Татьяна Полякова
Программа логопедического кружка «Веселый язычок» для старшей и подготовительной группы
Программа кружка «Веселый язычок»
Пояснительная записка
На мой взгляд, самая сложная и большая проблема в обучении детей дошкольного возраста – научить связно и выразительно говорить. Очень важно помочь ребенку овладеть этим прекрасным даром.
Публикация «Программа логопедического кружка „Веселый язычок“ для старшей и подготовительной группы» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа логопеда. Логопедия
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2021
К 5-6 годам ребенок должен овладеть всей системой родного языка: уметь полно и последовательно излагать свои мысли, легко строя сложные развернутые предложения, логически обосновывая свои высказывания, свободно пересказывать рассказы и сказки, описывать произошедшие события, правильно произносить все звуки и многосложные слова.
Правильная речь является один из важных показателей готовности ребёнка к обучению в школе, залогом успешного освоения грамоты и чтения.
Однако, анализ реальной ситуации, сложившейся в системе воспитания и обучения дошкольников показывает, что количество детей, имеющих
отклонение в речевом развитии, неуклонно растёт, а в условиях ДОУ невозможно оказать коррекционно-логопедическую помощь всем нуждающимся. Любая речевая патология, в той или иной степени (в зависимости от характера речевых расстройств, отрицательно влияет на психологическое развитие ребенка, отражается на его деятельности, поведении, умственном развитии, познавательной деятельности, формировании личности. А если вовремя устранить нарушения звукопроизношения и развить фонематические процессы, мы поможем ребёнку преодолеть трудности общения с окружающими, а в дальнейшем, хорошо учиться в школе и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.
Проведя диагностическое обследование, я организовала логопедический кружок «Веселый язычок» для детей, которые не были зачислены на логопункт и которым не достаточно занятий, по причине сложного речевого дефекта.
Данная программа представляет собой коррекционно-развивающую работу, которая ориентирована исключительно на каждого ребёнка, так как позволяет составить индивидуальный путь коррекционной помощи с учётом его личностных особенностей, особенности речевого, общего развития и темпа продвижения в освоении звуков.
Цели:
- способствовать более прочному усвоению материала, изученного на логопедических занятиях;
- содействовать развитию речи детей, усвоению детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм;
- создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи.
Задачи:
- закреплять (закрепление) правильное звукопроизношение;
- различать буквы, которыми обозначают звуки;
-составлять предложения, рассказы;
- образовывать родственные слова;
- правильно использовать в речи грамматические категории времени, рода, числа;
- развивать артикуляционный аппарат, фонематический слух;
- развивать словесно-логическое мышление, зрительное и слуховое внимание, память;
- воспитывать чувство гордости за русский язык.
Дети: старшей и подготовительной группы.
Время проведения: вторник, четверг – с 15.30-16.30
При составлении программы я использовала литературу:
1. Н. В. Нищева «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (4 до 7 лет). Издательство Санкт-Петербург. «Детство-Пресс» 2007 г.
2. Н. В. Нищева «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи». Издательство Санкт-Петербург. «Детство-Пресс» 2001 г.
3. Л. Н. Смирнова «Логопедия в детском саду». Издательство Москва. «Мозаика-Синтез» 2003 г.
4. В. В. Гербова «Учусь говорить». Москва. «Просвещение» 2003 г.
5. Н. В. Пятибратова «Логопедические занятия с элементами методики Монтессори». Москва. ООО «ТЦ Сфера» 2010 г.
6. Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова «Формирование правильной разговорной речи у дошкольников». Изд-во «Союз», 2004 г, изд-во «Феникс» 2004 г.
7. Т. И. Петрова, Е. С. Петрова «Игры и занятия по развитию речи дошкольников». Изд-во Москва «Школьная Пресса» 2004 г.
8. «Преодоление общего недоразвитие речи у дошкольников» под редакцией Т. В. Волосовец. Москва ТЦ «Сфера» 2007 г.
