Татьяна Сапрыкина
Программа обучения детей подготовительной группы нетрадиционной технике рисования «Мы волшебники»
▼ Скачать
1часть
Вводная часть:
Программа : «Мы волшебники» -
обучения детей подготовительной группы нетрадиционной технике рисования, разработана мной в соответствии с условиями модернизации современной системы дошкольного образования, с действующими ФГОС ДО, а также с учётом психологических аспектов развития ребёнка дошкольного возраста, что соответствует современной научной «Конвенции дошкольного воспитания.
Публикация «Программа обучения детей подготовительной группы нетрадиционной технике рисования „Мы волшебники“» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Подготовительная группа
- Рисование. Все материалы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
Её содержание нацелено на развитие и формирование творческих способностей детей, а также обеспечивает и охватывает всестороннее развитие ребёнка и педагогическое просвещение родителей. Все занятия в разработанной мной программе направлены на обучение дошкольников нетрадиционной технике рисования. А комплексное содержание программы обеспечивает целостность педагогического процесса и охватывает различные стороны воспитания и развития ребёнка и представляет собой обобщённый многолетний опыт работы по рисованию.
Пояснительная записка. «. Это правда! Ну чего же тут скрывать? Дети любят, очень любят рисовать. На бумаге, на асфальте, на стене И в трамвае на окне…» (Э. Успенский.)
Дети рисуют все, что видят, знают, слышат, чувствуют и ощущают, о чем думают, что привлекает их внимание. Рисовать можно чем угодно и на чем угодно! Лежа на полу, под столом, на столе… На листочке дерева, на газете… Почему рисуют дети?
В. А. Сухомлинский писал: «Общение с искусством – одна из больших радостей жизни».
Рисование является одним из древнейших направлений искусства, одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста. Оно позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Рисование дает возможность в образной форме выразить то, что уже узнал малыш, и что он не всегда может выразить словесно. В процессе рисования совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности.
Как утверждают многие педагоги – все дети талантливы.
«Каждый ребенок – художник, трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста». Пабло Пикассо.
Необходимо только вовремя заметить, почувствовать эти таланты, помочь ему разбудить в себе творческие способности, индивидуальность, неповторимость и постараться, как можно раньше, дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
Главное, что я отметила для себя, в рисовании то, чтобы каждое занятие приносило детям только положительные эмоции. Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А поскольку рисование является источником хорошего настроения ребенка, то следует поддерживать и развивать интерес ребенка к изобразительному творчеству. Не надо вкладывать еще в неумелую и слабую руку ребенка карандаш или кисточку и мучить его. Первые неудачи вызовут разочарование, и даже раздражение.
Нужно заботиться, чтобы деятельность ребенка была успешной, - это будет подкреплять его уверенность в собственных силах.
Актуальность.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни.
Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. И в моей группе все дети рисовали, но не у всех получалось одинаково, одному ребенку достаточно было небольшой помощи, а другому требовалась длительная тренировка. Так как задачи, поставленные перед детьми в рисовании, постепенно усложнялись, – далеко не все дети справлялись с ними.
Сложной для дошкольников являлась методика изображения предметов тонкими линиями. Рисование карандашами, кистью требовало высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и умений. Очень часто отсутствие этих знаний и умений быстро отвращало ребенка от рисования, поскольку, в результате его усилий рисунок получался неправильным, не соответствовал желанию ребенка получить изображение близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить. Это вело к детской неуверенности. Я часто слышала от детей : «Я не хочу рисовать. Я не буду рисовать, потому что я не умею, у меня не получается». Или просили помочь им нарисовать. Детям не хватало уверенности в себе, воображения, самостоятельности.
Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.
Решить данные проблемы помогают нетрадиционные техники рисования.
Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов.
Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционная техника так привлекательна для детей, так как она открывает большие возможности для собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
Как говорил В. А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити- ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Она развивает уверенность в своих силах, способствует снятию детских страхов, боязни не справиться с процессом рисования. Учит детей свободно выражать свой замысел и побуждает детей к творческим поискам и решениям. Учит детей работать с разнообразными художественными, природными и бросовыми материалами. Развивает мелкую моторику рук, творческие способности, воображение и полёт фантазии. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие. Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях.
Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать.
Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник способствует развитию у детей ориентировочно - исследовательской деятельности, памяти, эстетического вкуса, познавательных способностей, самостоятельности. Ребенок экспериментирует, смешивая краску с мыльной пеной, нанося гуашь на предмет, изображенный цветными мелками. При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость. В изображении сказочных образов появляется умение передавать признаки необычности, сказочности.
Данные техники не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
Я начала изучать опыты работы коллег, методическую литературу ученых, педагогов, психологов по изобразительной деятельности, по обучению дошкольников нетрадиционной технике рисования.
Список используемой литературы.
Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1-М. ; «Издательство Скрипторий 2003», 2007г.
Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2-М. ; «Издательство Скрипторий 2003», 2007г.
Козакова Р. Т. Занятия по рисованию с дошкольником- М. ; ТЦ Сфера, 2008г.
Комарова Т. С. Обучение дошкольников технике рисования - М. ; Педагогическое общество России, 2005г.
Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. - СПб. ; КАРО, 2008г.
Утробина К. К., Утробин Р. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3 – 7 лет – М. ; «Издательство ГНОМ и Д», 2004г.
Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – г. Ярославль; Академия развития: Академия холдинг, 2004г.
Шайдурова Н. В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста. Учебное пособие. – М. ; ТЦ Сфера, 2008г.
Новизной и отличительной особенностью программы :«Мы волшебники» - обучения детей подготовительной группы нетрадиционной технике рисования» является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются самодельные инструменты, природные и бросовые материалы для нетрадиционного изображения. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Цель программы : Используя нетрадиционные методы обучения – научить рисовать каждого ребенка.
Задачи:
1. Расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования;
2. Учить видеть и понимать красоту многоцветного мира, использовать в рисовании разнообразные материалы и технику, разнообразные способы создания изображения, соединяя в одном рисунке разные материалы с целью получения выразительного образа;
3. Формировать творческие способности у детей посредством использования нетрадиционных техник рисования;
4. Развивать чувство формы, цвета, ритма, композиции, творческую активность, ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение, фантазию;
5. Совершенствовать технические умения и навыки рисования;
6. Приумножать опыт творческой деятельности, формировать культуру творческой личности (самовыражение ребёнка).
7. Создавать условия для свободного экспериментирования с нетрадиционными художественными материалами и инструментами.
8. Воспитывать эстетическое отношение к окружающей действительности, желание рисовать, доводить начатое до конца, работать в коллективе, анализировать свои работы.
Интеграция с другими образовательными областями.
1. «Социально – коммуникативная». Драматизация, игровые моменты, сюрпризные моменты, подвижные игры, речевые игры.
2. «Речевая». Художественное слово: стихи, загадки, пословицы, поговорки;
чтение художественной литературы, народный фольклор; развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результата продуктивной деятельности, практическое овладение воспитанниками нормами речи.
3. «Познавательная». Сенсорное развитие, формирование целостной картины мира, расширение кругозора в сфере изобразительного искусства, творчества; формирование элементарных математических представлений; формирование гендерной, семейной принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
4. «Физическая». Развитие мелкой моторики, релаксация, дыхательная гимнастика, физкультминутки; воспитание культурно – гигиенических навыков, представлений о здоровом образе жизни; формирование трудовых умений и навыков, воспитание трудолюбия, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности.