МААМ-картинки

Программа наставничества на учебный год

Екатерина Петрова
Программа наставничества на учебный год
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

В условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль педагога, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции. Молодые специалисты имеют те же должностные обязанности и несут ту же ответственность, что и коллеги с многолетним стажем работы, а воспитанники и их родители, администрация образовательного учреждения ожидает от них столь же безупречного профессионализма.

Публикация «Программа наставничества на учебный год» размещена в разделах

Перемены в обществе и образовании обусловили ряд социальных и профессиональных трудностей в процессе адаптации молодого педагога к трудовой деятельности. Период вхождения молодого педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.

Каждый руководитель образовательной организации, старший воспитатель (методист) осознаёт тот факт, что достижение желаемых результатов в воспитании, развитии и обучении дошкольников невозможно без оптимального подхода к работе с кадрами. Для эффективной организации воспитательно - образовательного процесса необходима высокая профессиональная компетентность педагогов.

Идея создания программы появилась в результате осознания необходимости сопровождения профессионально-личностного развития молодых воспитателей. При взаимодействии опытных и молодых педагогов происходит интеллектуальное единение, обмен опытом, развитие совместного творчества, развитие профессионального мастерства, самовыражения.

Программа наставничества нацелена на работу с молодым педагогом – воспитателем, имеющим опыт работы в дошкольном образовании менее трех лет.

Начиная свою работу в дошкольной образовательной организации, они испытывают потребность в общении с коллегами, в более глубоком знании психологии детей, методик дошкольного воспитания и обучения. Овладение специальностью представляет собой достаточно длительный процесс, предполагающий становление профессиональных компетенций и формирование профессионально значимых качеств.

Актуальность

Начинающие педагоги слабо представляют себе повседневную педагогическую практику. Проблема становится особенно актуальной в связи с переходом на ФГОС ДО, так как возрастают требования к повышению профессиональной компетентности каждого специалиста. Решению этих стратегических задач будет способствовать создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления молодого педагога, сформировать у него мотивацию к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. В этой системе должна быть отражена жизненная необходимость молодого специалиста получить поддержку опытного педагога–наставника, который готов оказать ему практическую и теоретическую помощь на рабочем месте, повысить его профессиональную компетентность.

Настоящая программа призвана помочь организации деятельности педагога наставника с молодым педагогом на уровне образовательной организации.

Цель программы :

Оказание помощи молодым педагогам в повышении квалификации, уровня профессионального мастерства и обобщении передового педагогического опыта, адаптации к коллективу коллег, детей, родителей.

Задачи:

- обеспечить теоретическую, психологическую, методическую поддержку молодых педагогов.

- стимулировать повышение теоретического и практического уровня педагогов, овладение современными педагогическими технологиями.

- способствовать планированию карьеры молодых специалистов, мотивации к повышению квалификационного уровня.

- отслеживать динамику развития профессиональной деятельности каждого педагога.

Структура и примерное содержание программы.

Программа охватывает несколько направлений работы. Содержание программы отражает современные прогрессивные тенденции развития науки и практики в области дошкольного образования.

Срок реализации программы : 1 год

Этапы реализации Программы

Программа реализуется в три этапа:

1 этап. Адаптационный (Диагностический)

Задачи этапа: выявление профессиональных затруднений молодого педагога; разработка основных направлений работы с молодым педагогом.

Содержание этапа: педагог - наставник анализирует профессиональную готовность молодого педагога по критериям:

- педагогическое образование;

- теоретическая подготовка (знание основ общей и возрастной психологии, педагогики, методики воспитания и обучения дошкольников);

- наличие опыта практической работы с детьми дошкольного возраста;

- ожидаемый результат педагогической деятельности;

- выявление особенностей личности педагога.

Для получения необходимых сведений могут быть использованы методы: опрос; собеседование; анкетирование; наблюдение за организацией воспитательно-образовательного процесса в группе.

В зависимости от результатов диагностического этапа молодые педагоги условно делятся на три группы:

- воспитатели, имеющие недостаточную теоретическую и практическую подготовку;

- воспитатели с достаточной теоретической подготовкой, но не имеющие опыта практической работы;

- воспитатели со слабо развитой мотивацией труда.

В зависимости от полученных данных, педагог наставник ставит цели работы, определяет содержание работы, выбирает методы и формы работы.

2 этап. Основной (проектировочный).

Задача этапа: реализация основных положений Программы.

Содержание этапа:

- Создание благоприятных условий для профессионального роста начинающих педагогов;

- Взаимоподдержка и взаимопомощь;

- Координация действий педагогов в соответствии с задачами ДОУ и задачами воспитания и обучения детей;

- Разработка перспективных планов работы с детьми в соответствии с возрастными особенностями, требованиями ФГОС ДО и задачами реализуемых программ;

- Оказание методической помощи опытными педагогами начинающим;

- Помощь по подбору и использованию педагогически целесообразных пособий, игрового и дидактического материала;

- Оказание позитивного влияния на рост профессиональной компетентности начинающего педагога;

- Советы, рекомендации, разъяснения, поправки в педагогические действия.

3 этап. Контрольно-оценочный (Аналитический)

Задачи этапа: подведение итогов работы и анализ эффективности реализации этапов программы.

Содержание этапа:

- Анализ результатов работы молодого педагога с детьми;

- Динамика профессионального роста молодого педагога;

- Рейтинг молодого педагога среди коллег;

- Самоанализ своей деятельности за прошедший год;

Перспективы дальнейшей работы с молодыми педагогами;

Подведение итогов, выводы.

Ожидаемые результаты

Педагоги приобретят возможность личностного и профессионального роста. Ускорится процесс профессионального становления наставляемого. Кроме этого, реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:

1. Повысить % участия педагога в конкурсах педагогического мастерства;

2. Повысить % результативности участия в конкурсах различного уровня и различной направленности;

3. Повысить % участия педагога в научно-исследовательской деятельности;

4. Повысить % педагога, демонстрирующего свой педагогический опыт;

5. Увеличить % положительных отзывов деятельности специалиста со стороны общественности, администрации и коллег.

6. Снижение % «текучести» кадрового персонала.

В работе с наставляемыми педагогами используются различные формы: дискуссии, обмен опытом, практикум, тренинг, открытые занятия, методические консультации, совместное посещение занятий, анкетирование, тестирование, участие в методических и воспитательных мероприятиях, прохождение курсов, посещение семинаров районных методических объединений и т. д.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ НАСТАВНИЧЕСТВА

Наставничество предполагает постоянный диалог между опытным педагогом и начинающими специалистами. Организация наставничества носит поэтапный характер и включает формирование и развитие функциональных и личностных (проектировочного, организационного, конструктивного, аналитического) компонентов деятельности педагога. В частности, выделяются три этапа данной работы:

1. Адаптационный. Центральное звено в организации помощи наставляемых - предварительная работа с ними. Наставнику в первую очередь необходимо обратить внимание молодого специалиста на требования к организации образовательного процесса; требования к ведению документации.

На данном этапе в работе с молодыми педагогами участвуют представители администрации, педагог-наставник, заместитель заведующего по ВМР. Составляется план профессионального становления начинающего педагога, определяется круг обязанностей и полномочий, проводится анкетирование, по результатам которого вырабатывается программа адаптации.

Для дальнейшей более эффективной работы начинающим педагогам предлагаются различные рекомендации и памятки, которые предварительно обсуждаются с педагогом-наставником, заместителем заведующего по ВМР. В случае возникновения проблем в работе начинающего педагога и его ошибок в общении с воспитанниками проводятся индивидуальные консультации с педагогом - наставником, во время которых разбирается каждый шаг. На этом этапе педагог – наставник может использовать таблицу.

Возможные недостатки в работе начинающего воспитателя и пути их преодоления

Недостатки в работе молодого педагога Реакция воспитанников на недостатки Способы преодоления недостатков

Неумение поддерживать внимание детей Отсутствие дисциплины и работоспособности у воспитанников, они постоянно отвлекаются, шумят Увлекательный рассказ. Активизация познавательного интереса дошкольников

Затруднение в распределении внимания между всеми воспитанниками Овладение знаниями разноуровнево Прогнозирование информации с учетом вовлечения в поиск всех воспитанников. Правильная расстановка акцентов

Неумение контролировать внимание на главном, существенном Отсутствие стремления к овладению информацией Систематическое нацеливание на отбор обязательной информации

Невыразительность речи, неумение правильно расставить акценты в процессе подачи информации Безразличное отношение к информации педагога Тщательное продумывание оттенков в голосе при изложении информации для ее лучшего осмысления

Отсутствие индивидуального подхода к воспитанникам Потеря уверенности в знаниях Умелое и своевременное поощрение интересов детей; мотивирование к интеллектуальному росту

Формальное внимание к развитию познавательных способностей детей Замедление интеллектуального развития воспитанников Стимулирование творческой активности

2. Основной, проектировочный этап:

- проводится работа над темой самообразования,

- осуществляется планирование методической работы,

- вырабатывается индивидуальный стиль деятельности,

- начинается оформление портфолио,

- разрабатывается и организуется программа адаптации,

- осуществляется корректировка профессиональных умений наставляемого педагога.

3. Контрольно-оценочный этап.

На этом этапе ярко проявляется педагогическая рефлексия, участие в профессиональных дискуссиях, посещение и анализ открытых занятий, развитие творческого потенциала молодых педагогов, участие в инновационной деятельности. Наставник проверяет уровень профессиональной компетенции молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН

работы педагога-наставника с группой наставляемых педагогов

на 2023/24 учебный год

Педагог–наставник : Петрова Екатерина Георгиевна

Должность: воспитатель

Молодой педагог: Подшивалова Оксана Леонидовна

Должность: воспитатель

Тема для самообразования: «Нравственно – патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста».

Молодой педагог: Туманина Татьяна Алексадровна

Должность: воспитатель

Тема для самообразования: «Исследовательская деятельность в среднем дошкольном возрасте».

Цель: развить профессиональные умения и навыки молодых педагогов.

Задачи: повысить уровень организации образовательной деятельности; консультировать по вопросам ведения документации; оказать помощь в постановке целей, задач ООД и ее организации; разъяснить механизм работы с дидактическим и наглядным материалом; организовать углубленное изучение инновационных педтехнологий.

Содержание работы Форма проведения Сроки

1. Помощь в изучении ЛНА детского сада, Закона № 273-ФЗ, ФГОС, СанПиН.

2. Оформление документации группы.

3. Мониторинг развития детей.

4. Выбор темы самообразования (индивидуально).

5. Подготовка группы к учебному году 1. Знакомство с основными документами ДОО.

2. Консультации и ответы на интересующие вопросы.

3. Составление рабочей программы группы.

4. Подбор диагностического материала.

5. Открытый смотр группы педагога – наставника. Сентябрь

1. Изучение методики проведения ООД и совместной деятельности педагога с воспитанниками.

2. Изучение разнообразных форм взаимодействия с родителями.

3. Просмотр конспекта и проведение молодым педагогом ООД по ознакомлению с предметным и социальным миром. (Туманина Т. А.)

4. Просмотр конспекта и проведение молодым педагогом ООД по ознакомлению с окружающим миром и миром природы (Подшивалова О. Л.) 1. Консультации «Проведение ООД в соответствие с требованиями», «Организация разных видов игр с детьми».

2. Посещение ООД и режимных моментов у группы наставляемых. Обсуждение. Рекомендации.

3. Помощь в организации и проведении родительского собрания, дня открытых дверей.

Октябрь

1. Анализ педагогических ситуаций и методов организации индивидуальной работы с детьми.

2. Подготовка, организация и проведение осеннего праздника.

3. Презентация портфолио педагога - наставника. 1. Составление плана индивидуальной работы с детьми.

2. Наблюдение за совместной игровой деятельностью молодых специалистов с детьми, обсуждение.

3. Оформление группы, подбор наглядно-информационного материала для детей и родителей, участие в проведении осеннего праздника.

4. Обсуждение с группой наставляемых : «Участия в конкурсах. Собираем портфолио». Ноябрь

1. Анализ РППС в группе в соответствии с требованиями и планом самообразования (Индивидуально) 1. Организация развивающей предметно-пространственной среды (РППС) в групповом помещении по патриотическому воспитанию (Подшивалова О. Л.)

2. Организация развивающей предметно-пространственной среды (РППС) в групповом помещении по экспериментированию (Туманина Т. А.) Декабрь

1. Знакомство со здоровьесберегающими технологиями.

2. Причины возникновения конфликтов в работе педагога и их урегулирование 1. Консультация, планирование, помощь наставника.

2. Обсуждение и консультирование группы наставляемых по теме конфликтов в работе. Январь

1. Использование ИКТ.