Месяц Темы занятий
Цели
Методические приемы
сентябрь
1. Детский сад -учить слушать рассказ воспитателя;
-подражать действиям взрослого;
-развивать зрительную и слуховую память, внимание, мимическую и артикуляционную моторику. Игра «Со мной играй, за мной повторяй. Подвижная игра «Сначала буду маленьким».
Считалка «Детский сад».
2. Осень
-систематизировать знания детей об осени, об осенних явлениях природы;
-расширить словарь по лексической теме;
-формировать умение употреблять единственное и множественное число;
-развивать слуховую память. Упражнения: «Осенью», «Ветер дует».
Пальчиковые игры «Скоро в школу». Викторина: «Ответь на вопросы», «Угадай слово».
Составление рассказа «Осень».
3. Грибы. Ягоды.
-расширить представление детей о многообразии растений осеннего леса;
- уточнить знания о грибах и лесных ягодах;
-учить образовывать существительные с помощью суффиксов;
-учить детей внимательно слушать, побуждать к участию в беседе. Упражнения: «Опята», «За грибами», «Грибы».
Лексико–грамматические игры «Четвертый лишний», «Что не так?».
Физкультминутка «Осень».
Составление рассказа – описания с элементами сравнения.
4. Деревья осенью -закрепить знание названий деревьев;
- дать знания о причинах опадания листьев;
- учить детей согласовывать существительное с прилагательным;
-развивать фонематический слух, общую и мелкую моторику. Упражнения «Чей листок», «Найди картинку».
Логоритмическое упражнение «Листья».
«Запомни и повтори».
Рассматривание иллюстрации «Лес».
октябрь 1. Огород. Овощи.
-закрепить представления об овощах;
-расширить представление о труде взрослых в огородах;
-формировать умение образовывать прилагательные от существительных и активно употреблять их в речи;
-учить детей четко проговаривать слова, регулировать темп речи и силу голоса. Упражнение «Овощи».
Лексико–грамматические игры «В земле или на земле?».
Физкультминутка
«Листочки».
Пальчиковая игра «У Лариски две редиски», «Хозяйка однажды с базара пришла».
2. Сад. Фрукты. -уточнить понятие «фрукты»;
-расширить представление о труде взрослых в саду;
-закрепить образование множественного числа имен существительных;
-формировать умение составлять короткий описательный рассказ. Игра «Что растет в саду», «Один - много», «Четвертый лишний», «Найди слово».
Физминутка «Мы делили апельсин».
3. Части тела
-закрепить названия частей тела, их функции;
-образовывать существительные с
уменьшительными суффиксами;
-учить употреблять притяжательные местоимения;
-развивать внимание, память. Упражнения «Один – много», «Ответь на вопросы», «Он и я»
Произнесение слоговых цепочек.
Упражнение «Кулак или ладошка».
4. Перелетные птицы
-закрепить и расширить знания детей о перелетных птицах;
-продолжить развивать диалогическую речь;
-учить составлять рассказ по серии сюжетных картинок;
-упражнять детей в словообразовании, активизировать и обогащать словарный запас. Упражнения: «Птички», «Чьи следы?», «Угадай слово».
Штриховка справа – налево.
Пальчиковая гимнастика: «Птички».
Составление рассказа «Ласточка и ястреб».
ноябрь 1. Наш город
-расширить знания о городе;
-воспитывать чувство гордости за родной город;
-учить составлять небольшие рассказы по памяти;
-учить четко, произносить слова, говорить в умеренном темпе, выразительно. Упражнение «Какое слово короче?», «Что у нас, а что у вас?».
Физкультминутка «Мы по городу шагаем». Чистоговорки «Этажи», «Повтори слова тройками».
2. Моя семья
- систематизировать представления о семье, семейных и родственных отношениях;
- воспитывать добрые чувства и любовь к членам своей семьи, проявлять о них заботу;
-закреплять умения образовывать существительные множественного числа;
-автоматизация правильного произношения всех поставленных звуков в спонтанной речи. Пальчиковая гимнастика «Моя семья».
Мозаика, шнуровка.
