
Объем выполняемых трудовых обязанностей
Результаты работы (качество обучения, результаты деятельности)
Отношение к работе
Работоспособность
Инициативность (участие в конкурсах, конференциях, соц. проектах, соц. сетях)
Дисциплинированность
Взаимоотношение с коллегами
Выполнение требований и стандартов профессиональной деятельности
Вывод
___
Рекомендации
___
Наставник___
(должность, подпись, фамилия, инициалы наставника)
"___" ___20___г.
С отчетом об итогах наставничества ознакомлен : ___
(подпись молодого специалиста)
Примечание.
1. В целом, эффективность работы молодого специалиста и степень его адаптации в коллективе по результатам наставнической работы оцениваются по двум взаимосвязанным показателям:
результаты работы - оцениваются заведующим МБДОУ «Детский сад № 119» и наставником по степени выполнения молодым специалистом своих трудовых обязанностей и индивидуальных поручений и заданий;
взаимодействие с коллегами по работе - оценивается заведующим МБДОУ «Детский сад № 119», наставником и сотрудниками по различным, характеризующим данный показатель, параметрам: готовность и способность воспринимать новые знания, скорость восприятия информации, качество выполняемой работы, взаимоотношения в коллективе и др.
2. В разделе "Вывод" указывается:
объём и качество выполнения индивидуального плана наставничества;
готовность к самостоятельному исполнению молодым специалистом трудовых обязанностей.
3. В разделе "Рекомендации" отмечаются:
вопросы, которые необходимо дополнительно изучить молодому специалисту; недостатки, которые следует устранить;
методы и способы, с помощью которых необходимо улучшить работу молодому специалисту.