2. Просмотр конспекта и проведение ООД молодым специалистом (Индивидуально) 1. Консультация «ИКТ в работе с детьми и родителями».

2. Участие во Всероссийском конкурсе для педагогов. (Индивидуально)

3. Посещение ООД молодого педагога, обсуждение. Февраль

1. Использование современных педтехнологий в образовательной деятельности.

2. Организация режимных моментов молодым педагогом 1. Консультация «Новые педтехнологии», обмен опытом, помощь наставника.

2. Совместное выявление затруднений педагога и определение путей их устранения (Индивидуально) Март

1. Организация ООД во второй половине дня.

2. Анализ эффективности планирования работы наставляемого педагога. (Индивидуально)

3. Групповая консультация «Участия в конкурсах» 1. Консультация «Организация работы с детьми после сна».

2. Итоговое занятие. Определение направлений работы на следующий год (Совместное)

3. Участие в конкурсе профессионального мастерства (Индивидуально) Апрель

1. Подготовка к работе с детьми в летний период.

2. Подведение итогов работы 1. Консультация и ответы на интересующие вопросы.

2. Самоанализ молодого педагога. Май

Основные формы и методы индивидуальной работы наставника

1. Индивидуальные задания и поручения по изучению опыта работы, выработке практических навыков в ходе выполнения трудовых обязанностей с целью содействия в профессиональном и интеллектуальном самообразовании молодого специалиста.

2. Контроль за деятельностью наставляемого в форме личной проверки выполнения задания, поручения, проверки качества подготавливаемых документов.

3. Индивидуальная помощь в изучении нормативных актов и овладении передовыми приемами выполнения трудовых обязанностей, в исправлении ошибок, устранении недостатков, а также в решении вопросов трудовой деятельности.

4. Личный пример наставника. Личный пример должен проявляться в безупречном выполнении наставником трудовых обязанностей, требований нормативных актов, высокой дисциплинированности и требовательности к себе, постоянном повышении своего профессионального уровня, строгом соблюдении Правил внутреннего трудового распорядка.

Таким образом, можно констатировать, что для повышения эффективности работы с молодыми педагогами необходимы:

- Обоснованный выбор системы методической работы на основе аналитической деятельности;

- Работа на основе диагностики педагогических затруднений, учета творческой активности и информационных потребностей педагога;

- Взаимосвязь всех подразделений методической службы ДОУ, форм и методов методической работы;

- Оптимальное сочетание теоретических и практических форм;

- Оценка педагогического труда по результатам;

- Современное обеспечение методической литературой.

У молодого педагога сформируется потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, сформируется гибкость мышления, умение моделировать прогнозировать воспитательно – образовательный процесс, раскроется творческий потенциал.

«Со мной работали десятки молодых педагогов. Я убедился, что как бы человек успешно не кончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив, а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом, я сам учился у более старых педагогов» С. А. Макаренко

Приложение 1

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН

наставничества

Ф. И. О. молодого специалиста: Подшивалова Оксана Леонидовна

Профессия (должность) воспитатель

Отчетный период:2023-2024 учебный год

Мероприятия Сроки исполнения Оценка выполнения (дата, подпись наставника)

Составление индивидуального плана наставничества, утверждение у заведующего МБДОУ «Детский сад № 119»

Ознакомление с основополагающими документами учреждения, целями и задачами, направлениями текущей деятельности

Получение консультативной помощи в работе

Участие в конкурсах профессионального мастерства и других конкурсах

Подготовка к соответствию занимаемой должности молодого специалиста

Проверка выполнения индивидуального плана наставничества

___ ___

дата подпись наставника

Ознакомлен:

___ ___

дата подпись молодого специалиста

Приложение 2

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН

наставничества

Ф. И. О. молодого специалиста: Туманина Татьяна Александровна

Профессия (должность) воспитатель

Отчетный период:2023-2024 учебный год

Мероприятия Сроки исполнения Оценка выполнения (дата, подпись наставника)

Составление индивидуального плана наставничества, утверждение у заведующего МБДОУ «Детский сад № 119»

Ознакомление с основополагающими документами учреждения, целями и задачами, направлениями текущей деятельности

Получение консультативной помощи в работе

Участие в конкурсах профессионального мастерства и других конкурсах

Подготовка к соответствию занимаемой должности молодого специалиста

Проверка выполнения индивидуального плана наставничества

___ ___

дата подпись наставника

Ознакомлен:

___ ___

дата подпись молодого специалиста

Приложение 3

ОТЧЕТ

об итогах наставничества на конец 2023-2024 учебного года

Молодой специалист___

(фамилия, имя, отчество)

Образование___

Профессия (должность)___

Методическое объединение___

Периоды наставничества с «___»___20___г.

