Лариса Вячеславовна Фомина
Программа кружка «Волшебные завитки»
▼ Скачать + Заказать документы
Волшебные завитки
Содержание.
1. Введение.
2. Пояснительная записка.
3. Перспективный план занятий в старшей группе.
4. Перспективный план занятий в подготовительной к школе группе.
5. Приложение № 1. Конспекты занятий.
6. Приложение № 2. Художественное слово на занятиях.
Введение
На английском языке это рукоделие называется «quilling» — от слова «quill»или «птичье перо». В отличие от оригами, родиной которого является Япония, искусство бумагокручения возникло в Европе в конце 14 — начале 15 века. В средневековой Европе монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями. При близком рассмотрении эти миниатюрные бумажные шедевры создавали полную иллюзию того, что они изготовлены из тонких золотых полосок. К сожалению, бумага — недолговечный материал и мало что сохранилось от средневековых шедевров. Однако эта древняя техника сохранилась и до наших дней и очень популярна во многих странах мира. Бумагокручение быстро распространилось в Европе, но, потому, что бумага, особенно цветная и высококачественная, была очень дорогим материалом, бумажная пластика стала искусством для дам из богатых слоев общества.
Публикация «Программа кружка „Волшебные завитки“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
В наши дни бумагокручение широко известно и популярно как хобби в странах Западной Европы, особенно в Англии и Германии. Но самое широкое распространение это искусство получило, когда оно «переехало» на Восток. Богатейшие традиции тончайшей графики и пластики, изготовления бумаги и работы с ней дали искусству бумажной пластики новую жизнь.
В Южной Корее существует целая Ассоциация любителей бумажной пластики, объединяющая последователей самых разных направлений бумажного творчества.
В 15 веке это считалось искусством. В 19 — дамским развлечением. Большую часть 20 века оно было забыто. И только в конце прошлого столетия квиллинг снова стал превращаться в искусство.
В Англии принцесса Елизавета всерьёз увлекалась искусством квиллинга, и многие её творения хранятся в музее Виктории и Альберта в Лондоне. С бумагой у нас связано представление о непрочности и недолговечности. Но квиллинг опровергает это утверждение – на филигранную объёмную подставку можно поставить, к примеру, чашку или положить тяжелую книгу, и ни один завиток бумажного кружева при этом не пострадает. Можно собрать из бумажных элементов вазу для конфет и спокойно использовать её по назначению — не развалится и не сломается. В общем, квиллинг — это возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги.
Надо заметить, что корейская школа квиллинга (они называют его бумагокручение) несколько отличается от европейской. Европейские работы, как правило, состоят из небольшого числа деталей, они лаконичны, напоминают мозаики, украшают открытки и рамочки. Европа всегда спешит, поэтому любит быстрые техники. Восточные же мастера создают произведения, напоминающие шедевры ювелирного искусства. Тончайшее объёмное кружево сплетается из сотен мелких деталей. В России квилинг называют- техника бумагокручения или бумажная филигрань.
Для освоения техники бумагокручения не требуется, какого либо специального инструмента.
1. Шило. Желательно приобрести шило диаметром около одного миллиметра. Обычно шило имеет конусообразную форму, что может быть неудобно. В этом случае можно воспользоваться любым калёным стерженьком подходящего диаметра. Шило (стержень) используется для намотки спирали из бумажной полосы. При этом необходимо контролировать усилие натяжения бумаги, ручка инструмента должна быть удобной для этой цели.
2. Пинцет. Кончики должны быть острыми, точно совмещёнными. Для выполнения работ высокой точности. Зазубринки на конце нежелательны, т. к. могут оставлять следы на бумаге. Усилие при сжатии должно быть удобным для Ваших рук, обеспечивая надёжный захват с наименьшим давлением.
3. Ножницы. Как и пинцет, должны иметь заострённые концы. Для максимально точной нарезки бахромы.
4. Клей. Особых рекомендаций нет. Однако он должен достаточно быстро высыхать и не оставлять следов. Попробуйте начать с ПВА.
При разметке будущей композиции понадобятся простейшие чертё жные инструменты: циркуль, линейка, карандаш.
Квиллинг является не только увлекательным способом проведения досуга, но средством решения многих педагогических задач, в том числе и коррекционных.
Пояснительная записка
Программа «Волшебные завитки» разработана и реализуется в группе для детей старшего дошкольного возраста. Использование разнообразных видов художественной деятельности при обучении ребенка творчеству, одним из которых является квиллинг, способствует развитию его эмоциональной, познавательной и волевой сфер, художественного вкуса. Этот вид творчества развивает логику, пространственное мышление и воображение, память, способствует концентрации внимания и формированию самодисциплины. Квиллинг улучшает способность следовать устной инструкции, повышает заинтересованность в конечном результате.
Развитая мелкая моторика пальцев рук является одним из показателей интеллектуальности ребенка. В. А. Сухомлинский писал: «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В работе отмечена также психотерапевтическая роль скручивания бумаги, т. к. ребенок имеет возможность поиграть продуктом своего труда, оформить игрушками уголок, подарить родителям или друзьям.
Программа «Волшебные завитки» художественно-эстетической направленности разработана на основе методических пособий следующих авторов: Жихаревой О. М. ,. Соколовой С. В., Сержантовой Т. Б., Ступак Е. А. и др. В отличие от уже имеющихся разработок программа составлена по календарно-тематическому принципу планирования на основе лексической темы, что соответствует основному принципу организации образовательного процесса в ДОУ.
Цель: Всестороннее интеллектуальное речевое и эстетическое развитие дошкольников средствами бумажной пластики и повышение эффективности педагогического воздействия при подготовке их к школе.
Задачи:
Познакомить детей со способами преобразования полосок бумаги. Развивать пространственную ориентировку.
Развивать конструктивные и творческие способности с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.
Развивать у детей умение анализировать, планировать, создавать конструкции по образцу, заданным условиям, пооперационным картам, схемам.
Формировать умение действовать в соответствии со словесной инструкцией педагога.
Развивать мелкую моторику рук.
Совершенствовать объяснительную речь и коммуникативные способности.
Развивать произвольную регуляцию деятельности.
Формировать эстетический вкус.
Воспитывать трудолюбие, вызывать желание доводить начатое дело до конца
Программа строится на таких принципах:
Доступность.
Повторяемость.
Последовательность и систематичность.
Активность и деятельность в процессе обучения.
Практичность.
Связь с окружающим миром.
Развитие личности ребенка.
Учет индивидуальных возрастных особенностей и способностей детей.
Прогнозирование.
Методы и формы:
1. Продуктивный метод (воспроизводящий).
2. Объяснительно – иллюстративный метод (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала и способов действия).
3. Метод проблемного изложения (воспитатель ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения).
4. Частично – поисковый метод.
Организационно – методическое обеспечение программы.
Программа составлена для детей старшего и подготовительного к школе возраста и рассчитана на 2 года обучения. Занятия проводятся 2 раза в месяц в форме совместной деятельности во вторую половину дня, по 25-30 минут. Каждое занятие включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения – это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление поделок, отчет о проделанной работе. Отчет о проделанной работе позволяет научить ребенка последовательности в работе, развить навыки самоконтроля.
Многие фигурки, известные в квиллинге, скручиваются одинаково, но форма придается разная. Используются ленты бумаги шириной 3,4,6 и 10 сантиметров.
В процессе обучения постепенно возрастает уровень сложности выполняемых детьми работ. В 1 год обучения все изделия основаны на простых базовых формах: : «тугая спираль», «капля», «свободная спираль», «изогнутая капля», «глаз», «ромб», «лист», «треугольник», «квадрат». На этом этапе детям демонстрируется лишь сам процесс скручивания бумажной ленты. Условные знаки и схемы служат им дополнительной иллюстрацией при показе процесса скручивания. Педагог должен последовательно предъявлять детям по одному листу такой инструкционной карты, контролируя на начальной стадии обучения каждое действие детей, а в дальнейшем – лишь отдельные наиболее важные операции. При этом условные знаки и схемы служат лишь дополнительной иллюстрацией при показе процесса скручивания бумажных лент.
На 2 году обучения усложняются поделки, выполненные на основе ранее изученных базовых форм. Кроме того, дети знакомятся с новыми базовыми формами и выполняют изделия на их основе. В это время дети подробно знакомятся с более сложными работами в технике квиллинг. Учатся выполнять изделия, опираясь не только на демонстрацию процесса скручивания полосок бумаги, но и на схемы.
На втором году обучения детям предлагаются для работы простые схемы, демонстрирующие последовательность сборки изделия. В начале обучения на этом этапе необходим подробный устный разбор последовательности выполнения изделия и контроль наиболее сложных операций. А затем можно предлагать некоторые простые схемы и для самостоятельной работы. В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала.
К каждому занятию разработан конспект, включающий в себя цель, задачи, мотивацию, художественное слово, пальчиковую гимнастику, физминутку, работу по схемам. В программе предусмотрено не только обучение квилингу, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике квилинг.
Во время занятий квилингом для снятия излишней возбудимости детей, создания непринужденной и творческой атмосферы используются аудиозаписи звуков живой природы и музыки, а также элементы сказкотерапии. В результате у детей происходит выравнивание психомоторных процессов, изменение их поведения, улучшение личных взаимоотношений. Ведь всем известно, что музыка и сказка влияет на эмоциональное состояние и настроение ребенка.
Учебный план
1-ый год обучения
Базовые формы Количество занятий Содержание занятий
1. Треугольник, ромб 6 Знакомство с квилингом. Беседа по охране труда. Правила поведения на занятиях квилинга, правила пользования материалами. Изучение терминов, понятий. Изготовление базовых форм из квадрата. Знакомство с условными знаками, принятыми в квилинге, и основными приемами скручивания бумаги. Инструкционные карты. Изготовление поделок на основе простых базовых форм. Оформление композиций из поделок. Итоговое занятие: оформление коллективной выставки работ.
2. Капля, изогнутая капля 7
3. Тугая спираль, свободная спираль 5
2-ой год обучения
1. Треугольник, ромб 4 Вводное занятие: повторение условных знаков, изученных базовых форм. Знакомство со схемами скручивания полосок бумаги. Складывание более сложных базовых форм на основе изученных простых (работа со схемами). Изучение новых базовых форм. Оформление композиций из поделок (объемная аппликация). Индивидуальные и коллективные работы. Оформление тематических выставок в художественной галерее детского сада.
2. Капля, изогнутая капля 5
3. Глаз, лист 3
4. квадрат 3
5. цветок 2
Подготовка необходимых материалов.
Оснащение: разные цвета полосок бумаги, – обычная, цветная, фломастеры, клей ПВА, ножницы, пособия с рекомендациями и схемами по изготовлению бумажных фигурок, детские работы, картотека пальчиковых игр.
Алгоритм проведения занятий:
Оргмомент (теоритическая часть)
Рассказ-показ: в процессе рассказа-показа из бумаги рождается определенный образ, который остается перед детьми до конца занятия.
Выполнение работы: дети выполняют свои работы, вспоминая и обсуждая рассказ-показ. Воспитатель помогает тем, кто нуждается в помощи. Выполнение работы – это наиболее сложный этап. Он состоит из нескольких частей:
- выбор фона работы;
- выбор цвета бумаги для создания своего образа, героя, композиции;
- изготовление самого героя, композиции;
- работа с деталями (оформление аппликаций);
- оформление коллективной работы.
Просмотр работ, обсуждение – все работы детей по возможности объединяются общей идеей, превращаются в игру, в которую каждый может играть, или в общую коллективную работу, могут быть и индивидуальные работы.
Предполагаемые результаты:
В результате обучения по данной программе дети научатся различным приёмам работы с полосками бумаги, будут знать основные геометрические понятия и базовые формы квилинга, подбирать бумагу нужного цвета, пользоваться схемой, следовать устным инструкциям, способам скручивания, создавать поделки в технике квилинг, составлять композиции, владеть правилами техники безопасности при работе с ножницами и клеем, анализировать образец, свою работу, красиво и выразительно оформлять поделку. В плане подготовки детей к школе работа с техникой квилинг ценна ещё тем, что посредством этой деятельности формируются важные качества детей: зрительно-пространственная координация; умение слушать воспитателя; принимать умственную задачу и находить способ её решения; развитие самоконтроля и самооценки; осознание собственных познавательных интересов.
Подведение итогов осуществляется в виде составления альбомов готовых поделок, книжек – малышек, проведения выставок для родителей в галерее детского сада.
Способы проверки достижений (диагностика).
I. Знание основных геометрических понятий и базовых форм квилинга:
o 1 год обучения – умение делать простейшие формы из полосок цветной бумаги.
o 2 год обучения – умение сделать простейшие базовые формы квилинга: «тугая спираль», «капля», «свободная спираль», «изогнутая капля», «глаз», «ромб», «лист», «треугольник», «квадрат».
- высокий уровень – делает самостоятельно,
- средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей,
- низкий уровень – не может сделать.
II. Умение научиться следовать устным инструкциям, создавать изделия в технике – квиллинг, работатьо по образцу
o 1 год обучения – умение сделать изделие, следя за показом воспитателя и слушая устные пояснения.
o 2 год обучения – умение сделать несложное изделие по образцу.
- высокий уровень – делает самостоятельно,
- средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей,
- низкий уровень – не может сделать.
III. Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
o Оцениваются умения:
– организовать свое рабочее место,
– рационально использовать необходимые материалы,
– аккуратность выполнения работы
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1-ый год обучения
ОКТЯБРЬ НОЯБРЬ
Грибы, ягоды цветы, деревья, растения
I неделя Диагностика «Гриб», «Мухомор»
Цель: Учить графическому языку квилинга, скручивать полоски бумаги и сгибать формы в разных направлениях, развивать мелкую моторику. Закрепить знания о ядовитых грибах.
«Лесная полянка»
Цель: Учить детей скручивать полоски бумаги, изготовлять разные формы квилинга. Развивать мелкую моторику, знакомить с различными видами растений
Овощи и фрукты Перелетные птицы символы
III неделя «Корзина овощей», «Корзина Фруктов»
Цель:Закрепление знаний об овощах и фруктах, учитьдетей конструировать из полосок бумаги,создавать композицию. Воспитывать внимание, терпение, развивать мелкую моторику. «Лебедь»
Цель: Учить графическому языку квилинга, скручивать полоски бумаги и сгибать формы в разных направлениях, воспитывать внимание, терпение, развивать мелкую моторику. Развивать речевую активность. Закрепить знания о птицах.
«Флаги Хабаровского края и России»
Цель: Учить детей скручивать полоски бумаги и сгибать формы в разных направлениях, воспитывать внимание, терпение, развивать мелкую моторику. Развивать речевую активность.
Развивать чувство патриотизма, закреплять знания о символике государства.
ДЕКАБРЬ ЯНВАРЬ ФЕВРАЛЬ
«Новогодние подарки» Домашние животные Транспорт (наземный, специальный)
I неделя «Снежинка», «Открытка», «Елочные украшения»
Цель: Продолжать учить детей работать по схеме, закрепить графический язык квилинга, скручивать полоски бумаги и сгибать формы в разных направлениях, воспитывать внимание, терпение, развивать мелкую моторику. Развивать речевую активность.
«Барашек»
Цель: Продолжать учить детей работать по схеме, закрепить графический язык квилинга, скручивать полоски бумаги и сгибать формы в разных направлениях. Развивать мелкую моторику. Воспитывать внимание, усердие. Закрепить знания о животных.
«Танк», «Короблик»
Цель: Продолжать учить детей скручивать полоски бумаги и сгибать формы в разных направлениях, воспитывать внимание, терпение Развивать мелкую моторику, сосредоточенность, закрепление знаний о транспорте.
Зима Дикие животные Животные Севера
III неделя «Снеговик»
Цель: Учить детей скручивать полоски бумаги и сгибать формы в разных направлениях, воспитывать внимание, терпение Развивать мелкую моторику.
«Зайчик»
Цель: Продолжать учить детей скручивать полоски бумаги и сгибать формы в разных направлениях, воспитывать внимание, терпение Развивать мелкую моторику, сосредоточенность,закрепить знания о диких животных. «Пингвин»
Цель: Учить детей графическому языку квилинга, скручивать полоски бумаги и сгибать формы в разных направлениях, развивать мелкую моторику. речевую активность.
МАРТ АПРЕЛЬ МАЙ
«Цветы-первоцветы» Хлеб Школа
I неделя «Подснежник»
Цель: Продолжать учить детей скручивать полоски бумаги и сгибать формы в разных направлениях, воспитывать внимание, терпение Развивать мелкую моторику, сосредоточенность. Закрепить знания о первоцветах, воспитывать бережное отношение к экологии.
«Колобок»
Цель:
Продолжать учить детей скручивать полоски бумаги и сгибать формы в разных направлениях, воспитывать внимание, терпение Развивать мелкую моторику,закрепить знания о профессии –пекарь, кондитер. «Неваляшка»
Цель: Учить детей выполнять поделку из скрученных полосок бумаги и сгибать формы в разных направлениях, воспитывать внимание, терпение Развивать мелкую моторику.
Животные жарких стран Весна Насекомые
III неделя «Жираф»
Цель: Продолжать учить детей скручивать полоски бумаги и сгибать формы в разных направлениях, воспитывать внимание, терпение Развивать мелкую моторику. Закрепить знания о животных.
«Жар-птица»
Цель: Продолжать учить детей скручивать полоски бумаги и сгибать формы в разных направлениях, воспитывать внимание, терпение. Развивать мелкую моторику, эстетический вкус.
«Бабочка»
Цель: Продолжать учить детей скручивать полоски бумаги и сгибать формы в разных направлениях, воспитывать внимание, терпение. Развивать мелкую моторику, эстетический вкус. Воспитывать внимание, закрепить знания о насекомых.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2-ой год обучения
СЕНТЯБРЬ ОКТЯБРЬ НОЯБРЬ
Овощи и фрукты Перелетные птицы Домашние птицы
I неделя Знакомство с новыми формами квилинга.»Фруктовое дерево»
Цель: Продолжать учить детей скручивать полоски бумаги и сгибать формы в разных направлениях, воспитывать внимание, терпение Развивать мелкую моторику. Закрепить знания об овощах и фруктах «Лебедь»
Учить детей скручивать полоски бумаги и сгибать формы в разных направлениях, воспитывать внимание,терпение, украшать дополнительными деталями работу (клюв, глаза). Развивать речевую активность,мелкую моторику. закрепить знания о перелетных птицах. «Курица»
Продолжать учить детей понимать графический язык квилинга, оформлять дополнительными деталями; уточнить знания о домашних животных. Развивать речевую активность,мелкую моторику воспитывать усердие.
Грибы Осень. Деревья Человек
III неделя «Гриб»
Цель: Учить графическому языку квилинга, скручивать полоски бумаги и сгибать формы в разных направлениях, развивать мелкую моторику. Закрепить знания о съедобных грибах.
«деревья разных времен года»
Цель: Учить детей скручивать полоски бумаги и сгибать формы в разных направлениях, оформлять дополнительными деталями. Развивать речевую активность, мелкую моторику: воспитывать внимание, уверенность в своих силах
«Гномик»
Цель: Учить детей скручивать полоски бумаги и сгибать формы в разных направлениях, оформлять дополнительными деталями. Развивать речевую активность, мелкую моторику: воспитывать внимание, уверенность в своих силахВоспитывать внимание, уверенность.
ДЕКАБРЬ ЯНВАРЬ ФЕВРАЛЬ
«Елочные украшения» Зимующие птицы Армия
I неделя «Маска»
Цель:Учить детей графическому языку квилинга, скручивать полоски бумаги и сгибать формы в разных направлениях, Развивать мелкую моторику, речевую активность. Воспитывать конструктивные способности, внимание. «Сова»
Цель: Учить детей скручивать полоски бумаги и сгибать формы в разных направлениях, Развивать мелкую моторику, речевую активность. Воспитывать конструктивные способности,внимание, сосредоточенность.
Закрепить знания о зимующих птицах.
«Лодка»
Цель: Учить детей скручивать полоски бумаги и сгибать формы в разных направлениях, Развивать мелкую моторику, речевую активность. Воспитывать конструктивные способности,внимание,
Воспитывать уверенность в своих силах.
Новогодние праздники Домашние животные Транспорт (водный)
III неделя «Елочка»
Цель: Продолжать учить детей, опираясь на схему, делать поделку, скручивать полоски бумаги и сгибать формы в разных направлениях, Развивать мелкую моторику, речевую активность. Воспитывать конструктивные способности,внимание, сосредоточенность., оформлять дополнительными деталями.
«Собачка», «Кошка»
Цель: Продолжать учить детей скручивать полоски бумаги и сгибать формы в разных направлениях, Развивать мелкую моторику. Воспитывать внимание, усердие. Закрепить знания о домашних животных.
«Пароход»
Цель: Продолжать учить детей скручивать полоски бумаги и сгибать формы в разных направлениях, развивать мелкую моторику, речевую активность. Воспитывать внимание, усидчивость, усердие. Закрепить знания о водном транспорте.
МАРТ АПРЕЛЬ МАЙ
Женский праздник Космос Насекомые
I неделя «Тюльпан»
Цель: Продолжать учить детей графическому языку квилинга, скручивать полоски бумаги и сгибать формы в разных направлениях, Развивать мелкую моторику, речевую активность. Воспитывать конструктивные способности, внимание, уверенность в своих силах. «Ракета», «Космос»
Цель: Продолжать учить детей. скручивать полоски бумаги и сгибать формы в разных направлениях, Развивать мелкую моторику,речевую активность. Воспитывать внимание. Закрепить знания о космосе,о планетах.
«Бабочка»
Цель:Продолжать учить детей скручивать полоски бумаги и сгибать формы в разных направлениях, воспитывать внимание, терпение. Развивать мелкую моторику, эстетический вкус. Воспитывать внимание, закрепить знания о насекомых.
Рыбы Растения Лето
III неделя «Золотая рыбка»
Цель: Продолжать учить детей скручивать полоски бумаги и сгибать формы в разных направлениях, Развивать мелкую моторику, воспитывать внимание, усидчивость. Закрепить знания о видах рыб.
«Одуванчик»
Цель: Продолжать учить детей скручивать полоски бумаги и сгибать формы в разных направлениях, Развивать мелкую моторику, воспитывать внимание, усидчивость. развивать речевую активность. Воспитывать усердие, внимание, собранность. Закрепить знания о растениях, травах.
«Цветочные клумбы»
Цель: Продолжать учить детей скручивать полоски бумаги и сгибать формы в разных направлениях, Развивать мелкую моторику, воспитывать внимание, усидчивость. Закрепить знания о цветах.