Формирование навыка составления рассказа о своей семье.
Упражнение: «Проговаривание чистоговорок»
3. Домашние животные и птицы.
-систематизировать представления детей о домашних животных и птицах;
-расширить и углубить представления о подготовки их к зимовке;
-учить употреблять в речи существительные в родительном падеже. Викторина «Вопросы – ответы». Физкультминутка «Вверх рука и вниз рука».
Повторение слоговых цепочек.
Упражнение «Какой звук потерялся?»
4. Дикие животные, их детеныши.
-закрепить знания о диких животных, их детенышах;
-называть жилище диких животных;
-употреблять относительные прилагательные;
-составлять предложения с числительными и существительными, согласуя их в роде и числе. Упражнения «Один – много», «Что у кого?», «Угадай и повтори». Физминутка «Волк».
Формирование навыка составления короткого рассказа.
декабрь
1. Зимующие птицы.
-закрепить знания детей о зимующих птицах;
-расширить знания о поведении и повадках зимующих птиц;
-учить образовывать приставочные глаголы;
-составлять предложения с предлогами. Упражнение «Живой – неживой», «Каких птиц много на дереве?»
Психоречевая гимнастика «Спрячь слоги в ладошки».
Выучить загадки о птицах.
2. Одежда. Обувь.
-уточнить и расширить представления об одежде и обуви;
-углубить представления о материалах, из которых они сделаны;
-расширить словарный запас,
-развивать диалогическую речь, учить отвечать на вопросы. Упражнения «Помогаем маме», «Туфельки для Маши». Отгадывание загадок.
Упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот», «Что с чем».
3. Посуда
-расширить представление о назначении посуды, о видах, материалах из которых сделана посуда;
- учить образовывать относительные прилагательные, согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе. Упражнения «Что с чем?», «Из чего?», «Из чего сделан предмет?»
Произнесение слоговых цепочек.
Игра «Хлопни в ладоши»
Выучить загадки о посуде.
4. Новый год.
-закрепить представление детей о новогоднем празднике;
-дать представление о том, как встречают новый год в разных странах;
-развивать фонематический слух. Составление рассказа по предметным картинкам.
Упражнение «Исправь ошибку», «Какое слово короче?».
Произнесение слоговых цепочек.
январь
1. Рождество
-дать представление о празднике;
-развивать мелкую моторику, внимание, память;
-подбирать приставочные глаголы;
-совершенствовать навык ведения диалога. Упражнение «Снеговик», «Игра зимой».
Штриховка слева направо.
Пальчиковые игры «Пирог», «Наряжаем елку» .
Чтение отрывка сказки Гофмана «Щелкунчик».
2. Зима.
-закрепление представлений о зиме и ее приметах;
-уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима»;
- закреплять умения подбирать однородные определения, грамматически правильно строить предложения, образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном числе. Упражнение «Снеговик», «Снегирь». Упражнение «Слово ты договори и все вместе повтори.
Выучить стихотворение «Мороз».
3. Дикие и домашние животные зимой
-обобщение и систематизация знаний о домашних и диких животных;
-их приспособленности к среде обитания, пользе для человека;
- развивать внимание, мышление и воображение, речевую активность;
- воспитывать бережное отношение к природе и ее обитателям. Упражнение «Накорми зверей», «Чьи детеныши?».
Отгадывание загадок по теме.
Упражнение: «Кто около» (усвоение категории родительного падежа).
4. Музыкаль-ные инструменты
-расширять словарь по теме «Музыкальные инструменты», закреплять названия музыкальных профессий.
- развивать мелкую моторику, дыхание и голос; развивать слуховое и зрительное внимание;
координировать речь с движением. Игра «Какой инструмент звучал?».
Игра «Найди и назови музыкальный инструмент».
Физминутка:«Ай ты, дудочка-дуда»
Игра «Назови в слове первый звук».
Игра «Исправь ошибку Незнайки».
февраль
1. Электроприборы
-закрепить названия электроприборов;
-расширять словарный запас по теме;
-продолжать обучать отвечать на вопросы предложениями, согласовывая части речи;
-учить составлять описательные
рассказы по предложенной схеме;
-воспитывать умение быть осторожными при обращении с электроприборами. Упражнение: «Четвертый лишний», «Скажи правильно», «Зачем?».
Отгадывание загадок по теме.
Упражнение: «Повтори чистоговорки».
2. Транспорт
-закрепить и обобщить знания о транспорте;
- уточнение и расширение словаря по теме «Транспорт»;
-развитие грамматического строя речи, развитие слухового восприятия;
- развитие графических умений и навыков. Упражнение «Скажи наоборот», «Скажи правильно». Отгадывание загадок по теме.
Упражнение «Повтори слова».
Считалка «Машина».
Штриховка сверху-вниз.
3. Защитники Отечества
-уточнение и закрепление знаний детей об армии, их представлений о родах войск, воспитание уважения к защитникам нашей Родины;
-развитие слоговой структуры слова;
-совершенствование связной речи;
-координация речи с движением, развитие общих речевых навыков;
-развитие внимания, памяти. Упражнение «Защитники», «Солдатик».
Упражнение «Скажи много».
Пальчиковая гимнастика «Танки», «Бойцы – молодцы».
Выучить стихотворение «Пограничник».
4. Продукты питания
-закрепить информацию о классификации продуктов питания;
-закреплять употребление в речи относительных и качественных прилагательных;
-развивать навык составления предложений из 4-5 слов;
-закреплять умение использования и употребления в речи близких по значению глаголов: жарить, варить, печь, кипятить;
-развивать мыслительные операций сравнения, анализа, синтеза;
-развивать сенсомоторные навыки. Упражнение «Закончи предложение» (стихотворение «Пирог»).
Отгадывание загадок по теме.
Составление рассказ «Гости» по опорным предметным картинкам.
март
1. Мамин праздник
-закрепить и уточнить знания детей о празднике 8 Марта;
-обогащать словарь прилагательными;
-упражнять в умении образовывать существительные с уменьшительно - ласкательными
суффиксами;
- развивать слуховое и зрительное внимание, память, мышление, диалогическую речь;
-воспитывать любовь и
уважение к маме, бабушке, сестре. Упражнения «Помощники», «Маму я свою люблю». Пальчиковая гимнастика «Мамин день».
Упражнение «Запомни и повтори», «Назови ласково».
Выучить стихотворение «Посидим в тишине» Е. Благинина.
Рассматривание иллюстраций.
Д. и. «Красивые слова о маме».
2. Профессии людей.
-закрепление у детей представлений о профессиях людей;
- обогащение лексики детей существительными и прилагательными;
- развитие связной речи – составление рассказа с использованием схемы;
-развитие мелкой моторики пальцев рук, фонематического слуха, мимики, фантазии;
-воспитание уважения к труду. Упражнение «Кто что делает?», «Исправь ошибку».
Слоговой анализ слов.
Упражнение «Повтори потешки».
3. Весна
-уточнить время года, названия весенних месяцев, характерные признаки весны;
-закрепить умение образовывать уменьшительно ласкательные существительные, существительные мн. ч. ; согласовывать числительные с существительными;
-учить составлять предложения, согласовывая части речи;
-развивать внимание, память, мышление;
-воспитывать любовь к природе, бережное отношение. Упражнение «Почему?», составление предложений с союзом потому что, «Чего не бывает?».
Составление рассказа о весне.
Психоречевая гимнастика «Прошагаем загадку».
4. Мой дом
-обогащение словаря по теме «мой дом»;
-уточнение и расширение представлений о назначении, материалах, из которых строят дома;
-совершенствование грамматического строя речи;
-развитие связной речи, внимания, мышления; умения сравнивать предметы, выделяя отличительные признаки.
Отгадывание загадок по теме.
Пальчиковые игры «Пальчики – строители».
Дидактическая игра «Кто где живет?».
Игра с мячом «Назови родственные слова к слову ДОМ.
Дидактическая игра «Назови, какой дом». Физминутка:
«Тук-тук – молотком!
Строим, строим новый дом».
Чтение сказки «Три поросенка».
апрель
1. Комнатные растения
-уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Комнатные растения»;
-совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных с числительными);
-совершенствование синтаксической стороны речи, составление сложноподчинё нных предложений со словами: для того чтобы. Упражнение «Четвертый лишний», «Что неправильно?».
Отгадывание загадок по теме.
Психоречевая гимнастика «Протопай слоги».
Физминутка «Наши алые цветки».
Упражнение «Закончи предложение».
Упражнение «Божья коровка».
2. Космос
-закрепить понятия по лексической теме;
-развитие фонематического восприятия, отработка навыка подбора родственных слов,
упражнять в образовании новых слов;
-расширение тематического словаря: космос, космический, планета, астроном, созвездие, атмосфера, спутник, скафандр, космодром, планетный, планетарий, инопланетяне;
-воспитание чувства сопереживания, толерантного отношения к окружающему миру. Упражнение «Почему?», «Что лишнее?».
Мозаика.
Упражнение «Ракета» Упражнение «Повтори скороговорки».
Игра «Какое слово отличается от других?»
Игра «Найди две одинаковые ракеты».
3. Насекомые
-закреплять знания о насекомых;
-закреплять умение использовать в речи предлоги, согласовывать числительные с существительными, образовывать сложные слова;
-учить составлять описательные рассказы, используя модели;
-воспитывать любовь к живому. Упражнение «Куда спрятались насекомые?», «Назови ласково».
Шнуровка.
Составление рассказа по опорным предметным картинкам.
Психоречевая гимнастика: «Отхлопай слоги».
4. Рыбы
-систематизировать знания о рыбах;
-активизировать словарь детей по данной теме;
-закреплять умение отвечать на вопросы предложениями, согласовывая части речи;
-упражнять в умении составлять описательные рассказы, используя модели. Упражнение «Летучая рыба», «На дне». Пальчиковые игры «Акула»
Отгадывание загадок по теме.
Чтение стихотворения: «Аквариум» (Г. Абрамов).
Рассматривание иллюстраций.
май
1. Цветы
-систематизировать знания о цветах;
-закреплять умение использовать в речи предлоги, согласовывать
числительные с существительными,
образовывать сложные слова.
-обучать составлять описательные рассказы, используя картинно – графическую схему;
-развивать внимание, память, мышление, коммуникативные навыки, связную речь;
-воспитывать бережное отношение к природе. Игра “Кто внимательный”.
Физкультминутка “Жук”.
Игра «Положи и посчитай цветы»
Игр: «Соберём букеты»,
«Помогите пчеле»,
«Исправь ошибку».
Упражнение «Составь предложение».
2. Лето
-обобщить и систематизировать знания детей о времени года - лето, называть
характерные признаки;
-упражнять в подборе слов действий, признаков;
-развивать внимание, память, мышление, коммуникативные навыки, диалогическую речь. Упражнение: «Что с чем рядом?», «Составь предложение».
Речевая подвижная игра: «Цветики».
Упражнение: «Повтори пары слов».
3. Животные жарких стран.
-уточнить знания детей о животных жарких стран;
-учить детей отвечать на вопросы.
-развивать чувство координации движений и ориентации в пространстве;
-активизировать внимание, развивать артикуляционную и речевую моторику. Пальчиковая гимнастика:
«В жарких странах…»
Упражнение «У жирафов…».
Упражнение «Попугай зеленый Жак…»
Упражнение
«Лимпопо».
Дидактическая игра «Кто у кого?»
Загадки по теме.
4. Скоро в школу.
-расширить и обобщить представления детей о школе, учебе, школьных принадлежностях;
-закрепление полученных ранее знаний, умений и навыков.
Отгадывание загадок.
Игра «Собери портфель».
Игра «Разноцветный сундучок»
Подвижная игра «Самый ловкий».
Чтение и пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Филиппок»