по «___»___20___г.

Заключение о результатах работы по наставничеству

Показатель Краткая характеристика

достигнутых показателей

Знания по профилю работы

Навыки по профилю работы

Объем выполняемых трудовых обязанностей

Результаты работы (качество обучения, результаты деятельности)

Отношение к работе

Работоспособность

Инициативность (участие в конкурсах, конференциях, соц. проектах, соц. сетях)

Дисциплинированность

Взаимоотношение с коллегами

Выполнение требований и стандартов профессиональной деятельности

Вывод

___

Рекомендации

___

Наставник___

(должность, подпись, фамилия, инициалы наставника)

"___" ___20___г.

С отчетом об итогах наставничества ознакомлен : ___

(подпись молодого специалиста)

Примечание.

1. В целом, эффективность работы молодого специалиста и степень его адаптации в коллективе по результатам наставнической работы оцениваются по двум взаимосвязанным показателям:

результаты работы - оцениваются заведующим МБДОУ «Детский сад № 119» и наставником по степени выполнения молодым специалистом своих трудовых обязанностей и индивидуальных поручений и заданий;

взаимодействие с коллегами по работе - оценивается заведующим МБДОУ «Детский сад № 119», наставником и сотрудниками по различным, характеризующим данный показатель, параметрам: готовность и способность воспринимать новые знания, скорость восприятия информации, качество выполняемой работы, взаимоотношения в коллективе и др.

2. В разделе "Вывод" указывается:

объём и качество выполнения индивидуального плана наставничества;

готовность к самостоятельному исполнению молодым специалистом трудовых обязанностей.

3. В разделе "Рекомендации" отмечаются:

вопросы, которые необходимо дополнительно изучить молодому специалисту; недостатки, которые следует устранить;

методы и способы, с помощью которых необходимо улучшить работу молодому специалисту.

Публикации по теме:

Специфика наставничества в дошкольном образовательном учреждении В современных условиях реформирования национальной системы образования особую роль играет тот факт, что молодой педагог должен в короткие.

Фотоотчёт «Как мы начинали новый учебный год»Фотоотчёт «Как мы начинали новый учебный год» Вот и осень наступила. Школы открывают свои двери для всех учеников: и для первоклассников, и тех, кто постарше, кто не первый год идёт.

Фотоотчёт «Как мы провели этот учебный год!»Фотоотчёт «Как мы провели этот учебный год!» Вот и подошёл к концу наш первый учебный год. Вспоминая своих ребятишек, которые пришли в наш детский сад совсем маленькими, ни чего не умели.

Мониторинг образовательного процесса на учебный год Количество детей: 24 Дата проведения: сентябрь. Статус мониторинга: начало учебного года Цель мониторинга: 1) индивидуализация образования.

План по самообразованию на 2017–2018 учебный год План по самообразованию на 2017-2018 учебный годТема: «Информационно-коммуникативные технологии как инструмент реализации ФГОС» Цель: Дальнейшее.

Рабочая программа дополнительного образования. Кружок «Умелые ручки» в средней группе на 2019–2020 учебный год Содержание: 1. Пояснительная записка 1.1. Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность ГБДОУ НАО «ЦРР – детский сад «Умка».

Рабочая программа по кружковой работе в средней группе: «Юный краевед» на 2018–2019 учебный год (1 часть) Рабочая программа по кружковой работе в средней группе:"Юный краевед" на 2018 -2019 учебный год(1 часть)Пояснительная запискаПравовой основой.

Рабочая программа по кружковой работе в средней группе: «Юный краевед» на 2018–2019 учебный год (2 часть продолжение) Рабочая программа по кружковой работе в средней группе: «Юный краевед» на 2018–2019 учебный год (2 часть продолжение)Первая часть здесьПланируемые.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Программа наставничества на учебный год
Опубликовано: 20 июня 2024 в 09:34
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа наставничества на учебный год» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Петрова (УИ 146936) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД